ID: 151030
Бакалы́ (баш. Баҡалы) — село, административный центр Бакалинского района Республики Башкортостан Российской Федерации. Административный центр Бакалинского сельсовета. Расположено на западе республики на берегу реки Сюнь.
В XVII веке состоявшая сплошь из лесов бакалинская земля принадлежала вотчинникам Киргизской, Бюлярской и других волостей. Основным занятием их было земледелие и скотоводство. 1730-е годы — начало русского проникновения в край, что связано со строительством новой Закамской линии. На земле вотчинников появляются Бакалинская и Нагайбацкая крепости и деревни со смешанным составом населения. С тех пор русская культура — неотъемлемая часть духовной жизни края. Одновременно важной составной частью местной культуры стали татары-кряшены, часть которых несла казацкую службу на Оренбургской пограничной линии. Татары-казаки, сформировавшиеся здесь под названием «нагайбаки», позднее (1842 г.) были переведены на территорию Челябинской области. В период Крестьянской войны 1773—1775 гг. край стал местом ожесточённых боев повстанцев во главе с В. И. Торновым и И. И. Ульяновым с правительственными войсками, которыми командовал генерал А. Л. Ларионов. Бакалинская и Нагайбацкая крепости являлись важными стратегическими пунктами на западе Башкирии, не случайно они все время были в центре внимания противоборствующих сторон. В XVIII и первой половине XIX веков в крае добывалась медная руда, которая поставлялась на Верхне-Троицкий завод Г. И. Осокина. Огромные масштабы приобрело промышленное использование леса (в основном в качестве сырья для поташных заводов), занимавшего тогда свыше 80 % территории края.
В «Списке населенных мест по сведениям 1870 года», изданном в 1877 году, населённый пункт упомянут как деревня Бакалы 4-го стана Белебеевского уезда Уфимской губернии. Располагалась при речках Сюни и Идяшке, на просёлочной дороге из Белебея в Мензелинск, в 132 верстах от уездного города Белебея и в 15 верстах от становой квартиры в деревне Курачева. В деревне, в 166 дворах жили 1001 человек (492 мужчины и 509 женщин, тептяри, русские), были православная церковь, волостное правление, 2 училища, 4 водяные мельницы, 10 лавок, базары по воскресеньям, ярмарка 2 февраля. Жители занимались пчеловодством, мелочной торговлей, печением калачей и кузнечным ремеслом[3]. Основным культурным и торгово-промышленным центром края ещё с XIX века являлось село Бакалы. Здесь до 1917 года располагались земская больница, аптека, свыше двадцати лавок, проводились базары и ярмарки. Купцы из Казани, Мензелинска, Белебея и Елабуги с середины XIX века осуществляли крупные торговые сделки.
В 17-18 века район оказался в центре христианизации нерусских народов края. Стал местом расселения татар-кряшен, принявших христианство православного образца. Для обслуживания «Новых христиан» в 18 веке стали строиться церкви и часовни. Так, считается, что в 1775 году была построена первая церковь Покрова Богородицы, после чего Бакалы стали называться селом. О существовавшей Покровской церкви в селе не знают даже жители Бакалов. Они привыкли, что в Бакалах есть кирпичная Троицкая церковь. Но она, появившаяся в ~1908-13 годах, в Бакалах вторая, построена была за увеличением населения и трудновместительностью старой деревянной церкви. Строилась Троицкая церковь не вместо старой Покровской, а дополнением к ней, в другой части села. И старая не была снесена, и новая получила другое имя.
Приоткроем завесу времени. Село изначально крещёнское. Крещёны или кряшены – своеобычный малый российский этнос, отличный от татар. Село расположено в северной части бывшего Белебеевского уезда на левом берегу реки Сюни, ныне Бакалы – райцентр. Бакалинская крепость основана в первой половине XVIII века в ходе широкомасштабного строительства цепи оборонительных сооружений на тогдашних южных рубежах России. Казачья станица существовала здесь в XVIII – XIX вв. "Бакалы" можно перевести с тюркских наречий как Лягушкино. После долгой борьбы за национальное самосознание крещены были восстановлены как самостоятельный этнос во всероссийской переписи с 2002 г. Вокруг Бакалов было расположено до двух десятков крещёнских сёл и деревень, примерно в половине из них были свои православные церкви.
Первая Бакалинская деревянная Покровская церковь – одна из старейших деревянных церквей на территории Уфимской губернии, точное время её постройки неизвестно, очевидно, близко к 1735 году, к экспедиции И.К. Кирилова. Известно, что обе церкви в обеих казачьих крепостях – в Бакалах и Нагайбакове строились одновременно. Первая Покровская церковь упоминается в переписи Уфимского уезда 1762 года, 26-ти летняя жительница села Чеганды (Петровского) Каракулинской дворцовой волости до 1762 года была выдана в замужество за пономаря этой церкви, Алексея Иванова. Согласно переписи, Покровская церковь в селе Бакалы относилась к Елабужскому Заказу (РГАДА Ф. 350 Оп. 2 Д. 3799, л. 237об.). Сожжённая во время Пугачёвщины Покровская церковь была заново отстроена прихожанами уже в 1775 г. Вокруг церкви была большая ярмарочная площадь и в течении XVIII - XIX вв. организовалось православное кладбище. Судя по записям в метрических книгах, и до 1840-х гг. село покуда называлось Бакалинской крепостью и большинство населения её составляли служилые казаки.
На 1888 год по духовным росписям прихожан Покровской церкви значилось мужского пола 1992, женского – 2084 душ. Причт состоял из 2-х священников (1-й штат – русский, 2-й – инородческий), дьякона и 2-х псаломщиков. По воспоминаниям старожилов (а мне удалось застать таковых), часть богослужения тогда совершалась на крещёно-татарском языке.
Покровский храм был закрыт одним из первых в районе – во время второй волны гонений на православную веру в конце 1920-х гг., очевидно, вместе с обоими монастырями. Вскоре был разрушен. Вот что вспоминает бакалинский священник отец Николай Суханов. «На этом месте сделали танцплощадку в парке, я в молодости бегал танцевал... А сейчас и парка нет – всё уничтожено: в конце 1970-х – начале 1980-х гг. одержимый первый секретарь райкома Ишмухаметов стал строить клуб на месте церкви. Когда закладывали котлован (это уже в начале 80-х) экскаватором вырывали могилы священников, и кости их ночью вывозили на самосвалах и выбрасывали на свалку. Выкапывали обложки от истлевших Евангелий, которые клали в гроб на грудь покойным (часть из этих обложек унесли в школьный музей), кресты латунные, заржавевшие, много их было, говорят... Вокруг церкви большое кладбище было, и когда водопровод прокладывали – тоже кости выкапывали... Местные жители говорят, что место алтаря всё же осталось в стороне… Ишмухаметов вскоре умер, и кто его сменил – тоже».
Во время этой беседы отец Николай очень волновался. А бывшая староста прихода Вера Христофоровна Ермакова добавила: «Приглашали отца Николая новый клуб освятить, он не идёт, говорит: «Не то, чтобы освятить, я дал обещание Богу, что никогда моя нога не переступит порога этого здания, построенного на костях…» Вся эта вакханалия происходила, в относительно либеральное застойное время. Огромное безликое здание «дома культуры» (без кавычек сказать невозможно, какая уж там «культура»?), взгромоздившееся почти у въезда в Бакалы, действительно прóклятое. Но капля камень точит.
И вот 14 октября 2013 года на Покров Пресвятой Богородицы после богослужения в Троицком храме отец Владимир Кун вместе с прихожанами совершил молебен Божией Матери на месте уничтоженного Покровского храма. Место это примерно между «ДК» и памятником воинам Красной Армии. По завершении молебна о. Владимир окропил сие святое место и богомольцев святой водой, а также поблагодарил за участие в молитве и предложил ввести в традицию каждый год в этот день совершать молитву на месте разрушенной святыни. Место это находится севернее главной въездной улицы в Бакалы, и будущая кирпичная часовня достойно украсит унылый фасад «дома культуры».
/Автор информационной справки о населённом пункте: Собин С.А./
- Подробные
- Обзорные
Живу в Бакалах. Про Курачево не слышала, Куручево - есть, но не в 15 км, а в 28. Интересно, это одно и то же село или разные?
Куручево/Курачево это одно и тоже, ссылки идут на СНМ 1870/1877, расстояние измерялось не в километрах, а в верстах и по дорогам, а не напрямую. Если выявится ошибка, несоответствие с источником - то разумеется, исправим. 😉 За Бокалы зацепился из-за неожиданного упоминания его в вятских ревизиях.
У нас в Бакалах многие жители рассказывают, что их предки приехали "с Вятки". В том числе, мой дедушка говорил, что то ли его дед, то ли прадед был привезён с Вятки "в пелёнках". То есть в младенческом возрасте.
И ещё интересный факт - немало людей с фамилией "Вяткины". Думается, что эту фамилию получали те, кто приехал из Вятской губернии.
Вяткиных было очень много в Каракулинском районе, Удмуртия. Одна из популярнейших фамилий.
Полные имя и отчество бывшей старосты храма Ермаковой - Вера Христофоровна.
Мой дед Габдулла был насильно рекрутирован в 1918 или (скорее всего) в 1919 в Красную Армию. Сборный пункт был в Бакалах, во время медицинской комиссии пункт был захвачен белыми и его под угрозой расстрела рекрутировали в Белую Армию. Он был царским офицером, топографом во время первой мировой войны.Прямо как в Свадьбе в Малиновке: сымай сапоги, власть переменилась...