Яраньмучаш

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Село ЯРАНЬМУЧАШ (ЯРАНМУЧАШ)

Находится в 5 км к западу от центра сельской администрации, деревни Шура, возле границы с Кировской областью, у истока реки Ярань, по местоположению относительно которой и получило свое название. Яраньмучаш — самое отдаленное селение от районного центра, поселка Новый Торъял.

До революции 1917 года село Яраньмучаш (в конце XIX века здесь была построена церковь) входило в состав Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии. Предположительно село возникло в XVII веке, более трехсот лет тому назад. Существует несколько версий, откуда появились первые жители селения, кто его основатели. Судя по названию реки Ярань и самой распространенной фамилии деревни — Алметов (Алмет с саамского — люди, человек), в глубокой древности, в этих местах жило домарийское финно-угорское население, которое в процессе переселения народов и различных столкновений ушло, за Уральские горы. После русской колонизации края в XVI веке, эти места стали активно осваивать и выходцы из Вятских и Новгородских земель. Село Яраньмучаш никогда не было большим и многочисленным. В 1816 году здесь насчитывалось 16 дворов, проживали 40 мужчин и 46 женщин, в 1859 году — 28 дворов, 91 мужчина, 160 женщин, в 1905 году — 49 дворов, 118 мужчин, 148 женщин.

Наибольшего развития селение достигло в конце XIX — первой четверти XX века, в статусе села. В начале XX века на берегу Ярани были открыты школа, магазин, мельница, кузница. Деревянная Покровская церковь была построена в 1886 году. В ней служили священник и псаломщик. В приходе находились 2 начальных министерских училища: одно в селе, другое в Шуре. Отмечали праздники: Иванов день, Покров день, Старый Новый год. Жители со всего прихода приходили на Яраньмучашское кладбище. Церковь была наполовину кирпичная, над ней деревянная надстройка. В начале октября 1932 года церковь сгорела. Ценные вещи и многие иконы удалось сохранить. После пожара их увезли в Никулятскую церковь. Часть икон осталась на хранении у жителей.

В XIX — начале XX веков в селе ежегодно 14 октября проходил большой базар (с1 марийского — Покро пазар), на который съезжались люди со всего прихода и соседних округов. После того, как сгорела церковь, люди перестали собираться, базара не стало.

В 1903 году в селе было основано училище Министерства народного просвещения с трехлетним курсом обучения, где учились дети из села и близлежащих деревень. В 1915 году училище передали в ведение земства, а в 1918 году при советской власти преобразовали в трудовую школу 1 ступени с четырехлетним курсом обучения. В школе в разное время работали директор Е.М. Демаков и учителя А.П. Демакова, Е.С. Наумова, в 30-40 годы — кавалер ордена Ленина О.В. Замятина.

В голодные 1920-1921 годы дело дошло до того, что люди около Яраньмучашского леса были вынуждены набирать землю (жирный чернозем) и вместе с корнями, листьями употреблять в пищу. За этой землей приезжали и из близлежащих деревень. В 1925 году в селе организовали потребительское общество, в 1931 году — колхоз "Красная звезда". В селении проживали 240 человек, из них 221 мари, 19 русских. В 1934 году в колхозе имелись мельница, кузница, сушилка, кирпичное производство, занимались полеводством, скотоводством. В 1936 году в колхозе организовали пасеку, было 60 ульев. Практически в каждом личном хозяйстве держали корову, каждое третье хозяйство имело пчел.

В 1955 году колхоз "Красная звезда" объединили с колхозом "Победа". Укрупнения продолжались и далее, в 1969 году был образован совхоз "Свобода". Председателем назначили М.Ф. Гаязова. Через три года в селе появилась новая ферма по откорму крупного рогатого скота. Яраньмучашская полеводческая бригада постоянно получала самый высокий в совхозе урожай картофеля с гектара. С 1972 года бригаду возглавляла З.И. Ятманова, которая в годы Великой Отечественной войны в отсутствие мужчин несколько лет руководила колхозом "Красная звезда", а в 1961 году как лучшая свинарка была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1971 году орденом Трудового Красного Знамени был награжден тракторист из Яраньмучаша Ф.А. Ерошкин. Несколько позже таким же орденом были награждены уроженцы села А.Д. Алметова, П.П. Актубаев. В Пектубаевской округе хорошо знали главного лесничего, ветерана войны, уроженца Яраньмучаша Ф.Д. Алметова. М.Н. Кленов — тракторист Пектубаевской МТС, весной 1958 года был участником республиканского совещания механизаторов МАССР, награжден Почетной грамотой Верховного Совета Марийской АССР. Большим уважением пользовался в совхозе шофер Н.Ф. Алметов, который в 1972 году получил звание "Лучший шофер Марийской АССР".

После закрытия школы население села стало сокращаться, люди разъезжались. Многие из покинувших Яраньмучаш сейчас живут в Шуре, Оршанке, Йошкар-Оле. В 1972 году в селе числилось 33 хозяйства. К 1995 году в Яраньмучаше осталось 5 хозяйств, 8 жителей. В 2003 году в селе насчитывалось 4 хозяйства, проживали 6 человек. В Яраньмучаше родился A.M. Кленов — директор Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.

Источник: http://www.12rus.ru/List/29/1840/

 

​День деревни Ярань-Мучаш

Ежегодно в Иванов день 21 мая жители деревни Ярань-Мучаш Новоторьяльского района ходят на свое кладбище, поминают усопших.
Деревня Ярань-Мучаш, где в хорошие для нее времена было от 35 до 45 дворов, сегодня на грани исчезновения. С 2009 года в деревне  всего один житель – 55-летний Акилбаев Михаил Николаевич.

Источник: http://yaran-muchaz.blogspot.ru/

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0407096д.Ярань МучашЯранская округаКугушергская волостьясашных54141, л. 161
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      16883Ярань-Мучакшд. каз.при рч. ЯранеЯранский уезд,
      Стан 1
      На проселочных и волостных дорогах, вправо от Царевококшайской коммерческой дороги до границы стана с Уржумским уездом4095257083153

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      21334село Ярань-Мучакш; ЯранцевоВятская губерния, Яранский уезд,
      Малощегловская волость, Пекшанурское общество
      с. Ярань-Мучаш, Покровская ц.
      (церковь в этом селении)
      Ярань → Пижма32164поденщик; нищие
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      11130708селоЯрань-МучакшЯранский уездМалощегловская волость, Пекшакнурское общество328381164[-]1, отд. I, с. 282—289
      Сословие (разряд)
      Народность
      318078158
      1336
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      111036селоЯрань-МучакшЯранский уездМалощегловская волость49961072031, л. 914
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      5215100201.05.1952деревняЯрань-мучашПектубаевский район16Сосновский сельсовет5«Красная звезда»
      5515060201.04.1955деревняЯрань-МучашПектубаевский район16Сосновский сельсовет5«Победа»
      6909012201.05.1969деревняЯраньмучашНово-Торьяльский район40Дубовлянский сельсовет16Йошкар-Ола86марийцы
      7409112101.01.1974деревняЯраньмучашНовоторъяльский район40Шуринский сельсовет5Йошкар-Ола86марийцы
      7809111301.01.1978деревняЯраньмучашНовоторъяльский район40Шуринский сельсовет5Йошкар-Ола86марийцы
      8609121301.01.1986деревняЯраньмучаш (Яраҥмучаш)Новоторъяльский район40Шуринский сельсовет5Йошкар-Ола86марийцы

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88236855013деревняЯраньмучашРеспублика Марий ЭлНовоторъяльский районШуринский сельсовет743марийцы: 100 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88236835052деревняЯраньмучашРеспублика Марий ЭлНовоторъяльский муниципальный районПектубаевское сельское поселение110сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Покровская церковь

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      Ярань-МучашПокровскаяЯранский уезд4-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село Ярань-МучачПокровская церковьЯранский уезд4-й благочиннический округ

      19) Село Ярань-Мучач – Покровская церковь, деревянная, построена в 1896 году; расстоянием от г. Вятки в 220 в., от уездного города и от благ. в 28 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: под церковию и площ. 1 д. 120 с.. усад. 2 д. 240 с., пах. и сен. 35 д. 1810 с., неудоб. 3 д. 1920 с., под кладб. 1 д.; руги соб. на весь причт до 25 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: нрав. рус. 820 м. п., 885 ж. п., крещ. черем. 185 м. п., 198 ж. п., старообр. 7 м. п., 9 ж. п.; приход состоит из 8 селений, расстоянием 1 – 6 вер.

      Село расположено в низменности при истоке реки Яранки, в безлесной местности. В приходе два начальных одноклассных министерских училища – одно в селе, другое в поч. Шуре в 4 в. Прихожане занимаются исключительно обработкой земли. Мед. пунк. в с. Салабеляке в 11 вер. Вол. правл. Малощегловекое в 20 вер., Сердежское в 15 вер. и Тожсолинское в 25 в. Парох. прист. Кукарская в 80 вер.; ст. ж. д. в г. Котельниче в 157 вер. Село стоит на проселке.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. Ярань-МучакшПокровская церковьЯранский уезд4-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 8 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Долго искала с. Ярань-Мучакш; Яранцево, Яранского уезда. Нашла в республике Марий Эл. Чтобы не утратились сведения, создала данный н.п. Может кому пригодится.

      Нашла изчезнувшую д. Яранцево в Яранском районе, но она не подходит.

      Материалы от Кленова Алексея Максимовича,

      уроженца деревни Ярань-Мучаш, 1960 г. р.,

      проживающего в Йошкар-Оле

      и работающего в настоящее время

      в Госархиве  Республики Марий Эл

       

      Дореволюционные документы и метрические книги рассказывают…

      (Поселение Ярань-Мучаш Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии и его окрестности в фондах Центрального государственного архива Кировской области)

       

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория»   метрических книгах Троицкой церкви села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии   за 1876 г. имеется актовая запись № 61 о бракосочетании 18 апреля   1876 г.: «Деревни Яраньмучаша крестьянин Гавриил Анисимов, вдов, повтором брак, православный, 39 лет и девица Соломия, дочь крестьянина села Красного деревни Нолвожа Евфимия Тарасова, 16 лет. Поручители: деревни Яраньмучаша крестьяне: Венедикт и Александр Федоровы, Илья Захаров, Илья Тихонов и Герасим Федоров».   Основание: Ф-237, оп. 229, д. 348, л. 45об.- 46.

      За 1876 г. имеется актовая запись № 62 о бракосочетании 18 апреля        1876 г.: «Деревни Яраньмучаша крестьянин Поликарп Васильев, холост, православный, 18 лет и девица Фекла, дочь крестьянина села Пектубаева починка Шудомаринского умершего Гаврила Стефанова, 17 лет. Поручители: деревни Яраньмучаша крестьяне: Спиридон Стефанов, Кирилл Федоров, Николай Ермолаев и Исаак Антипин».   Основание: Ф-237, оп. 229, д. 348,

      л. 45об.- 46.

       

      С 1 июля 1891 года начинают вестись метрические книги Покровской церкви села Ярань-мучакшского (Ярань-Мучакша, Ярань-Мучаш). Само здание церкви было построено в 1896 году. До этого, видимо, служба и регистрация в метрической книге велась в молельном доме.

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии   за 1891 г. в актовой записи № 19 имеются сведения о рождении 30 сентября 1891 г. и крещении 6 октября 1891 г. Фомы. Родители: «Деревни Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Василий Тимофеев и законная жена его Надежда Гаврилова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Той же деревни крестьянин из черемис Павел Никифоров». Таинство крещения совершил священник Алексей Изергин.

        Ф-237, оп. 229, д. 361, л. 1261об.-1262.

      За 1893 г. в актовой записи № 211 имеются сведения о рождении

      1 августа  1893 г. и крещении 6 августа 1893 г. Матвея. Родители: «Деревни Ярань-мучаша крестьянин из черемис Илья Космин и жена его Марья Михайлова, православная». Восприемник: «При селе живущий крестьянин Тимофей Трофимов Егошин».

        Ф-237, оп. 229, д. 363, л. 54об.-55.

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии   за 1904 г. в актовой записи № 4 имеются сведения о рождении 13 января 1904 г. и крещении 18 января 1904 г. Ксении. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Евфимий Венедиктов Кленов и законная жена его Ирина Семенова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же села девица из черемис Феодора Александрова». Таинство крещения совершил священник Василий Федоров.

        Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 2об.-3.

      За 1904 г. в актовой записи № 38 имеются сведения о рождении 28 июня 1904 г. и крещении 2 июля 1904 г. Прокопия. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Иосиф Алексеев Актубаев и законная жена его Ирина Петрова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Починка Шура крестьянин Прохор Васильев Домрачев».

        Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 16об.-17.

      За 1904 г. в актовой записи № 41 имеются сведения о рождении

      11 августа 1904 г. и крещении 15 августа 1904 г. Наталии. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Владимир Поликарпов Алметов и законная жена его Анастасия Васильева, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же крестьянина сестра девица Параскева Поликарпова Алметова».

        Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 20об.-21.

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1917 г. имеется актовая запись № 4 о бракосочетании

      9 апреля   1917 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Максим Венедиктов Кленов, православного вероисповедания, вторым браком, 42 лет и невеста, Кадамской волости, деревни Петерковой умершего крестьянина из черемис Протаса Михайлова Протасова дочь, девица Акилина, православного вероисповедания, 17 лет. Поручители по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис Ефим Венедиктов Кленов и Александр Васильев Алметов, по невесте – Тожсолинской волости, починка Шура крестьянин Козьма Федоров Вохминцев и Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Никита Кленов».

        Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 18об.-19.

       

      За 1917 г. в актовой записи № 19 имеются сведения о рождении 17 мая 1917 г. и крещении 21 мая 1904 г.Бориса. Родители: «Села Ярань-Мучакша учитель М.Н.П. училища Евфимий Михайлов Демаков и законная жена его Апполинария Петрова, оба православного вероисповедания»… 

      Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 8об.-9.

      За 1917 г. в актовой записи № 20 имеются сведения о рождении 20 мая 1917 г. и крещении 22 мая 1904 г.Александра. Родители: «Села Ярань-Мучакша священник Николай Александров Стрельников и законная жена его Вера Александрова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же священника сын Алексий».

      Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 8об.-9.

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1918 г. имеется актовая запись № 7 о бракосочетании

      28 января 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Александр Архипов Ерошкин, православного вероисповедания, вторым браком, 35 лет и невеста из деревни Побекнура умершего крестьянина из черемис Павла Иларионова Ерусланова жена Матрона Сергеева, православного вероисповедания, вторым браком, 23 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис:Александр Васильев Алметов и Федор Иосифов Актубаев; по невесте: из починка Воинский крестьяне из черемис Тимофей Романов Белорусов и Михаил Романов Белорусов».  Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 739об.-740.

      В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1918 г. имеется актовая запись № 19 о бракосочетании

      9 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Никифор Венедиктов Кленов, православного вероисповедания, первым браком, 45 лет и невеста, Оршанской волости, деревни Большой Орши умершего крестьянина Семена Гаврилова Романова жена Ольга Павлова, православного вероисповедания, 21 года. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Ефим Венедиктов Кленов и Никита Максимов Кленов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Илья Ефимов Кленов и Василий Федоров Алметов». Священник – Николай Стрельников, псаломщик – Николай Мальгинов.

        Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 741об.-742.

      За 1918 г. имеется актовая запись № 20 о бракосочетании 9 февраля

      1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Архип Сергеев Алметов, вторым браком, 28 лет и невеста, Тожсолинской волости, деревни Пижанкова, дочь крестьянина из черемис Архипа Иларионова Янактаева девица Вера, 18 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Филипп Федоров Алметов и Федор Иосифов Актубаев; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Мирон Сергеев Алметов и Василий Федоров Алметов».   Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 741об.-742.

      За 1918 г. имеется актовая запись № 33 о бракосочетании 16 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис  Василий Петров Алметов, первым браком, 19 лет и невеста, Тожсолинской волости, деревни Верхвои , дочь крестьянина из черемис Харитона Георгиева Киржаева девица Агапия, православная, 19 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Архип Сергеев Алметов и Василий Федоров Алметов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис … Ятманов и Мирон Сергеев Алметов».   Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 744об.-745.

      За 1918 г. имеется актовая запись № 34 о бракосочетании 18 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис  Василий Федоров Алметов, первым браком, 21 года и невеста, Тожсолинской волости, деревни Никулят, крестьянина из черемис Василия Афанасьева Николаева дочь девица Стефанида, православного вероисповедания, 21 год. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Дмитрий Максимов Алметов и Филипп Федоров Алметов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Исаак Емельянов Ятманов и Никита Максимов Кленов».  

      Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 744об.-745.

      Селение Ярань-Мучаш: пять вопросов и ответов

       

      1. Поясните происхождение названия селения и его географическое месторасположение?

       Ответ.   Ярань-Мучаш является самым отдаленным от районного центра Новый Торъял селением в Новоторъяльском районе (40 км). Он расположен возле границы с Яранским районом Кировской области, недалеко от истока реки Ярань, откуда и получил свое название. «Мучаш» в переводе
      с марийского – «конец», т. е. поселение, расположенное у одного из концов реки Ярань, в данном случае, у истока Ярани.

      По данным марийских ученых О. П. Воронцовой и И. С. Галкина ойконим (название населенного пункта) состоит из двух основ: Яран (Ярань) – гидроним (название водного объекта) плюс мучаш – «конец», исток», то есть «Деревня на истоке деревни Ярань». По мнению И. С. Галкина название реки (гидроним Яран, Ярань) оставлено на территории Марийского края домарийским финно-угорским населением угорского типа. Примеры: ханты одну из своих рек называют Ярын, Ярыняг; яран – так звали соседние народы ненцев.

              Аналогично получили свое название, например, деревни Шулкомучаш
      и Шудумучаш Яранского района, расположенные, соответственно, недалеко от истока рек Шулка и Шуда.

             Селение Ярань-Мучаш расположено на стыке трех районов: Новоторъяльского, Оршанского (Республика Марий Эл) и Яранского (Кировская область). В этих местах берут свое начало реки Ярань, Толмань (Вятская речная система), Малая Кокшага (Волжская речная система).

       

      1. Имело ли селение  Ярань-Мучаш другие названия?

          Ответ.  В пособии «Моя родословная», подготовленном Кировским госархивом, где дан список сел, имеющих два и более названия, читаем:

      с. Ярань-Мучаш – с. Крашенинниковское.

      Больше нигде в архивных документах мне не доводилось видеть родной Ярань-Мучаш под названием Крашенинниковское, или же Яранцево, как указано в «Книге Вятских родов» В. А. Старостина. Авторы, видимо, путают разные населенные пункты: то же Яранцево расположено совсем
      в другом месте Яранского уезда. Другое дело, что святое для меня название «Ярань-Мучаш» в разных справочных изданиях, особенно те, кто не знает марийского языка, пишут кто во что горазд: «Ярань-Мучакш», «Ярань-Мучачь», «Яран-Мучаш», «Яраньмучаш» и т. д. 
      На марийском языке название селения звучит так: диалектный вариант – Яраҥ-Муцаш, литературный вариант – Яраҥ-Мучаш.

      (См. Кленов А. М. «Материалы по истории деревни Ярань-Мучаш». Йошкар-Ола, 2017 г.)

       

       

       

      1. Что известно об основании селения?

      Ответ.     Предположительно, деревня возникла в XVII веке, примерно три с половиной века тому назад. На момент первой ревизии в 1723 году
      в селении Ярань-Мучаш было 11 дворов. Существуют несколько преданий, повествующих о появлении жителей деревни, его основателях. По одной из них, вятские марийцы, пробираясь вдоль реки Ярань,  дошли до его истока
      и основали там поселение. Судя по названию реки Ярань и самой распространенной фамилии деревни – Алметов (с саамского «алматья» – люди, «алматсь» – человек), в глубокой древности в этих местах жили,
      в частности, угры и пермские финно-угры, которые в процессе переселения народов ушли на восток, оставляя свои земли родственным марийцам.

      Одно из самых первых селений на берегу Ярани – марийская  деревня Побекнур (Поветнур) и находящаяся рядом также марийская деревня  Козловаж (Кожлавож) основаны в XVI веке. Жители Побекнура в 2015 году отметили 450-летие основания своей деревни. Яраньмучашцы имели
      с жителями данных деревень давние родственные связи. Можно предположить, что часть мари, после основания Побекнура и Козловажа, через некоторое время двинулась дальше вверх к истоку Ярани и основала там деревню Ярань-Мучаш.

      После присоединения Марийского края к России в XVI веке эти места стали активно осваивать  русские выходцы из вятских и новгородских земель. Рядом с Ярань-Мучашем находятся русские деревни Верхоуслино, Ушаково, Кушово, основанные как и Ярань-Мучаш в XVII веке (середина – вторая половина XVII века).

       

      1. Чем отличаются ярань-мучашские марийцы?

            Ответ.    Луговые марийцы Марий Эл по этнографическим особенностям делятся на 3 группы: йошкар-олинская группа, сернурская группа
      и моркинская группа луговых мари. Селение Ярань-Мучаш расположено на границе йошкар-олинской и сернурской групп луговых мари. Длительное пребывание в составе Царевококшайского уезда Казанской губернии, затем Яранского уезда Вятской губернии дало свои плоды: местные марийцы до 60-х годов XX века разговаривали на «ц», замужние женщины, в основном,  носили головной убор йошкар-олинской группы луговых мари – сорока́. Многие ярань-мучашцы были двоеверцами: посещение православного храма не мешало им в нужное время выходить в кӱсото – марийскую молитвенную рощу и под руководством картов проводить обряды в честь своих многочисленных языческих богов. В Советское время Ярань-Мучаш
      в административном отношении стал ближе к Пектубаеву и Новому Торъялу, а та сторона входила в ареал сернурской группы луговых мари. В 50–60-е годы XX века проходило неоднократное укрупнение колхозов и ярань-мучашцы стали плотно общаться с представителями торъяльско-сернурской группы мари, а потому  переняли у них манеру разговора на «ч». Бывало, что в Шуринской школе цокающих, а это были в основном ярань-мучашские дети, остальные школьники дразнили, поэтому волей-неволей приходилось переучиваться, тем более, что общепринятый вариант марийского языка предполагал использование литературного «ч» вместо диалектного «ц».
      Во второй половине XX века в деревне часть пожилых женщин мари носила национальный женский головной убор йошкар-олинской группы сорока́, другая часть – головной убор замужних женщин сернурской группы луговых мари – шыма́кш. Посещение молитвенных рощ в деревне с конца 50-х годов XX века ушло в историю.

       

      1. Назовите источники и литературу, где можно узнать об истории селения Ярань-Мучаш?

          Ответ.   Первоначальное знакомство с Ярань-Мучашем можно осуществить через краеведческий портал «Родная Вятка»,  набрав название селения.

          В 2003–2007 годах в Марий Эл издавались сборники документальных очерков серии «История сел и деревень Республики Марий Эл». Свет увидели 16 сборников данной серии по городам и всем сельским районам нашей республики. В подготовке материалов к данным сборникам принимали участие ученые и архивисты, учителя, работники культуры, краеведы, широкая общественность. В 2005 году в данной серии вышел сборник документальных очерков «Новоторъяльский район». Я тоже заранее поделился сведениями по селениям Шуринского сельсовета Новоторъяльского района, в том числе, по родной деревне Ярань-Мучаш. Сегодня, читая материалы по Ярань-Мучашу в сети Интернет, также
      в разных изданиях (пример: С. Е. Шелепов «Яранский уезд. Эхо старины». Йошкар-Ола, 2016.), вижу написанные когда-то мной тексты, которые подаются авторами в меру их кругозора и культуры и сведения эти
      в настоящее время нуждаются в уточнении и обновлении.

          Много ценных сведений можно почерпнуть о дореволюционном прошлом деревни, изучая метрические книги Покровской церкви села Ярань-Мучаш
      и Троицкой церкви села Салобеляк, также  материалы ревизских сказок. Изучая советский период не обойтись без внимательного ознакомления
      с похозяйственными книгами сельсоветов, которые велись отдельно
      по каждой деревне, где имеются учетные записи по каждому домохозяйству. Внимательно работая в местных архивах, музеях, библиотеках, можно найти немало других комплексов документов по конкретному селению.

           Об истории деревни (села) Ярань-Мучаш можно прочитать в книгах
      А. М. Кленова: «Что в душе у народа?» (Йошкар-Ола, 2005), «Ярань-Мучаш – колыбель моя» (Йошкар-Ола, 2014), «Материалы по истории деревни Ярань-Мучаш» (Йошкар-Ола, 2017). Немало ценных сведений по истории Ярань-Мучаша и других селений бывшего Шуринского сельсовета собрала учительница Пектубаевской средней общеобразовательной школы Алметова Лариса Анатольевна.

      Из административно-территориальной принадлежности

      селения Ярань-Мучаш

      (По состоянию на 1 января 2022 г.)

       

      1. В 1723 году,  во время первой ревизии (ревизия – перепись податного населения
        в России в XVIII–XIX веках), селение Ярань-Мучаш относилось к Царевосанчурскому уезду Казанской губернии (Российский государственный архив древних актов – РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3985. Из книги О. П. Воронцовой и И. С. Галкина «Топонимика Республики Марий Эл», Йошкар-Ола, 2002, Л. 407), а во второй половине XVIII века входило в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии. (ГА РМЭ. Ф. 165, оп. 1, д. 26, л. 229об.)
      2. После образования в России в 1780 году Вятского наместничества (с 1796 г. – Вятская губерния), деревня Ярань-Мучаш вошла в состав Яранского уезда Вятской губернии.
      3. До 1859 г. деревня Ярань-Мучаш входила в состав Кугушергской волости Яранского уезда. Данная волость состояла из 4 обществ: Арламбинской, Большелипняжской, Игитовской и Шешурской. В 1859 г. в результате политики разукрупнения волостей из Большелипняжского общества Кугушергской волости была создана Малощегловская волость с центром в деревне Малые Щеглы Яранского уезда. Волости делились
        на разряды по числу душ мужского пола: первый разряд – от 4 до 6 тыс., второй разряд – от  2 до 4 тыс., третий разряд – от 1 до 2 тысяч душ мужского пола.
        К примеру, Малощегловская волость относилась к волостям 2 разряда, Ернурская
        и Тожсолинская – к волостям 1 разряда.  До Октябрьской революции 1917 года  селение Ярань-Мучаш входило в состав Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии.
      4. 4 ноября 1920 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)
        и Совнарком РСФСР издали декрет «Об образовании автономной области марийского народа». 15 января 1921 г. Марийская автономная область (МАО, Маробласть) была разделена на 3 кантона (района, уезда): Краснококшайский, Козьмодемьянский
        и Сернурский.
      5. Постановлением ВЦИК от 28 августа 1924 г. в Маробласти было введено новое административно-территориальное деление. Вместо 3 кантонов образовали
        9 кантонов. Среди новых кантонов были Звениговский, Мари-Турекский, Моркинский, Оршанский, Торъяльский (Ново-Торъяльский) и Юринский. Существовавшее административное деление на крупные кантоны, волости
        и сельсоветы было заменено новым административно-экономическим делением
        на более мелкие кантоны, а также   районные сельсоветы. Переход на новую систему административного деления сопровождался некоторым увеличением внешних границ Маробласти.
      6. Созданный в августе 1924 года Торъяльский кантон объединял волости: Ново-Торъяльскую и Конганурскую целиком, селения волостей Токтай-Белякской, Кужмаринской и Пектубаевской (с 22 селениями Кугланурского, Пектубаевского и Липовского сельсоветов), а также 22 селения Тожсолинской и Салобелякской волостей Яранского уезда. Общее число жителей было 55 693 человек, из них мари 25 010 чел., русских 30 683 чел. Общая площадь кантона составляла 1 287,85 кв. верст. Центр кантона – село Новый Торъял.  (Государственный архив Республики Марий Эл

      (Далее – ГА РМЭ). Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 254. Л. 26.)

      Актом от 15 октября 1924 г. в состав Торъяльского кантона Маробласти были переданы следующие 22 селения Яранского уезда: из Салобелякской волости – село Ярань-Мучаш, деревня Малый Кугланур, починок Шишурский, деревни Мушинцы, Кремленки, Воинский, Верхний Кугланур, Нижний Кугланур, из Тожсолинской волости – деревни Пузырниково, Турма, Большая Шимшурга, Малая Шимшурга, Крюковское, Ноля, починки Сосновский, Илюшкино, Шудомарино, Шура, сельскохозяйственные коллективы Петропавловский и Николаевский, деревни Дубовлянская и Зверев. (Янтемир, М.Н. Описание Маробласти: Торъяльский кантон /

      М. Н. Янтемир. – Йошкар-Ола, 1930)

      1. В 1924 году среди 18 созданных в Торъяльском кантоне райсельсоветов был
        и Сосновский райсельсовет с центром в починке Сосново, почтовый адрес тоже починок  Сосново (поч. Сосновский).  Через некоторое время центром Сосновского сельсовета стала деревня Шура. Село Ярань-Мучаш входило в состав Сосновского райсельсовета.    (ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 266. Л. 4.)  
      2. 14 января 1929 года постановлением ВЦИК была создана Нижегородская область, куда в числе других территорий вошла и Марийская автономная область.  В июне  1929 г. Нижегородская область РСФСР была преобразована в Нижегородский край,
        а в 1932 году Нижегородский край был переименован в Горьковский край.
      3. 20 июня 1932 года Президиум ВЦИК на своем заседании заслушал ходатайство Мароблисполкома и принял решение о переименовании кантонов в районы. Райсельсоветы стали сельсоветами. Селение Ярань-Мучаш осталось в составе Сосновского сельсовета Ново-Торъяльского района.
      4. 19 января 1936 года из некоторых частей Ново-Торъяльского и Оршанского районов Марийской автономной области был образован Пектубаевский район. Сосновский сельсовет вошел в состав Пектубаевского района.
      5.  5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР. На её основании Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР).
      6.  В 1959 г. Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР Кремленковский и Сосновский сельсоветы Пектубаевского района были объединены в один Дубовлянский сельский Совет с центром в деревне Дубовляны

      («Марийская правда» за 06.03.1959).

      1.  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1959 года было утверждено произведенное постановлением Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 23.02.1959 г. упразднение следующих районов: Еласовского, Казанского, Косолаповского, Пектубаевского, Семеновского, Хлебниковского. 
        По Пектубаевскому району Пектубаевский, Дубовлянский, Кадамский сельсоветы вошли в Ново-Торъяльский район, Отарский и Краснореченский сельсоветы — в Оршанский район.
      2.  19 декабря 1962 года Президиум Верховного Совета Марийской АССР издал постановление «О некоторых изменениях в административно-территориальном делении Марийской АССР» (ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 446. Л. 87–88), которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г.

      (ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 477. Л. 10). Согласно данному документу в республике вместо существующих 14 районов было создано 7 сельских районов: Горно-Марийский, Звениговский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Сернурский, Советский.  Ново-Торъяльский район вошел в состав Советского сельского района.

      1.  4 марта 1964 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Новоторъяльского сельского района Марийской АССР». Дубовлянский сельсовет вошел в состав Новоторъяльского сельского района.
      2.  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года была введена ранее существовавшая система районирования в республике:  сельские районы, созданные 19 декабря 1962 года,  были преобразованы обратно в районы,
        а также вновь образованы Волжский, Куженерский, Оршанский, Параньгинский районы. Это было одним из свидетельств начавшегося в стране отказа от непродуманных хрущевских реформ.
      3.  Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР 
        от 27 сентября 1973 г. по Новоторъяльскому району были переименованы следующие сельсоветы: Дубовлянский сельсовет – в Шуринский с центром в деревне Шура; Куршенерский сельсовет – в Большелумарский с центром в деревне Большая Лумарь. Этим же Указом деревни Верхнее Янаево, Нижнее Янаево, Малое Крюково и село Пектубаево Пектубаевского сельсовета были объединены как фактически слившиеся населенные пункты в одно село Пектубаево. Деревня Ярань-Мучаш стала в составе Шуринского сельсовета Новоторъяльского района Марийской АССР.

      (ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 826. Л. 138–142.)

      1.  С 8 июля 1992 года Марийская республика официально стала называться Республикой Марий Эл. В 2009 году Шуринское сельское поселение (до 2004 года Шуринский сельсовет, округ) вошло в состав Пектубаевского  сельского поселения Новоторъяльского района.  
      2.  С конца 2009 года  в деревне Ярань-Мучаш  числится  всего один житель – Акилбаев Михаил Николаевич. Сегодня практически исчезнувшая деревня Ярань-Мучаш находится в Пектубаевском сельском поселении Новоторъяльского района Республики Марий Эл.