ID: 62821
Село ЯРАНЬМУЧАШ (ЯРАНМУЧАШ)
Находится в 5 км к западу от центра сельской администрации, деревни Шура, возле границы с Кировской областью, у истока реки Ярань, по местоположению относительно которой и получило свое название. Яраньмучаш — самое отдаленное селение от районного центра, поселка Новый Торъял.
До революции 1917 года село Яраньмучаш (в конце XIX века здесь была построена церковь) входило в состав Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии. Предположительно село возникло в XVII веке, более трехсот лет тому назад. Существует несколько версий, откуда появились первые жители селения, кто его основатели. Судя по названию реки Ярань и самой распространенной фамилии деревни — Алметов (Алмет с саамского — люди, человек), в глубокой древности, в этих местах жило домарийское финно-угорское население, которое в процессе переселения народов и различных столкновений ушло, за Уральские горы. После русской колонизации края в XVI веке, эти места стали активно осваивать и выходцы из Вятских и Новгородских земель. Село Яраньмучаш никогда не было большим и многочисленным. В 1816 году здесь насчитывалось 16 дворов, проживали 40 мужчин и 46 женщин, в 1859 году — 28 дворов, 91 мужчина, 160 женщин, в 1905 году — 49 дворов, 118 мужчин, 148 женщин.
Наибольшего развития селение достигло в конце XIX — первой четверти XX века, в статусе села. В начале XX века на берегу Ярани были открыты школа, магазин, мельница, кузница. Деревянная Покровская церковь была построена в 1886 году. В ней служили священник и псаломщик. В приходе находились 2 начальных министерских училища: одно в селе, другое в Шуре. Отмечали праздники: Иванов день, Покров день, Старый Новый год. Жители со всего прихода приходили на Яраньмучашское кладбище. Церковь была наполовину кирпичная, над ней деревянная надстройка. В начале октября 1932 года церковь сгорела. Ценные вещи и многие иконы удалось сохранить. После пожара их увезли в Никулятскую церковь. Часть икон осталась на хранении у жителей.
В XIX — начале XX веков в селе ежегодно 14 октября проходил большой базар (с1 марийского — Покро пазар), на который съезжались люди со всего прихода и соседних округов. После того, как сгорела церковь, люди перестали собираться, базара не стало.
В 1903 году в селе было основано училище Министерства народного просвещения с трехлетним курсом обучения, где учились дети из села и близлежащих деревень. В 1915 году училище передали в ведение земства, а в 1918 году при советской власти преобразовали в трудовую школу 1 ступени с четырехлетним курсом обучения. В школе в разное время работали директор Е.М. Демаков и учителя А.П. Демакова, Е.С. Наумова, в 30-40 годы — кавалер ордена Ленина О.В. Замятина.
В голодные 1920-1921 годы дело дошло до того, что люди около Яраньмучашского леса были вынуждены набирать землю (жирный чернозем) и вместе с корнями, листьями употреблять в пищу. За этой землей приезжали и из близлежащих деревень. В 1925 году в селе организовали потребительское общество, в 1931 году — колхоз "Красная звезда". В селении проживали 240 человек, из них 221 мари, 19 русских. В 1934 году в колхозе имелись мельница, кузница, сушилка, кирпичное производство, занимались полеводством, скотоводством. В 1936 году в колхозе организовали пасеку, было 60 ульев. Практически в каждом личном хозяйстве держали корову, каждое третье хозяйство имело пчел.
В 1955 году колхоз "Красная звезда" объединили с колхозом "Победа". Укрупнения продолжались и далее, в 1969 году был образован совхоз "Свобода". Председателем назначили М.Ф. Гаязова. Через три года в селе появилась новая ферма по откорму крупного рогатого скота. Яраньмучашская полеводческая бригада постоянно получала самый высокий в совхозе урожай картофеля с гектара. С 1972 года бригаду возглавляла З.И. Ятманова, которая в годы Великой Отечественной войны в отсутствие мужчин несколько лет руководила колхозом "Красная звезда", а в 1961 году как лучшая свинарка была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1971 году орденом Трудового Красного Знамени был награжден тракторист из Яраньмучаша Ф.А. Ерошкин. Несколько позже таким же орденом были награждены уроженцы села А.Д. Алметова, П.П. Актубаев. В Пектубаевской округе хорошо знали главного лесничего, ветерана войны, уроженца Яраньмучаша Ф.Д. Алметова. М.Н. Кленов — тракторист Пектубаевской МТС, весной 1958 года был участником республиканского совещания механизаторов МАССР, награжден Почетной грамотой Верховного Совета Марийской АССР. Большим уважением пользовался в совхозе шофер Н.Ф. Алметов, который в 1972 году получил звание "Лучший шофер Марийской АССР".
После закрытия школы население села стало сокращаться, люди разъезжались. Многие из покинувших Яраньмучаш сейчас живут в Шуре, Оршанке, Йошкар-Оле. В 1972 году в селе числилось 33 хозяйства. К 1995 году в Яраньмучаше осталось 5 хозяйств, 8 жителей. В 2003 году в селе насчитывалось 4 хозяйства, проживали 6 человек. В Яраньмучаше родился A.M. Кленов — директор Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.
Источник: http://www.12rus.ru/List/29/1840/
День деревни Ярань-Мучаш
Ежегодно в Иванов день 21 мая жители деревни Ярань-Мучаш Новоторьяльского района ходят на свое кладбище, поминают усопших.
Деревня Ярань-Мучаш, где в хорошие для нее времена было от 35 до 45 дворов, сегодня на грани исчезновения. С 2009 года в деревне всего один житель – 55-летний Акилбаев Михаил Николаевич.
Источник: http://yaran-muchaz.blogspot.ru/
- Подробные
- Обзорные
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
д. | Ярань Мучаш | Яранская округа | Кугушергская волость | ясашных | 54 | 14 | 1, л. 161 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16883 | Ярань-Мучакш | д. каз. | при рч. Яране | Яранский уезд, Стан 1 | На проселочных и волостных дорогах, вправо от Царевококшайской коммерческой дороги до границы стана с Уржумским уездом | 40 | 95 | 25 | 70 | 83 | 153 |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
21334 | село Ярань-Мучакш; Яранцево | Вятская губерния, Яранский уезд, Малощегловская волость, Пекшанурское общество | с. Ярань-Мучаш, Покровская ц. (церковь в этом селении) | Ярань → Пижма | 32 | 164 | поденщик; нищие | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Ярань-Мучакш | Яранский уезд | Малощегловская волость, Пекшакнурское общество | 32 | 83 | 81 | 164 | [-] | 1, отд. I, с. 282—289 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
31 | 80 | 78 | 158 | |||||||||
1 | 3 | 3 | 6 | |||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Ярань-Мучакш | Яранский уезд | Малощегловская волость | 49 | 96 | 107 | 203 | 1, л. 914 |
Административно-территориальное деление Марийской АССР
№ (код) | Дата | Тип н.п. | Название н.п. | Район | До РЦ, км | Сельсовет | До ц. С/С, км | Ближ. ж/д ст., км | Колхоз / преобл. национальность | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
52151002 | 01.05.1952 | деревня | Ярань-мучаш | Пектубаевский район | 16 | Сосновский сельсовет | 5 | — | «Красная звезда» | ||
55150602 | 01.04.1955 | деревня | Ярань-Мучаш | Пектубаевский район | 16 | Сосновский сельсовет | 5 | — | «Победа» | ||
69090122 | 01.05.1969 | деревня | Яраньмучаш | Ново-Торьяльский район | 40 | Дубовлянский сельсовет | 16 | Йошкар-Ола | 86 | марийцы | |
74091121 | 01.01.1974 | деревня | Яраньмучаш | Новоторъяльский район | 40 | Шуринский сельсовет | 5 | Йошкар-Ола | 86 | марийцы | |
78091113 | 01.01.1978 | деревня | Яраньмучаш | Новоторъяльский район | 40 | Шуринский сельсовет | 5 | Йошкар-Ола | 86 | марийцы | |
86091213 | 01.01.1986 | деревня | Яраньмучаш (Яраҥмучаш) | Новоторъяльский район | 40 | Шуринский сельсовет | 5 | Йошкар-Ола | 86 | марийцы |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Яраньмучаш | Республика Марий Эл | Новоторъяльский район | Шуринский сельсовет | 7 | 4 | 3 | марийцы: 100 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Яраньмучаш | Республика Марий Эл | Новоторъяльский муниципальный район | Пектубаевское сельское поселение | 1 | 1 | 0 | сельское |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
д | Яраньмучаш | Республика Марий Эл | Новоторъяльский муниципальный район | Сельское поселение Пектубаевское |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Покровская церковь
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Ярань-Мучаш | Покровская | Яранский уезд | 4-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Село Ярань-Мучач | Покровская церковь | Яранский уезд | 4-й благочиннический округ |
19) Село Ярань-Мучач – Покровская церковь, деревянная, построена в 1896 году; расстоянием от г. Вятки в 220 в., от уездного города и от благ. в 28 в.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: под церковию и площ. 1 д. 120 с.. усад. 2 д. 240 с., пах. и сен. 35 д. 1810 с., неудоб. 3 д. 1920 с., под кладб. 1 д.; руги соб. на весь причт до 25 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: нрав. рус. 820 м. п., 885 ж. п., крещ. черем. 185 м. п., 198 ж. п., старообр. 7 м. п., 9 ж. п.; приход состоит из 8 селений, расстоянием 1 – 6 вер. Село расположено в низменности при истоке реки Яранки, в безлесной местности. В приходе два начальных одноклассных министерских училища – одно в селе, другое в поч. Шуре в 4 в. Прихожане занимаются исключительно обработкой земли. Мед. пунк. в с. Салабеляке в 11 вер. Вол. правл. Малощегловекое в 20 вер., Сердежское в 15 вер. и Тожсолинское в 25 в. Парох. прист. Кукарская в 80 вер.; ст. ж. д. в г. Котельниче в 157 вер. Село стоит на проселке. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Ярань-Мучакш | Покровская церковь | Яранский уезд | 4-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 8 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648) Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Актубаев Тимофей Васильевич (1875)
- Новоселов Филипп Васильевич (1872)
Долго искала с. Ярань-Мучакш; Яранцево, Яранского уезда. Нашла в республике Марий Эл. Чтобы не утратились сведения, создала данный н.п. Может кому пригодится.
Нашла изчезнувшую д. Яранцево в Яранском районе, но она не подходит.
Материалы от Кленова Алексея Максимовича,
уроженца деревни Ярань-Мучаш, 1960 г. р.,
проживающего в Йошкар-Оле
и работающего в настоящее время
в Госархиве Республики Марий Эл
Дореволюционные документы и метрические книги рассказывают…
(Поселение Ярань-Мучаш Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии и его окрестности в фондах Центрального государственного архива Кировской области)
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» метрических книгах Троицкой церкви села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии за 1876 г. имеется актовая запись № 61 о бракосочетании 18 апреля 1876 г.: «Деревни Яраньмучаша крестьянин Гавриил Анисимов, вдов, повтором брак, православный, 39 лет и девица Соломия, дочь крестьянина села Красного деревни Нолвожа Евфимия Тарасова, 16 лет. Поручители: деревни Яраньмучаша крестьяне: Венедикт и Александр Федоровы, Илья Захаров, Илья Тихонов и Герасим Федоров». Основание: Ф-237, оп. 229, д. 348, л. 45об.- 46.
За 1876 г. имеется актовая запись № 62 о бракосочетании 18 апреля 1876 г.: «Деревни Яраньмучаша крестьянин Поликарп Васильев, холост, православный, 18 лет и девица Фекла, дочь крестьянина села Пектубаева починка Шудомаринского умершего Гаврила Стефанова, 17 лет. Поручители: деревни Яраньмучаша крестьяне: Спиридон Стефанов, Кирилл Федоров, Николай Ермолаев и Исаак Антипин». Основание: Ф-237, оп. 229, д. 348,
л. 45об.- 46.
С 1 июля 1891 года начинают вестись метрические книги Покровской церкви села Ярань-мучакшского (Ярань-Мучакша, Ярань-Мучаш). Само здание церкви было построено в 1896 году. До этого, видимо, служба и регистрация в метрической книге велась в молельном доме.
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1891 г. в актовой записи № 19 имеются сведения о рождении 30 сентября 1891 г. и крещении 6 октября 1891 г. Фомы. Родители: «Деревни Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Василий Тимофеев и законная жена его Надежда Гаврилова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Той же деревни крестьянин из черемис Павел Никифоров». Таинство крещения совершил священник Алексей Изергин.
Ф-237, оп. 229, д. 361, л. 1261об.-1262.
За 1893 г. в актовой записи № 211 имеются сведения о рождении
1 августа 1893 г. и крещении 6 августа 1893 г. Матвея. Родители: «Деревни Ярань-мучаша крестьянин из черемис Илья Космин и жена его Марья Михайлова, православная». Восприемник: «При селе живущий крестьянин Тимофей Трофимов Егошин».
Ф-237, оп. 229, д. 363, л. 54об.-55.
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1904 г. в актовой записи № 4 имеются сведения о рождении 13 января 1904 г. и крещении 18 января 1904 г. Ксении. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Евфимий Венедиктов Кленов и законная жена его Ирина Семенова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же села девица из черемис Феодора Александрова». Таинство крещения совершил священник Василий Федоров.
Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 2об.-3.
За 1904 г. в актовой записи № 38 имеются сведения о рождении 28 июня 1904 г. и крещении 2 июля 1904 г. Прокопия. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Иосиф Алексеев Актубаев и законная жена его Ирина Петрова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Починка Шура крестьянин Прохор Васильев Домрачев».
Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 16об.-17.
За 1904 г. в актовой записи № 41 имеются сведения о рождении
11 августа 1904 г. и крещении 15 августа 1904 г. Наталии. Родители: «Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Владимир Поликарпов Алметов и законная жена его Анастасия Васильева, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же крестьянина сестра девица Параскева Поликарпова Алметова».
Ф-237, оп. 226, д. 1266, л. 20об.-21.
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1917 г. имеется актовая запись № 4 о бракосочетании
9 апреля 1917 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Максим Венедиктов Кленов, православного вероисповедания, вторым браком, 42 лет и невеста, Кадамской волости, деревни Петерковой умершего крестьянина из черемис Протаса Михайлова Протасова дочь, девица Акилина, православного вероисповедания, 17 лет. Поручители по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис Ефим Венедиктов Кленов и Александр Васильев Алметов, по невесте – Тожсолинской волости, починка Шура крестьянин Козьма Федоров Вохминцев и Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Никита Кленов».
Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 18об.-19.
За 1917 г. в актовой записи № 19 имеются сведения о рождении 17 мая 1917 г. и крещении 21 мая 1904 г.Бориса. Родители: «Села Ярань-Мучакша учитель М.Н.П. училища Евфимий Михайлов Демаков и законная жена его Апполинария Петрова, оба православного вероисповедания»…
Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 8об.-9.
За 1917 г. в актовой записи № 20 имеются сведения о рождении 20 мая 1917 г. и крещении 22 мая 1904 г.Александра. Родители: «Села Ярань-Мучакша священник Николай Александров Стрельников и законная жена его Вера Александрова, оба православного вероисповедания». Восприемник: «Того же священника сын Алексий».
Ф-237, оп. 229, д. 448, л. 8об.-9.
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1918 г. имеется актовая запись № 7 о бракосочетании
28 января 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Александр Архипов Ерошкин, православного вероисповедания, вторым браком, 35 лет и невеста из деревни Побекнура умершего крестьянина из черемис Павла Иларионова Ерусланова жена Матрона Сергеева, православного вероисповедания, вторым браком, 23 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис:Александр Васильев Алметов и Федор Иосифов Актубаев; по невесте: из починка Воинский крестьяне из черемис Тимофей Романов Белорусов и Михаил Романов Белорусов». Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 739об.-740.
В документах архивного фонда «Вятская духовная консистория» в метрических книгах Покровской церкви села Ярань-Мучаш Яранского уезда Вятской губернии за 1918 г. имеется актовая запись № 19 о бракосочетании
9 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Никифор Венедиктов Кленов, православного вероисповедания, первым браком, 45 лет и невеста, Оршанской волости, деревни Большой Орши умершего крестьянина Семена Гаврилова Романова жена Ольга Павлова, православного вероисповедания, 21 года. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Ефим Венедиктов Кленов и Никита Максимов Кленов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Илья Ефимов Кленов и Василий Федоров Алметов». Священник – Николай Стрельников, псаломщик – Николай Мальгинов.
Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 741об.-742.
За 1918 г. имеется актовая запись № 20 о бракосочетании 9 февраля
1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Архип Сергеев Алметов, вторым браком, 28 лет и невеста, Тожсолинской волости, деревни Пижанкова, дочь крестьянина из черемис Архипа Иларионова Янактаева девица Вера, 18 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Филипп Федоров Алметов и Федор Иосифов Актубаев; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Мирон Сергеев Алметов и Василий Федоров Алметов». Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 741об.-742.
За 1918 г. имеется актовая запись № 33 о бракосочетании 16 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Василий Петров Алметов, первым браком, 19 лет и невеста, Тожсолинской волости, деревни Верхвои , дочь крестьянина из черемис Харитона Георгиева Киржаева девица Агапия, православная, 19 лет. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Архип Сергеев Алметов и Василий Федоров Алметов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис … Ятманов и Мирон Сергеев Алметов». Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 744об.-745.
За 1918 г. имеется актовая запись № 34 о бракосочетании 18 февраля 1918 г.: «Жених, Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьянин из черемис Василий Федоров Алметов, первым браком, 21 года и невеста, Тожсолинской волости, деревни Никулят, крестьянина из черемис Василия Афанасьева Николаева дочь девица Стефанида, православного вероисповедания, 21 год. Поручители были по жениху: Малощегловской волости, села Ярань-Мучакша крестьяне из черемис: Дмитрий Максимов Алметов и Филипп Федоров Алметов; по невесте – той же волости и села крестьяне из черемис Исаак Емельянов Ятманов и Никита Максимов Кленов».
Ф-237, оп. 226, д. 2003, л. 744об.-745.
Селение Ярань-Мучаш: пять вопросов и ответов
Ответ. Ярань-Мучаш является самым отдаленным от районного центра Новый Торъял селением в Новоторъяльском районе (40 км). Он расположен возле границы с Яранским районом Кировской области, недалеко от истока реки Ярань, откуда и получил свое название. «Мучаш» в переводе
с марийского – «конец», т. е. поселение, расположенное у одного из концов реки Ярань, в данном случае, у истока Ярани.
По данным марийских ученых О. П. Воронцовой и И. С. Галкина ойконим (название населенного пункта) состоит из двух основ: Яран (Ярань) – гидроним (название водного объекта) плюс мучаш – «конец», исток», то есть «Деревня на истоке деревни Ярань». По мнению И. С. Галкина название реки (гидроним Яран, Ярань) оставлено на территории Марийского края домарийским финно-угорским населением угорского типа. Примеры: ханты одну из своих рек называют Ярын, Ярыняг; яран – так звали соседние народы ненцев.
Аналогично получили свое название, например, деревни Шулкомучаш
и Шудумучаш Яранского района, расположенные, соответственно, недалеко от истока рек Шулка и Шуда.
Селение Ярань-Мучаш расположено на стыке трех районов: Новоторъяльского, Оршанского (Республика Марий Эл) и Яранского (Кировская область). В этих местах берут свое начало реки Ярань, Толмань (Вятская речная система), Малая Кокшага (Волжская речная система).
Ответ. В пособии «Моя родословная», подготовленном Кировским госархивом, где дан список сел, имеющих два и более названия, читаем:
с. Ярань-Мучаш – с. Крашенинниковское.
Больше нигде в архивных документах мне не доводилось видеть родной Ярань-Мучаш под названием Крашенинниковское, или же Яранцево, как указано в «Книге Вятских родов» В. А. Старостина. Авторы, видимо, путают разные населенные пункты: то же Яранцево расположено совсем
в другом месте Яранского уезда. Другое дело, что святое для меня название «Ярань-Мучаш» в разных справочных изданиях, особенно те, кто не знает марийского языка, пишут кто во что горазд: «Ярань-Мучакш», «Ярань-Мучачь», «Яран-Мучаш», «Яраньмучаш» и т. д.
На марийском языке название селения звучит так: диалектный вариант – Яраҥ-Муцаш, литературный вариант – Яраҥ-Мучаш.
(См. Кленов А. М. «Материалы по истории деревни Ярань-Мучаш». Йошкар-Ола, 2017 г.)
Ответ. Предположительно, деревня возникла в XVII веке, примерно три с половиной века тому назад. На момент первой ревизии в 1723 году
в селении Ярань-Мучаш было 11 дворов. Существуют несколько преданий, повествующих о появлении жителей деревни, его основателях. По одной из них, вятские марийцы, пробираясь вдоль реки Ярань, дошли до его истока
и основали там поселение. Судя по названию реки Ярань и самой распространенной фамилии деревни – Алметов (с саамского «алматья» – люди, «алматсь» – человек), в глубокой древности в этих местах жили,
в частности, угры и пермские финно-угры, которые в процессе переселения народов ушли на восток, оставляя свои земли родственным марийцам.
Одно из самых первых селений на берегу Ярани – марийская деревня Побекнур (Поветнур) и находящаяся рядом также марийская деревня Козловаж (Кожлавож) основаны в XVI веке. Жители Побекнура в 2015 году отметили 450-летие основания своей деревни. Яраньмучашцы имели
с жителями данных деревень давние родственные связи. Можно предположить, что часть мари, после основания Побекнура и Козловажа, через некоторое время двинулась дальше вверх к истоку Ярани и основала там деревню Ярань-Мучаш.
После присоединения Марийского края к России в XVI веке эти места стали активно осваивать русские выходцы из вятских и новгородских земель. Рядом с Ярань-Мучашем находятся русские деревни Верхоуслино, Ушаково, Кушово, основанные как и Ярань-Мучаш в XVII веке (середина – вторая половина XVII века).
Ответ. Луговые марийцы Марий Эл по этнографическим особенностям делятся на 3 группы: йошкар-олинская группа, сернурская группа
и моркинская группа луговых мари. Селение Ярань-Мучаш расположено на границе йошкар-олинской и сернурской групп луговых мари. Длительное пребывание в составе Царевококшайского уезда Казанской губернии, затем Яранского уезда Вятской губернии дало свои плоды: местные марийцы до 60-х годов XX века разговаривали на «ц», замужние женщины, в основном, носили головной убор йошкар-олинской группы луговых мари – сорока́. Многие ярань-мучашцы были двоеверцами: посещение православного храма не мешало им в нужное время выходить в кӱсото – марийскую молитвенную рощу и под руководством картов проводить обряды в честь своих многочисленных языческих богов. В Советское время Ярань-Мучаш
в административном отношении стал ближе к Пектубаеву и Новому Торъялу, а та сторона входила в ареал сернурской группы луговых мари. В 50–60-е годы XX века проходило неоднократное укрупнение колхозов и ярань-мучашцы стали плотно общаться с представителями торъяльско-сернурской группы мари, а потому переняли у них манеру разговора на «ч». Бывало, что в Шуринской школе цокающих, а это были в основном ярань-мучашские дети, остальные школьники дразнили, поэтому волей-неволей приходилось переучиваться, тем более, что общепринятый вариант марийского языка предполагал использование литературного «ч» вместо диалектного «ц».
Во второй половине XX века в деревне часть пожилых женщин мари носила национальный женский головной убор йошкар-олинской группы сорока́, другая часть – головной убор замужних женщин сернурской группы луговых мари – шыма́кш. Посещение молитвенных рощ в деревне с конца 50-х годов XX века ушло в историю.
Ответ. Первоначальное знакомство с Ярань-Мучашем можно осуществить через краеведческий портал «Родная Вятка», набрав название селения.
В 2003–2007 годах в Марий Эл издавались сборники документальных очерков серии «История сел и деревень Республики Марий Эл». Свет увидели 16 сборников данной серии по городам и всем сельским районам нашей республики. В подготовке материалов к данным сборникам принимали участие ученые и архивисты, учителя, работники культуры, краеведы, широкая общественность. В 2005 году в данной серии вышел сборник документальных очерков «Новоторъяльский район». Я тоже заранее поделился сведениями по селениям Шуринского сельсовета Новоторъяльского района, в том числе, по родной деревне Ярань-Мучаш. Сегодня, читая материалы по Ярань-Мучашу в сети Интернет, также
в разных изданиях (пример: С. Е. Шелепов «Яранский уезд. Эхо старины». Йошкар-Ола, 2016.), вижу написанные когда-то мной тексты, которые подаются авторами в меру их кругозора и культуры и сведения эти
в настоящее время нуждаются в уточнении и обновлении.
Много ценных сведений можно почерпнуть о дореволюционном прошлом деревни, изучая метрические книги Покровской церкви села Ярань-Мучаш
и Троицкой церкви села Салобеляк, также материалы ревизских сказок. Изучая советский период не обойтись без внимательного ознакомления
с похозяйственными книгами сельсоветов, которые велись отдельно
по каждой деревне, где имеются учетные записи по каждому домохозяйству. Внимательно работая в местных архивах, музеях, библиотеках, можно найти немало других комплексов документов по конкретному селению.
Об истории деревни (села) Ярань-Мучаш можно прочитать в книгах
А. М. Кленова: «Что в душе у народа?» (Йошкар-Ола, 2005), «Ярань-Мучаш – колыбель моя» (Йошкар-Ола, 2014), «Материалы по истории деревни Ярань-Мучаш» (Йошкар-Ола, 2017). Немало ценных сведений по истории Ярань-Мучаша и других селений бывшего Шуринского сельсовета собрала учительница Пектубаевской средней общеобразовательной школы Алметова Лариса Анатольевна.
Из административно-территориальной принадлежности
селения Ярань-Мучаш
(По состоянию на 1 января 2022 г.)
в России в XVIII–XIX веках), селение Ярань-Мучаш относилось к Царевосанчурскому уезду Казанской губернии (Российский государственный архив древних актов – РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3985. Из книги О. П. Воронцовой и И. С. Галкина «Топонимика Республики Марий Эл», Йошкар-Ола, 2002, Л. 407), а во второй половине XVIII века входило в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии. (ГА РМЭ. Ф. 165, оп. 1, д. 26, л. 229об.)
на разряды по числу душ мужского пола: первый разряд – от 4 до 6 тыс., второй разряд – от 2 до 4 тыс., третий разряд – от 1 до 2 тысяч душ мужского пола.
К примеру, Малощегловская волость относилась к волостям 2 разряда, Ернурская
и Тожсолинская – к волостям 1 разряда. До Октябрьской революции 1917 года селение Ярань-Мучаш входило в состав Малощегловской волости Яранского уезда Вятской губернии.
и Совнарком РСФСР издали декрет «Об образовании автономной области марийского народа». 15 января 1921 г. Марийская автономная область (МАО, Маробласть) была разделена на 3 кантона (района, уезда): Краснококшайский, Козьмодемьянский
и Сернурский.
9 кантонов. Среди новых кантонов были Звениговский, Мари-Турекский, Моркинский, Оршанский, Торъяльский (Ново-Торъяльский) и Юринский. Существовавшее административное деление на крупные кантоны, волости
и сельсоветы было заменено новым административно-экономическим делением
на более мелкие кантоны, а также районные сельсоветы. Переход на новую систему административного деления сопровождался некоторым увеличением внешних границ Маробласти.
(Далее – ГА РМЭ). Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 254. Л. 26.)
Актом от 15 октября 1924 г. в состав Торъяльского кантона Маробласти были переданы следующие 22 селения Яранского уезда: из Салобелякской волости – село Ярань-Мучаш, деревня Малый Кугланур, починок Шишурский, деревни Мушинцы, Кремленки, Воинский, Верхний Кугланур, Нижний Кугланур, из Тожсолинской волости – деревни Пузырниково, Турма, Большая Шимшурга, Малая Шимшурга, Крюковское, Ноля, починки Сосновский, Илюшкино, Шудомарино, Шура, сельскохозяйственные коллективы Петропавловский и Николаевский, деревни Дубовлянская и Зверев. (Янтемир, М.Н. Описание Маробласти: Торъяльский кантон /
М. Н. Янтемир. – Йошкар-Ола, 1930)
и Сосновский райсельсовет с центром в починке Сосново, почтовый адрес тоже починок Сосново (поч. Сосновский). Через некоторое время центром Сосновского сельсовета стала деревня Шура. Село Ярань-Мучаш входило в состав Сосновского райсельсовета. (ГА РМЭ. Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 266. Л. 4.)
а в 1932 году Нижегородский край был переименован в Горьковский край.
(«Марийская правда» за 06.03.1959).
По Пектубаевскому району Пектубаевский, Дубовлянский, Кадамский сельсоветы вошли в Ново-Торъяльский район, Отарский и Краснореченский сельсоветы — в Оршанский район.
(ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 477. Л. 10). Согласно данному документу в республике вместо существующих 14 районов было создано 7 сельских районов: Горно-Марийский, Звениговский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Сернурский, Советский. Ново-Торъяльский район вошел в состав Советского сельского района.
а также вновь образованы Волжский, Куженерский, Оршанский, Параньгинский районы. Это было одним из свидетельств начавшегося в стране отказа от непродуманных хрущевских реформ.
от 27 сентября 1973 г. по Новоторъяльскому району были переименованы следующие сельсоветы: Дубовлянский сельсовет – в Шуринский с центром в деревне Шура; Куршенерский сельсовет – в Большелумарский с центром в деревне Большая Лумарь. Этим же Указом деревни Верхнее Янаево, Нижнее Янаево, Малое Крюково и село Пектубаево Пектубаевского сельсовета были объединены как фактически слившиеся населенные пункты в одно село Пектубаево. Деревня Ярань-Мучаш стала в составе Шуринского сельсовета Новоторъяльского района Марийской АССР.
(ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 826. Л. 138–142.)