Олозы (Пинегинская)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Перед   началом Великой Отечественной войны  в деревне Олозы, Фаленского района было 12-ть дворов, из которых 4-е двора принадлежали Пинегиным  и 8-мь дворов - Лобановым.

Более подробную информацию о деревне Олозы и ее жителях можно прочитать на данном сайте по ссылке: http://rodnaya-vyatka.ru/blog/1180/o-derevne-olozy-i-ee-zhitelyah

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Схема деревни Олозы
      Схема деревни Олозы

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      421318починок ПенегиныхКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктФилипова слободка, Святицкая волость, Сунская десятня4♂ 6341об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3905, 1763—1769 г.
      90014починка ПенегиныхКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилипова слободка, Святитская волость, Сунской и Верхосунской, Оверинский, Верхний, Шишкинский десятки♂ 12 ♀ 1556—58
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3946, 1763—1764 г.
      930332починка ПенегиныхКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездФилипова слободка, Святитская волость, Сунской и Верхосунской, Оверинский, Верхний, Шишкинский десяткигосударственные черносошные крестьяне♂ 12 ♀ 15866об—868

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      14277Пинегинской (Олозы)поч. каз.при рч. СунеСлободской уезд,
      Стан 2
      По берегам р. Косы и ея притоков, впадающей с левой стороны в р. Чепцу96563101727

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      18139Пинегинский; ОлозыВятская губерния, Слободской уезд,
      Сунская волость, Омутнинское общество
      н/дн/дн/д31извоз
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      301049починокПинегиныСлободской уезд
      2-й благочиннический округ
      с. Суна, Воскресенская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.
      6-02-162поч.Олозы, ПинегинскийСлободской уезд,
      Косинская волость
      Вагановский24,5 км1010313061

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      30717д.ОлозыБельский районКлюкинский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      30712д.ОлозыБельский районКлюкинский сельсовет

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя дмитрий76

      По списку домохозяев на 1891 год 2 двора: Пинегин Козьма и Лобанов Ксенофонт. Перестала существовать между  1950-1978 г. Источник: "История населенных пунктов Фаленского района, Сычёв Виктор Иванович" 

       

       

      Прикладываю схему деревни Олозы, составленную по сведениям от Перовой (Лобановой) Лидии Никандровны, по состоянию примерно на середину 40-х годов прошлого века.

      Прямоугольники домов на схеме имеют разный размер – большего размера обозначают дома с тремя окнами, выходящими на улицу, а меньшего – с двумя. Дома пронумеровал, и в соответствии с этой нумерацией привожу ниже список их хозяев.

      В дополнение к схеме хочу добавить, что на реке Суна, на расстоянии примерно 1,5 км. в сторону села Суна, стояла мельница (а точнее даже две – у каждого берега) и был мост через реку. Здесь же была установлена и местная электростанция.

       

       

      Список хозяев домов в  деревне ОЛОЗЫ,

      в соответствии с номерами этих домов на схеме

       

      1. Лобанов Василий Ильич
      2. Лобанова Дарья Владимировна (жена Лобанова Дмитрия Яковлевича)
      3. Лобанов Алексей Васильевич
      4. Пинегина Елена
      5. Лобанов Степан Ильич
      6. Пинегин Дмитрий Кузьмич
      7. Лобанов Семен Алексеевич
      8. Лобанов Сергей Алексеевич
      9. Лобанов Андрей Ксенофонтович
      10. Лобанов Иван Алексеевич (сын Алексея Васильевича из дома напротив)
      11. Лобанова Афанасия (жена Лобанова Артемия Ильича)
      12. Пинегин Иван Кузьмич
      13. Пинегин Елисей Кузьмич
      Аватар пользователя дмитрий76

      350-2-3830 1721 Прописные, утаенные, новорожденные государственные черносошные

      л. 220, починок Пенегин

      Никифор Евдокимов сын Пенегин сказал что у него новорозжденой сын Петр шти недель.

      Дмитрий, в этой округе были еще две деревни с одинаковым названием "Пинежане". Поэтому п. Пенегин в 1721 г. - это не обязательно Олозы. Надо цепочку отследить.

      Тема основания д. Олозы обсуждалась здесь: http://www.falenki.ru/forum/moya-rodoslovnaya?page=15#comment-3327

      (сообщения от 23.02.2014 г. и далее). Но тогда у нас были данные только за 1710 г. и 1797 г.

      Сомнение, что это Олозы вызвано тем, что во второй половине 19 в. в д. Олозы было лишь 2-3 двора.

      Может быть и возникла она лишь в начале 19 в.?

       

      В переписи 1710 г. д. Олозы нет. Есть рядом с Шаманаями какой-то починок Дупенек: «Починок вновь Дупенек
       Во дворе Евдоким, Никифор Ивановы дети Пенежины, Евдоким 40 лет, Никифор 38 лет, Иван 20 (л.672) лет, у Евдокима жена Пелагия Софронова дочь 39 лет, у них сын Никифор 15 лет, Фекла 5 лет, у Никифора жена Ефросинья Федорова дочь 20 лет, у Никифора ж жена Ирина Дмитрева дочь 32 лет, у них сын Степан 12 лет, у Ивана жена Авдотья Васильева дочь 19 лет, у них же подворники Федот, Макар Федоровы дети Скорняковы, Федот 50 лет, Макар 45 лет, у Федота жена Ненила Никитина дочь 40 лет, у них дети Емельян 15 лет, Потапей 8 лет, дочь Федосья 5 лет, у Емельяна жена Соломония Патракеева дочь 20 лет (л.672об.), у Макара жена Ульяна Яковлева дочь 40 лет, у них сын Спиридон 15 лет, у него жена Василиса Яковлева дочь 18 лет»

      Других Пинегиных (Пенежиных) в 1710 г. в Филиповой слободке не числится.

      В Храмозданной Грамоте 1725 г. с. Суна Малая упоминается староста церковный Федот Скорняков (он самый) и поп Доментий.

       

       

      Аватар пользователя дмитрий76

      Виктор Иванович, понимаю ваши сомнения. Я руководствуюсь ссылками из списка "Населенные места Филипповой слободки Святитской волости по РС 1763-1769 350-2-3905" (см. блог    пользователя skorolev ). Дальше в прописи 1721 года будет д.Пенегиных (л.223об.), её собираюсь (согласно ссылок С.Королева) привязать к д.Пинежане.

      Если я не прав - скажите.

             

      Дмитрий, я не знаю, т.к. даже по исповедным росписям с. Суны за 1776 г. я не могу определить, где Пинежане, а где Олозы.

      Исповедные росписи Вятской епархии Вятского уезда Филиповы слободки села Сунского Васильевской церкви за 1776 год.

      (ГАКО Ф. 237 Оп. 71 Д. 631. ЛЛ. 512 – 549).

       

      Деревни ПИНЕЖИНСКОЙ

       

      1. Иван Андреев (?) сын Чирков 80 л…
      2. Иван Филипов сын Чирков 51 л...
      3. Михаил Софронов сын Чирков 43 л...
      4. Семен Епифанов сын Пенегин (?неразб.) 69 л... дети ево Митрей 34 л., Антон 24 л., Ерема 20 л...
      5. Федот Иванов сын Пинегин 76 л... дети Радион 40 л., Миней 38 л...
      6. Семен Захаров сын Пинегин 46 л., дети Кирило 16 л... Иван Захаров сын Пинегин 43 л...
      7. Евстафей Дементьев сын Пинегин 53 л... родной брат ево Парамон 47 л. дети Парамоновы Мелентий 22 л., Мартын 17 л., Петр 16 л...
      8. Анисий(?) Дементев сын Пинегин 57 л... дети Лазарь 32 л...
      9. Иван Степанов сын Пинегин 69 л... дити Фирст 24 л., Ферапонт 20 л...

       

      Починка ПИНЕЖИНСКОГО (скорее всего, Олозы)

       

      1. Зот Агеев сын Погудин 39 л...
      2. Петр Никифоров сын Пинегин 60 л... дети Феофилакт 34 л., Агафон 25 л...
      3. Ларион Ульянов сын Манылов 35 л... дети Лука 11 л., Акинфей 6 л...

       

      Починка ПИНЕЖАНСКОГО (Пинежане)

      1. Василий Иванов сын Пинегин 50 л...
      2. вдова Ксения Савинова жена Пинегиных 62 л...
      3. Данило Семенов сын Зорин (?) 42 л...
      4. Кодрат Дементьев сын Пинегин 46 л...

      (В скобках примечания мои).

       

      По КВР на 1891 г., если там правильно:

      1) Пинежане Зуевского р-на:

      Мамаев — 1  Пинегин — 8  Чирков — 10 

       2) Пинежане (Над р. Луговкой) Фаленского р-на:

      Пинегин — 16     

       3) Олозы (Пинегинский) Фаленского р-на:

      Почему-то у В.А. Старостина НЕТ ДАННЫХ! В КВР д. Олозы отсутствует.

      У меня по 1891 г. в д. Олозы записаны 2 двора:

      1) Пинегин Козьма

      2) Лобанов Ксенофонт

       

      Родословные, составленным в истории д. Олозы: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1180/o-derevne-olozy-i-ee-zhitelyah подтверждают, что указанные Пинегин Кузьма и Лобанов Ксенофонт жили в д. Олозы в конце 19 в. Лобановы приехали в д. Олозы в 19 веке из д. Ваганы.

       

      Таким образом, д. Пинежане Зуевского р-на мы идентифицировать во фамилиям Чирковых с достаточной долей вероятности уже можем. А вот где здесь п. Пинежане (над р. Луговкой) и Олозы - пока вопрос. Нужны ревизии 19 века.

       

      Теперь понятно.

      Раз Иван Силин Пинегин с сыновьями Савином (жена Ксения) и Василием и Кондратий Дементьев Пинегин в РС 1763-69 г. записаны в починке вновь розчистном Пинежанском над р. Луговкой (Пинежане), то для д. Олозы, если она уже существовала, подходит только этот починок из ИР 1776 г.:

      Починка ПИНЕЖИНСКОГО

      1. Зот Агеев сын Погудин 39 л...
      2. Петр Никифоров сын Пинегин 60 л... дети Феофилакт 34 л., Агафон 25 л...
      3. Ларион Ульянов сын Манылов 35 л... дети Лука 11 л., Акинфей 6 л...

       

      Пока легенда об основании д. Олозы плотником Петром, строителем церкви в с. Суна не подтверждается. Пока основателем д. Олозы можно считать Никифора Пинегина. А Никифор в 1710 г. жил в починке Дупенек.

      И все Пинегины из этих трех деревень потомки одного рода из д. Дупенек. Осталось удостовериться по 1 ревизии, что п. Дупенек - это и есть д. Пинежане (Зуевского р-на).

       

       

      Виктор Иванович, похоже, что Вы правы. У меня сомнения в этом практически развеялись после ознакомления с материалами 2-й и 3-й ревизий (огромное спасибо Александру за эти документы). Хотя вообще, конечно удивительно – почему на 1776 год там проживало три семьи разных фамилий, а на 1891 год остается только  2 двора, да и из тех один принадлежит вновь прибывшим Лобановым.

      По указанным ревизиям починок называется «ПЯнегиных», и фактически так же - «ПЕнегиных», он обозначен на месте будущей д. Олозы на карте Стрельбицкого 1870-1876 г. Это первая карта (из размещенных на Родной Вятке), где  отмечено местоположение д. Олозы (починка Пенегиных).

      По данным 3-й ревизии в починке «Пянегиных»  числятся те самые Зот, Петр и Ларион, которых Вы указали. Дополнительно замечу, что отцом Петра Никифорова Пянегина (так он записан в ревизии) был Никифор Евдокимов - тот, которому в починке Дупенек на 1710 год было 15 лет (умер между 2-й и 3-й ревизиями уже в починке Пянегиных). Последнее пояснение необходимо, чтобы не путать его с Никифором Ивановым, так же проживавшем в починке Дупенек, и приходившегося дядей Никифору Евдокимову.

      И есть еще одно замечание. Похоже, что сокращение количества дворов стало следствием переселения жителей в починок Бизимовский. Во всяком случае, между 2-й и 3-ей ревизиями туда перешло 7 человек, причем представители всех трех фамилий. Так что, вполне вероятно, что в дальнейшем и другие могли за ними последовать, если в этом был какой-то интерес или выгода. О причинах такого исхода сейчас можно только догадываться.

       

       

      И все-таки, небольшая тень сомнения меня продолжает беспокоить. Дело в том, что на той же карте Стрельбицкого есть еще один населенный пункт «Пенежинская». Он располагается на правобережье Суны, внутри треугольника образуемого населенными пунктами «Слутка»(Слудка), «На Омутнинских Верш.» (Суслята) и «Шангинский» (Шаньги). Возможно, конечно, что это ошибка картографа. Во всяком случае, на сайте Родной Вятки этот н.п. не идентифицируется, а известные деревни с таким наименованием расположены совершенно в других местах (кстати, об ошибке картографа может свидетельствовать как раз их отсутствие на данной карте). Если же на карте отмечен реальный населенный пункт с таким наименованием, то это еще один вероятный вариант местожительства обсуждаемых персон.

       

      И в заключение еще раз выскажу свое предположение по починку Дупенек. В переписи 1710 г., село Суна Малая, по-моему, еще  не упоминается, а есть только погост с деревянной церковью Василия Кесарийского. Тогда получается, что село, образовалось где-то между 1710 и 1725 гг. и скорее всего,  за счет объединения ближайших к погосту починков, среди которых,  мог быть и Дупенек.

      Косвенным подтверждением такого предположения является то, что по Вашим данным представленным на Фаленском форуме в Храмосданной грамоте 1725 г. в селе Суна Малая обнаруживается один из бывших жителей починка Дупенек – Федот Скорняков, а несколько позднее там известны и Пинегины, которых среди жителей при погосте в 1710 г. не было. Поэтому, мне кажется, что вероятность  вхождения починка Дупенек в состав Суны Малой, достаточно высокая.   

      К  сожалению, по первой ревизии пока даже не предполагаю где нужно искать сведения об этих населенных пунктах.

      Николай Анатольевич, "погост" - это и есть село. В переписи 1710 г. в Филиповой слободке не встречается ни разу термин "село". Все только погосты. Вот примеры:

      • (л.584об.) Погост над Косою рекою а на погосте церковь во имя Всемилостиваго Спаса нерукотворенного образа у той церкви
      • (л.638) Погост у речки Святицы а в нем церковь во имя Всех Святых у той церкви
      • Погост вновь построен на усть Белыя речки а на том погосте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы строение деревянное у той церкви
      • Погост Полынской а на том погосте церковь деревянная во имя Изосима и Саватия Соловетцких чюдотворцов у той церкви
      • Погост Мудровской а на том погосте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы деревянная у той церкви
      • Погост над речкою Филиповкою на погосте церковь во имя Живоначальныя Троицы у той церкви и т.д.

      Поэтому, село Малая Суна в 1710 г. уже есть.

      Про двух Никифоров Пинегиных понял, спасибо за разъяснение.

       

      Аватар пользователя дмитрий76

      Николай Анатольевич, в первоисточнике записано: "починка Пѣнегиных", т.е. в названии вторая буква "ять" (звуковое сочетание [æ]). Вместо неё пишем "е". Обсуждали тут в комментариях.

      Виктор Иванович и Дмитрий Евгеньевич, спасибо за пояснения.