Лядово (Мирошинская)

Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.

На окраине деревни (точное место установить сейчас не представляется возможным) была часовня Марии убиенной. Прямоугольный камень в виде гроба, который отмечал место часовни, сейчас сдвинут. Скорее всего на месте часовни сейчас находится фундамент бывшей пилорамы.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      map_fragment
      former_settlement
      Могильный камень Марии убиенной.
      former_settlement

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Плёс в нижнем течении Пижмы (Дмитрий Зонов)
      Плёс в нижнем течении Пижмы (Дмитрий Зонов)
      р. Пижма д. Верхопижемье (bokax)
      р. Пижма д. Верхопижемье (bokax)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1701, РГАДА 1209-1-6446, 1698—1701 г.
      3340011деревня МирошнинскаяРоссийское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская слобода66—66об
      Перепись 1710, РГАДА 350-1-135, 1710 г.
      3020087в деревне Лядовке Мирошинская тожКазанская губернияАлатская дорога, дворцовая Кукарская слобода с деревнями, Спасская третьдворцовые крестьяне3♂ 14 ♀ 6120—120об
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-138, 1716 г.
      3040078починка МирошинаКазанская губернияАлатская дорога, Кукарская слобода, Спаская третьдворцовые крестьяне2165—165об
      3040090деревня Лядова Мирошина тожКазанская губернияАлатская дорога, Кукарская слобода, Спаская третьдворцовые крестьяне187—187об
      Примечание: пуста
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1116, 1722—1723 г.
      3240348починка МирошинаКазанская губернияАлатская дорога, у дворцовой Кукарской слободы158—158об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850101новопоселенная деревня Мирошкинская, Лядово тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 129910—9921288—288об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1168, 1763—1764 г.
      2590018В новопоселенной деревне Мирошинской Лядово тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 14 ♀ 23113—115об.
      Примечание: 3 февраля 1764

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      17375Мирошинской (Ледово)поч. уд.при рч. ПижмеЯранский уезд,
      Стан 2
      По правую сторону Старо-Вятского тракта7035222042Часовень православных 2.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      20504Мирошинская; ЛедовоВятская губерния, Яранский уезд,
      Ильинская волость, Верхопижемское общество
      слобода Кукарка, Спасская ц.Немда → Пижма653поденщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      11050211деревняМирошинская (Лядово)Яранский уездИльинская волость, Верхопижемское общество12282553[-]1, отд. I, с. 90—97
      Сословие (разряд)
      Народность
      12282553
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      112100деревняМирошинская (Ледово)Яранский уездИльинская волость92729561, л. 950 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      431023деревняМирошинскаяЯранский уезд
      2-й благочиннический округ
      слоб. Кукарка, Троицкий собор1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-06-113дер.Мирошинская, ЛядовоЯранский уезд,
      Советская волость
      Журавлевский3,5 км99181937

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1437208012деревняЛядовоКировская областьСоветский районЖуравлевский с/с76162036[-]
      Источники: [1, л. 455 ↗; 2, л. 766 ↗; 4, л. 182 об. ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 4. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      470703ЛядовоСоветский районЖуравлевский сельсовет7301, л. 799
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Лядовская Тихвинская церковь

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Лядовская, церковь приписная
      Смоленская 1-я, часовня
      Смоленская 2-я, часовня
      Старокладбищенская, часовня
      Тарасовская, часовня
      Крестовская, часовня

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      Кукарка слободаЛядовская, приписнаяЯранский уезд2-й благочиннический округ

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      12476Лядово
      [Яранский уезд]
      ц. Тихвинская1897—1901Р? Б? С?КОКМ (Киров)Ф.КОМК Ед.хр.37206
      № на сайте 547
      36
      Примечание: Выписка из метрической книги Кукарского Троицкого собора о крещенных в Тихвинской Лядовской церкви

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Иван, напишешь про Марию Убиенную? Интересно. Я буквально пару дней назад встретил информацию на форуме о Марии Убиенной: "...часовня Марии Убиенной под Советском – свалка..." - то есть сейчас находится на месте свалки. Может это о чем-то скажет, с точки зрения установления координат часовни.

      Аватар пользователя crek

      О   МАРИИ   УБИЕННОЙ

      В нашем крае есть такое памятное место, история которого известна не менее 350 лет и к которому ежегодно из Троицкого собора слободы Кукарки совершались крестный ход и молебствие с участием 10-15 тыс. человек. Люди приходили сюда не только из соседних с Яранским уездом селений, но и из других губерний: Архангельской, Пензенской, Костромской, Оренбургской, Пермской, Казанской, иногда даже Саратовской и Енисейской.

      Место это находится в 4-х верстах от ел. Кукарки вверх по реке Пижме за Немдой около д. Лядово и называется "Могилой Марии убиенной", где до 30-х годов находились часовня и Тихвинская деревянная церковь (сгорела в 1913 г.).

       

       

       

       

       

      Почему это место у д. Лядово получило такую известность, документами не объясняется. Скорее всего, потому, что при заселении по Пижме нашего края русскими со стороны Галича, Углича и Москвы, когда ещё не было села Жерновогорского, но уже вверх по Пижме были селения Иж, Липово, Колобове, а в Кукарке жили "язычники-черемисы", здесь перед Кукаркой, за рекой Немдой, и организовывалось место, куда прибывало русское население. А так как все они были православные христиане, здесь был построен убогий дом, используемый и при богомолье.

      Как видно из древних событий, дом этот служил длительное время приютом и убежищем православным христианам. Но черемисы с русскими в состоянии войны были непостоянно, как сообщают источники, иногда были ошибки, т.е. стычки. О чём свидетельствуют установленные часовни и знаки около Завертной, Лесниково, Янов и в Лядово.

      Русские сотрудничали с черемисами, и многие из черемис-язычников принимали христианство. Христианкой стала и Мария из Кукарки. Свекровь её была язычницей, и, как гласит легенда, она принуждала Марию молиться языческому Керемету. Она была страшно недовольна верой снохи и всячески третировала её. Безуспешно истощив все свои убеждения, ласки и посулы для возвращения Марии в черемисскую веру, стала преследовать её и жестоко мстить при всяком удобном случае. Мария скрылась в "убогом доме". В нём находили приют православные христиане — бедные, увечные, преследуемые язычниками-черемисами, религия которых была в то время господствующей в Кукарке и её окрестностях.

      Тогда свекровь решила убить Марию, и случай к тому вскоре представился. Мария вышла на реку полоскать бельё. Злая свекровь заметила это, и, когда Мария, ничего не подозревая, усердно принялась за своё дело, свекровь взбежала на мостик, с бешенством вырвала валёк

       

      из рук невестки и им убила её. Тело бросила в воду. Преступление не осталось незамеченным жильцами "убогого дома". Они с глубоким трауром вынули тело из реки и предали его погребению при "убогом доме", сослужив панихиду.

      Черемисы-язычники много раз нападали на живущих в "убогом доме". Однажды среди убитых нашли священника.

      Примерно в 1650 г. над телами погибших была построена часовенка в виде столпа с иконой. Часовню над могилой построили в 1842 г. Это место стало почитаться.

      Поразительно, но пришедшие из разных мест часто рассказывали удивительно похожие истории. В болезни, скорби и нужде человек начинал молиться о помощи и вразумлении. После чего ему во сне являлась женщина. Она советовала сходить на могилу Марии убиенной и подробно описывала, как туда добраться. Когда паломник подходил к концу пути, он с удивлением и душевным трепетом обнаруживал, насколько точно было описано ему прежде незнакомое место.

      В двухстах саженях от часовни "Марии убиенной" была установлена другая часовня. Причину возникновения этой часовни народная молва объясняет следующим образом: около 1700 г. в окрестностях ел. Кукарки свирепствовала какая-то повальная болезнь, от которой умирало множество людей и против которой человеческие средства оказывались бессильными. Тогда православные обитатели ел. Кукарки прибегли за помощью к Царице Небесной: взяли из Собора честный образ Смоленской Божьей Матери и недалеко от могилы Марии убиенной совершили всенародное молебствие с водоосвящением. С этой именно поры болезнь начала ослабевать в заражённых местностях заметным образом и в короткое время совсем исчезла, не коснувшись Кукарки.

      В благодарную память за такое избавление благочестные  кукаряне немедленно воздвигли на месте совершения заздравного молебна деревянную часовню, затем обращённую в церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери и освящённой 25 июля 1863 г. настоятелем Вятского Успенского монастыря Архимандритом Амвросием, и на вечные времена установили ежегодно совершать из собора в оную часовню с образом Смоленской Божьей Матери крестный ход в четверг (по другой истории, в пятницу) на Троицкой неделе, что свято исполнялось. Ежегодно из Собора при огромном стечении народа несли икону Смоленской Божьей Матери в Тихвинскую церковь. На другой день в ней служили молебен и шли в часовню "Марии убиенной" и служили там панихиду.

       

      От Тихвинской церкви сейчас осталось только углубление в земле в самом начале д. Лядово, что около Верхопижемья.

      Под часовней Марии был подвал из опочного камня. В него спускались богомольцы, поднимали плиту в полу и брали песок, которым натирали больные места и даже увозили его с собой, т. к. он имел целительную силу. Сейчас от этой часовни остались стены подвала, но само углубление подвала засыпано опилом, т. к. в нескольких метрах от него находилась пилорама.

      И в наши дни на могилу Марии едут одинокие богомольцы, давшие обет Господу, совершают молебствие и берут песок.

      В 2000 г. впервые состоялся крестный ход к могиле Марии убиенной. Прихожане Успенской и Покровской церквей организованно, как и подобает, пешком, прошли этот путь туда и обратно. Была совершена панихида. К прибывшим присоединилось местное население. Всего в крестном ходе участвовало около 300 человек.

      АС Репин

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Спасибо! Познавательно.

      Из "Очерков истории Вятской епархии (1657 - 2007)" , Вятская епархия, 2007: "Так, например, в Покровской церкви слободы Кукарка почиталась Смоленская икона Божией Матери, принесённая из Казани в 1750 - 1760-е годы. С этой иконой совершался крестный ход в часовню при дер. Лядовской".

      Аватар пользователя crek

      Добавил фото.

      История Марии убиенной интересовала местных жителей ещё в в начале 19в.  В Вятских губернских ведомостях в 1864г. № 49 опубликована довольно содержательная статья на эту тему, но даже в то время, как пишется в ней, многое знали только со слов, а не документально. Статья в целом похожа на приведённую здесь, но отличия есть. К примеру там ничего не сказано, что свекровь Марии была язычницей. Написал эту статью некий "Кукарянин" (житель Кукарки?). В Вятских губернский ведомостях за 1884г. №40 есть ещё одна статья М.Князева "Приписная церковь в память Марии Убиенной близ сл.Кукарки"..