Опубликовано чт, 27/03/2014 - 07:55 пользователем crek
ID: 73889
ID: 73889
Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.
На окраине деревни (точное место установить сейчас не представляется возможным) была часовня Марии убиенной. Прямоугольный камень в виде гроба, который отмечал место часовни, сейчас сдвинут. Скорее всего на месте часовни сейчас находится фундамент бывшей пилорамы.
Местоположение:
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1701, | ||||||||||
3340011 | деревня Мирошнинская | Российское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская слобода | — | — | 66—66об | ||||
Перепись 1710, | ||||||||||
3020087 | в деревне Лядовке Мирошинская тож | Казанская губерния | Алатская дорога, дворцовая Кукарская слобода с деревнями, Спасская треть | дворцовые крестьяне | 3 | 120—120об | ||||
Ландратская перепись, | ||||||||||
3040090 | деревня Лядова Мирошина тож | Казанская губерния | Алатская дорога, Кукарская слобода, Спасская треть | дворцовые крестьяне | — | 187—187об | ||||
Примечание: пуста | ||||||||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2850101 | новопоселенная деревня Мирошкинская, Лядово тож | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская дворцовая волость | дворцовые крестьяне | — | 9910—9921 | 288—288об | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
2590018 | В новопоселенной деревне Мирошинской Лядово тож | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская дворцовая волость | дворцовые крестьяне | — | 113—115об. | ||||
Примечание: 3 февраля 1764 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17375 | Мирошинской (Ледово) | поч. уд. | при рч. Пижме | Яранский уезд, Стан 2 | По правую сторону Старо-Вятского тракта | 70 | 3 | 5 | 22 | 20 | 42 | Часовень православных 2. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
20504 | Мирошинская; Ледово | Вятская губерния, Яранский уезд, Ильинская волость, Верхопижемское общество | слобода Кукарка, Спасская ц. | Немда → Пижма | 6 | 53 | поденщик | |
Рода, число семей: Гужавин — 6 | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Мирошинская (Лядово) | Яранский уезд | Ильинская волость, Верхопижемское общество | 12 | 28 | 25 | 53 | [-] | 1, отд. I, с. 90—97 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
12 | 28 | 25 | 53 | |||||||||
Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Мирошинская (Ледово) | Яранский уезд | Ильинская волость | 9 | 27 | 29 | 56 | 1, л. 950 об. |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Приход | Год | |
---|---|---|---|---|---|---|
431023 | деревня | Мирошинская | Яранский уезд 2-й благочиннический округ | слоб. Кукарка, Троицкий собор | 1915 | |
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648) Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. мари | Проч. нацмен. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9-06-113 | дер. | Мирошинская, Лядово | Яранский уезд, Советская волость | Журавлевский | 3,5 км | 9 | — | 9 | 18 | 19 | 37 | — | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
|
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Лядово | Кировская область | Советский район | Журавлевский с/с | 7 | 6 | 16 | 20 | 36 | — | [-] | ||||||||||||
Источники: [1, л. 455 ↗; 2, л. 766 ↗; 4, л. 182 об. ↗] |
Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 4. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | Лядово | Советский район | Журавлевский сельсовет | 7 | 30 | 1, л. 799 |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Православные церкви
Лядовская Тихвинская церковь
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Лядовская, церковь приписная | |||
Смоленская 1-я, часовня | |||
Смоленская 2-я, часовня | |||
Старокладбищенская, часовня | |||
Тарасовская, часовня | |||
Крестовская, часовня | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Кукарка слобода | Лядовская, приписная | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12476 | Лядово [Яранский уезд] | ц. Тихвинская | 1897—1901 | Р? Б? С? | КОКМ (Киров) | Ф.КОМК Ед.хр.37206 № на сайте 547 | 36 | ||
Примечание: Выписка из метрической книги Кукарского Троицкого собора о крещенных в Тихвинской Лядовской церкви |
Персоналии из этого населённого пункта
- Гаряев Александр Азарович (1918)
- Гаряев Дмитрий Азарович (1909)
- Гужавин Борис Иванович (1921)
- Гужавин Иван Николаевич (?)
- Гужавин Николай Дмитриевич (1912—1944)
Иван, напишешь про Марию Убиенную? Интересно. Я буквально пару дней назад встретил информацию на форуме о Марии Убиенной: "...часовня Марии Убиенной под Советском – свалка..." - то есть сейчас находится на месте свалки. Может это о чем-то скажет, с точки зрения установления координат часовни.
О МАРИИ УБИЕННОЙ
В нашем крае есть такое памятное место, история которого известна не менее 350 лет и к которому ежегодно из Троицкого собора слободы Кукарки совершались крестный ход и молебствие с участием 10-15 тыс. человек. Люди приходили сюда не только из соседних с Яранским уездом селений, но и из других губерний: Архангельской, Пензенской, Костромской, Оренбургской, Пермской, Казанской, иногда даже Саратовской и Енисейской.
Место это находится в 4-х верстах от ел. Кукарки вверх по реке Пижме за Немдой около д. Лядово и называется "Могилой Марии убиенной", где до 30-х годов находились часовня и Тихвинская деревянная церковь (сгорела в 1913 г.).
Почему это место у д. Лядово получило такую известность, документами не объясняется. Скорее всего, потому, что при заселении по Пижме нашего края русскими со стороны Галича, Углича и Москвы, когда ещё не было села Жерновогорского, но уже вверх по Пижме были селения Иж, Липово, Колобове, а в Кукарке жили "язычники-черемисы", здесь перед Кукаркой, за рекой Немдой, и организовывалось место, куда прибывало русское население. А так как все они были православные христиане, здесь был построен убогий дом, используемый и при богомолье.
Как видно из древних событий, дом этот служил длительное время приютом и убежищем православным христианам. Но черемисы с русскими в состоянии войны были непостоянно, как сообщают источники, иногда были ошибки, т.е. стычки. О чём свидетельствуют установленные часовни и знаки около Завертной, Лесниково, Янов и в Лядово.
Русские сотрудничали с черемисами, и многие из черемис-язычников принимали христианство. Христианкой стала и Мария из Кукарки. Свекровь её была язычницей, и, как гласит легенда, она принуждала Марию молиться языческому Керемету. Она была страшно недовольна верой снохи и всячески третировала её. Безуспешно истощив все свои убеждения, ласки и посулы для возвращения Марии в черемисскую веру, стала преследовать её и жестоко мстить при всяком удобном случае. Мария скрылась в "убогом доме". В нём находили приют православные христиане — бедные, увечные, преследуемые язычниками-черемисами, религия которых была в то время господствующей в Кукарке и её окрестностях.
Тогда свекровь решила убить Марию, и случай к тому вскоре представился. Мария вышла на реку полоскать бельё. Злая свекровь заметила это, и, когда Мария, ничего не подозревая, усердно принялась за своё дело, свекровь взбежала на мостик, с бешенством вырвала валёк
из рук невестки и им убила её. Тело бросила в воду. Преступление не осталось незамеченным жильцами "убогого дома". Они с глубоким трауром вынули тело из реки и предали его погребению при "убогом доме", сослужив панихиду.
Черемисы-язычники много раз нападали на живущих в "убогом доме". Однажды среди убитых нашли священника.
Примерно в 1650 г. над телами погибших была построена часовенка в виде столпа с иконой. Часовню над могилой построили в 1842 г. Это место стало почитаться.
Поразительно, но пришедшие из разных мест часто рассказывали удивительно похожие истории. В болезни, скорби и нужде человек начинал молиться о помощи и вразумлении. После чего ему во сне являлась женщина. Она советовала сходить на могилу Марии убиенной и подробно описывала, как туда добраться. Когда паломник подходил к концу пути, он с удивлением и душевным трепетом обнаруживал, насколько точно было описано ему прежде незнакомое место.
В двухстах саженях от часовни "Марии убиенной" была установлена другая часовня. Причину возникновения этой часовни народная молва объясняет следующим образом: около 1700 г. в окрестностях ел. Кукарки свирепствовала какая-то повальная болезнь, от которой умирало множество людей и против которой человеческие средства оказывались бессильными. Тогда православные обитатели ел. Кукарки прибегли за помощью к Царице Небесной: взяли из Собора честный образ Смоленской Божьей Матери и недалеко от могилы Марии убиенной совершили всенародное молебствие с водоосвящением. С этой именно поры болезнь начала ослабевать в заражённых местностях заметным образом и в короткое время совсем исчезла, не коснувшись Кукарки.
В благодарную память за такое избавление благочестные кукаряне немедленно воздвигли на месте совершения заздравного молебна деревянную часовню, затем обращённую в церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери и освящённой 25 июля 1863 г. настоятелем Вятского Успенского монастыря Архимандритом Амвросием, и на вечные времена установили ежегодно совершать из собора в оную часовню с образом Смоленской Божьей Матери крестный ход в четверг (по другой истории, в пятницу) на Троицкой неделе, что свято исполнялось. Ежегодно из Собора при огромном стечении народа несли икону Смоленской Божьей Матери в Тихвинскую церковь. На другой день в ней служили молебен и шли в часовню "Марии убиенной" и служили там панихиду.
От Тихвинской церкви сейчас осталось только углубление в земле в самом начале д. Лядово, что около Верхопижемья.
Под часовней Марии был подвал из опочного камня. В него спускались богомольцы, поднимали плиту в полу и брали песок, которым натирали больные места и даже увозили его с собой, т. к. он имел целительную силу. Сейчас от этой часовни остались стены подвала, но само углубление подвала засыпано опилом, т. к. в нескольких метрах от него находилась пилорама.
И в наши дни на могилу Марии едут одинокие богомольцы, давшие обет Господу, совершают молебствие и берут песок.
В 2000 г. впервые состоялся крестный ход к могиле Марии убиенной. Прихожане Успенской и Покровской церквей организованно, как и подобает, пешком, прошли этот путь туда и обратно. Была совершена панихида. К прибывшим присоединилось местное население. Всего в крестном ходе участвовало около 300 человек.
АС Репин
Спасибо! Познавательно.
Из "Очерков истории Вятской епархии (1657 - 2007)" , Вятская епархия, 2007: "Так, например, в Покровской церкви слободы Кукарка почиталась Смоленская икона Божией Матери, принесённая из Казани в 1750 - 1760-е годы. С этой иконой совершался крестный ход в часовню при дер. Лядовской".
Добавил фото.
История Марии убиенной интересовала местных жителей ещё в в начале 19в. В Вятских губернских ведомостях в 1864г. № 49 опубликована довольно содержательная статья на эту тему, но даже в то время, как пишется в ней, многое знали только со слов, а не документально. Статья в целом похожа на приведённую здесь, но отличия есть. К примеру там ничего не сказано, что свекровь Марии была язычницей. Написал эту статью некий "Кукарянин" (житель Кукарки?). В Вятских губернский ведомостях за 1884г. №40 есть ещё одна статья М.Князева "Приписная церковь в память Марии Убиенной близ сл.Кукарки"..
Мирошино
Миронов