Опубликовано чт, 27/03/2014 - 07:55 пользователем crek
ID: 73889
ID: 73889
Тип: деревня
Статус: часть другого н.п.
На окраине деревни (точное место установить сейчас не представляется возможным) была часовня Марии убиенной. Прямоугольный камень в виде гроба, который отмечал место часовни, сейчас сдвинут. Скорее всего на месте часовни сейчас находится фундамент бывшей пилорамы.
Местоположение:
- Подробные
- Обзорные
Фотографии вблизи этого места с сайта 
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам


Сведения из списков населённых мест и переписей населения
Ниже представлены данные из справочников, размещённых на нашем сайте в разделе «База Знаний». Привязку записей из источников к страницам населённых пунктов выполняют пользователи портала. В случае обнаружения неточностей, просим оставить комментарий или направить уведомление на форму обратной связи.
Переписи и ревизии Вятского края
Код | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1701, | ||||||||||
3340011 | деревня Мирошнинская | Российское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская слобода | — | — | 66—66об | ||||
Перепись 1710, | ||||||||||
3020087 | в деревне Лядовке Мирошинская тож | Казанская губерния | Алатская дорога, дворцовая Кукарская слобода с деревнями, Спасская треть | дворцовые крестьяне | 3 | 120—120об | ||||
Ландратская перепись, | ||||||||||
3040090 | деревня Лядова Мирошина тож | Казанская губерния | Алатская дорога, Кукарская слобода, Спасская треть | дворцовые крестьяне | — | 187—187об | ||||
Примечание: пуста | ||||||||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2850101 | новопоселенная деревня Мирошкинская, Лядово тож | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская дворцовая волость | дворцовые крестьяне | — | 9910—9921 | 288—288об | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
2590018 | В новопоселенной деревне Мирошинской Лядово тож | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Кукарская дворцовая волость | дворцовые крестьяне | — | 113—115об. | ||||
Примечание: 3 февраля 1764 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17375 | Мирошинской (Ледово) | поч. уд. | при рч. Пижме | Яранский уезд, Стан 2 | По правую сторону Старо-Вятского тракта | 70 | 3 | 5 | 22 | 20 | 42 | Часовень православных 2. | ![]() |
Источник: Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859-1873 годов. СПб, 1876
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
20504 | Мирошинская; Ледово | Вятская губерния, Яранский уезд, Ильинская волость, Верхопижемское общество | слобода Кукарка, Спасская ц. | Немда → Пижма | 6 | 53 | поденщик | |
Рода, число семей: Гужавин — 6 ![]() | ||||||||
Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок ![]() |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | Год переписи | [-] | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Мирошинская (Лядово) | Яранский уезд | Ильинская волость, Верхопижемское общество | 12 | 28 | 25 | 53 | 1891 | [-] | 1, отд. I, с. 90—97 | ![]() | ||
Сословие (разряд) Народность | |||||||||||||
12 | 28 | 25 | 53 | ||||||||||
Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Мирошинская (Ледово) | Яранский уезд | Ильинская волость | 9 | 27 | 29 | 56 | 1, л. 950 об. | ![]() |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Приход | Год | |
---|---|---|---|---|---|---|
431023 | деревня | Мирошинская | Яранский уезд 2-й благочиннический округ | слоб. Кукарка, Троицкий собор | 1915 | |
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648) Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. мари | Проч. нацмен. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9-06-113 | дер. | Мирошинская, Лядово | Яранский уезд, Советская волость | Журавлевский | 3,5 км | 9 | — | 9 | 18 | 19 | 37 | — | — | ![]() |
Источник: Перепись населения 1926 года. Вып. II. Список населенных мест Вятской губернии. Яранский уезд : – Вятка, 1927
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ? | Регион | Район | Сельсовет |
|
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ? | [-] | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Лядово | Кировская область | Советский район | Журавлевский с/с | 7 | 6 | 16 | 20 | 36 | — | [-] | ||||||||||||
Источники: [1, л. 455; 2, л. 766; 4, л. 182 об.] |
Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 4. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ? | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | Лядово | Советский район | Журавлевский сельсовет | 7 | 30 | 1, л. 799 | ![]() |
Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Православные церкви
Лядовская Тихвинская церковь
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Лядовская, церковь приписная | |||
Смоленская 1-я, часовня | |||
Смоленская 2-я, часовня | |||
Старокладбищенская, часовня | |||
Тарасовская, часовня | |||
Крестовская, часовня | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Кукарка слобода | Лядовская, приписная | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
Каталог метрических книг
Персоналии из этого населённого пункта
Гаряев Александр Азарович (1918)
Гаряев Дмитрий Азарович (1909)
Гужавин Борис Иванович (1921)
Гужавин Иван Николаевич (?)
Гужавин Николай Дмитриевич (1912—1944)
Иван, напишешь про Марию Убиенную? Интересно. Я буквально пару дней назад встретил информацию на форуме о Марии Убиенной: "...часовня Марии Убиенной под Советском – свалка..." - то есть сейчас находится на месте свалки. Может это о чем-то скажет, с точки зрения установления координат часовни.
О МАРИИ УБИЕННОЙ
В нашем крае есть такое памятное место, история которого известна не менее 350 лет и к которому ежегодно из Троицкого собора слободы Кукарки совершались крестный ход и молебствие с участием 10-15 тыс. человек. Люди приходили сюда не только из соседних с Яранским уездом селений, но и из других губерний: Архангельской, Пензенской, Костромской, Оренбургской, Пермской, Казанской, иногда даже Саратовской и Енисейской.
Место это находится в 4-х верстах от ел. Кукарки вверх по реке Пижме за Немдой около д. Лядово и называется "Могилой Марии убиенной", где до 30-х годов находились часовня и Тихвинская деревянная церковь (сгорела в 1913 г.).
Почему это место у д. Лядово получило такую известность, документами не объясняется. Скорее всего, потому, что при заселении по Пижме нашего края русскими со стороны Галича, Углича и Москвы, когда ещё не было села Жерновогорского, но уже вверх по Пижме были селения Иж, Липово, Колобове, а в Кукарке жили "язычники-черемисы", здесь перед Кукаркой, за рекой Немдой, и организовывалось место, куда прибывало русское население. А так как все они были православные христиане, здесь был построен убогий дом, используемый и при богомолье.
Как видно из древних событий, дом этот служил длительное время приютом и убежищем православным христианам. Но черемисы с русскими в состоянии войны были непостоянно, как сообщают источники, иногда были ошибки, т.е. стычки. О чём свидетельствуют установленные часовни и знаки около Завертной, Лесниково, Янов и в Лядово.
Русские сотрудничали с черемисами, и многие из черемис-язычников принимали христианство. Христианкой стала и Мария из Кукарки. Свекровь её была язычницей, и, как гласит легенда, она принуждала Марию молиться языческому Керемету. Она была страшно недовольна верой снохи и всячески третировала её. Безуспешно истощив все свои убеждения, ласки и посулы для возвращения Марии в черемисскую веру, стала преследовать её и жестоко мстить при всяком удобном случае. Мария скрылась в "убогом доме". В нём находили приют православные христиане — бедные, увечные, преследуемые язычниками-черемисами, религия которых была в то время господствующей в Кукарке и её окрестностях.
Тогда свекровь решила убить Марию, и случай к тому вскоре представился. Мария вышла на реку полоскать бельё. Злая свекровь заметила это, и, когда Мария, ничего не подозревая, усердно принялась за своё дело, свекровь взбежала на мостик, с бешенством вырвала валёк
из рук невестки и им убила её. Тело бросила в воду. Преступление не осталось незамеченным жильцами "убогого дома". Они с глубоким трауром вынули тело из реки и предали его погребению при "убогом доме", сослужив панихиду.
Черемисы-язычники много раз нападали на живущих в "убогом доме". Однажды среди убитых нашли священника.
Примерно в 1650 г. над телами погибших была построена часовенка в виде столпа с иконой. Часовню над могилой построили в 1842 г. Это место стало почитаться.
Поразительно, но пришедшие из разных мест часто рассказывали удивительно похожие истории. В болезни, скорби и нужде человек начинал молиться о помощи и вразумлении. После чего ему во сне являлась женщина. Она советовала сходить на могилу Марии убиенной и подробно описывала, как туда добраться. Когда паломник подходил к концу пути, он с удивлением и душевным трепетом обнаруживал, насколько точно было описано ему прежде незнакомое место.
В двухстах саженях от часовни "Марии убиенной" была установлена другая часовня. Причину возникновения этой часовни народная молва объясняет следующим образом: около 1700 г. в окрестностях ел. Кукарки свирепствовала какая-то повальная болезнь, от которой умирало множество людей и против которой человеческие средства оказывались бессильными. Тогда православные обитатели ел. Кукарки прибегли за помощью к Царице Небесной: взяли из Собора честный образ Смоленской Божьей Матери и недалеко от могилы Марии убиенной совершили всенародное молебствие с водоосвящением. С этой именно поры болезнь начала ослабевать в заражённых местностях заметным образом и в короткое время совсем исчезла, не коснувшись Кукарки.
В благодарную память за такое избавление благочестные кукаряне немедленно воздвигли на месте совершения заздравного молебна деревянную часовню, затем обращённую в церковь во имя иконы Тихвинской Божьей Матери и освящённой 25 июля 1863 г. настоятелем Вятского Успенского монастыря Архимандритом Амвросием, и на вечные времена установили ежегодно совершать из собора в оную часовню с образом Смоленской Божьей Матери крестный ход в четверг (по другой истории, в пятницу) на Троицкой неделе, что свято исполнялось. Ежегодно из Собора при огромном стечении народа несли икону Смоленской Божьей Матери в Тихвинскую церковь. На другой день в ней служили молебен и шли в часовню "Марии убиенной" и служили там панихиду.
От Тихвинской церкви сейчас осталось только углубление в земле в самом начале д. Лядово, что около Верхопижемья.
Под часовней Марии был подвал из опочного камня. В него спускались богомольцы, поднимали плиту в полу и брали песок, которым натирали больные места и даже увозили его с собой, т. к. он имел целительную силу. Сейчас от этой часовни остались стены подвала, но само углубление подвала засыпано опилом, т. к. в нескольких метрах от него находилась пилорама.
И в наши дни на могилу Марии едут одинокие богомольцы, давшие обет Господу, совершают молебствие и берут песок.
В 2000 г. впервые состоялся крестный ход к могиле Марии убиенной. Прихожане Успенской и Покровской церквей организованно, как и подобает, пешком, прошли этот путь туда и обратно. Была совершена панихида. К прибывшим присоединилось местное население. Всего в крестном ходе участвовало около 300 человек.
АС Репин
Спасибо! Познавательно.
Из "Очерков истории Вятской епархии (1657 - 2007)" , Вятская епархия, 2007: "Так, например, в Покровской церкви слободы Кукарка почиталась Смоленская икона Божией Матери, принесённая из Казани в 1750 - 1760-е годы. С этой иконой совершался крестный ход в часовню при дер. Лядовской".
Добавил фото.
История Марии убиенной интересовала местных жителей ещё в в начале 19в. В Вятских губернских ведомостях в 1864г. № 49 опубликована довольно содержательная статья на эту тему, но даже в то время, как пишется в ней, многое знали только со слов, а не документально. Статья в целом похожа на приведённую здесь, но отличия есть. К примеру там ничего не сказано, что свекровь Марии была язычницей. Написал эту статью некий "Кукарянин" (житель Кукарки?). В Вятских губернский ведомостях за 1884г. №40 есть ещё одна статья М.Князева "Приписная церковь в память Марии Убиенной близ сл.Кукарки"..
Мирошино
Миронов