Зуевка

Тип: город
Статус: существующий н.п.

История развития города Зуевка

Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством железной дороги Пермь — Вятка — Котлас. С 1929 года Зуевка становится районным центром, в 1944 году получает статус города.

Расположен в восточной части области в нескольких километрах от реки Чепцы (крупнейший приток реки Вятки). Расстояние до областного центра по железной дороге — 105 километров.

Дорогу Пермь — Котлас тянули, чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам.

В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, необходимые материалы для которых доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов вполне устраивало такое положение, оно позволяло держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. Поэтому их не обрадовало известие о том, что в районе расположения их фабрик будет строиться станция. Это грозило и утечкой рабочей силы, так как на железной дороге платили в несколько раз больше.

Фабриканты Платунов и Рязанцев не поскупились на взятки, чтобы склонить на свою сторону инженера, руководившего изыскательскими работами. Тот оказался сговорчивым и спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Самым близким населенным пунктом от станции была деревня Зуи, отсюда и пошло название нового поселка, возникшего в 1898 году, — Зуевка.

Станционный поселок с самого начала отличался непролазной грязью. Первые два десятилетия он почти не рос, да и не было нужды: в сутки через станцию проходило всего несколько поездов.

Пенсионерка С. И. Никулина вспоминает: 

«Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просил билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд где надо…» Или, бывало, просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хорошие, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза….»

Продолжительное время поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. Но к двадцатым годам стало явным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в 10 километрах от железной дороги. Местные железнодорожники не раз обращались в Слободской уездный исполком, чтобы решить этот вопрос. И вот в марте 1921 года была получена долгожданная инструкция, 24 пункта которой регламентировали выборы Зуевского поселкового Совета. Выборы состоялись 20 мая того же года, в них приняло участие 1500 человек. В поселковый Совет было избрано 30 депутатов. Зуевка стала самостоятельной.

Народное хозяйство страны начало наращивать темпы в 20 — 30-х годах. В связи с этим увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию. Рос и поселок. В 1929 году Зуевка становится районным центром, в состав которого вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов. Район в то время входил в Вятский округ Нижегородского края.

Высокий трудовой подъем у зуевчан отмечается в годы первых пятилеток. Паровозные бригады, возглавляемые машинистами А. К. Дерендяевым и Н. М. Овчинниковым, в 1932 году добились звания лучших по результатам всесоюзного конкурса.

Спустя три года передовые железнодорожники развернули соревнование в поддержку стахановского движения за высокопроизводительное использование техники, лучшую организацию труда, пересмотр норм выработки в сторону увеличения. Первыми зуевскими последователями П. Ф. Кривоноса были машинисты В. Чирков, С. Широков, П. Масленников, А. Зырянов и другие.

В предвоенные годы на промышленных предприятиях была осуществлена реконструкция, и в 1940 году ими было освоено уже более 7 миллионов рублей. Произошли перемены и в железнодорожном хозяйстве, в частности, в депо поступили мощные по тем временам паровозы «ФД» с механическим углеподатчиком, преобразовывалось деповское хозяйство. Все это позволило повысить производительность труда.

Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось. В Зуевку приехали эвакуированные  жители Ленинградской, Великолукской и других областей. В марте 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации, согласно которому Зуевка получила статус города.

Годы войны в истории любого российского города, села или деревни являются самыми горькими и в то же время — самыми памятными страницами. Вот и тут: почти каждый четвертый житель района был призван или добровольно ушел на фронт, 7645 человек не вернулись с бранных полей…. Причем это были не только мужчины. Сохранилось немало документов, рассказывающих о военных подвигах зуевчанок. Сражались они с врагом не хуже мужчин. Умело и храбро воевала, например, на фронтах Великой Отечественной бывшая ученица школы № 38, комсомолка, командир женской авиаэскадрильи Раиса Беляева. На ее счету 133 боевых вылета. Особо отличилась отважная летчица при выполнении боевого задания в 1942 году, когда необходимо было прикрыть небо над Волгой от немецких стервятников, чтобы эвакуировать детей из Саратова. Раиса Беляева проявила мужество и бесстрашие, за что ее наградили золотыми часами с дарственной надписью. Дерзко и смело вела она себя в воздушных боях в небе над Сталинградом и Воронежем. В 1943 году в одном из боев за Воронеж жизнь смелой летчицы трагически оборвалась. Именем старшего лейтенанта Раисы Васильевны Беляевой названы улицы в Зуевке и Воронеже. В городе, за который она отдала жизнь, ей поставлен памятник.

Война буквально врывалась в судьбы людей, ломала их и перекраивала. Счетоводом-бухгалтером зуевской машинно-тракторной станции работал до призыва в армию Дмитрий Егорович Никулин. Так бы, наверное, и работал много лет в этой скромной должности, если бы не война. И счетовод-бухгалтер стал воздушным стрелком-радистом. За мужество и героизм он был награжден многими орденами и медалями, 19 августа 1944 года за отличное выполнение боевого задания по воздушной разведке Д. Е. Никулину присвоено звание Героя Советского Союза. А спустя менее чем два месяца Дмитрий Егорович героически погиб во время одной из боевых операций на Втором Прибалтийском фронте. Его имя навечно высечено на обелиске, установленном на могиле воздушных разведчиков в Латвии.

Еще многие-многие сотни и тысячи зуевчан героически сражались на фронтах Великой Отечественной. Благодарные земляки высоко ценят их подвиги.

Невозможно переоценить ту роль, которую сыграли в годы войны люди, самоотверженно трудившиеся в тылу. Без преувеличения можно сказать, что большое  мужество проявили зуевские железнодорожники. Недосыпали, недоедали, но продвижение составов с востока на запад и с запада на восток обеспечивали бесперебойно. Из-за нехватки людей после основной работы разгружали вагоны, снимали с поездов и доставляли в местный эвакогоспиталь раненых. В годы войны много раз отмечались высокое чувство ответственности и самоотверженность коллектива паровозного депо. И поныне на этом предприятии как самая священная реликвия хранится переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. После трехкратного присуждения за доблестный труд по продвижению военных грузов оно было оставлено здесь навечно.

В колхозах района не хватало механизаторов, и уже в первую военную зиму при Зуевской МТС были организованы краткосрочные курсы по подготовке трактористов, на которых обучались юноши и девушки в возрасте 15 — 16 лет. Овладело этой мужской профессией немало женщин. На их плечи в основном и легли все хлопоты, связанные с полевыми работами.

Население города собирало и отправляло на фронт одежду, продукты. Работники промкомбината за короткое время освоили выпуск брюк для воинов Красной Армии, занимались сушкой картофеля, заготовкой других продуктов. Все, что могли, отправляли на фронт. Пусть внешне это было не так заметно, но и в тылу люди тоже сражались, приближали, как могли, долгожданный час победы. За это им вечная слава и низкий поклон.

Значительное развитие Зуевка получила в послевоенные годы. Постепенно возникли новые предприятия, появлялись кирпичные строения, изменился облик города.

Рассказ о предприятиях, несомненно, надо начинать с железнодорожных, потому что они довольно продолжительное время задавали тон в жизни молодого города. Сегодня, подобно тому, как железная дорога разделила Зуевку на две части — северную и южную, так разделено и население: на железнодорожников и «городских». Такая деталь: до перехода Кировской области на московское время зуевчане жили по двум временным исчислениям — местному и московскому, что составляло определенные трудности.

Самое первое предприятие, которое возникло в Зуевке — это паровозное депо, ныне локомотивное. Оно возникло одновременно со станцией. В настоящее время депо обеспечивает перевозки грузов на участке железной дороги Балезино — Лянгасово, общая протяженность которого 240 километров. Кроме того, на этом предприятии производится ремонт тепловозов, железнодорожных кранов, снегоочистительной техники, колесных пар для локомотивов. Одним из старейших предприятий железнодорожного узла также является вагонное депо, основное назначение которого — осмотр и ремонт подвижного состава. Таков же возраст у дистанции пути, обеспечивающей содержание и ремонт закрепленного участка железной дороги. В Зуевке также расположены дистанция гражданских сооружений, участок энергоснабжения, дистанция сигнализации и связи и другие службы. Всего на предприятиях железнодорожного узла работает около четырех тысяч человек. В день празднования 90-летия Зуевки, 5 июня 1988 года, на привокзальной площади состоялось торжественное открытие памятника славы зуевских железнодорожников. На вечную стоянку в тот день встал на привокзальной площади паровоз марки «ФД» №2922. На митинге в честь этого события выступил ветеран труда В. Г. Рылов, который работал на этом паровозе.

Некоторые предприятия, которые образовались еще до войны и представляли собой полукустарные производства, значительное развитие получили в 60-х годах. Первая машинно-тракторная станция на территории Вятского округа была организована в Зуевке в конце 1930 года. Объемы ее работ были очень низки, все основные операции по капитальному ремонту и текущему содержанию техники производились вручную. В 1961 году началось строительство районного объединения «Сельхозтехника» (сегодня ремтехпредприятие агропромышленного комплекса). В год здесь капитально ремонтировалось около 300 гусеничных тракторов и 100 зерноуборочных комбайнов, проводится техническое обслуживание грузовых автомобилей и энергонасыщенных тракторов, а также оборудования животноводческих ферм. Об уровне организации труда и эффективности работы предприятия говорит тот факт, что оно более 20 раз награждалось переходящим Красным Знаменем союзного и республиканского уровня за успехи в соревновании среди родственных объединений.

Самым крупным промышленным предприятием города является ремонтно-механический завод, который возник на базе межрайонных мастерских в 1961 году. Завод выпускает транспортеры для животноводческих ферм, приводные станции к трансформаторам, производит ремонт тракторов МТЗ-50, МТЗ-80. Он ежегодно дает 26700 тонн чугунного литья, производит водопроводные трубы и другие товары народного потребления, а также запасные детали к сельскохозяйственной технике. Продукция завода идет не только в районы Кировской области, но и во многие другие регионы Российской Федерации.

Далеко за пределами России известны изделия механического завода нестандартизированного оборудования, который выпускает пользующиеся популярностью аттракционы для детских площадок, современное оснащение для библиотек, мебель.

Зная историю некоторых предприятий, можно судить не только о динамике промышленного производства, но и об изменениях, происходящих в развитии общества. Взять, к примеру, Зуевский пищекомбинат, который был создан в 1938 году и назывался тогда промкомбинатом. В первые годы он развивался довольно успешно и был многоотраслевым. От одного перечисления производимой в то время продукции поднимался аппетит. На комбинате коптили мясо, делали колбасу, сушили и консервировали грибы, варили варенье, джем, повидло, производили пряники, сушку, карамель, сухие кисели, толокно, особенно славились в летнюю пору зуевские морс и квас. На подсобном хозяйстве промкомбината откармливали свиней, на больших площадях выращивали для общественного питания помидоры, огурцы, капусту и другие овощи.

Продукцией были довольны и зуевчане, и жители соседних районов. Но хорошие отзывы населения — это еще не мерило. Выпуск почти всей вышеперечисленной продукции по распоряжению «сверху» был прекращен, зато отлично наладилось производство и разлив различных низкосортных вин. Эта страница деятельности предприятия была не из почетных. Однако сегодня пищекомбинат снова осваивает те виды продукции, с производства которых и началась его история более 50 лет назад.

Среди предприятий сельскохозяйственного направления можно назвать маслозавод, птицефабрику, ПМК мелиорации, базу хлебопродуктов. Есть лесхоз, межхозлесхоз, кирпичный завод, растут базы треста «Зуевкамежрайгаз» и участка «Союзволгогаз», автотранспортного предприятия, строительные организации.

Первым социальным объектом селения стала построенная еще в 1902 году Спасская церковь; годом позднее открылась трехклассная начальная школа.

Рос поселок. Увеличивалось население. Со временем были построены Дом культуры железнодорожников, кинотеатр «Спутник», четыре средних школы, новое современное здание музыкальной школы; в городе шесть детских садов, несколько библиотек с книжним фондом свыше 200 тысяч экземпляров.

Открыты два средних профессионально-технических училища. Железнодорожное обучает профессиям помощника машиниста электровоза, тепловоза, электромонтера промышленного оборудования, слесаря-ремонтника, повара. Сельское учит на водителя и тракториста-машиниста широкого профиля.

В городе сложились неплохие литературные традиции. В 1930 году вышли в свет первые номера районной газеты «Заветы Ильича», вокруг которой сплотились начинающие поэты и прозаики. И уже в 1932 году в районной типографии был выпущен сборник стихов «Колхозная поступь».

Я рос в краю мазута и угля,

Где люди прямы, а калитки шатки,

Где в паровозной саже тополя

И грачьих гнезд закинутые шапки…

Так начинается стихотворение Бориса Марьева «Зуевка», которое поэт посвятил родному городу. Борис Михайлович окончил юридический вуз, учился заочно в Литературном институте, преподавал в Свердловске в университете. Очень был доволен тем, что получил квартиру в этом городе недалеко от железнодорожной станции. По воспоминаниям друзей-поэтов, он любил вечером выйти на балкон и слушать звуки железнодорожной станции, которые напоминали ему город детства…

В 1985 году зуевские любители пера создали клуб «Рассвет». Члены клуба не только регулярно готовят литературные страницы в районной газете, они нередко выступают в трудовых коллективах и учебных заведениях. За активное участие во 2 Всесоюзном фестивале народного творчества клуб награжден дипломом оргкомитета фестиваля. А такие авторы, как Алексей Елькин, Михаил Чирков, выпустили свои первые книжки.

Снискал уважение у жителей города, а еще больше — у сельских тружеников ансамбль ветеранов войны и труда районного Дома культуры. В репертуаре ансамбля — русские народные песни, многие из которых записаны в Кировской области.

Зуевчане гордятся тем, что в их городе, в семье машиниста родился Михаил Платонович Петров, ставший впоследствии академиком, вице-президентом Географического общества СССР, крупным ученым, труды которого широко известны за пределами нашей страны.

В год 90-летия города в Зуевке было учреждено звание почетного гражданина. Первыми высокой чести его присвоения были удостоены ветеран паровозного депо Федор Иович Новоселов; подполковник запаса, много лет возглавлявший районный совет ветеранов Алексей Андреевич Широков; командир операционно-перевязочного взвода времен войны, бывший врач-хирург железнодорожной больницы Татьяна Тимофеевна Пашеева. 

Недавно справила новоселье в новом просторном здании детско-юношеская спортивная школа с плавательным бассейном. У ребят появилась отличная возможность совершенствовать свое физическое мастерство, добиваться высоких результатов и в дальнейшем стать такими же известными спортсменами, как воспитанники ДЮСШ прошлых лет: победитель многих международных соревнований, трехкратный чемпион Советского Союза в легкоатлетическом десятиборье, заслуженный мастер спорта Григорий Дегтярев, многократный чемпион Российской Федерации по легкой атлетике, мастер спорта Анатолий Балобанов и двукратная победительница соревнований «Олимпийский резерв России» в лыжных гонках, мастер спорта Татьяна Чиркова. 

Как отмечалось, строительство социальных объектов в Зуевке началось с возведения церкви. Говорят, она была очень красивая… В 1989 году в городе организован и зарегистрирован приходский совет Спасской церкви. Это значит, будет строиться новый храм.

В январе 1994 года открылся Зуевский филиал Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея.

Прогресс сам по себе ничего не значит, если он не связан с улучшением жизни человека. Официальная политика последних лет в области экономики отрицательно аукнулась и в социальной сфере больших городов, и таких периферийных райцентров, как Зуевка. Только за 1980 — 1990 годы район покинуло около 10 тысяч человек, и проблема закрепления населения начала серьезно волновать зуевчан. Активнее сегодня ведется строительство жилого фонда, причем много появилось частных застройщиков. Положительно на жизни города сказалось то, что за последнее время у Зуевки появились надежные дороги, связывающие ее с областным центром, с соседними Фаленками, завершается строительство дороги на Богородское.

В Зуевке насчитывается около 70 котельных, которые загрязняют воздух, требуют много рабочих рук, а также угля. В этой связи вселяют надежды реализация решения проблемы газификации Кировской области, и в городе в настоящее время полным ходом идет подготовка: подтягивается газопровод, строятся и переоборудуются котельные, обучаются специалисты. Согласно плану работ газ в город поступит в конце 1994 года. Решение этой проблемы явится большим шагом в улучшении социальной жизни зуевчан.

Основные даты

1898 год — возникновение станции Зуевка; построены первые жилые дома поселка с одноименным названием.

1903 год — открылась начальная трехклассная школа.

1921 год — впервые состоялись выборы в местный орган власти — поселковый Совет.

1929 год — Зуевка становится районным центром.

1930 год — в Зуевке организована машинно-тракторная станция — первая на территории Вятского округа.

1944 год — Зуевка получила статус города.

1961 год — дал первую продукцию ремонтно-механический завод — самое крупное в городе предприятие.

1988 год — в день празднования 90-летия города состоялось торжественное открытие памятника славы зуевских железнодорожников.

1994 год — в январе принял первых посетителей районный историко-краеведческий музей.

 (В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      old_photo
      Паровозное депо станции Зуевка. Фото 1898 -1910гг.
      old_photo
      Вокзал станции Зуевка. Фото 1898 -1910гг.
      old_photo
      Станция Зуевка в конце 1990-х годов Фото из книги Анатолия Огаркова "Путь длиною в сто лет" - Киров 1998 год
      old_photo
      Вагонное депо станции Зуевка а конце 1990-х годов Фото из книги Анатолия Огаркова "Путь длиною в сто лет" - Киров 1998 год
      old_photo
      Музыкальная школа. г.Зуевка 27.02.1991 Автор снимка: С.Безденежных
      photo
      Ст. Зуевка. Сентябрь 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Вокзал. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Вокзал. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Торговый центр. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Паровоз-памятник. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Библиотека. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Детский центр. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Жилой дом. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Жилой дом. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Жилые дома. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Ст. Зуевка. Водонапорная башня. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Доска почета. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Жилой дом. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Улица. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Магазин. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Зуевка. Памятник. Сентябрь 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      old_photo
      Станция Зуевка. Старый вокзал. Фото 1970-х годов
      old_photo
      old_photo
      old_photo
      Зуевка, Вятский край, 1926-1929

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Строительство станции в п.Зуевка (Дмитрий Зонов)
      Строительство станции в п.Зуевка (Дмитрий Зонов)
      г.Зуевка_ул.Чкалова_д.6 (Дмитрий Полушин)
      г.Зуевка_ул.Чкалова_д.6 (Дмитрий Полушин)
      Цветник (Дмитрий Зонов)
      Цветник (Дмитрий Зонов)
      Улица Свердлова (Дмитрий Зонов)
      Улица Свердлова (Дмитрий Зонов)
      Магазин ритуальных товаров (Дмитрий Зонов)
      Магазин ритуальных товаров (Дмитрий Зонов)
      У Михайловской церкви (Дмитрий Зонов)
      У Михайловской церкви (Дмитрий Зонов)
      В ожидании свиристелей (Дмитрий Зонов)
      В ожидании свиристелей (Дмитрий Зонов)
      Новый вокзал (Дмитрий Зонов)
      Новый вокзал (Дмитрий Зонов)
      Станция Зуевка (Дмитрий Зонов)
      Станция Зуевка (Дмитрий Зонов)
      Ул.Островского (Дмитрий Зонов)
      Ул.Островского (Дмитрий Зонов)
      Ул.Воровского, октябрь (Дмитрий Зонов)
      Ул.Воровского, октябрь (Дмитрий Зонов)
      К борьбе с огнём готовы! (Дмитрий Зонов)
      К борьбе с огнём готовы! (Дмитрий Зонов)
      Мемориальная доска Чернобыльцам (Дмитрий Зонов)
      Мемориальная доска Чернобыльцам (Дмитрий Зонов)
      Электровоз ВЛ80с-1513, ст. Зуевка Горьковской ЖД / Electric locomotive VL80s-1513, station Zuevka of Gorky division of RZD (15/06/2008) (Dmitry A. Shchukin)
      Электровоз ВЛ80с-1513, ст. Зуевка Горьковской ЖД / Electric locomotive VL80s-1513, station Zuevka of Gorky division of RZD (15/06/2008) (Dmitry A. Shchukin)
      Ул.Профсоюзная (Дмитрий Зонов)
      Ул.Профсоюзная (Дмитрий Зонов)
      Автопредприятие (Дмитрий Зонов)
      Автопредприятие (Дмитрий Зонов)
      Ул.Кирова (Дмитрий Зонов)
      Ул.Кирова (Дмитрий Зонов)
      Есть и такие улочки в Зуевке (Дмитрий Зонов)
      Есть и такие улочки в Зуевке (Дмитрий Зонов)
      Зуевка (Дмитрий Зонов)
      Зуевка (Дмитрий Зонов)
      Зуевский Дровосек (Дмитрий Зонов)
      Зуевский Дровосек (Дмитрий Зонов)
      У бывшей школы №38 (ныне - Краеведческий музей) (Дмитрий Зонов)
      У бывшей школы №38 (ныне - Краеведческий музей) (Дмитрий Зонов)
      Old bakery (Vasjan)
      Old bakery (Vasjan)
      Памятник-провоз в Зуевке (Дмитрий Зонов)
      Памятник-провоз в Зуевке (Дмитрий Зонов)
      Районное отделение полиции (Дмитрий Зонов)
      Районное отделение полиции (Дмитрий Зонов)
      Образовательный центр (Дмитрий Зонов)
      Образовательный центр (Дмитрий Зонов)
      Shop (Vasjan)
      Shop (Vasjan)
      Парк Победы (Дмитрий Зонов)
      Парк Победы (Дмитрий Зонов)
      Постоялый двор и кафе
      Постоялый двор и кафе "Малахит" (Дмитрий Зонов)
      Ул.Мелиоративная (Дмитрий Зонов)
      Ул.Мелиоративная (Дмитрий Зонов)
      Ул.Восточная (Дмитрий Зонов)
      Ул.Восточная (Дмитрий Зонов)
      Hous (Vasjan)
      Hous (Vasjan)
      Соколовчанка (Дмитрий Зонов)
      Соколовчанка (Дмитрий Зонов)
      Покорение Транссиба (Дмитрий Зонов)
      Покорение Транссиба (Дмитрий Зонов)
      Вокзал (Railway station) (stasygraphic)
      Вокзал (Railway station) (stasygraphic)
      Современная архитектура Зуевки (Дмитрий Зонов)
      Современная архитектура Зуевки (Дмитрий Зонов)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      092284селоЗуевское при станции Зуевка Пермской железной дорогиСлободской уездСезеневская волость14261, л. 758 об.
      092285поселокЗуевский (при станции Зуевка Пермской железной дороги)Слободской уездСезеневская волость1188671551, л. 758 об.
      092286станцияЗуевка Пермской железной дороги на земле отчужденияСлободской уездСезеневская волость1788921801, л. 758 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/9.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      Данные городской переписи
      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИКДомо­владенийЖил. квар­тирСем. карто­чекМуж.Жен.Всего
      6-04-054ст.ЗуевкаСлободской уезд,
      Сезеневская волость
      Зуевский поселковый5017081129171719333650
      *Постоянное население по данным городской переписи - мужчин: 1705 чел., женщин: 1921 чел., всего: 3626 чел.

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1411101001рабочий поселокЗуевкаКировская областьЗуевский район (ц.)р. п. Зуевка (ц.)5913652512438[-]
      Население приведено вместе с подчинёнными нас. пунктами.
      Источники: [1, л. 117 ↗]
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      9001городЗуевкаЗуевский районЗуевский горсоветцентр
      Районный центр. Расстояние до обл. центра 121 км. Ж.д. станция Зуевка

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      140101городЗуевкаЗуевский район (ц.)Зуевский горсовет (ц.)16112758985231489969687931городское1, с. 16
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст]: сб. Т. 1. Численность населения и распределение его по полу, возрасту, состоянию в браке, числу и размеру семей / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров, 1990. – 264 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      9001городЗуевкаЗуевский районгород Зуевкацентр
      Районный центр. Расстояние до обл. центра 120 км. ж. д. ст. Зуевка

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33214501000городЗуевкаКировская областьЗуевский район (ц.)г. Зуевка (ц.)1260056466954городское1

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33214501000городЗуевкаКировская областьЗуевский муниципальный район (ц.)Зуевское городское поселение (ц.)1119850026196городское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      8979городЗуевкаЗуевский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселение
      33614101001гЗуевкаКировская областьЗуевский муниципальный район (ц.)Городское поселение Зуевское (ц.)

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Спасская церковь

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      Зуевкапри ст. железной дороги (вновь открываемое)Слободской уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Зуевка (жел.-дор. ст.)Спасская церковьСлободской уезд2-й благочиннический округ

      3) Зуевка – (жел.-дор. ст.). – Спасская церковь, деревянная, построена в 1902 г.; расстоянием от г. Вятки в 104 вер., от уездного города в 80 вер., от благоч. в 17 вер.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 6 д., пах. 33 д.; братский денежный доход: св. 631 р. 17 к. и за законоуч. 90 р., от железнодорож. школы 120 р., пс. 210 р. 46 к., за уроки пения 72 р.; руги соб. на причт до 50 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. рус. 891 м. п., 916 ж. п.; приход состоит из 10 селений, расст. 2 -7 вер.

      Село расположено на низмине в болоте; около села растет мелкий лесь. Климат нездоровый; бо-лезнь лихорадка очень распространена между жителями. В приходе две школы: одна жезезнодорожная, в которой учатся исключительно дети служащих на железной дороге, другая земская в деревне Черноусах в 2 вер. Главное занятие прихожан хлебо-пашество и заработки на станции. В селе приемный покой с медицинским персоналом для служащих на железной дороге. Земская же больница в с. Косе в 14 вер. Волост. правл. в селе Сезеневе в 14 вер., где есть фельдшер.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      ст. Зуевка Пермской железной дорогиСпасская церковьСлободской уезд2-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 13 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Недавно узнал, что двоюродный брат моего деда, Георгий Семенович Баранов, проживал до войны в Зуевке. Сам он погиб во время войны, но у него осталась жена Антонида и дочь Елена. Как бы узнать не проживает ли сейчас в Зуевке Елена Георгиевна (Егоровна) Баранова? Вроде бы в сети "В контакте" зарегистрирована Елена Баранова из Зуевки, но она не отвечает на сообщения. Может быть кто-то из пользователей может помочь? Заранее спасибо.

        Аватар пользователя Таня Водолей

        Демин Петр Алексеевич, уроженец ст. Зуевка Горьковской ж/д, 1910 года рождения.

        Окончил школу 7-летку.

        Из рабочих. Беспартийный.

        На ж/д работает с 1927 года, с 1932 года - машинист товарных паровозов депо ст. Киров.

        Информация взята попутно из Дела, находящегося на хранении в архиве Оричевского района. 

        Аватар пользователя дмитрий76

        Поисковое движение России» в рамках акции «Вернулись с фронта» разыскивает родственников солдат, найденных на полях сражений!

         За годы работы российскими поисковиками установлены тысячи имен погибших и пропавших без вести солдат Красной армии. Но, к сожалению, не всегда сразу удается найти родственников найденного солдата.

        90

        ЗВЕРЕВ Михаил Логинович (медальон). Родился: 1907 г., Горьковская обл. Призван Зуевским РВК, Кировская обл. Семья: Калинина Мария Николаевна — жена, Кировская обл., г.Зуевка, ул.2-я Советская, д.18. Архив: ЦАМО РФ (ОБД «Мемориал»), фонд 58, опись 977521, дело 114, лист 4: пропал без вести в мае 1942 г.Найден: май 2015 г., Калужская обл., Юхновский р-н.

        Захоронен: 7.5.2015 г.,

        Калужская обл., Юхновский р-н, д.Долина.

        Отряд: п/о «Звезда», г.Брянск.

        Информация с сайта «Поисковое движение России»