Мостовое

Тип: село
Статус: существующий н.п.

с. Мостовинское (Мостовое) Сарапульского уезда

Свято-Троицкая церковь (1771–[1937] гг.)

Приход с. Мостовинское открыт по благословению Казанского архиепископа Вениамина, данному  в июле 1763 г. В его состав вошла д. Мостовая, ранее входившая в приход с. Кигбаево.
Холодная деревянная церковь была построена в 1764 г. и освящена в честь Преподобного Сергия Радонежского.
По указу Вятской духовной консистории от 17 марта 1771 г. № 829 разрешено построить теплый придел во имя Св. Троицы.
7 октября 1800 г. холодная Сергиевская церковь сгорела. Теплая Свято-Троицкая церковь не была  повреждена пожаром.
30 декабря 1804 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота  № 3416 на строительство каменного храма во имя Св. Троицы с приделами в честь Св. Сергия Радонежского. Церковь построена на средства прихожан с двумя приделами. В теплой церкви первым был освящен левый престол 20 мая 1811 г. в честь Св. Феодосия Тотемского, второй престол – правый – освящен в честь Св. Сергия Радонежского 6 ноября 1813 г. Холодный храм освящен во имя Св. Троицы в 1839 г. После освящения теплой церкви по указу Вятской духовной консистории от 28 июля 1816 г. № 2897. старую деревянную Свято-Троицкую церковь разобрали.
В 1870 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, 25 сентября 1893 г. – церковно-приходская школа.
Сведений о закрытии Свято-Троицкой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. Имеются сведения о том, что с 1937 г. церковь бездействовала.

Источник

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Свято-Троицкая церковь (1771–[1937] гг.)
      Свято-Троицкая церковь (1771–[1937] гг.)
      В процессе реставрации
      В процессе реставрации
      После реставрации
      После реставрации

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Дом (nastik1211)
      Дом (nastik1211)
      река мостовинка (павел сегал)
      река мостовинка (павел сегал)
      Церковь. Село Мостовое. (Бэн из Удмуртии. Ben from Udmurtia.)
      Церковь. Село Мостовое. (Бэн из Удмуртии. Ben from Udmurtia.)

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-142, 1716—1717 г.
      3080038Мостовая деревняКазанская губернияАрская дорога, Сарапульская дворцовая волость26♂ 79 ♀ 72130—135

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      12735Мостовое (Мостовинское)с. уд.при рч. МостовинкеСарапульский уезд,
      Стан 3
      Между почтовым трактом Сарапульско-Елабужским и проселочной дорогой, идущей по правому берегу р. Камы20292637968321628Церковь православная 1. Сельское училище. Удельный приказ. Мельниц 7.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      15241село МостовоеВятская губерния, Сарапульский уезд,
      Мостовинская волость, Мостовинское общество
      н/дн/д2671734подёнщик
      Рода, число семей:
      Сухих — 37
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      Источник: Списки населенных мест Сарапульского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/8)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      779009с.Мостовое (Мостовинское)Сарапульский уездс. Мостовое, Свято-Троицкая церковь1916
      По данным: ЦГА УР, ф.245, оп.4, д.128, лл.109-110; клировая ведомость за 1916 г.; ф.245, оп.3, д.387, лл.21-22; план прихода, составленный в 1896 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Списки населённых пунктов Удмуртской АО / АССР

      Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995.

      ДатаТип н.п.Название н.п.РайонСельсовет
      3931140101.01.1939селоМостовоеСарапульский районМостовинский сельсовет
      3915070107.03.1939селоМостовоеКамбарский районМостовинский сельсовет
      5515050101.09.1955селоМостовоеКамбарский районМостовинский сельсовет
      5715050101.08.1957селоМостовоеКамбарский районМостовинский сельсовет
      6531070101.06.1965селоМостовоеСарапульский районМостовинский сельсовет
      7131050101.07.1971селоМостовоеСарапульский районМостовинский сельсовет
      8031040101.01.1980селоМостовоеСарапульский районМостовинский сельсовет
      8931040101.01.1989селоМостовоеСарапульский районМостовинский сельсовет

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
      94237825001селоМостовоеУдмуртская РеспубликаСарапульский муниципальный районМостовинское сельское поселение6306391269сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 13.10.2014. Удмуртская Республика

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      518899селоМостовоеСарапульский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

      Данные за 2014 год

      Код ОКТМОТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселение
      94637425101селоМостовоеУдмуртская РеспубликаСарапульский муниципальный районСельское поселение Мостовинское

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

    • Троицкая церковь
    • Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      2831804Грамота Преосв. Вятск (Серафима) на построение в с. Мостовинском, Сарапульск. у., вместо сгоревшей деревянной Сергиевской церкви, вновь каменного храма во имя Святой Троицы с приделом Св. Сергия Радонежского. 1804 г. 30 Декабря.

      Село/городЦерковьУездБлагочинический округДополнительная информация

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село МостовинскоеТроицкая церковьСарапульский уезд5-й благочиннический округ
      №22, с. 746

      504. Троицкая в селе Мостовинском.

      Построена в 1804 г., каменная. В ней три престола: во имя Св. Троицы, Препод. Сергия Радонежского и Феодосия Тотемского.

      При церкви состоят два священника, диакон и два дьячка. Дома у них, кроме одного священника, собственные. Причт пользуется из отведенной к церкви земли одною сенокосною землею.

      В приходе 14 селений, от 4 до 15 в. от церкви; прихожан 2387 м. п. и 2603 ж. Раскольников в приходе 3 м. п. и 3 ж.

      От г. Вятки в 525 в. Ближайшия села: Чекалкино и Кигбаево в 12 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Мостовинская - Троицкая, церковь приходскаяСарапульский уезд1-й благочиннический округЧисло прихожан — муж.п.: 2727, жен.п.: 2986
      Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2.
      Рукописное примечание — 1763
      Бисарская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Дреминская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Вонявская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Заборская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Куюковская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Оленье-болотинская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ
      Севернинская, часовняСарапульский уезд1-й благочиннический округ

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      МостоваяТроицкаяСарапульский уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село Мостовое Троицкая церковьСарапульский уезд1-й благочиннический округ

      9) Село Мостовое – Троицкая церковь, каменная, построена в 1804 г.; расстоянием от г. Вятки в 525 вер., от уездного города в 24 вер., от благоч. в 20 вер.; часовни, деревянные, при деревнях: Бисарской, Дреминской, Заборской, Вонявской, Куюкской, Оленье-Болотинской, Северской; причта по шта ту иоложено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме диакона Люсгрицкого и псал. Кибардина, проживающих на частных квартирах с получением пособия из казны: диакон по 3 р., а псал. по 2 р. в месяц; земли: надельных усад. 2 д. 2200 с., пах. 60 д., сенок. 4 д., прикладных 9 д. 530 с.; содержание духовенства скудно; прихожан правосл. рус. 3215 м. п., 3284 ж. п.; старообр. 12 м. п., 7 ж. п.; приход состоит из 14 селений, расст. 2 – 15 вер.

      Село расположено на горе, около села протекают три речки, местность безлесная. В приходе семь школ: в селе церк.-прих. двухклассная, пять земских школ в деревнях: Вонявке в 5 вер, Пинязе в 7 вер., Оленьем-Болоте в 7 вер., Куюках в 15 вер. и церк.-прих. в дер. Заборье в 5 вер. Главное занятие прихожан земледелие; ремесл нет и отхожими промыслами никто не занимается. Волост. правл. Мостовинское и фельдш. мед. пункт при селе, а больница в г. Сарапуле; парох. прист. на реке Каме в г. Сарапуле; ст. ж. д. Чепца в 180 вер. Село стоит на большой дороге из г. Сарапула в с. Каракулино.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. МостовоеСвято-Троицкая церковьСарапульский уездЧисло населённых мест в приходе: 14 (Смотреть список)
      По данным: ЦГА УР, ф.245, оп.4, д.128, лл.109-110; клировая ведомость за 1916 г.; ф.245, оп.3, д.387, лл.21-22; план прихода, составленный в 1896 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя AngelMary

        Не понимаю, почему в Книге Вятских Родов значится фамилия "Адиятцев", если на самом деле "Азиатцев". У Пислегина Николая Викторовича:

        Таким образом,  к концу  XVIII в. русское  население  заняло  территории  по  правому  и отчасти  левому  берегу  Камы, левобережье  Вятки,  низовья Чепцы,  начинают  осваиваться  верховья  этих  рек. Стали  активно  заселяться и притоки  Камы, такие  как Сива, Вотка,  Иж, а также  притоки  Вятки: Чепца, Лобань, Лумпунь, Кильмезь, Воя, была освоена и ранее пустовавшая территория между р. Лобань и правым берегом Кильмези [16]. Наряду  с  традиционными  для  Удмуртского  Прикамья  ассимиляционными  процессами  (как  правило,  обрусение  и,  в  меньших  масштабах, отатаривание  финских  народов)  имели место  и случаи включения  в состав  русского  населения  края представителей  более  отдаленных  народов. Так,  дореволюционные  авторы  отмечали  факт  присылки  в  первые  годы  правления  Екатерины  II  в Сарапульскую  и  Каракулинскую  дворцовые волости  (взамен прежней  отдачи  в услужение  «партикулярным  людям») «своеобразных»  поселенцев  – бывших пленников,  выходцев  из Средней Азии («персияне», «хивинцы», «афганцы»,  «бухарцы»,  «белые  арапы»,  «кара калпаки», «кизильбаши»,  «турки»,  «калмыки»). Первая  партия  из 54 мужчин  и женщин  «персиян и прочих  наций»  должны  была прибыть  в Сарапульскую  волость, вторая  из 18 «калмыков» – в Каракулинскую. Всего к 1777  г. здесь  были обоснованы  308  чел. (184 муж., 124  жен.).  Некоторые  из них были «положены  в оклад»  (т.е., в данном  случае,  как правило, причислены  к дворцовым  крестьянам)  уже  в V ревизию  (1795),  остальные  – в VI ревизию  (1811).  Многие  бывшие  пленные  получили  фамилию Азиатцев  и  проживали  в  селах  Кигбаево,  Мазунино,  Нечкино  и  Гольяны,  а  сарапульский  мещанин  Сидор  Азиатцев  даже  стал  добровольным участником  вятского  ополчения  Отечественной  войны  1812  года [17]. Зафиксированы  также  случаи  проживания  на  юге  Удмуртского  Прикамья (Арская дорога,  Сар апульский уезд: новопоселенная  по речке  Кокшану  д. Петровой  починок,  д. Новая Тойма, пос. Воткинского  завода)  дворовых людей из пленников­башкир * и «камлыдской породы» [18]. Их потомков естественно ожидать среди русских.

        Странно читать такой абзац со ссылкой на работу кандидата исторических наук.

        Нет ли тут ошибки в дате? Может все-таки не 18 век?

        "Таким образом,  к концу  XVIII в. русское  население  заняло  территории  по  правому  и отчасти  левому  берегу  Камы, левобережье  Вятки,  низовья Чепцы,  начинают  осваиваться  верховья  этих  рек. Стали  активно  заселяться и притоки  Камы, такие  как Сива, Вотка,  Иж, а также  притоки  Вятки: Чепца, Лобань, Лумпунь, Кильмезь,

         Воя, была освоена и ранее пустовавшая территория между р. Лобань и правым берегом Кильмези [16]."

        Странно, почему к концу 18 века? Низовья р. Чепцы заселено русскими уже в конце 16 - начале 17 века. Среднее течение р. Чепцы освоено русскими в 17 веке. А Верховья р. Чепцы и до сих пор не освоено русскими, в том смысле, что это и сейчас территория проживания удмуртов. Или он имел ввиду, что территории начали заселяться не только русскими, а и удмуртами?

        Но и тут он не прав, датируя 18 веком.

        Так же автор не прав и про правобережье Вятки. Или он забыл указать, местность на каком  протяжении р. Вятки имеет ввиду.

         

        Аватар пользователя AngelMary

        Ну если по вашему мнению, кандидату исторических наук нельзя доверять, то где же правда? Приведите пример научной статьи.

        И я не про Пислегина речь завела, а про Фамилию... Азиатцев. Работаю как раз по метрическим книгам Мостовинского прихода, чётко читается Азиатцев, нет там Адиятцевых. 

        Аватар пользователя s_rabbit

        Мария, на вопрос почему в КВР указана фамилия Адиятцев а не Азиатцев можно ответить только увидев документы, на основании которых Василий Андреевич Старостин составлял свою книгу. Многое зависит от почерка писаря. Мне лично легко представить как можно перепутать письменные "зиа" и "дия"...

        Аватар пользователя AngelMary

        Вы правы, спутать легко, к сожалению, такие ошибки затрудняют поиск. А чтобы исправить, нужно к авторам сайта обращаться? Если встретится, могу сфотографировать фамилию в метриках или по переписи. 

        Аватар пользователя s_rabbit

        Нужна копия списка домохозяев 1891 года, на основании которой Старостин составлял книгу. И уже с ней обращаться к авторам сайта, на форум, в тему о КВР "Сообщения об ошибках" ссылка

        Аватар пользователя AngelMary

        Спасибо, поняла.

        Мария, я не обобщаю. Я про конкретный абзац.

        Доверять можно первоисточникам. Есть переписи населения за эти периоды.

        Научных статей по заселению региона написано много. Для меня наиболее авторитетны работы Л.Д. Макарова,  С.К. Белых и др. По-прежнему имеют актуальность работы П.Н. Луппова, с поправкой на время их написания и доступность ему и нам источников. Ну, а какие территории были заселены в 17-18 веках, нам и по переписям известно.

        По поводу фамилии "Азиятцев", Ваше стремление добиться правды поддерживаю. Ошибка или опечатка вполне возможна.

        Аватар пользователя AngelMary

        Спасибо за ваше мнение, учту! Я не профессионал и не историк, просто любитель, читаю всё, что найдется, по истории Удмуртии.