Эх, дороги...

В 50-х годах прошлого столетия дороги в Кировской области были в основном грунтовые, по крайней мере в Арбажском районе.

По прибытии на железнодорожную станцию Котельнич, где поезд останавливался всего на 1 минуту, надо было поднятся по деревянной лестнице и пройдя зал ожидания одноэтажного здания вокзала, искать попутный транспорт, хотя бы до райцентра. Попутным транспортом могла быть и подвода с одной лошадкой и полуторка, гружоная доверху кирпичом. Как-то раз добирались по реке Вятке до Сорвиж, а далее гужевым транспортом. В Сорвижах поразила красота стоящей на высоком берегу церкви, белой и величественной.

Позднее, в 60-х годах из Котельнича пустили рейсовый автобус до Арбажа и даже дорогу заасфальтировали. И ещё стали летать самолеты АН-2 («Кукурузник») в Арбаж, Яранск, Советск, Санчурск. Было даже расписание, но на деле самолет летел туда, куда было больше пассажиров. Как-то я приехала с родителями в Котельнич, они дальше решили ехать рейсовым автобусом, а я захотела использовать авиатранспорт. Прихожу к кассе аэропорта, а мне сообщают, что в Арбаж уже есть один пассажир, так что туда и самолет полетит. Пассажиром оказался мой брат, который приехал накануне в Котельнич.

Самолет стоял на летном поле, когда зашли в салон, оказалось, места для пассажиров - это просто скамейки вдоль бортов, при посадке скамейки были под углом. Нам выдали гигиенические пакеты, чтобы мы не испачкали салон при попадании в воздушные ямы. Летели с грохотом, ямами минут 40, но, главное, приземлились в Арбаже на так называемую ВПП.

Далее пошли пешком, выбрав маршрут: д. Б. Арбаж – д. Исуповы – д. Алешичи – д. Чекуши. Прошел дождь, дорога была грязная и скользкая. За д. Б. Арбаж нас догнал трактор «Беларусь» с прицепной тележкой, водитель предложил «подбросить» нас до Чекуш, куда он вез пустые фляги от молока, и мы не раздумывая согласились. Залезли в тракторную тележку и... началось вятское ралли. Водитель безмятежно управлял трактором, и за страшным грохотом мотора до него невозможно было докричаться, чтобы он остановился. Прицепная тележка то вставала на «дыбы» под 45 градусов, то забегала чуть ли не вперед трактора, на всех нырках  дороги по тележке катались пустые фляги и этот атракцион закончился тольке при остановке трактора в Чекушах. Я решила, что никогда больше не сяду в прицепную тележку (хотя пришлось еще раз на похоронах).

Дорога из Котельнича до Чекуш была непредсказуема, каждый раз это был разный маршрут на перекладных, и очень часто какие-то участки пути приходилось идти пешком, неся неудобные чемоданы.

Назад уезжать в каком-то смысле было проще. Но тут условия диктовала погода. Если шли дожди, то выехать можно было на лошади или тракторе, даже грузовик не всегда мог проехать по раскисшим дорогам. Один раз на подводе прямо к самолету нас подкатили.

Наградой за трудные дороги был блаженный отдых в просторном дедушкином доме, оглушительная тишина, аромат цветущего сада и земляники. А желания сходить в лес не могли отбить даже нудные комары. «Картиной маслом» были виды засеянных полей на холмистой местности: голубые - лен, розовые - клевер, желтые - рожь, зеленые - горох. На ум не приходило, что вся эта красота исчезнет: не будет ветряной мельницы на холме, не будет деревянных живописных усадеб «покоем», а красавицы липы на чистенькой деревенской улице потеряются в буйных зарослях зловещего борщевика Сосновского, который станет единовластным хозяином всей этой когда-то отвоеванной под жизненное пространство земли.

Эх, дороги... Как они были нужны. Может бы не уехало столько людей из деревни, если бы... 

 

Комментарии

Замечательно. Спасибо. В "Кукурузнике" было две скамейки, вдоль салона, расчинанные на 12 мест.

Стоит расшифровать ВПП и описать. Это тоже интересно.

Аватар пользователя allaburdina

ВПП-это взлетно-посадочная полоса.

Аватар пользователя ru-danko

Прочитал с удовольствием, спасибо за рассказ. Плохие дороги и и отсутствие транспортного сообщения - это и сейчас одна из основных проблем для тех, кто живет в отдаленной сельской местности.

Аватар пользователя vbob

 Плохие дороги и и отсутствие транспортного сообщения - это и сейчас одна из основных проблем

так вроде всегда было на Руси - "две беды…"

Аватар пользователя ru-danko

Сейчас большая часть "Руси" живёт в городской местности, где этой проблемы, можно сказать, нет.

Аватар пользователя vbob

Ну как нет, два последних года были в нашем городе митинги против "плохих дорог". Конечно, с деревенским бездорожьем не сравнить)

Про гигиенические пакеты в самолетах.

Я раньше думал, что это выдумка, анекдот. Но где-то году в 1984 мне однокурсник показывал такой бумажный пакет, выданный ему при перелете Кильмезь-Киров. Не было тогда до Кильмези автодороги, на самолетах летали или по ЖД на Казанском поезде через Глазов-Ижевск-Вятские Поляны крюк давали.

Аватар пользователя Lex

Нда.... дороги раньше были ещё те! Если дожди, то автобусное сообщение между Кировом и Верхошижемьем прерывалось, благо это не Арбаж и не Лебяжье, шёл на нефтебазу и там ловил приезжавшие за горючкой бензовозы в ту сторону. А однажды дядюшка мой так же приехал и не ходят автобусы из Кирова в Верхошижемье, а из Советска вроде как ходили, вот он на свой страх и риск, взял билет на самолёт и рванул с детишками в Советск, а там на радость, автобус в Верхошижемье ходил, добрались до райцентра, а там уже 10 км всего оставалось пешком. Сам помню от Коршика пешком по колено в грязи босиком, закатав штаны.... :) Зато есть что вспомнить! У какого американца или европейца могут быть такие воспоминания! :) Как многого они не знают, а всё нас пытаются жизни учить :))))
 

Дороги грунтовые после дождя и мне запомнились. В 1960 или 1961 году, точно не помню - мне было 10-11 лет. В этом году отец ездил на на свою малую родину - деревня Поляна Даровского района и взял с собой меня. До Котельнича ехали поездом. Как добрались до райцентра не помню, наверное, автобусом и это было обычным делом для меня городского. Но вот из Даровского уже дорога хорошо запомнилась. Во-первых, это была обычная бортовая машина. Правда крытая. Во-вторых, это почтовая машина. Ездила раз в сутки туда и обратно. Но попутно перевозила пассажиров. Для этого поперек кузова были накрепно закреплены доски. В-третьих, местные для для удобства поездки брали с собой маленькие подушечки.  Другого транспорта не было. Запомнилась и сама поездка. Машина ехала медленно и ее постоянно заносило. Часто шла с боковым наклоном. В общем нужно было держаться за лавку. Пару раз водитель высаживал пассажиров. Один раз был косогор с большим боковым креном. Второй раз переезжали хлипенький мосток.  Возвращались таким же образом, но было уже не так страшно. Была хороша погода и дорога просохла. 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Очень странное впечатление... С одной стороны: ну да, дороги, ухабы, бортовые машины. "кукурузники", пакеты в самолёте - всё правда. всё так и было. С другой стороны: это описано, а главное - это воспринимается читателями как "преданья старины глубокой", вплоть до "раньше я считал это выдумкой, а оказывается - правда!". Я в шоке, если честно - насколько параллельны миры, в которых мы все живём! В моём мире - всё это живёт и сейчас, включая серые пакеты, которые обязательно есть в любом самолёте.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Мне очень нравилось на телеге ехать с сенокоса. Лежишь, утопая в сене, наработался, смотришь на мерно плывущее небо, а тебя туда-сюда мягко покачивает на каждой яме. Иногда даже страшно бывало тряхнет - и ухватишься тогда посильнее за веревку, которой было привязано сено. Встрепенешься, посмотришь вокруг и снова ляжешь в сено, а трактор поддаст газа и вот мы уже мчимся в гору с ветерком.

Аватар пользователя Lex

А на волокуше за трактором ........ вилы воткнёшь покрепче, дабы не свалиться, за них держишся и не трясёт! :)  И на телеге за лошадкой тоже здорово. Эх жаль наши дети и внуки этого не испробовали, да и испробуют ли?