Противораскольнические школы в Вятской губернии

Противораскольнические школы в Вятской губернии

От автора блога: в старом периодическом печатном издании 1896 года была найдена крайне интересная информация о противораскольнических школах, действовавших до революции 1917 года по всей территории Вятской губернии. В нижепредставленном, адаптированном мною очерке приводится информация о более чем 40 населенных пунктах, в которых в разное время функционировали такие школы, в нем вы найдете любопытный материал, связанный с историей деревень, населенных староообрядцами, в том числе, по деревне Валково Пьяноборской волости Елабужского уезда. Орфография сохранена.

Источник: Вятские Епархиальные Ведомости, №20, 16 октября 1896 года, отдел неоффициальный, листы 972-986, "Краткий очерк истории возникновения и развития школ Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая", от 03 мая 1896 г., автор - А. Одоев).

л.972

Счастливая мысль открывать противораскольническія школы впервые пришла Вятскому каѳедральному Протоіерею С. H. Кашменскому. Сильное развитіе въ Вятской епархіи раскола /Въ обширной епархіи тогда мало было церквей, такъ что православные Уржумскаго и Нолинскаго у. у., за дальностью церквей, ходили къ богослуженію въ раскольн. моленныя, а на похоронныхъ обѣдахъ, также свадьбахъ распѣвалн расколничьи кантаты вмѣсто пѣсенъ. Православныхъ весьма прельщала раскольничья набожность и духъ степенной благопрійстойностп, царившей надъ всѣми обычаями раскольников/ весьма озабочивало о. Кашменскаго, и онъ обратился къ покойному о. Павлу Прусскому за совѣтомъ, какъ наилучше противодействовать расколу. Это было въ половинѣ 70-хъ годовъ. О. Павелъ посовѣтовалъ подыскивать изъ простолюдиновъ умныхъ, начитанныхъ и добраго поведенія людей, способныхъ бесѣдовать съ старообрядцами, обу-

л. 973

чать ихъ опроверженію раскола на основаніи старопечатныхъ книгъ и посылать въ народъ съ миссіонерскою цѣлью. Эту идею о. Павла С. Н. Кашменскій осуществилъ въ 1875 г. Осенью 1874 года о. С. Н. Кашменскій ѣздилъ по сельскимъ священникамъ, разъяснялъ имъ идею миссіонерской школы и просилъ содѣйствія, главнымъ образомъ, по части пріисканія учениковъ для этой школы. По указанію священниковъ стали являться къ Кашменскому ученики. Первымъ въ 1875 г. 14 сентября пришелъ Андрей Тороповъ, /ныне учитель братской школы въ Турекѣ/ крестьянинъ Васильевской волости, села Арскаго, Нолинскаго уѣзда, изъ разсказовъ коего, при отсутствіи письменныхъ документовъ, только и можно узнать о первоначальномъ возникновеніи братскихъ школъ. Тороповъ жилъ на частной квартирѣ и ходилъ на домъ къ Кашменскому, где тотъ и давалъ ему уроки. Нѣсколько мѣсяцевъ Тороповъ былъ единственнымъ ученикомъ возникшей школы. Народъ, все eщe не понимая значенія и пользы школы Кашменскаго, не шелъ въ нее, такъ что въ октябрѣ 1875 г. Кашменскій послалъ Торопова по селамъ и деревнямъ располагать народъ къ ней и приглашать для нея учениковъ. Миссія Торопова была успѣшна: къ концу зимы 1875 г. набралось 18 человѣкъ учениковъ. Такъ положено было Кашменскимъ начало противораскольнической школѣ въ Вяткѣ.

На первыхъ порахъ эта школа не имѣла собственнаго помѣщенія; ученики, получая отъ Кашменскаго по 5 руб. въ мѣсяцъ, жили на двухъ частныхъ квартирахъ, главнымъ образомъ, на Пятницкой улицѣ, въ домѣ чиновницы Плахиной, а для занятій приходили къ Кашменскому на домъ, гдѣ кухня и служила аудиторіей. Денежныя средства школы на первыхъ порахъ составились изъ пожертвованій доброхотныхъ дателей, въ числѣ которыхъ выдѣляется пожертвованіе

л. 974

5000 руб. Елабужскимъ купцомъ Стахѣевымъ. А потомъ Епархіальный съѣздъ постановленіемъ отъ 29 августа 1875 года, повтореннымъ 17 іюня 1881 года, обязался ежегодно отчислять на содержаніе школы 11/2% сборъ съ церквей епархіи, что составило сумму въ 5185 руб. 91/2 коп. (Жур. Бр. 1882 г., № 4, ст. 4). Главнымъ предметомъ обученія, да собственно и единственнымъ, были обличеніе раскола и краткая исторія его. Но попутно сообщались свѣдѣнія изъ исторіи церквей, Св. исторіи, литургики, славянской грамматики, - ученики обучались также пѣнію. Въ этотъ періодъ порядокъ занятій въ школѣ не былъ строго регламентированъ, постановка была чисто домашняя: занимались, когда свободенъ былъ учитель, иногда вечеромъ. Дѣло отъ того не страдало. Горячая преданность къ нему учителя, прилежаніе и воодушевленіе учениковъ дѣлали излишней всякую регламентацию. Первый выпускъ учениковъ состоялся въ 1878 году.

31 октября 1882 года послѣдовало открытіе Вятскаго Братства Святителя и Чудотворца Николая, поступившего съ 28 декабря 1885 г. подъ Августѣйшее покровительство Великаго Князя Сергія Александровича (Жур. Сов. 20 января 1886 г.). Школа, открытая Кашменскимъ, поступила въ вѣдѣніе этого братства, получивъ названіе Школы Вятскаго Братства Святителя и Чудотворца Николая (Уст. Бр. § 4. 1882 г.). Въ томъ же 1882 году она изъ кухни своего основателя перешла въ собственное помѣщеніе, въ двухъэтажный деревянный домъ, пожертвованный Вятскимъ архіепископомъ Аполлосомъ отъ архіерейскаго дома. Въ верхнемъ этажѣ была устроена комната для занятій, а въ нижнемъ - общежитіе для учениковъ. Теперь, вмѣсто 5 руб., ученики стали получать по 6 руб. на пищу (Жур. Сов. Бр. 31 окт. 1883 г.). По Уставу Братства, опредѣлено было принимать въ школу крестьянъ не моложе 25 лѣтъ и не старше 40

 л. 975

(§ 15), количество учениковъ не должно превышать 15 человѣкъ, а если достигнетъ „20 или болѣе человѣкъ, то обязательно при школѣ быть двумъ наставникамъ" (§ 19), - занятія въ школѣ должны продолжаться „съ октября мѣсяца до апрѣля" (§ 18). Предметы занятій и программу ихъ братскій Уставъ не измѣнилъ: то и другое осталось въ прежнемъ видѣ. Продолжительность школьнаго курса не была опредѣлена, но практикой установился отъ основанія школы трехгодичный курсъ и, какъ цѣлесообразный, держится доселѣ. Учителемъ школы остался ея основатель Кашменскій, онъ же и основатель Братства. Кашменскій, пользуясь богатыми средствами Братства, обильно надѣлилъ школу подлинниками старопечатныхъ книгъ и копіями съ послѣднихъ. Главнымъ руководствомъ по Обличенію раскола служило руководство по этому предмету самого Кашменскаго. Надлежащему веденію бесѣдъ съ старообрядцами учениковъ научали посредствомъ прімѣрныхъ диспутовъ. Экзамены производились съ большой торжественностью въ присутствіи Преосвященнаго и членовъ Братства. Лучшіе ученики награждались деньгами и книгами. Успѣхи учениковъ всегда оказывались очень хорошими.

28 января 1889 года скончался основатель школы С. Кашменскій. Съ нимъ закончился первый періодъ существованія ея, который можно назвать періодомъ созиданія; за нимъ наступилъ періодъ развитія и совершенствованія.

До сего времени занятія въ школѣ шли урывками, насколько позволяли Прот. Кашменскому его серьезныя прямыя обязанности. Теперь въ классныя занятія былъ введенъ определенный порядокъ. Преподаваніе поручено было наставнику мѣстной семинаріи Одоеву, который при маломъ количествѣ уроковъ въ послѣдней, могъ ежедневно заниматься въ школѣ отъ 2-4 часовъ. Съ тѣмъ вмѣстѣ была упорядочена и пополнена программа предметовъ преподаванія. Вновь

л. 976

назначенный учитель сталъ хотя и кратко, но систематически проходить исторію раскола, кончая единовѣріемъ, свѣдѣнія изъ которой сообщались прежде попутно, какъ и изъ другихъ богословскихъ наукъ. Обличеніе раскола онъ сталъ проходить въ три года, раздѣливъ соотвѣтственно съ этимъ и учениковъ на три группы. Съ первой группой изучались обвиненія на Православную Церковь, общія всѣмъ раскольникамъ, со второй —ученіе безпоповскихъ и поповскихъ толковъ; а съ третьей весь пройденный курсъ полемики повторялся и дополнялся; ученики этой группы занимались систематическимъ чтеніемъ старопечатныхъ книгъ и пособій по полемикѣ, также упражнялись въ примѣрныхъ диспутахъ.

Въ это же время Преосвященный Сергій историческія, литургическія и по истолкованію Св. Писанія свѣдѣнія, прежде сообщавшіяся кстати и попутно, теперь выдѣлилъ въ особую группу предметовъ, съ особой программой и поручилъ преподаваніе ихъ епархіальному миссіонеру, Протоіерею В. Мышкину, который и состоитъ преподавателемъ ихъ доселѣ. 2 октября 1892 г. открылось женское отдѣленіе школы. Это было осуществленіемъ завѣтнаго желанія Протоіерея Кашменскаго, желанія, внесеннаго даже въ братскій Уставъ 1882 года (§ 27). Въ первый же годъ въ это отдѣленіе поступило 12 дѣвицъ въ возрастѣ отъ 20 до 35 лѣтъ. Программа предметовъ въ этомъ отдѣленіи та же, что и въ мужскомъ, лишь болѣе приспособлена къ развитію крестьянской женщины. Учителемъ по исторіи и обличению раскола сдѣлался и состоитъ доселѣ свящ. Н. Тихвинскій съ прежнимъ учителемъ В. Мышкинымъ (наставникъ семинаріи просилъ объ увольненіи и былъ уволенъ). Не смотря на расширенную программу, успѣхи учениковъ школы и по настоящее время неизмѣнно отличные. Школа снискала симпатіи и довѣріе простонародья. Число желающихъ поступить въ нее ростетъ съ каждымъ годомъ; даже отдаленная Сибирь шлетъ своихъ жителей поучиться въ

л. 977

Вятской школѣ. Въ 1895/6 году въ мужскомъ отделеніи было 22 человѣка, въ женскомъ 12.

Учреждая школу, Протоіерей Кашменскій имѣлъ въ виду одно, чтобы ученики ея распространяли въ темной массѣ раскольниковъ здравыя понятія о Православной Церкви и при этомъ воздѣйствовали просвѣтительно не только на взрослыхъ, но прежде всего на подростающее поколѣніе, открывая школы грамоты въ мѣстахъ, густо заселенныхъ расколомъ. И вотъ отъ Вятской школы, какъ отъ матери, по всѣмъ уѣздамъ губерніи родились такія школы, основанныя учениками ея. Первыми основателями школъ въ 1878 г. были: Андрей Тороповъ, Акимъ Трубицынъ и Степанъ Скорняковъ, ученики перваго выпуска, состоявшегося въ томъ же 1878 г. Тороповъ открылъ школу на родинѣ въ селѣ Арскомъ Нолинскаго уѣзда, Трубицынъ — въ деревнѣ Бѣлогорьи, Перемотино тожъ, Юртикскаго прихода, Скорняковъ — въ Зюздинѣ, Глазовскаго уѣзда. Ни одна изъ этихъ школъ не уцѣлѣла доселѣ. Въ Арскомъ Тороповъ пробылъ только 3 года и ушелъ въ Тошнуръ Косолаповскаго прихода, Уржумскаго уѣзда, гдѣ и открылъ въ 1884 году школу. Арская превратилась сначала въ церковно-приходскую, а потомъ въ земскую. О школѣ Бѣлогорской или Перемотинской извѣстно, что въ ней обучалось «отъ 20 до 30 человѣкъ и болѣе». До 1883 г. учитель этой школы получалъ 120 руб. жалованія отъ земства, а съ этого года отъ Братства. (Вят. Епар. Вѣд., 1883 г., авг., № 16, 441 стр.). Зюздинская школа давно закрыта, на первыхъ же порахъ, такъ что когда открылось въ 1882 г. Братство, оно располагало лишь одной школой, Перемотинской. Но по мѣрѣ того, какъ росли средства Братства, росло и количество школъ. Въ 1883/4 году ученики Вятской школы открыли еще 5 школъ: въ деревнѣ Звѣревской, Вятскаго уѣзда, въ селѣ Верхораменскомъ, Орловскаго уѣзда, въ деревнѣ Кизери, Уржумскаго уѣзда, въ деревнѣ Вишурѣ, Ела-

л. 978

бужскаго уѣзда, въ починкѣ Копаневскомъ, Яранскаго уѣзда. Въ это же время Перемотинская школа была переведена въ деревню Песчанополомскую, Нолинскаго уѣзда, гдѣ и пребываетъ доселѣ. Всего стало шесть школъ (См Второе Общ. Собр. Брат., 2 стр; сн. 10 стр.) со 100 учениками. (Отчетъ Бр. 1891/2 года 34 стр.).  Въ 1884/5 году Братство располагало 10-ю школами. Къ шести прежнимъ прибавились: Сычевская, Селегскаго прихода, Глазовскаго уѣзда, Вихаревская, Мукикаксинскаго прихода, Малмыжскаго уѣзда, Лапотная, Толомскаго прихода, Орловскаго уѣзда и Тошнурская, Косолаповскаго прихода, Уржумскаго уѣзда. Въ 10 школахъ учениковъ было 190.

Въ 1885/6 году всѣхъ школъ было 13. Изъ прежнихъ 10 Копаневская закрылась, а вновь открылись: Успенская, Гулюшурмінскаго прихода, Елабужскаго уѣзда, Гординская, Глазовскаго уѣзда, Колобовская, Нолинскаго уѣзда, Сосновская, Вятскополянскаго прихода, Малмыжскаго уѣзда, а Кизерская переведена въ деревню Максинерскую, Шурминскаго прихода, Уржумскаго уѣзда. Учащихся всего было 260 челов.

Въ 1886/7 году у Братства было уже 20 школъ съ 401 ученикомъ, Изъ прежде открытыхъ 13 школъ одна - Успенская была закрыта, а вновь открыто 8, именно: Гординская, Глазовскаго уѣзда, Епиховская, Подрѣльскаго прихода, Орловскаго уѣзда, Зюздино Христорождественская, Глазовскаго уѣзда, Каицкая, Бѣлозерскаго прихода, Орловскаго уѣзда, Крестьянская, Нѣмскаго прихода, Нолинскаго уѣзда, Малолукошечная Курьинскаго прихода, Глазовскаго уѣзда, Нагорская, Быстрицкаго прихода, Орловскаго уѣзда и Турекская, Уржумскаго уѣзда. Турекская школа построена на ВЫСОЧАЙШЕ дарованной Братству землѣ (23 февр. 1887 г.). 23 марта 1895 г. при этой школѣ освящена церковь. Священникъ сей церкви завѣдуетъ школой и отправляетъ обязанности миссіонера.

л. 979

Въ 1887/8 году открыто еще 8 школъ:

Вязовская, Краинскаго прихода, Яранскаго уѣзда, Карсоваиская, Глазовскаго уѣзда, Куженерская, Рожкинскаго прихода, Малмыжскаго уѣзда, Карпушинская, Кулигинскаго прихода, на истокахъ Камы, Глазовскаго уѣзда, /эту школу основалъ À. Тороповъ. По его словамъ, эта мѣстность была населена грубѣйшима и фанатичными раскольниками. По преданію, расколъ здѣсь насадилъ Григорій Яковлевь, ученик Ѳеодосія, столь ярый бракоборецъ, что „съ бабой на одну лавку садиться не велѣлъ". Григорій недалеко отъ Карпушина и погребенъ./ Малояранская, Лобаньскаго прихода, Нолинскаго уѣзда, Нижнетойминская, Усадскаго прихода, Малмыжскаго уѣзда, Слудская, Нъмскаго прихода, Нолинскаго уѣзда, и вновь открыта прежде бывшая Успенская. Всего стало 28 школъ съ 575 учащимися.

Въ 1888/9 году изъ 28 школъ одна — Зюздинская закрыта, а вновь открыто 5: Боровская, Срѣтенскаго прихода, Нолинскаго уѣзда, Елембаевская, Новотарьяльскаго прихода, Уржумскаго уѣзда, Ветошкинская Уржумскаго уѣзда, Гыбданская, прихода Тыловылъ-Пельги, Малмыжскаго уѣзда и Омутницкая, Глазовскаго уѣзда. При этомъ Малолукошечная переведена въ деревню Мосенскую, Курьинскаго же прихода. Всего стало 32 школы съ 674 учащимися.

Въ 1889-90 году осталось тоже количество школъ; но Карпушинская переведена въ село Кулиги, Малояранская — въ починокъ Марковскій, Лобанскаго прихода, а Мосенская - въ самое село Курью. Учениковъ во всѣхъ школахъ было 643.

Въ 1890-91 г. осталось то же количество школъ, но Ветошкинская изъ села была переведена въ деревню Маркелловскую, того же прихода, Вихаревская — въ деревню Яшкино, Большекильмезскаго прихода, Вязовская - въ деревню Пермяковскую, Александровскаго прихода, Яранскаго

л. 980

уѣзда, Тошнурская изъ деревни въ самое село Косолапово (Жур. Бр. 6 Ноябр. 1890 г.).

Въ 1891/2 году вновь была открыта Тошнурская школа, а Яшкинская опять переведена въ деревню Вихаревскую. Во всѣхъ 33 школахъ учениковъ было 882 человѣка.

Въ 1892/3 году было 34 школы. Изъ прежнихъ 33 школъ Успенская и Куженерская закрылись, a вмѣсто того открыты: Іюльская, Сарапульскаго уѣзда, Кузнецовская, Нолинскаго уѣзда, Валковская, Пьяноборскаго прихода, Елабужскаго уѣзда. Всѣхъ учениковъ было 993 человѣка.

Въ 1893/4 году изъ 34 школъ закрыто двѣ: Городинская и Сычевская, а открыто 5: Алгазинская, Старозятцинскаго прихода, Малмыжскаго уѣзда, Въѣзжевская, Царевосанчурскаго прихода, Яранскаго увзда, Большелукошечная, прихода Селега, Глазовскаго уѣзда, Красногорская, Нолинскаго уѣзда, и Павловская, Великорѣчинскаго прихода, Яранскаго уѣзда. Всего съ прежними 37 школъ съ 1005 учащимися.

Въ 1894/5 году осталось то же количество школъ съ слѣдующими перемѣнами въ составѣ ихъ: Кузнецовская и Пермяковская закрыты, открыты: Арзаматовская, Большеустинскаго прихода, Яранскаго уѣзда, и Зубаринская, Нолинскаго уѣзда. Всего учениковъ было 982 человека.

Въ 1895/6 году открыта одна школа - Широковская, Великорѣчинскаго прихода, Яранскаго уѣзда. Такимъ образомъ въ текущемъ 1896 году Братство Святителя и Чудотворца Николая располагаетъ тридцатью восмью школами, кромѣ Вятской, съ тысячью (приблизительно) учащихся. Эти школы суть школы грамоты. Предметы преподавания въ нихъ таковы: Законъ Божій - объясненіе Символа вѣры, заповѣдей, молитвъ, праздниковъ, нѣкоторыхъ службъ церковныхъ, Св. исторіи Ветхаго и Новаго завѣта, чтеніе по-русски, особенно по церковно славянски, ариѳметику и чисто-

л. 981

писаніе. Такъ какъ эти школы миссіонерскія, то на урокахъ по Закону Божію обращается особенное вниманіе на то, чтобы дѣти, изучая этоть предметъ, наглядно видѣли и понимали ложность раскола и истинность Православія. Въ виду этого, при изложеніи христіанскаго вѣро-и нравоученія, при объясненіи обрядовъ Православной Церкви, а также при изложеніи событій изъ Св. исторіи учащіе особенно оттѣняютъ тѣ истины и факты, которые изобличаютъ расколъ; кромѣ того, въ старшемъ отдѣленіи систематически сообщаются краткія свѣдѣнія по исторіи и обличенію раскола. Учителями въ братскихъ школахъ состоятъ, какъ сказано, ученики Вятской Братской школы, которые о Дидактикѣ совсѣмъ и не слыхали: поэтому, естественно, ожидать отъ нихъ совершенной постановки учебнаго дѣла нельзя. Однако путемъ упорнаго труда и неслабѣющей внимательности къ своему делу эти педагоги отъ сохи и лопаты достигаюсь не меньшихъ результатовъ, чѣмъ и коллеги ихъ съ спеціальной подготовкой. Оставляя братскую школу, дѣти уносятъ съ собой въ свои семьи достаточныя знанія объ основныхъ истинахъ православнаго вѣро-и нравоученія; они хорошо знаютъ на память главныя мѣста изъ старопечатныхъ книгъ, изобличающія раскольниковъ, могутъ правильно, бѣгло и осмысленно читать по книгамъ славянской и гражданской печати, умѣютъ рѣшать несложныя ариѳметическія задачи и писать подъ диктовку. Если же не велики знанія этихъ учениковъ, за то прочны и вполнѣ достаточны, чтобы съ успѣхомъ выдерживать экзаменъ на льготныя отъ воинской повинности свидѣтельства. /При жизни Прот. Кашменскаго учителя сельскихъ и деревенскихъ братскихъ школъ обязывались со своими учениками являться на экзаменъ къ 20 марта въ Вятскую школу. Со смертію Кашменскаго этотъ, во многомъ отношеніи неудобный, обычай былъ оставленъ. Теперь экзамены производятся на мѣстѣ, въ самыхъ школахъ./ Вообще на братскихъ школахъ

л. 982

блестяще оправдывается слѣдующій правдивый отзывъ профессора Рачинскаго о мелкихъ школахъ грамоты съ учителями изъ грамотныхъ крестьянъ. «Надъ всѣмъ царить (въ школахъ), говоритъ г. Рачинскій, благоговѣйное отношеніе къ книжному ученію, та твердая увѣренность, что оно прежде всего - ключъ къ познанію вещей божественныхъ, которое составляетъ драгоцѣнный залогъ доброй будущности нашихъ школъ. И такъ идетъ ученіе съ ранняго утра до поздняго вечера, и упорный трудъ неопытнаго учителя восполняетъ его неумелость, и быстро ростетъ его умѣніе. Безмѣрно длинный учебный день даетъ время на всякія упражненія — и въ чтеніи, и въ письмѣ, и въ счетѣ, - и по прошествіи двухъ лѣтъ ученики убогой школы малымъ уступаютъ въ своихъ знаніяхъ и умѣніяхъ ученикамъ школы самой благоустроенной, обыкновенно превосходятъ ихъ въ церковно-славянскомъ чтеніи». Этотъ отзывъ какъ нельзя лучше примѣнимъ къ братскимъ школамъ, хотя г. Рачинскій вѣроятно и не подозреваетъ о существованіи ихъ. Представляется, будто профессоръ Рачинскій писалъ его не вообще о школахъ грамоты, а о братскихъ школахъ: такъ похоже на нихъ говорится здѣсь. Для этого достаточно слова г. Рачинскаго сравнить съ братскимъ отчетомъ 1894/5 года, цѣлымъ мѣсяцомъ предупредившимъ появленіе ихъ въ Русскомъ Обозрѣніи.

Кромѣ образовательнаго значенія братскія школы имѣютъ большое воспитательное значеніе. Онѣ преизобильны тѣмъ животворнымъ, спасительнымъ духомъ истинно-христіанскаго просвѣщенія, который такъ необходимъ для всякаго человѣка. Дѣти уходятъ изъ братскихъ школъ съ любовью къ исполненію главныхъ христіанскихъ обязанностей, уставовъ и правилъ церковныхъ, съ уваженіемъ къ пастырямъ, вообще съ тѣми добрыми сѣменами истинно христіанской церковности въ душѣ, которыя могутъ принести потомъ «плодъ

л. 983

многъ» Церкви Божіей. Эти плоды начинаютъ уже приноситься. Напримѣръ, священникъ Бемышевскаго завода, Елабужскаго уѣзда, В. Шевелевъ говоритъ по-поводу Вишурской школы: «до открытія школы православные жители дер. Вишура почти всѣ были наклонны къ расколу: церковь Божію посѣщали въ рѣдкихъ случаяхъ, долгъ исповѣди неохотно исполняли, Св. Таинъ причащались очень рѣдко; руководители раскола, наѣзжавшіе со стороны, были желанными у нихъ гостями и пользовались ихъ полнымъ довѣріемъ, такъ что предстояла опасность уклоненія всей деревни въ расколъ. Тринадцатилѣтнее вліяніе братской школы сдѣлало то, что авторитетъ расколоучителей во мнѣніи вишурцевъ падаетъ, православные нынѣ болѣе охотно посѣщаютъ храмъ Божій, исполняютъ христіанскій долгъ исповѣди и причастія Св. Таинъ, - вообще индифферентизмъ къ церковному богослуженію у вишурцевъ проходитъ и замѣняется сердечнымъ отношеніемъ. То же говоритъ священникъ Г. Люперсольскій по поводу Нижнетойминской школы и другіе завѣдующіе братскими школами.

Немалое воспитательное вліяніе имѣютъ въ настоящее время братскія школы и на раскольниковъ. Раскольники, такъ строгіе въ своихъ сужденіяхъ относительно всего православнаго, не только не чуждаются ихъ, а отзываются о нихъ съ большой похвалой и даже бываетъ, что убедительно просятъ переносить школы къ нимъ поближе, въ центръ раскольничьихъ поселковъ. Старообрядцамъ слишкомъ „по душѣ ученье по церковнымъ книгамъ". Поэтому они не только отдають своихъ дѣтей въ братскія школы, но иногда сами сюда приходятъ, слушаютъ уроки учителей, бесѣдуютъ съ ними и такимъ образомъ мало по малу теряютъ враждебность къ Православію. Многіе изъ новообращенныхъ, говоритъ священникъ Турекской церкви-школы К. Зеленинъ, заявляютъ, „что еслибъ не было братскихъ

л. 984

школъ въ ихъ мѣстахъ, то едва-ли бы они присоединились къ Православной Церкви".

Съ дѣтьми раскольниковъ, учениками братскихъ школъ, происходитъ также благодѣтельная перемѣна въ пользу Православія. Каждодневно находясь въ обществѣ православныхъ, участвуя съ ними въ молитвѣ (молитвы въ школахъ читаются по очереди православными и раскольниками), они естественно отвыкаютъ смотрѣть на православныхъ враждебно. „Взаимныя отношенія учениковъ, — говоритъ миссіонеръ О. Люстрицкій, — братскія; ученики живутъ между собою какъ члены одной семьи, безъ всякого различія — раскольникъ ли кто изъ нихъ, или православный. Дѣти раскольниковъ молятся съ православными на однѣ иконы, пьютъ и ѣдятъ тоже вмѣстѣ. Все это, - справедливо заключаетъ миссіонеръ, — способствуетъ духовному объединенію ихъ съ православными и подаетъ надежду на обращеніе ихъ въ будущемъ къ Православной Церкви". И развѣ не характерно, что на экзаменѣ мальчикъ раскольникъ въ примѣрной бесѣдѣ диспутируетъ за Православіе противъ священника - экзаменатора, изображающего раскольника? Правильно сказалъ завѣдующій одною братскою школою свящ. Зеленинь: „школа хотя и медленно, но упорно долбитъ этотъ камень": (расколъ).

Просвѣщая свѣтомъ разума и благочестія подростающее поколѣніе, учителя братскихъ школъ стараются просвѣщать и взрослыхъ въ качествѣ миссіонеровъ противъ раскола. О миссіонерской дѣятельности учителей братскихъ школъ должно сказать слѣдующее. Гдѣ сосредоточивается миссіонерская деятельность этихъ учителей, тамъ расколъ теряетъ свою силу. Дѣвственный дотолѣ въ своей неприкосновенной нерушимости авторитетъ расколоучителей терпитъ отъ братскаго учителя жестокое подъ часъ фіаско; это производитъ сильное впечатлѣніе на православныхъ и раскольниковъ, укрѣпляя въ

л. 985

върѣ первыхъ, располагая къ обращенію вторыхъ. Вообще, гдѣ есть братскіе учителя, случаи присоединенія къ Православной Церкви тамъ учащаются и дѣло миссіи прогрессируетъ. Кроме прямого участія въ дѣлѣ миссіи учителя братскихъ школъ полезны ей и съ другой стороны. Находясь постоянно среди раскольниковъ, зная хорошо ихъ самихъ и все, среди нихъ бывающее, они сообщаютъ о примѣчательномъ и важномъ приходскимъ священникамъ и миссіонерамъ, указывая, куда имъ слѣдуетъ направлять свою дѣятельность. „По истинѣ, говоритъ одинъ миссіонеръ о братскихъ учителяхъ, они необходимые и весьма полезные сотрудники пастырямъ Церкви въ ихъ трудахъ по ослабленію раскола".

До учрежденія Братства школы, открывавшіяся учениками Вятской школы, носили характеръ частной предпріимчивости. Учредитель той или другой школы учреждалъ ее за свой счетъ и рискъ. На денежную помощь Прот. Кашменскаго онъ могъ разсчитывать лишь по мѣре успѣха и добрыхъ отзывовъ о немъ и его школѣ миссіонеровъ. Такъ дѣло обстояло въ первые годы открытія Братства. Помощь, даваемая учителямъ была ничтожна, 30—35 рублей. 18 сентября 1885 года состоялось братское опредѣленіе «выдавать наставникамъ школъ, содержимыхъ Братствомъ, по 15 руб. въ мѣсяцъ, полагая учебный годъ съ октября по 1-е апрѣля»; всего 90 рублей въ годъ (см. Жур. Сов. Бр. 31 марта 1886 г.). Съ тѣмъ вмѣстѣ Братство теперь уже стало открыватъ школы по своему усмотрѣнію, равно и назначать въ нихъ учителей, которымъ въ 1886 г. стали выдавать годовое удостовѣреніе на право учительства въ той или другой братской школѣ (Жур. Сов. Бр. 20 марта 1886 г.). Законоучителями и завѣдующими школами состоятъ мѣстные приходскіе священники. Ближайшій контроль надъ школами ввѣренъ уѣзднымъ миссіонерамъ и благочиннымъ. Главный епархіальный миссіонеръ во время разъѣздовъ по миссіи также контролируетѣ

 л. 986

братскія школы. Завѣдующіе школами и контролирующіе ихъ доносятъ Совѣту Братства о состояніи школъ особыми рапортами два раза въ годъ — въ октябрѣ, при началѣ ученія, и въ апрѣлѣ, по окончаніи экзаменовъ.

Школы братскія помѣщаются въ наемныхъ квартирахъ съ платою отъ 20 до 30 руб. за учебные мѣсяцы. Только четыре школы находятся въ домахъ, принадлежащихъ Братству.

3 мая 1896 года.                                                                                                             А. Одоевъ.

 

Подробная информация об одной из противораскольнических школ, ее учениках и учителях и информация о некоторых иных школах, приводится в обновляющемся блоге: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/12777/131313

Комментарии

Аватар пользователя VeraB

А разве старообрядцы ( раскольники) не православные?

С нашей, обывательской, точки зрения именно так. Я, как потомок староверов, лично отношу своих предков к истиноправославию, или, как сейчас принято говорить, к древлеправославию. А с точки зрения государства того времени и официальной церкви  они указывались в документах либо сектантами, либо, в лучшем случае,  раскольниками. В ревизских сказках 1850 и 1858  их записывали отдельно от "православных". В уголовных делах 30х годов записывали "сектантами". Староверы были очень упрямыми и непримиримыми, как правило, и в свои дома "православных" не пускали, даже если они были родственниками...

Отношение официальной церкви к раскольникам прекрасно понимаемо из выписки из метрической книги Покровской церкви (село Пьяный Бор) Иван Якимов Пономарев починка Ильнеш "присоединившийся к православию" совращенный в раскол поморской секты с отрочества своего, 21 года. 11 апреля 1856 года.

Аватар пользователя osokins

 Сильвер, поддержу. Люди старой веры, православные, коими были все до Никоновской реформы. Люди пронесли свою веру через века, как и новообрядцы. Православные старой веры и сейчас есть в разных уголках мира. Тема мало изучена, и на бытовом уровне "приписываются" различные сугубо-личностные качества ("воды не дадут испить", "в дом не пускали родственников" - это индивидуальные свойства характера и у каждого человека они свои. Просто люди, сохранявшие свою веру, молились так, как молились их деды-прадеды и веровали в то, что складывать пальцы "щепотью, как соль брать" - это грешно, веровали в то, что отклонение от веры предков не будет услышано. Учитывая, каким гонениям они подвергались (государственная политика репрессий), - отсюда и осторожность в быту.  

Аватар пользователя Нырков

Молодец, Сергей. Спасибо за труд.

Русь крестили по старому обряду. На памятнике 1000-летия Руси в Великом Новгороде княгиня держит руку для крещения двумя перстами. До Собора 1666-1667 годов всё население Святой Руси было православным. После этого Собора, созванного патриархом Никоном, все несогласные с решением Собора, стали называться старообрядцами (термин придумала РПЦ, но потом хотела от него же отказаться до революции). По официальным сводкам главенствующей Церкви, старообрядцев показывалось в ежегодных отчетах немного - не более 5% от православного населения. На самом деле, это процент старообрядцев - раскольников был намного выше. Уральские метеллургические заводы были построены при Петре Первом силами, в основном, старообрядцев. Меценаты Морозовы, Третьяковы, Рябушинские и др. помогали художникам, музыкантам и поэтам, вышедшим из народа (в т.ч. нашим знаменитым землякам братьям Васнецовым и Федору Шаляпину). Все бы ничего, но огромные деньги миллионеров-старообрядцев были направлены на революцию 1905 г. (московское старообрядческое купечество платило рабочим, которые шли на стачки и забастовки за полный рабочий день, типографии старообрядцев печатали листовки на забастовки,  старообрядцы выкупали у полиции арестованных единоверцев и давало деньги на закупку оружия) и на февральскую революцию 1917 г. Причина проста: миллионеры-старообрядцы хотели попасть в Государственную Думу, чтобы распределять госбюджет по своему усмотрению, а патриарх старообрядческой церкви хотел быть признан наравне с патриархом главенствующей Русской Православной Церкви. (Но это относится к старообрядцам поповского толка. Про старообрядцев беспоповского толка - это отдельная тема, еще менее изученная, чем про старообрядцев поповского толка). Этого не произошло, т.к. власть захватили большевики. А дальше всем известо, что гонениям подвергалась и РПЦ, и старообрядцы, и католики, и мусульмане, и буддисты, и т.д. и т.п.

Аватар пользователя osokins

И мосоны? ))

Масоны гонениям не подвергались. Они были в составе буржуазного временного правительсва после февральской революции.

Аватар пользователя senicol

Красиво конечно, но справедливости ради княгиня Ольга на этом памятнике не "держит руку для крещения двумя перстами". 

Есть у меня соответствющая картинка этого персонажа на памятнике. Но загрузить ее сюда - мозг взрывается. Сервис загрузки картинок сильно не отработан.
Вот ссылка на картинку, если кому интересно. Рука княгини легко свисает вниз без двуеперстия.
https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-onli...
 

Вы правы- не княгиня Ольга, а Ангел с Крестом и двоеперстием на верхней части памятника.

Интересно, что при школах сразу строились церкви, которые сразу брали на себя функции миссионерства. Совоеменные школы, пожалуй, никогда не достигнут уровня царскосельских дореволюционных лицеев

Вначале строили церковь, потом при церкви открывали школу. Но настало время, когда раскольникам запретили открывать свои школы, чтобы не усиливать раскол. Население проживало в глухих местах, вдали от православной церкви и их дети были лишены возможности посещать школу при церкви. 

Тогда Кашменский получил официальное разрешение на открытие миссионерского общества и школы для подготовки учителей-миссионеров из взрослых грамотных крестьян. 

Важно добавить, что дети проходили две ступени обучения. На первой ступени их учили читать, писать, считать. По желанию, на второй ступени ученики изучали старопечатные книги, учились вести беседы с раскольниками.  

  

Интересно, что при школах сразу строились церкви, которые сразу брали на себя функции миссионерства. Совоеменные школы, пожалуй, никогда не достигнут уровня царскосельских дореволюционных лицеев

 

Конечно не достигнут, т.к. Царскосельский лицей являлся ВЫСШИМ учебным заведением для высшего сословия, не для крестьян.