Деревня Волково, Пьяноборская волость, Елабужский уезд Вятской губернии. Противораскольническая школа.

В деревне Волково, Пьяноборской волости, Елабужского уезда Вятской губернии до революции 1917 года действовала противораскольническая школа, открытая Вятским Братством Святого Николая.

Информацию о существовании этой школы можно почерпнуть из сведений о приходах Вятской епархии за 1912 г., по Елабужскому уезду, 1-му благочинническому округу в отношении Покровской церкви в селе Пьяный Бор: «…12) Село Пьяный-Бор. – Покровская церковь, каменная, построена в 1819 – 26 г.; расстоянием от г. Вятки в 500 вер., оть уездного города в 80 в., причта по штату положено 2 свящ., диак., 2 псаломщ., квартиры для причта казенные; земли: усад. 1 десят. 1200 саж., пахот. 30 дес., сенок. 3 дес.; братский денежный доход: содержание от казны 931 р. на весь причт, кружечн. раздел до 2000 руб., руги нет; прихожан: прав. рус. 2891 м. п., 3201 ж. п., крещ. черем. 149 м. п., 156 ж. п., старообр. 317 м. п., 352 ж. п.; приход состоит из 11 селений, расстояние 2 – 15 вер. Село расположено на низком наносном месте правого берега реки Камы. По обе стороны села по высокому гористому берегу тянется красивый сосновый лес. В приходе восемь школ, из коих одна муж. церк.-приходск., а другая женская земская при селе, а остальные в деревнях, а именно: земские – Зуеве, Теплых Ключах и Ильнети; церк.-прих. – в Контузле и Арзамасцевой и в дер. Волковой миссионерская противораскольническая школа Вятского Братства Святого Николая. По занятию прихожане земледельцы; народ очень бедный. Подспорьем служат работы на пристани, которая при самом селе, а также отхожие промыслы. При селе волост. правл., почтово-телеграфное отделение и больница. Ст. ж. д. Чепца в 240 верстах…» (Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912).

Братство святителя и чудотворца Николая было основано в 1882 г. и занималось внутренней миссией, в числе прочих задач направленной на работу со старообрядцами. Братство ставило задачи возвращения отпавших от церкви, предотвращение ухода в старообрядческий раскол и духовно-нравственное просвещение. Одним из направлением работы со старообрядцами являлась организация сельских школ в старообрядческих районах. После дарования крестьянам волостного самоуправления и освобождения их в 1861 году, в Вятской епархии раскол стал усиливаться и распространяться. Усилился этот процесс после 1864 года, когда раскольникам стали выдавать паспорта и они не подлежали никакой ответственности за декларирование своей принадлежности к раскольникам.

Поскольку крестьяне в Вятской губернии целыми селами уходило в старообрядчество, и это порождало разделение в обществе, были приняты меры по профилактике распространения в регионе «сектантов», в рамках «культурной» программы. Старообрядцы были враждебно настроены по отношению к Русской православной церкви, считая, что в ней царствует антихрист. Внимание церковных ведомств привлекало старообрядческое население в Пьяноборском Покровском приходе, которых в 1912 году уже числилось 669 человек (317м./352ж.), большинство из которых проживали в деревне Волковой (411 человек по состоянию на 1897 год!!!). Остальные староверы проживали в основном в соседних деревнях Прокошево и Ильнеш. Волково считалось маленьким местным старообрядческим центром, со своим собственным кладбищем для староверов. Одной из таких мер было открытие в деревне Волково миссионерской противораскольнической школы Вятского Братства Святого Николая. Год основания школы неизвестен, однако известно, что в Елабужском уезде в 1896 году уже действовали 2 противораскольнические школы (Вятский край - 1897 г. №123), а к концу 19-го века таких школ действовало уже 11.

Основная учебная программа в школе соответствовала программе церковно-приходских школ (грамота, письмо, арифметика (счет), Закон Божий), но к ней добавлялось и изучение раскола. Срок обучения составлял от одного года до четырех лет. Уделялось внимание разбору с детьми спорных вопросов раскола. Стоит отметить, что чаще всего в одном классе начальной сельской братской школы учились дети православных и старообрядцев, что сближало тех и других, учителя не оказывали давления на детей старообрядцев и разрешали им придерживаться в школьной молитве своих традиций.

Первоначально почти всегда старообрядцы смотрели на появившуюся в Волково братскую школу и ее учителя настороженно или резко отрицательно. Учителя и старшины раскольников запрещали членам общины отдавать детей в братскую школу, оказывали давление и на детей, и на родителей, называли школы «зараженными антихристовой рассадой» [Отчет братства 1910–1911]. Учителям приходилось обходить дома и убеждать родителей отдать детей в школу хотя бы для обучения грамоте. Иногда детей отпускали учиться с условием, что им будут преподавать только чтение часослова или только письмо (если читать они уже умели) [Отчет 1899]. При этом старообрядцы, родители поступивших в школы детей приходили послушать и проверить, как проходят уроки. Пользуясь ситуацией, учителя проповедовали зашедшим в класс родителям на основе только что прочитанных вместе рассказов из евангелия.

Количество сельских братских школ в Вятской губернии росло с каждым годом. Например, в 1883 г. в ведении братства было всего 6 школ, в них училось 100 детей (в 1885-10, 1886-13, 1887-20, 1888-28, 1889-1891-32), через 10 лет (в 1892 году) — 33 школы, при этом обучалось 850 детей обоего пола, из которых более 200 из семей раскольников. К 1900 г. в Вятской епархии было открыто уже 40 братских школ, в 1905 – 47 школ. В среднем, в каждой школе училось 20 человек. В отчете за 1910–1911 гг. немногочисленность учеников объясняется тем, что братские школы открывались в местах, где старообрядческое население преобладало. Именно так и было в деревне Волково и в соседней деревне Прокошево. В 1905 г. собрание братства постановило, что сельские школы не должны быть многолюдны, чтобы учителя смогли заниматься преимущественно миссионерским делом. Школы должны были стать только «средством, связывающим их с населением в миссионерских целях» [Отчет 1906–1907]. Такие школы в разные годы были открыты во всех уездах Вятской губернии. В частности, в Уржумском уезде действовали братские школы в Тошнуре, Елембаеве, Косолапове, Мамсинере и Туреке.

Школы размещались в крестьянских избах, в которых жили учителя. Учеба шла с октября по март. Сам строй жизни в народных школах был таков, что вызывал уважение у старообрядцев, требовательных к строгому внешнему выражению благочестия. Бывали и случаи воздействия учеников на своих родителей, приходя домой, они делились тем, что узнавали на уроках. Таким образом и прямо, и косвенно происходило просвещение родственников учеников. Как говорится в одном из отчетов, «братские учителя незаметно, без славы и шума трудились в звании простых мирян с мозолями на руках, вели разговоры о вере со старообрядцами всех возрастов простым крестьянским языком» [Отчет 1906–1907].

Со временем старообрядцы стали безбоязненно отдавать своих детей учиться в братскую начальную школу, иногда с радостью, именно ради обучения их грамоте. В Волково дети старообрядцев составляли большинство, и это произошло несмотря на явную миссионерскую противораскольническую направленность школы, несмотря на её «убогую обстановку» в сравнении с другими школами, особенно земскими. Авторы отчета братства 1914 г. объясняют этот относительно высокий уровень доверия староверов к братским школам тем, что учителя сами происходили из крестьян, ходили в простой одежде, привыкшие к суровой сельской жизни и труду, производили хорошее впечатление на односельчан и быстро вызывали у них доверие как религиозные и благочестивые люди. «Для староверов именно такие учителя и подходят», — утверждает отчет, — а не «учительница в шляпке и нарядах с модной прической» [Отчет 1913–1914]. Вероятно, их привлекал и церковный дух школы, который они чувствовали, ведь основными учебными книгами в школе были Евангелие и Закон Божий.

Большое внимание в школьном учебном процессе уделялось молитве. Каждый учебный день начинался и заканчивался молитвой и общим пением. Самые способные православные ученики участвовали в церковном чтении и пении на богослужениях. Многим учителям удавалось сблизить и примирить детей православных и раскольников, создавая теплую, дружескую атмосферу, благодаря которой разности вероучений и обрядов не мешали мирному общению. Учителя старались не противопоставлять разные формы молитвы и позволяли детям старообрядцев молиться так, как они привыкли. Для наглядного изучения источников, на которые опирались староверы, на стенах многих школ были развешаны картины и листы с изречениями из уважаемых старообрядцами старопечатных книг, копии с древних греческих монет с изображением на них крестов разных видов (четырехконечных, шестиконечных, восьмиконечных), в библиотеках школ всегда были патриаршие книги, уважаемые старообрядцами: Кормчая, Кириллова, Большой и Малый катехизисы и другие [Отчет 1913–1914].

В период 1908 - 1914 г.г. в Елабужском уезде действовала только одна школа, содержащаяся на средства миссионерского Братства святителя и чудотворца Николая. Эта школа находилась в д. Волково (приход села Пьяного-Бора). Учителем в ней работал Михаил Кокорин, заведовал школой приходской священник Николай Люперсольский, затем его сменил священник Николай Стефанов.

Из отчетов братства, опубликованных в печати того времени, стало известно, что в школе обучалось от 25 до 40 учеников и «учебное дело было поставлено учителем М. Кокориным очень высоко». После окончания учебного года его ученики сдавали экзамен в комиссиях и получали установленные для народных школ свидетельства и похвальные листы. В одном из отчетов сообщалось, что пять учеников (из 25) «удивили своими знаниями экзаменаторов» и по всем предметам курса церковной школы их знания были оценены баллом 5. Кроме обучения детей «учитель М. Кокорин, при громадном стечении народа, вел просветительские беседы со старообрядцами» в соседних приходах и г. Сарапуле (информация предоставлена Татьяной Геннадьевной Мельм).

Сохранился лист переписи 1897 года (по форме «Б»), составленный на Михаила Яковлевича Кокорина, постоянно проживавшего при школе в деревне Волково, Пьяноборской волости Елабужского уезда Вятской губернии (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 98, л. 113, 113об., 114). Михаил на момент переписи к крестьянскому сословию уже не относился, хотя и был происхождением из государственных крестьян. Он родился в Нолинском уезде Вятской губернии и числился приписанным к обществу деревни Опаек Немской волости. Указано, что он был женат, родной язык у него был русский, православного вероисповедания, главным занятием записано «Учитель школы Братства», побочное занятие – хозяин-земледелец. Кокорин числился в воинском запасе, а семья с ним не проживала. Он закончил знаменитую школу Вятского братства в г. Вятке, которая выпускала учителей для работы в начальных школах Братства и в 1897 году ему было 43 года (1853-1854 г.р.). Михаил был очень уважаемым и авторитетным человеком, к которому раскольники прислушивались.

Потомками Нечунаевых была обнаружена удивительная информация о том, что житель деревни Волково, Ефим Тимофеевич Нечунаев, 21 ноября 1895 года был «Святым мирром помазан» в Николаевской Единоверческой церкви г. Сарапула. Крещение проводил миссионер Сарапульского викариатства священник Михаил Котлецов, а единственным воспреемником был Михаил Кокорин. Тем не менее, в переписи 1897 года Ефим Тимофеевич Нечунаев, тридцати трех лет от роду (1863 г.р.) был записан помором (материал предоставлен Маргаритой Нечунаевой).

Поднимая результаты переписи населения 1897 года по соседней с Волково деревне Прокошево, в переписных листах было обнаружено, что в школе Вятского братства прошел обучение грамоте родственник автора, шестнадцатилетний Чулкин Александр Устинович, относившийся по религиозному вероисповеданию к поморам. Информация соотносится с периодом ноябрь 1896 года - январь 1897 года (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 98, л. 384об.-385). Старший брат Александра – 18-ти летний Афанасий на тот момент закончил один класс земской школы (видимо, в близкой деревне Ильнеш), а младший его брат, 13-летний Тимофей, грамоте был не обучен. Александр был единственным учеником на 7 семейств Чулкиных, проживавших в Прокошево. В школе учились дети и из других семейств. Например, из 8 проживавших в деревне Волково поморских семейств Нечунаевых, в школе обучались девятилетний Илья Ефимович Нечунаев (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 98, л. 111об.-112), сын того самого помора Ефима Тимофеевича Нечунаева и десятилетний Феоктист Егоров Нечунаев (ГАКО, ф. 574, оп. 9, д. 98, л. 145об.-146), сын помора Егора Минеева Нечунаева. Таким образом было установлено, что из двух функционировавших в 1896 году в Елабужском уезде братских образовательных учреждений, одно заведение находилось в деревне Волково. Школа была открыта недавно, около 1895 года, иначе бы старший брат Александра - Афанасий прошел бы обучение рядом с домом. Учебное заведение продолжало работать в 1912 году и такое положение дел сохранялось до революции 1917 года, когда подобные школы были закрыты.

В соседних больших деревнях – в деревне Ильнешке в 1892 году было открыто земское училище, в деревне Контузла – церковно-приходская школа (в 1895 году). В селе Азево церковно-приходскую школу открыли еще в 1890 году, а в волостном центре, Пьяном Бору, давно являвшемуся местным центром по обучению грамотности, в 1896 году была даже открыта второклассная церковно-приходская школа, со сроком обучения 3 года (информация об Азево - из книги "Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340").

В архивном фонде Канцелярии, директора народных училищ в отчете о состоянии народных училищ Вятской губернии за 1892 год было указано: «В отчетном году вновь открыто было на средства некоторых учебных земств и на частные средства потомственного почетного гражданина И.В. Александрова девять начальных народных училищ … в Сарапульском уезде в деревнях … Ильнеше» (ГАКО ф. 205, оп. 2, д. 2171, л.3, 3об.). Именно в этом училище и прошел обучение упоминаемый Афанасий Устинович Чулкин. В сведениях о начальных училищах Сарапульского уезда за 1893 год значится Ильнешское училище, располагавшееся в наемном доме. За содержание училища платило земство и сельское общество 424 руб. 28 коп. Законоучитель-священник Василий Николаевич Чистосердов, учительница Софья Николаевна Блинова, дочь священника, окончила женскую гимназию. На 1 января 1894 года в училище обучалось 34 мальчика и 19 девочек (ГАКО ф. 205, оп. 2, д. 2171, л.9об.,10, информация любезно предоставлена А.Т. Шустовым).

В отчете братства за первое десятилетие работы есть интересное замечание: «Женщины очень часто являются в расколе рьяными поборницами, их фанатизм вреден тем, что работает в недрах семьи и часто держит в расколе ее членов. Женский раскольничий мир очень мало доступен внешним влияниям, потому что усердно блюдет свою обособленность от всего, что имеет отношение к православию, как нечистоте и скверне». Начальные братские школы создавались как в тех населенных пунктах, где уже существовали земские школы и приход, так и в районах, где совсем отсутствовали учебные заведения, и зачастую даже не было храма.

Несмотря на выстроенную систему мер, направленную на искоренение старообрядства, власти этот вопрос решить не смогли, численность староверов только увеличивалась. После отмены крепостного права для крестьян экономически стало выгоднее быть староверами, поскольку в этом случае они избегали расходов на содержание духовенства. 

Могилев Валериан ИвановичПосле революции противораскольническая школа в Волково была ликвидирована, вместе с молельным домом, а по окончании Гражданской войны в начале 20-х годов в бывшем староверческом молельном доме открыли 4-х летнюю начальную школу, действовавшую до конца 40-х годов. Ликвидацией безграмотности в 20-е и 30-е годы в округе деревни занимался Могилев Валериан Иванович (1900 г.р.), закончивший в городе Елабуга курсы по ликвидации безграмотности. Сохранилась фотография Валериана Ивановича, погибшего 17 октября 1943 года на фронте, на Украине, возле деревни Одинец.

В этой школе в период 1922-1926 г.г. учился дед автора, Афанасий Иванович Собин (12.06.1914 г.р.), оригинально писавший слово «сейчас» через «чичас», в ней же, в 1934-1938 г.г., учился Лузьянов Иван Евсеевич (14.04.1926 г.р.). Учеба в начальной школе начиналась примерно с 9 лет, а иногда и раньше. Эту школу в 30-х годах закончили: погибший 28.01.1945 в боевых действиях на территории Польши Собин Михаил Трофимович (1926 г.р.), от которого сохранились 70 фронтовых писем, а также участник Великой отечественной войны - Уваров Григорий Федорович (1925 г.р.), Могилева Елена Валериановна (1924 г.р.), Собин Федосей Иванович (17.01.1925 г.р.), участники ВОВ - братья Собин Алексей Иванович (28.03.1921 г.р.) и Собин Григорий Иванович (15.10.1924 г.р.) и многие другие.

Крестьянские дети, желавшие продолжить в дальнейшем учебу, по окончании начальной школы в Волково переходили в семилетнюю школу в село Красный Бор, а в последующие годы - в село Азево, в зависимости от того, у кого из детей в каких селах жили родственники. В Азево начальная школа была открыта в 1935 году.

На фотографии 1948 года, предоставленной потомками Лузьяновых, изображен 6-й класс Красноборской начальной школы (фотографий учеников Волковской школы не сохранилось). В Волковской школе в это время преподавали две учительницы: Надежда Ивановна Емелева и Антонина Павловна Красноперова. На фотографии класса - крайняя справа девочка из села Волково – Мария Семеновна Могилева (07.12.1938 г.р.), из семьи староверов.

Интересно, что Марию иначе, как Екатериной никто не называл, а когда получали документы, внезапно выяснилось, что записана она была Марией. Среди детей поморов такие ситуации происходили часто. Имена, полученные при крещении, официально в расчет не принимались. Мария родилась в день Святой Екатерины, поэтому при крещении она стала Екатериной. Екатерина/Мария Семеновна – потомок двух поморских фамилий - Собиных и Могилевых. На фото, представленном ниже, запечатлена семья староверов Могилевых из Волково. Слева отец Марии/Екатерины – Семен Савельевич Могилев (1903-1969), в центре – его супруга, Анна Филимоновна (1903-1980), в девичестве Собина, девочка справа, подписана как «Маня». Фото публикуется впервые, идентификация родных осуществлялась старейшими жителями исчезнувшей деревни Волково (фото предоставлено Анной Собиной из г. Краснокамска).

В 1945-1946 г.г. в Волково, рядом со старой школой, в центре села построили новую школу, ставшей на краткий деревенский исторический миг семилетней. Детей в 1946 году пришло очень много, 40 человек, но только ученикам, пошедшим в том году в 1-й класс повезло учиться дома, закончив в родной деревне 5, 6, и 7  классы. В дальнейшем, школа снова стала начальной и просуществовала как минимум до 1966 года, в нее ходили дети не только из Волково, но и из деревни Прокошево, а также из деревень Контузлы и Коновалово, в которых изначально действовали свои начальные школы. Одновременно с новой школой в Волково некоторое время (до конца 40-х годов) действовала старая. В 1946-1950х годах в новой школе преподавала молоденькая учительница из деревни Юртова, Емелева Надежда Ивановна, красивая, добрая интересная девушка, которую ученики очень любили. В апреле 1950 года ей сделал предложение только что демобилизовавшийся с военной службы Собин Григорий Иванович, из Волково; уже в начале мая 1950 года Надежда вышла замуж и вместе с мужем уехала в город Челябинск. Свою первую учительницу выросшие дети запомнили на всю свою жизнь, сохранив о ней самые теплые воспоминания.

Из поступивших в школу в 1946 году после 6-го класса осталось меньше половины, «читать-писать научились – и до свидания!». В новой школе обучалась в 1950-1953 г.г. Коробейникова (Собина-Чулкина) Александра Кузьминична (01.12.1938 г.р.) из д. Контузлы, в 1946-1953г.г. – Могилева Мария Ефимовна (1938 г.р.), Собина Мария Ивановна (05.05.1938 г.р.), обе из деревни Волково. С уменьшением количества проживавших в деревнях детей школа в Волково снова стала 4-х летней. Старшие дети ходили в Красный Бор или в Азево, жили в интернатах или у родных. Через какое-то время не стало и 4-х летней школы. Когда закрылась школа в Волково – неизвестно, случилось это в начале 70-х годов. Закрытие школы окончательно подкосило деревню. Молодые семьи с детьми вслед за ними переехали в Красный Бор: семьи Шишкиных, Нечунаевых, Шашовых, Шустовых, Могилевых, Лузьяновых, Собиных и другие. Деревня стремительно стала распадаться…

Из учреждений, связанных со знаниями, в селе Волково была своя библиотека, но в 1998 году библиотеку закрыли, а ее фонды передали в Кулегашскую библиотеку. До ее закрытия библиотека находилась в центре села, в одном здании с почтой и сельсоветом, в более ранние времена библиотека находилась напротив школы, в клубе. Заведовала библиотекой великолепный организатор Уварова Людмила Александровна (1925 г.р.). Библиотеку закрыли после того, как в ней некому стало работать. У семьи Уваровых сгорел дом в деревне Волково и они с мужем, Григорием Федоровичем, уехали в г. Чистополь в выделенное как погорельцам и участникам ВОВ через администрацию президента Татарстана жилье.

/примечание от автора: при наличии информации, уточняющей и дополняющей представленную выше, просьба обращаться к автору/

Комментарии

Уважаемый Сергей, спасибо за материал. О братских школах так редко и мало пишут...

Можно добавить, что в Елабужском уезде в период с 1908 -1914 гг. действовала только одна школа, содержащаяся на средства миссионерского Братства святителя и чудотворца Николая. Эта школа была открыта в д. Волково (приход села Пьяного-Бора).

Учителем в ней работал Михаил Кокорин, заведовал школой приходской священник Николай Люперсольский, затем его сменил св. Николай Стефанов.

Из отчетов братства, опубликованных в печати того времени, стало известно, что в школе обучалось от 25 до 40 учеников и «учебное дело было поставлено учителем М. Кокориным очень высоко». После окончания учебного года его ученики сдавали экзамен в комиссиях и получали установленные для народных школ свидетельства и похвальные листы. В одном из отчетов сообщалось, что пять учеников (из 25) «удивили своими знаниями экзаменаторов» и по всем предметам курса церковной школы их знания были оценены баллом 5.

Кроме обучения детей "учитель М. Кокорин, при громадном стечении народа, вел просветительские беседы со старообрядцами" в соседних приходах и г. Сарапуле.

Вы - моя находка! спасибо! Этой редкой информации так не хватало! я включу эти данные целиком. И блог, по мере поступления новой информации будет обновляться. Мне попадался некий учитель Кокорин из противораскольнических школ Вятской губернии, но без привязки. Вы совершили чудо! )

Аватар пользователя gala.baz

Сергей,очень интересная информация!Спасибо!