24. – 1677, октября 31. Грамота Уфимскому воеводе Венедикту Хитрово о том, что дворцовое село Каракулино с деревнями должно быть приписано к Уфе, а не к Казани.

24. – 1677, октября 31. Грамота Уфимскому воеводе Венедикту Хитрово о том, что дворцовое село Каракулино с деревнями должно быть приписано к Уфе, а не к Казани.

Предисловие: в опубликованном источнике рассказывается о попытке рейдерского захвата Казанскими людьми - Соковниным и Зеленовым, при поддержке казанских служивых людей и мензелинских стрельцов деревни Пермяковой, с целью забрать ее себе в личное поместье. Деревня Пермякова ныне является частью районного центра села Каракулино. Случилось это в 1676 году. Казанцы приехали в дворцовое село Каракулино, изложили дворцовому приказчику свои требования, тот с ними не согласился, но слушать его никто не стал. Казанцы похватали людей в деревне Пермяковой, всю её разграбили, забрали лошадей и тоже самое сделали с деревней Колесниковой. Каракулинский приказной Иван Черников Онучин по факту совершившегося вероломства написал жалобу в Уфу, жалоба дошла до Москвы, и царь изволил выразить собственное мнение по данному вопросу в ответной грамоте, в которой сообщает, что такая деревня ему и самому нужна, потому что с нее в государеву казну идет хороший доход. Кроме того, крестьяне деревни Пермяковой, пользуются башкирскими угодьями, хорошо платят башкирам за аренду, а башкиры за счет пермяковцев выплачивают в царскую казну очень хороший ясак. Царь предписывает уфимцам ничего не давать казанцам, потому что иначе возникнет межнациональный конфликт татар с башкирами, а это нежелательно.

Данный документальный источник – наиболее раннее свидетельство существования в 1676 году как самого села Каракулино, так и при нем еще двух старинных деревень – Колесниковой и Пермяковой, в будущем ставших селами. В 1686 году была выдана грамота на строительство в деревне Колесниковой деревянной церкви во имя Сретения Господня, и село Колесниково стало в документах именоваться селом Сретенским. В 1707 г. эта церковь была сожжена башкирами и татарами, но потом отстроена заново.

В грамоте упоминается и про другой документ – времен предыдущего царя – отца Федора Алекссевича – Алексея Михайловича, умершего 8 февраля 1676 года, в котором царем предписывалось деревню Пермякову числить за Уфой и доходы с деревни перечислять на Уфу, а не на Казань. Деревня Пермякова – совсем недавно образованная деревня, башкирцы перед царем называют ее «Каракулин починок». Царь Федор Алексеевич предписывает числить дворцовое село Каракулино с деревнями согласно прежнему указу за Уфой в Уфимском уезде.

Кроме того, в документе упоминается некий каракулинский крестьянин – Иванко Онтипин. По селу Каракулино такой крестьянин неизвестен, но значительно позже есть упоминание об умершем к 1747 году тезке Ивана Антипина - дворцовом крестьянине Иване Антипине сыне Нехорошкове - одному из первопоселенцев маленькой деревушки Муновой, Каракулинской дворцовой волости, в которой по состоянию на 1747 год значилось всего 26 мужских душ, проживавших в 11 дворах. Иван Антипин к тому времени умер, но на момент первой ревизии 1725 года он был во здравии, у него в 1747 году был записан в сыновьях 14-ти летний сын Илья...

Возникает вопрос: почему именно сюда, в далекое Каракулино прибыли казанцы? Почему именно эти земли явились целью их  специальной разбойной акции, поддерживаемой военными из того же Уфимского уезда - мензелинскими стрельцами? Какие аргументы предьявлялись перед дворцовым каракулинским приказчиком?  Могли ли быть среди местных первооснователей казанцы, те же самые вятченины, жители деревень, расположенных по реке Вятке, на современной территории Вятскополянского района? Особенно привлекает наше внимание одноименная деревня Каракули, что на реке Вятке.

/ТЕКСТ/

            От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Уфу, столнику нашему и воеводе Венедикту Яковлевичю Хитрово. В прошлом 18… году писал к нам великому государю: писал де к тебе на Уфу приказной Уфинского уезду села Каракулина Казанец Иван Черников Онучин, а в отписке его написано: приезжали в Уфинской уезд к нему в село Каракулино Казанец Ларион Аминев, да Казанской приказной полаты подьячей с Мензелинскими стрельцами со многими людми, а сказывал де он Ларион, что у него есть наш великогого государя указ, по челобитью Казанца Григорья Соковнина да Федора Зеленова, будто де им указано Пермякова деревня описать, и описав, отдать им Григорью Соковнину да Федору Зеленому в поместье; и он де Иван без нашего великого государя указу и без …ских память отдавать крестьян не смеет, и ему де Лариону он отказал; и Казанец де Ларион Аминев в деревню Пермякову с Мензелинскими стерельцами и со многими людми приехав, крестьян перехватав семь человек и перевязав, увез с собою; а которые де крестьяня розбежались и в то время без них крестьян животы их пограбили, лошади и платья и посуду увезли с собою. Да он же де Ларион, едучи из Уфинского уезду назад, в Колесниковской деревне многих крестьян перебил и три лошади увел с собою, и он де Иван и впредь оттого опасен. А по указу де отца нашего государева, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, Казанцом Григорью Соковнину да Алексею Зеленому деревнею Пермяковою владеть не велено, а велено ту деревню ведать на Уфе и всякие доходы сбирать по прежнему, потому что де оброк положен на тех крестьян болшой, и тот де оброк в нашу великого государя казну емлетца по вся годы: да и Башкирцы де приходят и бьют челом нам великому государю, а тебе де говорять о том Каракулине починке, что де тот починок поселился в их вотчине в Уфинском уезде, а не в Казанском, и с той де вотчины они Башкирцы за владенье с тех крестьян в помочь себе в ясак оброк емлют; а будет де впредь Казанцы учнут в их башкирские вотчины въезжать насилством и в ясаках их разорять, и они Башкирцы учнут от них противитца. И ты де примерясь к прежним нашим великого государя указом, говорил им Башкирцом, чтоб они собою противны не были, а били б челом нам великому государю, кто им какие налоги чинит, и наш великого государя указ к ним будет, и они де Башкирцы до нашего великого государя указу ничего ни над кем не чинили; и о том велети бы тебе наш великого государя указ учинить. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б велел Уфинского уезду дворцовое село Каракулино с деревнями ведать к Уфе, по прежнему нашему великого государя указу, потому что в Уфинских приходных книгах в оброк написано, и оброк плачен на Уфу, и ныне тот оброк тем крестьяном платить по прежнему на Уфу жь, как платили наперед сего; а за Казанцы за Григорьем Соковниным и за Федором Зеленым того села Каракулина и деревни Пермяковы в поместных дачах в Приказе Казанского Дворца не сыскано, и наш великого государя указ о том в Казань к столником нашим и воеводам к Михайлу Плещееву с товарыщи послан. Писан на Москве, лета 7186, октября в 31 день.

Подлинник писан столбцем, на четырех листках. На обороте перваго помета: 186, февраля 22 день, подал великого государя грамоту села Каракулина крестьянин Иванко Онтипин. По склейкам скрепа: Дьяк Петр Самойлов. – Справил Митка Парфеньев. – Ветх и потому некоторых букв недостает.

Хранится в Московском архиве Министерства Юстиции в числе столбцев Уфимской Палаты Уголовнаго и Гражданскаго Суда (№ 725)

Опубликовано в 1873 году «Дополнения к актам историческим, собранныя и изданныя археографической комиссией, том 9, Санкт-Петербург, 1873».

Комментарии

Аватар пользователя Нырков

Очень полезный и интересный документ для изыскателей по Каракулинской округе. Спасибо за труды.