Сведения о Нижне-Ивкинском приходе 1882 года

Сведения о Нижне-Ивкинском приходе второго благочиния Вятского уезда (ЦГАКО, фонд 574, оп 1, дело 950 / 1, л. 111-114) 

Лист 111

Сведения о Нижне-Ивкинском приходе второго благочиния Вятского уезда

Вопрос 1. Когда основан приход, какие существуют сведения или народные предания об основании и первом заселении прихода? Какие в приходе часовни, городища и исторически замечательные места?

Приход основан в 1649 г. В храмозданной грамоте, данной Преосвящ. Ионной и хранящейся в архиве, высказывается побудительная причина к открытию прихода.......................................................

Две часовни деревянные Орловского уезда при починках Перескоковском и Тютюковском.

Вопрос 2 . Сколько в районе прихода жителей православных, или единоверцев, отдельно мужского и женского пола, с указанием каждой народности (русских, вотяков, черемис, пермяков, татар, бесермян и др.)

Русского племени православного вероисповедания: мужских 2446 душ, женских 2670

Вопрос 3.Сколько в районе прихода жителей других вероисповеданий, отдельно старообрядцев, с указанием сект, магометан и язычников?

не имеется

Вопрос 4. В каких частях прихода живут русские, инородцы и раскольники,назвать важнейшие центры поселений раскольников и насколько раздельно и чуждо живут раскольники и инородцы?

-----------

Вопрос 5. Какие в каждой народности или вообще в населении( даже и в русском)прихода и его окрестных селений замечаются отличительные черты: в характере- в нравах, в домашнем быту( пище, одежде, обстановке), в экономическом состоянии. В семейной жизни, во владении имуществом, в разделах, в отношении занятий ремеслами, земледелием, в отношении к церкви, к школе, к пьянству, к преступлениям, К помощи больным, бедным, нищим ( число их) и к пострадавшим от разных несчастных случаев? Какие в населении прихода поверия, приметы о погоде, о животных, гадания, игры в разное время, заклинания, обряды при родах, свадьбах, при похоронах, при посеве и урожае хлеба и проч.?

Отличительная черта наших прихожан- выносливость. По местным условиям мало видит наш крестьянин радости. То у него неурожай хлеба, то корму для скота не достает, то болезни заразные появились. Во всех сих обстоятельствах он не теряет головы и старается разными мерами противоборствовать с бедой. Например, неурожаям хлеба он не старается помышлять какой- нибудь аферой, но прямо признает(?) , что нужно более против прежнего трудиться. И, действительно, трудится, ночи не спит, работает, и, таким образом, …....... (?)не разменивается своим хозяйством, переносит голодовку. Любит наш мужичок подыграть над своей бедой.

В прошедшем

Лист 112

Продолжение ответа на 5 вопрос

году по недостатку корма к весне скотина совсем смерла и стала гибнуть. Выведет скотину в поле мужик , выражается так: вот дома

нечем кормить..........так в поле выходи ..........(?). У одного крестьянина единственная корова смерла до того, что по выпуску в поле плохо ходила. Ища пищи, она зашла далеко в неудобья, вязком месте засела. Хозяин ищет вечером и на другой день к вечеру наконец находит скотину мокрую и чуть живую. Привез домой. В деревне каждый мясник. Мужик кажет ему корову и предлагает купить. Мясник посмотрел корову , говорит «Суха!, не годится на мясо!» Тогда мужик как бы удивившись такому отзыву мясника говорит,обращаясь к стоявшим тут же соседям:« Как суха! Двое суток мокла в болоте».Так -то веселит себя наш мужичок при постигающей его беде. Это доказывает , что в нем сильна

Лист 112 об.

надежда на свои силы и на то, что сможет перемаять свое горе. Пища наших прихожан очень проста. По большей части растительная,

мясо употребляется редко. Как роскошь в праздники и при гостях. Напротив в одежде любит изысканность.Чуть позволяют средства

крестьянин заводит сукно немецкое, сукно сибирку и синего или черного сукна фабричного взять.Сапоги, шапку и рукавицы тоже

франтовские. Исправит свою одежду, при благоприятных обстоятельствах крестьянин снаряжает свою лошадку покупает на нее

сбрую с бляхами, красивенький тарантасик и сани.

В религиозном и нравственном отношениях

Лист 113

прихожане заслуживают похвалы. Народ в большинстве привержен к церкви, любит в праздники ходить в церковь и украшать свой храм. По благолепию наш храм по справедливости можно назвать лучшим в округе (?).Любит наш прихожанин и помогать бедным*. Приходское Попечительство помогает бедным деньгами, хлебом, помогает мастеровым то деньгами, то рекомендациями пред другими. Кроме того, Пр. Попечительство ежегодно на свой счет содержит при училищном общежитии человек по 10 малолетних сирот, давая

* число бедных можно определить во 100 семейств.

Лист 113 об.

тем возможность обучиться…. грамоте. Грамоту.... любят наши прихожане, в настоящее время в училище до 100 учеников.

К сожалению, нельзя дать похвального отзыва о наших прихожанах в жизни семейной. Терпеливости при невзгодах, благопокорства …....

…., крестьянин не выносит.... равного себе в семействе. Два брата без отца и матери ужиться вместе не могут и делятся. От этого

сильно страдает экономический быт. Недостаток рабочих рук  раззоряет их.

Поверий, примет и гаданий, а тем более заклинаний почти нет. Большой вопреки всему этому недостаток ….. когда

например, гадают, обыкновенно девушки.

Лист 111 об.

Вопрос 6 . Какой грунт земли с указанием плодородности почвы и степени урожая ( от сам до ) сравнительно с другими приходами? Какие из земли добываются предметы ( глина, известь, жерновой, опочный или точильный камень и др.) в каком количестве, в какое время года и при каком числе человк. Рабочих, с указанием заработка от промысла?

Грунт земли в большинстве песчаный. Урожай средний, числом  можно определить от 4 до 6. Добывается из земли алебастр

в трех починках в количестве 30000 пудов, зимою при 100-150 рабочих. Заработок по обстоятельствам от 30 до 50 руб.

Вопрос 7. Какие реки ,озера и замечательные болота в приходе? Время их замерзания и вскрытия каково состояние рыболовства и охоты за водяной дичью, с описанием способов и снарядов, употребляющихся при ловле рыбы и при охоте? Число рыболовов и охотников и их заработок?

Реки Ивкина, Ирдым, Сырда;  озер и болот, чем либо замечательных нет.

Реки замерзают в октябре, вскрываются в половине апреля.  Рыболовство по недостатку рыбы в реках плохо.

Вопрос 8. Какие леса и в них звери и птицы, с описанием пород леса и лесной дичи и способов и снарядов, употребляющихся при охоте на эту дичь? Число охотников, число убиваемой ими дичи, зверей и получаемой от того выгоды? Куда и как сбывается дичь и шкурки белок, зайцев и др. зверей?

Леса сосновые и еловые, дичи в них мало , а потому охотников всего в приходе трое. Небольшое количество зайцев и белок , вылавливаемое ими  сбывается на сельских ярмарках.

Вопрос 9. В какие числа и месяцы разные деревья покрываются почками, листьями, первыми цветами, плодами и не теряют листья? Какие существуют лекарственные травы и корни и способы их употребления крестьянами при болезнях при ворожбе, колдовстве и пр. Какие из растений, кроме обыкновенных употребляются в пищу ( песты, землянные орехи, сосновый сок и тому подобное )и способы их употребления

Леса лиственные, как-то: рябина, черемуха, береза, покрываются почками в апреле, листьями в мае, цветами во второй пол. Мая-июне, плоды поспевают на одних черемухах в августе, на других в сентябре. Из лекарственных трав растут: тысячелистник,зверобой, троелистка,череда,фиалка,одуванчик.

Употребляются соответственно медицинским советам. Ворожат только девушки и колдовству не верят.

Вопрос 10. Какие сорта хлеба высеваются в приходе, число пудов на душу? Достаточно ли местного хлеба на продовольствие; если недостаточно, то отчего это происходит; и в таком случае откуда и в каком количестве пудов покупается всего хлеба населением прихода ?

В приходе высевается рожь, овес . Первой от 10 до 12 пудов на душу. Второго от 20 до 25 пудов. Ячмень высевается по пуду и то не всеми. Хлеба своего было бы достаточно для продовольствия народа, если бы имеющиеся излишки не продавались бы в другие места.

Вопрос 11. Куда сбываются из прихода излишки хлеба, на какие ярмарки, заводы, пристани и в каком всего количестве пудов?

Кому доводится покупать, тот покупает в селе Верхоивкинском, а продают хлеб по преимуществу в городе Вятке.

Вопрос 12. Какие в приходе ремесла, в каких частях прихода развито каждое ремесло, что известно от сторожил о появлении в известном месте ремесла и причинах этого появления? Сколько человек занимается каждым ремеслом, какие именно вещи делают, по скольку, куда сбывают и какой от того получают заработок?

Ремесел, особенно распространенных , нет. Чеботным занимаются три семейства. Портным(?) крестьянским до 20 человек, Выделкой из дерева лоханей, ….(?), кадец семейств до 70. Сбывают на сельских ярмарках. Выделкою соломки для спичек до 100-и. Сбывают в г Слободском.

Выделкой овчины до 10 семейств. Выделкой горшков занимаются жители починка Долговского семейств 20. Все означенные ремесла , кроме чеботарного( 50 р+ 60 р), доставляют дохода на каждого работника 30-35руб за зиму

Лист 114

Вопрос 13. Какие в приходе отхожие промыслы, куда жители отходят, в какой срок, в каком числе человек, на каких условиях и сколько получают от этого заработку?

Отходят рогозничать( ткать кули) в …...............(?) и …....чистополе.(?). Заработать за зиму может человек от 10 до 20 руб. Ходят только по крайней нужде. Небольшое число до 50 .

Вопрос 14. Какие в приходе фабрики и заводы, сколько на них рабочих и производство их?

Фабрик нет. Заводы маслобойные два. Выдавливаются на каждом пудов до 100 масла. Рабочих на заводах обыкновенно бывает 3 человека и лошади.

Вопрос 15. Если население прихода не занимается ремеслами, то откуда получает кожи, полушубки, деготь, смолу, чашки,ложки и др. предметы, по какой цене и примерно из каких уездов и приходов привозят подобные вещи?

Кожи и полушубки употребляются свои. Деготь и смола отчасти домашние. Отчасти привозят из хозяйств уездов Орловского и Малмыжского. Чашки и ложки покупают в г Вятка.

Вопрос 16. Какие замечательные торговые пункты, пристани, ярмарки, базары? В каком количестве и на какую сумму продается на ярмарках товару из местных произведений и покупается привозных. Сколько с пристаней сплавляется и куда именно пудов хлеба, лесу, спирта, железа, дегтя, и других заготовляемых грузов( каких именно)?

Замечательных ярмарок нет.

Вопрос17. Какие существуют в приходе замечательные живописные места, горы, леса, виды на окрестности, места охоты, и прогулок, рощи, пасеки, сады, потоки, клады и , вообще, места достойные описания в каком-либо отношении ?

Вблизи села есть источник минеральных вод. Источник этот существует издревле и в последние годы был так велик и силен, так что заслуживает

название не ключ, а речка. По сильному запаху серы и других минералов, входящих в состав, назвали речкой Вонючкой.

В храмозданной грамоте упоминается это так : «Благаславляю построить новую церковь в лесу у речки Ивкины близ речки Вонючки».

Десятилетие тому назад Орловское земство бралось при этом ключе устроить больницу. Отсылали для исследования воды в департамент медицинский и получили весьма одобрительный отзыв о сих водах. А описание составных частей вод , оказавшихся при химическом разложении,

Лист 114 об.

опубликовано было тогда же в «Губернских ведомостях»  Водам дано название Бутырки по близ лежащей деревне к этому ключу.

К сожалению, Земство по неизвестным нам причинам отложило на неопределенное время устройство лечебницы. А между тем слух об устройстве лечебницы и об отходе к этой лечебнице близлежащей земли дали повод неразумным людям соседних селений засорять сей полезный источник много лет и многому множеству близ живущих людей, приносивший отличную пользу.

В приходе есть много замечательных и по своему легендарных преданий, носящее в народе название Сыпища (?).

Находится оно на лугах реки Березовки при впадении в реку Ивкину. Земля эта принадлежит крестьянам Орловского уезда Безсолинской волости починка Кикиморского. Сыпище это по форме похоже на «Г», в углу возвышается сажень на пять или больше, постепенно понижается к концам, с боков же круто. Более распространенное предание гласит, что это развалины здания, бывшего жилищем разбойников. Народная фантазия дополняет это предание легендами о кладах и приведениях. Есть еще старики , которые помнят как жители трех близлежащих селений под руководством …........( заезжих?) кладовщиков ходили ночью копать этот клад. Докопавши до потолка или свода какого-то здания, крестьяне начали ссору о частях, какая будет принадлежать какой деревне. Поднявшийся …......( в след?) за этим вихрь навел на суеверных , напуганных рассказом кладовщиков, кладоискателей такой страх,, что они и не помнят как и домой прибежали. Ямы , вырытое в то время над ….... и теперь видать.

Другое предание о селе Сыпище, хотя менее распространено, но более правдоподобно. По этому преданию Сыпище — это развалины монастыря. Основанием для сего предания служит то, что восемь близ лежащих селений ( носят) имеют общее название Монастырщина. Если допустить, что название сим селениям усвоено было потому, что они были приписаны монастырю, то и существование монастыря вблизи этих селений допустить можно. Менее распространено это последнее предание вероятно от того, что с ним не связано сказание о кладах и привидениях, которые прежде любили прилагать где было можно.

 

1882 год. Священник Владимир Пасынков

20 декабря

 

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.