Посол хана Джанибека и мурза Юфер

Посол хана Джанибека и мурза Юфер

 

Несколько лет назад интересовался родословием древней вятской фамилии Юферевых, и конечно, как и многие на этом пути, ознакомился со статьей краеведа Василия Ефимовича Глушкова [1], в которой автор представляет нам прародителя фамилии – мурзу Юфера, военачальника, поступившего в 1504 году на службу к великому князю Ивану III.

Гораздо позже я наткнулся на заметку «Юферевы, Юферовы» 2020 г. Альтафа Гюльахмедова [2]. В своей заметке известный поэт и художник не соглашается с доктором филологических наук А.В.Суперанской [3], предположившей происхождение фамилии Юферевых от имени «Евферий». А.Гюльахмедов, как этнический татарин и лингвист, утверждает, что «Юфер» это русифицированное тюркское имя «Яфар» (Яфар, Джафар, Ефар), что от этого имени и пошли такие фамилии и рода как Юферовы, Еферовы и Яфаровы.

Мне стало интересно, а нет ли упоминаний о каком-нибудь «Яфаре» (мурза Юфер?) в исторических документах того времени (конец XV – начало XVI вв), да еще и так, чтобы этот Яфар имел контакты с Московским княжеством, а гораздо лучше – непосредственно с Иваном III?

И оказалось, что был!

Яфар Бердей (Джафар Берди), человек крымского хана Джанибека, бывал в Москве уже точно в 1476 году и лично общался с Иваном Васильевичем. Тогда миссией посла ордынского царевича было договориться о предоставлении убежища для своего господина в случае необходимости. Джанибек к тому моменту потерял поддержку Ахмата, хана Большой орды, в то время как братья-гиреи, претенденты на крымский трон, напротив – заполучили в союзники турецкого султана Мехмета II. Джанибек в лице Москвы искал пусть и не союзника, но возможный путь к отступлению.

Выдержка из ответного послания 1477 года московского князя царевичу Джанибеку: «прислал еси ко мне своего человека Яфар Бердея. А говорил ми от тобя твой человек Яфар Берди о том, что по грехом коли придет на тобя истома, и мне бы тобе дати опочив в своей земли.» [4][5].

В 1477 году Яфар вместе с татариным Темешем [10], поверенным московского князя, с ответом прибыл в Тавриду, но ситуация уже вышла из-под контроля, и ордынский царевич со своими верными людьми был вынужден бежать из Крыма в Королевство Польское, а оттуда в Москву.

В 1480 году Джанибек уже точно в Московском княжестве. Об этом в письме хану Менгли-Гирею сообщает сам Иван III: «в ярлыках своих писал ты мне о недруге своем Зенебеке царе, чтобы взял я его к себе и держал для дела. И я его взял…» [6].

Иван Васильевич, как и обещал, принял беглого крымского хана. В то время московский царь нередко предоставлял убежище ордынским царевичам. Часто эти джучиды представляли враждебные друг другу кланы. Великий князь умело использовал противоречия супостатов в своей игре, держал при себе претендентов на разные ханства как козыри в политической борьбе, ссылаясь на неприкосновенность чингизидов. В то время потомки Чингисхана проживали и при польском, и при литовском дворе, что считалось престижным для любого короля, повышало его статус, укрепляло войско.

Вот и Джанибека с его беками и мурзами Иван III принял и, вероятно, разместил в Касимове, выделил земли и податных, но в обмен татары поступали к нему на службу и привлекались к битвам в составе московской рати. Чуть позже он там же поселил беглых царевичей-гиреев, одному из которых в последствии отдал трон Касимовского ханства.

Полагаю, что и Яфар Берди тогда был при своем господине Джанибеке, раз являлся его приближенным – ему доверялись дипломатические миссии высокого уровня. Тем более в сложной критической ситуации, когда от успеха выполнения задачи, возможно, зависела жизнь царевича. Не исключено, что Яфар был еще и дальним родственником хана. На востоке всегда было принято опираться на клан, семью, тейп.

В 1514 году Джанибек отвоевывает Астраханское ханство у своего брата Абдул-Керима [7]. Ряд исследователей (например, [8]) полагают, что до этого момента, с 1480 по 1514 годы, Джанибек находился на службе у московского князя, и именно Москва принимала участие в его воцарении в Астрахани.

Выходит, что Яфар Берди с высокой долей вероятности мог проживать в Московском княжестве в период с 1480 по 1514 годы, а может и позже. За это время он мог перейти на службу к московскому царю (в 1504 году как сообщил нам Глушков). Почему это было возможно? В источниках тех лет Джанибека называют «казакующим», что означает, что он со своими отрядами был наемником, мог воевать за любую сторону, совершать набеги, возглавлять походы. А все потому, что он был младшим (минимум третьим из известных) сыном Астраханского хана Махмуда и при жизни старших братьев на трон претендовать не мог. После смерти отца был изгнан из улуса братом Касимом I, затем был принят на службу к своему дядьке Ахмату, хану Большой орды, им Джанибек и был направлен на захват Крыма в 1475 году. А потом джучид поступил на службу к Ивану III.

Значит, Яфар был приближенным главы войска наемников, сам был наемником и вполне мог поменять господина на московского. Москва тогда набирала силу, была стабильнее, а осколки Золотой орды трясла междоусобица. И уже не молодой (около 40 лет к 1504 году, если в 1476 году он уже был посол) Яфар мог обустроиться в московских владениях и доживать свой век чиновником или мелким помещиком.

Мурза Юфер (Яфар?) вероятнее всего, даже не был магометанином, ведь официально ислам стал религией Золотой орды лишь за сто лет до рассматриваемых событий, а это всего три поколения, тогда как, например, после крещения Руси у нас еще лет 500 боролись с язычеством. Если так, то ему как язычнику было проще принять нового «более сильного» бога, нежели отказаться от ислама. По утверждению В.Глушкова он принял крещение и венчался с дочерью Данилы Милославского.

Но был ли предком Юферевых татарский мурза Юфер? И одна ли историческая фигура мурза Юфер и Яфар Берди? Или это просто жившие в одно время и в одном княжестве тёзки? Вопросы открыты.

Конечно, родословие не всегда претендует на историческую точность и объективность, решая в первую очередь задачу формирования устойчивых смыслов, сохранения собственной идентичности, сплочения группы людей на основе их общего прошлого. Семейные легенды, сказочные мотивы и придания о предках, былых временах, пожалуй, являются самым интересным элементом генеалогии, представляют особую культурную ценность. История рода это не просто цепочка имен и дат, а нечто со своим собственным характером, менталитетом и харизмой. Это то, что самоопределяет человека в мире, служит одним из фундаментных блоков его личности.

 

 

Используемая литература:

 

[1] «Родословная Юферевых», Шабалинский край. 1993. 18 нояб. № 111, С. 4. В.Глушков.

[2] «Юферевы, Юферовы», Альтаф Гюльахмедов, 2020 г. Поэт и художник, татарин по национальности, Альтаф Гюльахмедов в своей статье утверждает, что «Юфер» это русифицированное тюркское имя «Яфар» (Яфар, Джафар, Ефар), что от этого имени пошли и Юферовы, и Еферовы, и Яфаровы.

[3] Суперанская А. Еферий—Юферий // Наука и жизнь. 1999, № 5. С. 45

[4] Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с азиатскими народами: Крымом, Казанью, Ногайцами и Турцией, за время Великих Князей Иоанна III и Василия Иоанновича. Ч. 1 (годы с 1474 по 1505) – СПб., 1884. – Т.41. – С.14.

[5] История государства Российского, Карамзин, Т.6, стр.57.

[6] Сборник РИО. – СПб., 1884. – Т.41. – С.17

[7] «Астраханское ханство», Зайцев И.В., Глава IV. Джанибек бен Махмуд. «Восточная литература», Москва, 2004 г.

[8] «Московская Русь и татарские ханства в XV-XVI вв.» Б.Р. Рахимзянов, 2018 г.

[9] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 105.

1649, князь Ефаров Кучюкай-мурза Килишев сын, служилый татарин касимовского царя, помещик Касимовского уезда;

1719, Среди жителей д. Урсаево Касимовского уезда зафиксирована фамилия князей Ефаровых.

[10] Темеш до службы на Московского князя был татарским военачальником и опустошал Алексин. Позже от него пошли Темяшевы.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Сведения и догадки интересные, но требуют дальнейшей проработки. Надо искать потомков Юферя  (предполагаемых) в 16 веке и далее. Тут и ДНК может помочь. Что касается вероисповедания, то надо учитывать жесткость внедрения мусульманской веры ханом Узбеком, когда были казнены более сотни чингисидов и князей не пожелавших исполнять нововведения. Разумеется, поначалу в степях это носило формальный характер, старых богов не забывали. Но через сотню лет и особенно при переезде в Москву, выбор веры стоял конкретно - православие или магометанства (только такие храмы были). Замечу, фамилию Юферев мог получить человек из окружения Юферя. 

Аватар пользователя Илья 87

По-моему, Гюльахмедов в своей статье (https://proza.ru/2020/07/02/253) сам выдвигает идею о родственности фамилий, и сам ее же отвергает:

Рассматриваемые фамилии очень уж созвучны с Ефаровыми, Еферевыми, Яфаровыми и даже с Уваровыми(если квас был особенно добрым).

Яферовы, Еферовы

http://proza.ru/2019/03/21/1346

Яфаровы, Ефаровы

http://proza.ru/2019/04/16/1472

И в итоге не нужно искать у Леса один и тот же общий корень, от которого растут и ели, и яблони, и крыжовник… а значит просто есть одинаково звучащие и пишущиеся фамилии никак не связанных собой родов различных этносов.

 Гипотезу о переходе имени "Яфар" в "Юфер" можно принять за возможную только если есть примеры слов с переходом тюркского Я в русское Ю и тюркского А - в русское Е. 

Аватар пользователя LobanovDenis

Да, соглашусь с Вами. При ближайшем рассмотрении, пожалуй, сложно понять окончательную его мысль. Видимо, право выбора он оставил читателю.

Аватар пользователя Фаниль

Интересный материал. Сохраню себе. Надо изучить.