Деревня Чульчепи: воспоминания жителей и архивные материалы

Статья написана по воспоминаниям жителей деревни Чульчепи, на основе архивных материалов с сайта «Родная Вятка», статей и очерков, опубликованных в газетах «Калина Красная» и «Иднакар».

Выражаю благодарность Васильевой М.А. и Васильевой А.В., Лыскову Р.Ф. и Лысковой Р.И., Васильеву Н.П. и Хайминой Л.П., жителям деревни Чульчепи, которые с радостью поделились своими воспоминаниями о деревне. Информации оказалось очень много, все воспоминания не уместить в одну статью. Здесь привожу только те факты, о которых слышала чаще всего. Ещё больше о деревне Чульчепи можно прочитать в публикациях Лыскова Р.Ф. в газете «Калина Красная».

Буду рада, если после прочтения появятся какие-либо дополнения. Схема деревни составлена примерная.

 

Деревня Чульчепи – удмуртско-русская деревня, располагалась на территории МО «Понинское». Сейчас уже не сущесвует.

Деревня имела в своё время разные названия: починок вверх по речке Мучане, починок Мучановский, починок Чульчепиевский, деревня Чульчепи (Чульчопи).

 

Откуда взялись такие названия

Название Мучановский произошло названия от реки Мучан, которая протекает в нескольких километрах восточнее деревни.

Есть версия, что Чульчепи значит «шаловливая щука», так как «чулёк» на удмуртском языке – «непоседа, шалун», «чипей» – «щука».

 

Когда появилась деревня

Впервые починок вверх по речке Мучане упоминается в Переписи 1710 года (РГАДА 210-22-72, 1709-1710 г.). Там был один двор и жили в нём «(в) отяки Бегеней, Родион, Исекеней, Исуп Богдановы дети Карины, Бегеней 50 лет, Родион 40 лет, Исекеней 35 лет, Исуп 30 лет, у Бегенея сын Андрей 4 лет, у Родиона сын Пантелей 12 лет». Переселились они из деревни Пызепский Полом. В Переписи 1710 также есть запись об этой деревне: «Двор пуст Богдана Люкина сына Карина, он умре, а дети ево живут в починке Подле речку Мучан, пашни было 2 чети».

Согласно Переписи 1897 года в починке было 15 дворов, в них проживало 105 жителей: Васильевы, Агафоновы, Богдановы, Кунаевы, Шиляевы, Рыловы.

Починок Чульчепиевский входил в приход Свято-Троицкой церкви в селе Понино Глазовского уезда.

 

Колхоз

В 1924 году по спискам волостной экспертизы в деревне насчитывалось 13 дворов и 77 жителей.

В 1930-е годы в деревне насчитывалось 24 двора. Был образован колхоз им. Сталина. В колхозе держали овец, лошадей, коров, была своя молочно-товарная ферма.

Скотные дворы стояли справа на краю лога, чуть ниже по течению от ключа. Там сначала держали коров, затем овец и под конец бычков.

У овец были тёплые дворы, у коров были коридоры. Зимой света ещё не было, лес рубили, все фермы дровами отапливали.

Также в деревне была кузница. Здесь ремонтировали плуги и бороны. Древесный уголь для кузницы жгли в лесосеке в метрах ста. Кузнецом долгое время работал Кунаев А.П., незрячий. Он был очень сильным и мог выполнять любую работу.

В 1950 года произошло объединение с колхозом в деревне Кляпово. Укрупнение колхозов, а позже и закрытие начальных школ в близлежащих деревнях послужило причиной того, что люди стали покидать родные места.

 

Школы

Ближайшая начальная 4-х классная школа была в Кляпово. Там работала всего одна учительница. До Кляпово по прямой было километра 2, а вкруговую по дороге, наверное, больше. Зимой в школу ходили напрямую на лыжах. Лыжи делали сами из досок. Концы заостряли, а снизу намораживали лёд, поливая доску водой с коровьим помётом. Школа находилась ниже деревни, на угоре. Школу закрыли в 60-е годы.

Затем учеников перевели в Коршевихино, там тоже была начальная школа до 4-х классов. В Коршевихино уже работали два учителя – Афонин С.А. и Учанев П.В. Учились спаренными классами. На два класса стояла одна печь, обитая железом и выкрашенная в чёрный цвет. Дрова готовили старшие ученики – четвероклассники. До школы было 2 км по прямой через лес. Ходили туда-обратно в любую погоду. Дети боялись ходить в школу – зимой по утрам было темно, а в лесу были волки. Поэтому ходили все вместе, гурьбой, с зажжёнными факелами. Факелы делали сами, тайком от родителей наливали керосина.

Дальше с 5 по 7 учились в Бадзымшуре. От Чульчепи до Бадзимшура в школу надо было идти 6 км в одну сторону. Выходишь на кляповскую улицу, а дальше уже километра 4 по лесу.

И 8,9,10 классы уже заканчивали в Понино.

 

Деревня в послевоенные годы

16 мужчин из деревни ушли на фронт, домой вернулись только 5 фронтовиков. Воевать не взяли двоих: слепого Александра Кунаева и хромого Семена Васильева. Всю войну женщины по очереди работали на строительстве железной дороги «Балезино-Пибаньшур», на лесозаготовках.

Жилось трудно, голодно, холодно, но по-своему счастливо. Зимой не хватало дров. Носили дрова на санках, так как лошадей в деревне почти не осталось, всех отправили на фронт. Одежды и обуви не хватало.

Женщины выполняли всю мужскую работу: пахали, сеяли, косили травы, заготавливали сено, вручную рубили лес, грузили навоз, таскали мешки с зерном. В летние и осенние дни дети тоже работали в колхозе: пасли скот, боронили землю, сгребали сено, возили на поля навоз. Дети работали как все, с утра до позднего вечера.

 

Дороги, улица и дома

Из Понино в Чульчепи вели две дороги – небольшая тропинка со стороны Коршевихино и полевая дорога в сторону Бадзымшура через Кляпово.

В деревне была одна улица, которая тянулась с севера на юг. Деревня была чистая, зелёная, с хорошей песчаной дорогой.

Дома были похожи друг на друга, в два окна – одно выходило на улицу, другое в огород. Печи в домах были глинобитные. Белую глину брали на берегу реки Синпал.

Бани строились подальше от домов, за огородами, чтобы не случилось большого пожара. И поближе к родникам, чтобы было легче носить воду. У многих семей своих бань не было, мылись с другими семьями в один жар, экономили дрова. Бани топили по-чёрному. Весь дым оставался внутри. Вместо мыла варили щёлок. В ведро насыпали древесной золы, заливали кипятком, давали отстояться. Сверху образовывалась жирная плёнка – это и было мыло. Этим же раствором стирали бельё.

Деревня с 4-х сторон закрывалась воротами. Первые ворота стояли при въезде со стороны Кляпово (северные), вторые – на выезде в сторону деревень Шаньгопи и Папогово (южные). Третьи ворота – в проулке в сторону деревни Чеколи (восточные). И четвёртые – в сторону Коршевихино (западные). Деревню загородили, чтобы животные не выходили в поле, не топтали посевы.

Магазина не было, за хлебом, за продуктами ходили в Кляпово.

Неподалёку от дома Кайсиных жители деревни оборудовали противопожарное место. Там стояла бочка с водой и насос с двумя ручками, чтобы качать воду. Ещё стоял столб с подвешенным на нём лемехом и железным прутом, чтобы собирать народ.

Также жители рассказывали, что деревню охраняли два огромных тополя, которые росли в начале и в конце деревни. Первый «стражник» стоял справа при въезде со стороны Кляпово, под окнами Шиляевых. Второй «стражник» стоял в конце при выезде, с правой стороны, около дома Васильевых. Пока тополя стояли, деревня держалась, жила. Первым от урагана упал встречающий тополь. Стали исчезать тополя, а вместе с ними и деревня.

Попыталась составить примерные схемы деревни:

Первая картинка - карта с названиями полей.

Вторая картинка - как бы вид сбоку, рельеф слева направо - с севера на юг. Улица шла сначала немного вниз, а потом опять вверх. В конце улицы от дороги начинался лог, а потом глубокий овраг, после оврага был холм с вышкой.

Также попробовали составить таблицу с дворами, кто, где жил. Попытались восстановить порядок дворов, кто напротив кого жил. Здесь, конечно, записаны не все жители, вспомнили не всех. Слева направо - с севера на юг.

 

Васильева Галина Егоровна

Анна

Богдановы Иван и Анфиса

Их дети Михаил (КузьМиша) (женат на Валентине)

Анатолий

Леонид

Кунаевы

7 детей было:

Екатерина

Владимир

Данил

Аркадий

Маргарита

Зинаида

Богданова Зинаида Григорьевна Дети

Борис

Галина

Агафоновы Николай и Анфиса Яковлевна

Сын Вячеслав

Васильевы Валентин Егорович (тракторист-передовик) и Маргарита Андреевна

Богданов Максим

Дети

Александра (Шура)

Досифей

Рита

 

Кунаева Алевтина Сергеевна

Дочери Галина

Валентина

Надежда

(недолго жили)

Были дочери Валентина

Надежда

север                                                                                                                                                      юг

УЛИЦА

Тополь

Шиляевы Андрей Петрович и Нина Михайловна

Дети Анатолий

Кайсины

Проход и рядом родник

Васильев Аркадий Илларионович

Васильев Петр Андреевич и Августа

Дети

Николай

Пётр

 

Лысковы Федор Михайлович и Федосья Федоровна

Дети

Борис

Татьяна

Фаина

Рудольф

 

Рядом жили родственники, была дочь

Васильевы Семен Анисимович

Сын Семен Семенович и его жена Наталья

Их дети Надежда

Юлия

Вера

Васильевы Василий Николаевич и Любовь Анисимовна

Их дети Евгений

Юрий

Надежда

Лидия

Васильевы

Иван Анисимович и Мария Степановна

Их дети (четверо)

Римма

Тополь

и ниже родничок

 

Природа: реки и родники

Колодцев в деревне не было. Вокруг деревни было множество родников, вода в которых не замерзала даже в лютые морозы, образуя неглубокие ручейки. Воды хватало и жителям, и совхозному скоту.

Около деревни было два истока реки Синпал (Симпал). По названию можно подумать, что у речки один исток, так как в удмуртском есть слово «син пал» «одноглазый». Есть легенда: до революции одноглазый мужик построил на речке мельницу, поэтому и назвали речку одноглазой. Через речку Симпал был перекинут деревянный мост в сторону деревни Коршевихино. У реки Симпал доставали белую глину, песок, гравий, камень.

Первый исток Симпала был в крутом логу перед въездом в Чульчепи, метрах в ста от деревни. По дну этого лога тёк узенький ручеёк. Начинался ручеёк в лесу, который называли «Гондыр кӧланни», по-русски «медвежья спальня». Через лог был сделан проезд, насыпь. Называлось это место – «Урод выж», что значит «плохой мост». Здесь дорога всегда была плохая, во время дождей, весной и осенью всё время застревали телеги. По сторонам от дороги было болото, как будто котловина, поэтому дорогу всё время размачивало. Никогда там не просыхало.

Второй исток был в деревне, в логу. Он протекал вдоль дороги, которая вела в Коршевихино. Это было где-то в начале деревни между домов Кайсиных и Васильевых, между их домами был проход, и там рядом тёк ручей. Это был самый многоводный ручей, оттуда воду брала вся деревня. Туда и лошадей отпускали поить. У родника стояла большая колода, выдолбленная из толстого бревна. Женщины полоскали бельё. Дети там купались как в ванне. А вода была ледяная, пробирала до костей. В обеденное время старики запрещали играть около воды, говорили, что можно накликать грозу и молнию. Там же подальше был небольшой пруд – сами жители делали, для гусей и уток. Купались там же, хотя совсем неглубоко было.

Дальше эти два ручья становились шире и чуть ниже по течению недалеко от деревни Коршевихино оба истока соединялись в один поток. Чуть ниже Симпал соединяется с рекой Омуть.

Ещё один небольшой родник был в конце деревни, ниже дома Марии Степановны Васильевой. Он по-удмуртски назывался «эбек шур», значит «лягушачий источник, ключ». Там тоже колода была. Частично в летнее время воду носили оттуда близлежащие дома.

В нескольких километрах к северо-востоку от деревни протекала речка Мучан. В лесу около деревни тоже было много ручьёв, которые потом впадали в Мучан.

 

Природа: поля и леса

У каждого поля и лога вокруг деревни было собственное имя. Вот некоторые из них:

Поскотина – поле начиналось сразу за огородами. До коллективизации там пасли скот.

Канюк Пузанни (Гнездо Канюка) – это поле примыкало к реке Синпал, где водились пескари.

Палльянму (Левое поле, левая сторона) – это небольшая возвышенность по дороге в сторону деревень Папогово и Шаньгопи. В годы Гражданской войны там были вырыты окопы. Потом там находили гильзы, пули, патроны. В 58-60-х годах на холме построили вышку из брёвен. Холм ещё называли Учкон выр – гора, с которой смотрят. А башню построили военные, видимо, для каких-то ориентиров. Со временем она развалилась, остался на месте только камень с какими-то цифрами-координатами. Одна такая же вышка стояла у деревни Кляпово, ещё одна – выше села Понино. Они образовывали как бы треугольник. Если смотреть топо-карту, то там вышки обозначены треугольниками с точками внутри. Эти условные знаки используют для обозначения пунктов государственной геодезической сети.

Матрон Быронни (Матрёна погибла) – лог сразу за деревней, вниз от дороги. Это было грибное место. Ещё там собирали зверобой, душицу, шиповник, землянику.

Сюйкопанни (Добыча глины) – небольшая возвышенность около реки, где добывали белую глину, песок, гравий, камни.

Тетер Нулонни (Каравай принеси) – поле с тремя ёлками в центре. Это было знаковое место, так как здесь проводили древний ритуал Геры Поттон (Достать плуг), праздник первой борозды. В борозду опускали горбушки хлеба, яйца, кусочки еды. Все угощали друг друга, пили брагу.

Мучан Зёзи (Мучановские ворота) – самое отдалённое поле. Потом ему дали другое имя – Юра Быронни (Юра Погиб). Юра был гармонистом, утонул в реке недалеко от этого поля.

Козёкумы (Сорока-Кума) – небольшой лес, в котором росли гладкие стройные берёзы и осины.

Выль бусы (Новое поле) – поле, через которое в годы Гражданской войны деревню обстреливали «белые» из Изошура.

Ещё были поля Ӟазег сиённи – место, где едят гусей, или место, где лисы съели чьих-то гусей. Вина пӧзьтонни – место, где варят вино.

На возвышенности, слева от деревни, сеяли зерновые культуры. Земля с мелким гравием, много небольших родников, поэтому комбайны буксовали на уборке зерновых.

Ближе к дороге на краю лога стоял длинный стол, его не убирали и на зиму. За этим столом обедали ученики Понинской школы, когда приезжали собирать совхозный картофель. Земля почти везде песчаная, поэтому картофель сажали здесь, так было легче копать.

 

Исчезновение деревни

Постепенно, начиная с 60-х годов, жители стали разъезжаться. С закрытием деревни дома и дворы разобрали, столкали бульдозерами в лог, освободили поле для пашни. В 1978 году деревню Чульчепи сняли с учёта. Сейчас там ничего не садят, поле заросло бурьяном.

 

Источники

Перечисляю источники, на которые опиралась при работе над рассказом. Все тексты есть в открытом доступе в сети Интернет:

  • Книга «Глазовский район: из прошлого в настоящее» / Составитель В.С. Шудегова. – Глазов, 2011.
  • Статья «Деревня у одноглазой реки» / Автор Л.К. Кунаев. – Газета «Иднакар», 10.09.2020.
  • Статья «Чульчепи. Детство» / Автор Р.Ф. Лысков. – Газета «Калина Красная», №44 от 14.11.2020.
  • Статья «Чульчепи. Детство 2» / Автор Р.Ф. Лысков. – Газета «Калина Красная», №50 от 26.12.2020.
  • Статья «Детство после 45-го» / Автор Р.Ф. Лысков. – Газета «Калина Красная», №18 от 08.05.2021.
  • Статья «Послевоенное детство» / Автор Р.Ф. Лысков. – Газета «Калина Красная», №43 от 30.10.2021.
  • Статья «Была деревня Чульчепи» / Автор Р.Ф. Лысков. – Газета «Калина Красная», №49 от 18.12.2021.

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Очень интересная статья. Спасибо, что сохраняете память о русской деревне! 

Аватар пользователя Елена Д.

Спасибо за комментарий.