Сведения о Бельско-Троицком приходе 2-го благочиния Глазовского уезда

В одном из дел (ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 950, т.2), находящихся на хранении в Государственном архиве Кировской области, содержатся сведения о Бельско-Троицком приходе 2-го благочиния Глазовского уезда, составленные священником Алексеем Тукмачевым 17 декабря 1882 г. Привожу текст этих сведений (орфография и пунктуация автора максимально сохранены):

«Приход основан в 1784 г., на это имеется грамота при церкви. Предание говорит, что приход основан на том месте, где прежде был мужской Троицкий монастырь, почему и настоящая церковь называется Троицкой. В приходе две часовни деревянные, а городищ и исторических замечательных мест нет.

В приходе жители все православного вероисповедания: мужского пола 1352, женского 1317. Жителей других вероисповедания в приходе, кроме православных, нет.

Во всех частях прихода живут русские, а главное народонаселение – к северо-востоку.

Отличительные черты народа: характер и нравы в отношения между ними кротки и любезны, в домашнем быту большая часть народа довольно опрятны; в экономическом состоянии не богаты; в семейной жизни, во владении имуществом и в разделах – согласны и миролюбивы; в отношении занятий ремёслами и земледелием – трудолюбивы; в отношении к церкви и школе – усердны, но усердны тогда когда благоприятствует им домашний быт; к пьянству и преступлениям не склонны, хоть и имеют большое пристрастие к пиву и браге – на что употребляются муки ржаной яровой и солода тех и других видов тысяч до пяти пудов, а хмеля до двухсот пудов; к помощи больным, бедным и пострадавшим от разных несчастных случаев – сострадательны; нищих в приходе нет.

Народные приметы. О погоде: зимой, если ветер с востока – предвещает хорошую погоду, а с запада – холодную, с юга – теплую и сырую, а летом с запада – грозную, с севера – холодную, с юга – теплую и дождливую. О животных: гусь ночью кричит, когда недруга водить; курица колотит носом о заглавок – к морозу, крыльями хлопает к переменам погоды; овца летом ревет к дождю; свинья визжит – летом к дожду, а осенью к стуже; лошадь ногами часто переступает летом – к дождю, зимой храпит – к теплу.

Народные поверья: сани на которых отвозят к церкви покойника, по возвращении домой, оставляют со всем в поле и каждый на своей полосе для того чтобы покойник не пришёл домой, а щепки и стружки от гроба сжигают за деревней для того чтобы в доме не было другого несчастья после покойника.

При посеве хлеба творят большую квашню для того чтобы Бог побольше дал хлеба и чтобы печка в доме никогда не была простая, т.е. без печения хлеба.

Грунт земли по большей части луда, а глинистого немного. В урожайный гол бывает от сам 4 до сам 8 сравнительно с другими приходами. Из земли никакие предметы вроде глины, извести и др. не добываются.

Рек, озер и замечательных болот в приходе нет, а также рыболовов и охотников.

Лес по большей части еловой, а пихтового и соснового немного. Звери: медведи, волки и белка, - первые убиваются в небольшом количестве , а последние также как и птицы (рябчик) – тысяч до пяти штук. Рябчик и белка сбываются в ближайший от места жительства город Глазов.

Деревья покрываются почками и листьями в последних числах мая, цветами в июне, плодами в августе, а листья теряются в сентябре. Трав и корней лекарственных нет. Из растений, кроме обыкновенных, употребляются в ищу – гигель, кисленица и сосновый сок: гигель и кислицу варят, а сок сырой поят.

Овса, ячменя и ржи высеевается примерно пудов по 10 на душу, но продовольствия хлеба бывает недостаточно – частию от холодной весны,  а больше частью от истребления червем озимого хлеба. Хлеб покупается в ближайшем городе Глазов примерно тысяч до 15-ти пудов.

Излишка хлебов в приходе не бывает.

В приходе главное ремесло приготовление в куренях угля для железоделательных заводов и извощичество, т.е. доставк для заводов хлеба и прочих продуктов для продовольствия жителей заводов Залазнинского, Омутнинского, Песковского и Кирсинского. Означенными ремёслами занимается примерно до 1000 человек., зарабатывая вместе с лошадьми тысяч до пятнадцати рублей.

В приходе отхожих промыслов нет. Фабрик и заводов тоже нет.

Население прихода получает кожу и полушубки от своего скота, последнее шьют в домах их, занимающиеся таким ремеслом жители смежных уездов. Деготь, смолу, чашки, ложки и другие предметы получают из ближайшего города Глазова: деготь по 80 коп. за пуд, смолу по 60 коп., чашки деревянные по 5-ти руб. за сотню и ложки по рублю за сотню.

Замечательных торговых пунктов, пристаней, ярмарок и базаров в приходе нет.

Замечательных живописных мест, гор и лесов нет.               

Село стоит близ речки Белой, по которой параходства не бывает, а следовательно и население прихожан не пользуются никакими выгодами»

На фото фото Троицкой церкви (ныне утрачена):

 Бельско-Троицкая церковь

Комментарии

Читал этот документ в 1990-тые годы. Информацию о нахождении прежде на этом месте монастыря обсуждали на странице села: https://rodnaya-vyatka.ru/places/76109

Доказательств существования Троицкого монастыря нет.

Что, примечательно, в истории села написано, что оно основано на полвека раньше, и называлось до 1754 г. Красноглинским.

Приезжий священник Тукмачев мог об этом и не знать, а грамоты на постройку прежней церкви сгорели.

Аватар пользователя Веденей

Вот было ли тут село Красноглинское не знаю, но знаю, что деревни в округе сначала относились к приходу с. Красноглинского, но оно в другом месте Омутнинского района находится)))

Аватар пользователя Веденей

Судя по исповедной росписи в 1751 году уже точно была Бельско-Троицкая церковь -

"Роспись Вятской Епархии Слободского Богоявленского приписанного к тому Екатерининского монастыря вотчины Красноглинской новозаведённой Троицкой церкви..." 

Но знатоки говорят, что эта церковь еще раньше появилась - в 1732 году примерно

Да, за 50 лет до описываемых Тукмачевым событий.

Если, как написано в истории села, храмозданную грамоту выдавал преосвященный Алексий, то указанны епископ Алексий (Титов) уже в 1733 г. был переведен из Вятской епархии в Рязань.

П.Н. Луппов в рукописи "История Вятских сел" тоже писал, что с. Бельское (Троицкое) образовалось в 1732 г. А в 1746 г. там происходило массовое крещение удмуртов: "в село Бельское рассыльщиками воеводской канцелярии сгонялись толпы удмуртов и крестились в реке иногда целыми сотнями".

Я тоже не знаю, откуда в истории села информация, что с. Бельское на р. Белой ранее называлось Красноглинским?

Село Красноглинское на р. Вятке, по данным Луппова, образовалось в 1737 г.

Это надо у Василия Даниловича спросить.

 

Аватар пользователя Веденей

Нет, Красноглинье раньше образовалось - перепись Слободского уезда Вятского пригорода Сибирской губернии за 1710 год (РГАДА, ф.1209, оп.1, д.1034): «Тогож Екатерининского монастыря в вотчине погост вновь вверх Вятки реки Красноглинской, а на погосте церковь во имя Николая Чюдотворца. Во дворе поп Иван Якимов сын Беляев…»

Иван Якимов сын Беляев - мой предок по линии бабушки.

А в «Энциклопедии земли Вятской» (том 1, книга 2 «Сёла и деревни») имеется упоминание о некой клировой ведомости церкви с. Красноглинье за 1703 г. Но вот где эту клировую ведомость можно найти я не знаю... А хотелось бы посмотреть)))

В ГАКО есть клировые ведомости. Но конкретно за какие годы - не знаю. Я смотрел по своему селу и по другим сёлам (Глазовские уезд) за 1781 г. - Ф.237, оп. 70, д. 13. переписаны полные составы семей священников. Попробуйте в этом же фонде описи посмотреть.

Аватар пользователя Веденей

Смотрел уже, там с 1741 вроде бы начинается