Сколько лет поселку Афанасьево?

Поселок городского типа Афанасьево – центр Афанасьевского района Кировской области, граничит с Пермским краем, Удмуртской республикой, а также с Верхнекамским и Омутнинским районами Кировской области

Афанасьево – один из старейших населенных пунктов северо-восточной части Кировской области. В 2007 г. был отпразднован юбилей посёлка – 400 лет. Основанием для празднования юбилейной даты именно в указанном году являлось сообщение вятского историка П. Н. Луппова о том, что Зюздино-Афанасьево впервые упоминается в 1607 г. как погост и центр Зюздинской волости [1]. Слова П. Н. Луппова основаны на грамоте царя Василия Шуйского 1607 года [2], по которой крестьянам Зюздинского погоста (который иногда в грамоте называется волостью, но нигде не упомянут как Афанасьево) даруется налоговая и судебная автономия от кайгородцев – жителей Кайгорода (совр. Верхнекамский район Кировской области село Кай), расположенного севернее Зюздинской волости [3], то есть она становится самостоятельным налоговым и судебным округом [4]. Этот документ считался наиболее ранним упоминанием Зюздинского погоста в письменных источниках, причем вслед за П. Н. Лупповым принималось утверждение, что Зюздинский погост – это и есть будущее село (а затем поселок) Афанасьево [5].

Для начала мы хотим остановиться на топониме Зюздино. Для нашего района название является исконным и многовековым. Происхождение топонима связывается с рекой Зюзьбой, притоком Камы недалеко от с. Бисерово [6]. Само словосочетание – Зюздинский край означало не только административно-территориальную единицу, но и этнокультурную область, на территории которой проживала (и проживает до настоящего времени) локальная группа коми-пермяцкого народа – зюздинские пермяки.

Наиболее ранним письменным источником, где упоминается территория современного Афанасьевского района (правда еще не известного как Зюздинский край), является жалованная грамота Великого князя Ивана III 1485 г. жителям Ужгинской волости Перми Вычегодской (территория современной республики Коми) на владение реками, озерами и угодьями, где перечисляются и верховья Камы, в том числе и река Сюзьва: «…да верховины Камы-реки с падуны –... да речка Зюзюла»[7; 8]. Долгое время верховья Камы являются частью Ужгинской волости Вымского уезда (совр. республика Коми), однако, в 1586 году верховья Камы указом царя Федора Иоанновича передаются административному образованию Пермь Великая: «Лета 7094 (1586) повеле князь великий повосты вымские Кайгород и Зюзено отписати к Перми Великие» [9]. Именно в 1586 г. впервые упоминается Зюздинский погост, что на 21 год раньше, чем сообщал П. Н. Луппов. Справедливости ради нужно указать, что Вычегодско-Вымская летопись (уникальный источник по истории Коми края, где и сохранилось сообщение о «повосте Зюзено»), была впервые опубликована только в 1958 году, спустя 9 лет после смерти П. Н. Луппова [10].

Здесь мы подробнее остановимся на термине «погост». Изначально на Руси под этим словом подразумевалось место на пересечении торговых путей, где организовывалась «гостьба», т.е. торговля, отчего и происходит название. В дальнейшем эти места использовались для организации «полюдья» - организации сборадани князьями. При княгине Ольге в X в. под погостами закрепляется функция податного территориального округа [11]. После распространения христианства на Руси в концеX в. территория погоста зачастую соответствует церковному приходу, причем погостом могла называться как территория прихода, административно-территориальная округа, так и центр этой округи, где располагалась церковь, кладбище, дома священно и церковно служителей [12]. Также на погосте при церкви могло находиться некоторое количество обедневших крестьянских, бобыльских или нищих дворов [13].

В сообщении Вычегодско-Вымской летописи за 1586 г. не ясно, под каким значением упоминается «повост Зюзено»: это может быть и административно-территориальная округа, и населенный пункт. В грамоте 1607 г. совершенно явно под погостом подразумевается округ, группа селений. Как уже упоминалось, погост в грамоте периодически именуется волостью (единица административно–территориального деления в средневековой России). Именно в погосте зюздинцы могут выбирать собственного судью «для волостного дела» и именно с погоста как территории, а не населенного пункта идет оплата податей в Москву.

И все же это не до конца противоречит гипотезе о том, что Зюздинский погост конца XVI – начала XVII вв. является будущим п. Афанасьевым: как уже упоминалось, погостом могла называться как административная округа, так и центр этой округи. И совершенно логично предположить связь Зюздинского погоста с современным Афанасьевым, особенно если учесть, что в дореволюционный периодАфанасьево имело в названии приставку Зюздино [14]. Правда, почему-то совершенно игнорировался факт, что такую же приставку в названии имели еще несколько сел нашего края: с. Георгиево именовалось Зюздино-Георгиевским, с. Бисерово – Зюздино-Воскресенским, д. Савинцы – селом Зюздино-Христорождественским [15]. Минимум до 1778 г. приставку Зюздино носило в названии с. Екатерининское [16], правда затем оно в документах именуется просто селом Верхокамским (совр. Верхнекамье) [17]. Любой из этих населенных пунктов гипотетически мог претендовать в 2007 г. на свой 400-летний юбилей.

Вернемся к Афанасьеву. По истории населенных пунктов Русского государства эпохи средневековья одним из наиболее ценных видов источников являются материалы переписей населения – дозорные, писцовые и переписные книги. По нашему краю первых переписей, по-видимому, не сохранилось, наиболее ранним материалом является переписная книга Кайгородского уезда (куда входила и Зюздинская волость) 1678 г. Н. Глебова и Т. Антропова [18], где перечислены населенные пункты Зюздинской волости конца XVII века. Центром Зюздинской волости записан Николаевский погост, состоящийиз дворов церковнослужителей – церковного дьячка Григория Собянина и пономаря Дмитрия Бутинского, а также бобыля Афанасия Попова [19]. Безусловно, на погосте находилась церковь, освященная в честь св. Николая (в честь которой погост именовался), возможно тут жили священнослужители. Но ни священники, ни церкви в переписи Зюздинской волости не указаны: учет духовенства в задачи данной переписи не входил.

В дальнейшем этот небольшой погост известен как село Николаевское, затем Зюздино-Воскресенское, ну а сейчас мы все знаем его как Бисерово [20]. Если в сообщениях, датированных 1586 и 1607 гг., под Зюздинским погостом подразумевался населенный пункт, очень вероятно, что это был Николаевский погост. По крайней мере, иных погостов в переписи Зюздинской волости 1678 г. нет [21]. Исходя из этого, с известной степенью условности можно утверждать, что старейшим селом нашего района является Бисерово.

А что же Афанасьево? Открытие Афанасьевского церковного прихода относится к 1660-1667 гг., связано оно с постройкой двухпридельной церкви, главный придел которой был освящен в честь Афанасия и Кирилла Александрийских [22]. В переписи Зюздинской волости 1678 г. ни Афанасьевская церковь, ни священнослужители, ни ее причт не указаны (что, как уже упоминалось выше, не удивительно). Однако, один из жителей починка Полячьего, крестьянин Лазарко Вихорев, записан половником (то есть арендатором) афанасьевского попа (то есть священника Афанасьевской церкви) Ивана Лукьянова [23]. То есть Афанасьевская церковь в 1678 г. функционировала.

Кроме того, в переписной книге записано 12 починков, расположенных на реке Полячевке (притоке реки Камы, который в настоящее время является границей Афанасьевского городского и Ичетовкинского сельского поселений). Названия починков незатейливые – 6 раз записан починок Полячей, 3 раза починок Полячев, по разу встречены названия починков: на речке Полячевке; на Полячеве; на реке на Каме и на усть речке Полячке. На 12 починков приходилось 15 дворов и 59 людей мужского пола [24].

Из всего этого можно сделать уверенный вывод – в 1678 г. на месте будущего Афанасьева жили люди, которые пахали землю, рубили избы и ходили в церковь. Но ни церковь, ни починки не формировали единого села (как и погоста): таковым населенный пункт становился, когда церковь объединяла близлежащие населенные пункты в один. Возвращаясь к названию статьи, ясно, что начало села Афанасьева нужно искать уже после 1678 года. Помощь здесь, безусловно, окажет изучение материалов ревизий податного населения Зюздинской волости Кайгородского уезда первой половины XVIII века. Скажем пока, что во второй половине XVIII в. село Зюздино-Афанасьевское уже существует, в 1763 г. в нем были записаны 22 ревизские души: мужское податное население (для сравнения, в селе Никольском – 10) [25], то есть в это время оно становится самым крупным селом Зюздинского края, и, вероятно, центром. Что касается Зюздинского погоста, упоминаемого в источниках 1586 и 1607 г., он, вероятнее всего, относится к современному селу Бисерово.

 

Примечания

1. Луппов П. Н. История вятских сёл // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1995. Т. 4: История. С. 170.

2. П.Н. Луппов прямо цитирует тест грамоты: «образовалось на диком черном лесу». См. Луппов П. Н. Указ.соч... С. 170; Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881. С. 53.

3. Древние акты... С. 53-54.

4. Богословский М. М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Ч. 1. М., 1909. С. 43-44.

5. См. например: Селезнева Л. Н. Странички истории «Зюздино – Афанасьево». Афанасьево, 2005. С. 24; Кострова Л. Р. Предания старины глубокой. Афанасьево, 2014. С. 199.

6. Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Вып. 2. Афанасьевский и Подосиновский районы. Киров, 2002. С. 7; Варанкин П. И. Зюздино // Кострова Л. Р. Указ.соч... С. 24.

7. Жалованная (подтвердительная) грамота великого князя Ивана Васильевича жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодьями, которыми владели их дети и отцы по писцовой книге Ивана Гаврилова, 1482 г., с запрещением отдачи земель епископу и монастырям в закуп и по душе // Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV –начала XVI в. Т. III. М., 1964. С. 310-311.

8. Захаров Д. М. Серебряная Вятка. Киров, 1990. С. 131.

9. См. Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами X – начало XX в. М., 1982. С. 41; Макаров Л.Д. Верхнекамско-Чепецкое междуречье: регион взаимодействия пермских народов с русскими поселенцами // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 4. Ижевск, 2011. С. 120.

10. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Выпуск 4. С. 267.

11. Папков А.А. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в северной России. М., 1898. С. 3-4.

12. Там же... С. 5.

13. Богословский М.М. Указ.соч... С. 29.

14. Например см. Церкви и приходы в Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1873. № 7. 1 апреля. Отдел духовно-литературный. С. 227.

15. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 174-176.

16. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С. 264.

17. Церкви и приходы в Вятской епархии... С. 230.

18. Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Д. 184. ЛЛ. 144-165.

19. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 184. Л. 144.

20. Зайцева И.Н., Самарцева Г.И. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. Ижевск, 2000. С. 119; Берова И.В., Скопин Е.Л. Указ соч... С. 22-23.

21. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 184. ЛЛ. 144-165.

22. Зайцева И.Н., Самарцева Г.И. Указ.соч... С. 118.

23. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 184. Л. 156об.

24. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 184. Л. 156-157, 163об, 167об-168об.

25. Луппов П. Н. Указ.соч... С. 170.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Павел, очень хорошая статья. Спасибо!

Про 1678 - действительно, села нет, есть только упоминание афанасьевского попа в тексте одного из починков (ссылка: 1900421)

Помощь здесь, безусловно, окажет изучение материалов ревизий податного населения Зюздинской волости Кайгородского уезда первой половины XVIII века. 

РС-1: погост Афанасьевский (ссылка: 1670182), РС-2: село Афанасьевское (ссылка: 310134), РС-3: село Афонасьевское (ссылки: 330212810551). 

 

Аватар пользователя Fenka

По нашему краю первых переписей, по-видимому, не сохранилось, наиболее ранним материалом является переписная книга Кайгородского уезда (куда входила и Зюздинская волость) 1678 г. Н. Глебова и Т. Антропова

Кто-то может точно подсказать сохранились ли ранние переписи по Кайгородскому уезду? Интересует Гидаевская волость.

Спасибо вам за материал! 

Исследователи, работавшие с переписями по Кайгородскому уезду что до революции (А. А. Дмитриев, М. М. Богословский), что в советское время (например, Л. Д. Макаров), однозначны - перепись 1678 г. самая ранняя из сохранившихся по Кайгородскому уезду. Был бы рад ошибиться, но вряд ли...

Аватар пользователя Fenka

Ох как жаль(

Порекомендуйте, пожалуйста, что почитать иследовательского по этому уезду. Есть ли в интернете?

Аватар пользователя Татьяна Лебедева

В Бисерово была почтовая станция, на которой служил станционным смотрителем в 1817-1823гг. Некрасов Иван Иванов сын (из духовного звания)

Аватар пользователя Сильвер

Замечательнейшая статья! Вихоревы в дальнейшем в ревизских сказках Вятского края попадаются часто.