Расселение Тимёнских Исуповых

Предлагаю Вашему вниманию небольшую главку о расселении Тимёнских Исуповых. 

 

Как видно из РС-1781 года, Тарас Фёдоров сын Исупов сам собою перешед в деревню Морозовскую. Там жила его тётка Ефимия Тимофеева дочь. Она была замужем за Степаном Григорьевым сыном Кротовым. Потом все Тимёнские Исуповы никуда не отселялись до 1869 года, когда Максим Васильев Исупов женился на Анне (дочери Алексея Дмитриева Шитова). Он потом переберётся на место жительства в Шестаковский починок (Киршата) к тестю и будет там проживать.

В середине 1880-х годов уехал в неизвестном направлении мой родственник (двоюродный прадед) Аверкий Нестеров Исупов. Женился он 13 октября 1863 года на Устинье (дочери Фёдора Иовлева Власова), с починка Загарского. В последний раз он записан в МК за 1884 год, когда он был крёстным при рождении Георгия, у брата его Кирилла Нестерова. Теперь приходится только гадать, куда же он уехал. Есть одно предположение, что он уехал или в Сибирь, или в северный Казахстан. Думается, что он уехал, потому что стало не хватать земли.

Следующая волна миграции из Тимёнок приходится уже на начало 1900-х годов, во время Столыпинской реформы. В починок Водко-Выломный (Зотово) около 1910 года уехал Николай Кириллов Исупов. По крайней мере, при рождении его сына Василия в 1915 году, он был записан в МК в деревне Зотово. Затем, в начале 1900-х годов Данил Васильев (сын Василия Григорьева Исупова) Исупов переедет на новое место жительства в деревню Вороны. Я думаю, что уехал поближе к тестю с тёщей. Женился он 15 сентября 1896 года на Марии (дочери Василия Филиппова Лопарева), с починка Простенишинского (Лопари). Около 1910 года переехал в Зотово Григорий Иванов Исупов (сын Ивана Егорова). Несколько семей уехало в деревню Канаки, тоже до 1917 года. По крайней мере, там по сельскохозяйственной переписи 1916-1917 годов, записаны семьи: Никифора Васильева, Философа (Филарета) Иванова, Семёна Петрова, Леонтия Иванова, Якова Васильева Исуповых.

Следующая волна миграции из Тимёнок приходится на 1920-е годы. Заселение происходило в Струговских починках. В 1901 году на этом месте был большой пожар, который охватил большую территорию по речкам Большой и Малой Струговых.

Немного о пожаре.

Пожар в Верховятском урочище начался 5 мая 1901 года. 5 мая, около 2-х часов пополудни. Дежурным лесничим Мельниковым с башни при доме Господина управляющего заводами, было замечено, что в Верховятском участке появился дым от лесного пожара. Лесник Рябов немедленно собрался и отправился с рабочими на пожар. Смотритель лесов часов около 6 вечера прибыл на место пожара, который оказался в 13 верстах от завода (Омутнинского) в Верховятском участке между реками Большой и Малой Струговых. Он застал там объезчика лесов Шубина и лесника Ситчихина с рабочими, которые уже приступили к тушению пожара. Благодаря тихой погоде и своевременному прибытию, пожар был остановлен. Утром, 6 мая, для окончательной заливки и засыпки землёй горевших пней и валежника, объезчик Шубин с другими рабочими прибыл снова на место пожара, а для скарауливания пожара оставлен был лесник Ситчихин с рабочими.
     Часов около 10 утра 6 мая поднялся страшный ветер и, потухший было пожар, снова возобновился около 11 утра. Ночью 6 мая на место пожара приехал управляющий заводами господин Шишов.
      Начавшись 5 мая между речками Струговыми, пожар в начале шёл только по левую сторону Большой Струговой, но после обеда 6 мая перешёл на правую сторону Большой Струговой, приблизительно у углеобжигочных печей № 121 и 105. И таким образом, к вечеру 6 мая шёл уже по обе стороны реки.
       С 6 мая на пожар, кроме рабочих, прибежало много крестьян, у которых в этом месте были печки. Благодаря страшному ветру и тушении рабочих в количестве 264-х человек и значительное число стражи, пожар не удалось остановить даже на таких больших дорогах, как Верхвятская Казённая и Тимёнская, через которые сильным ветром огонь перебрасывался на другую сторону и все старания задержать огонь, оказывались напрасными. 8 мая к вечеру ветер начал по-тихоньку затихать и только 8 мая был остановлен, а к утру 9 мая был окончательно прекращён.
       Только 15 мая появилась возможность к инструментальным съёмкам местности после пожара, без которых нельзя было приблизительно определить площадь сгоревшего пространства, количество сгоревших и повреждённых печей, леса и т.д. Печей сгорело 20 штук и при них заготовленных дров до 65 куб. саженей, которые в завод приняты ещё не были. На пространстве 969,25 десятин сгорело хвороста и разных пород до 4,5 тыс куб. саженей и повреждено огнём свежерастущего и валежного леса, пригодного на вырубку дров на пространстве 77,50 десятин до 1 тыс. куб. саженей.
      Как оказалось, пожар первоначально возник у печки № 121 Никанора Николаева Дымова, с деревни Дымовской, перейдя потом по направлению ветра к печкам № 105 и 99 и далее вниз по речкам Струговым. Как сказано сгорело 20 печек:

№ 99 Лусникова Логина Афанасьева, сгорело 4 куб. саженей дров, с Полунят
№ 105 Смагина Семёна Петрова, с Конинцев, сгорело 12 куб. саженей дров,
№ 78 Шитова Николая Титова, с Петухов
№ 91 Лусникова Якова Петрова, с Лусников
№ 71 Исупова Прохора Павлова, с Суминцев
№ 42 Кротова Василия Викулова, с Кестымцев
№ 52 Исупова Алексея Иванова, с Морозово
№ 15 Шитова Фёдора Семёнова, с Киршат
№ 21 Ситчихина Прокопия Терентьева, с Аникинцев
№ 19 Шитова Андриана Иванова, с Киршат
№ 26 Исупова Максима Васильева, сгорело 7 куб. саженей дров, с Киршат
№ 20 Ситчихина Николая Кондратьева, сгорело 5 куб. саженей дров, с Аникинцев
№ 17 Бабкина Прокопия Фёдорова, с Киршат
№ 41 Пушкина Ивана Афанасьева, сгорело 8 куб. саженей дров, с Морозово
№ 45 Ситчихина Ивана Егорова, сгорело 3 куб. саженей дров, с Мысовской
№ 54 Ситчихина Ефима Егорова, с Мысовской
№ 59 Гирёва Сергея Герасимова, сгорело 4 куб. саженей дров, с Загарья
№ 29 Шитова Александра Яковлева, сгорело 6 куб. саженей дров, с Петухов
№ 18 Шитова Степана Лаврентьева, с Петухов
№ 15 Дымова Егора Николаева, с Дымовской

Несгоревшие печки:

№ 24 Исупова Василия Фёдорова, с Тимёнок
№ 90 Бабкина Семёна Фёдорова, с Киршат
№ 22 Исупова Степана Васильева, с Тимёнок
№ 33 Исупова Михаила Фёдорова, с Тимёнок
№ 92 Кротова Николая Яковлева, с Канаков
№ 106 Исупова Фёдора Михайлова, с Тимёнок
№ 30 Бабкина Тимофея Герасимова, с Аникинцев

Как мы видим, пожар начался от печки Дымова Никанора Николаева. Утром он развёл небольшой костёр возле своей печи, сварил кашу. Но, по всей видимости, до конца не потушив костёр, пошёл к себе домой, в деревню Дымовскую. А тут поднялся ветер и раздул, потухший было костёр.
     Этот материал взят из уголовного дела по обвинению крестьянина деревни второй Конинской, Пермской волости Никанора Николаева Дымова в неосторожном обращении с огнём и о взыскании с него убытков на сумму 1434 рубля за причинённый ущерб в результате пожара в урочище Верховятском.
   Вот на этом-то месте были образованы Струговские починки (Струговая, Быстровцы, Лусниковский, Майский, Краснопёровский, Омутнинский). В основном, Тимёнские переселенцы проживали в Струговском починке и в Быстровцах.
     В Струговской починок переселились семьи: Исупова Василия Андреевича, Исупова Алексея Андреевича, Исупова Михаила Прокопьевича. В Быстровцы переселились семьи: Исупова Иосифа Михайловича, Исупова Ивана Григорьевича, Исупова Якова Прокопьевича, Исупова Григория Сергеевича, Исупова Игнатия Михайловича, Исупова Сергея Романовича, Исупова Алексея Михайловича.

Комментарии

Аватар пользователя Dина

В Пермской губернии жили Ваши Исуповы?

https://pokolenia.permkrai.ru/records/search/?lastname=Исупов&page=1

Там есть и Вятские

уезд Глазовский, вол. Воронинская

уезд Глазовский, вол. Воронинская, д. Карауловская

уезд Вятский, вол. Югринская, д. Ефима Козулина 2-я

уезд Глазовский, вол. Васильевская, д. Мухинская

уезд Орловский, вол. Коршинская

уезд Яранский, вол. Шарангская

уезд Слободской, г. Слободской

Исупов Николай Антонович г. Москва

Аватар пользователя Василий1955

Спасибо, Надежда. Наш Исупов Пётр Афанасьевич работал на Уральских заводах. Выпустил его при написании. А вот Аверкия Нестерова Исупова не нашл. Видимо, в другое место уехал.