Уржумский уездъ.

Комментарии

Аватар пользователя crek

Юрий, доброго здравия! Твою книгу про Шайтан здесь уже читают.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Приветствую, Иван ! Рад видеть. Я тоже приполз, заинтересовался.

Аватар пользователя Иван Зыков

Появилась мысль сделать «Группы пользователей», чтобы объединять как-то участников каких-то движений, связанных с краеведением.

Юрий, вы говорите, что здесь много участников сообщества «Уржумский уездъ», а я вот и не знаю, кто это. Как вы считаете, такая функция будет полезна?

Аватар пользователя Юрий Ф.

Иван, а зачем группы внутри отдельного портала ? Если хотите знать мое субъективне мнение - "чтобы объединять как-то участников каких-то движений, связанных с краеведением", пора делать ассоциацию краеведов под эгидой портала. Разумеется, вопрос возникает - а кого считать краеведом ? В любом слчае не тех, кто занят только розыском своих предков, родственников, места исчезнувшей деревни иными личными проблемами. Вообще генеалогию считаю частью, но не самой важной в краеведении. Сейчас модно стало рисовать свое родословное древо. Это понятно, но это - не краевед. Краеведение - это всеобъемлющие знания по определенной территории, от геологии до новейшей истории плюс обязательно не просто ностальгия, а любовь к Родине. Да, с большой буквы, ибо сейчас это понятие у каждого свое. Я родился в Воркуте, учился и работал на Урале, живу на Кавказе. Но вот своей Родиной считаю именно Уржумский район - это родина всех моих предков, там их могилы. Когда мог передвигаться, ежегодно ездил туда против движения отпускников, из Ставрополя, даже на пару деньков, на кладбища, прибрать. И до армии там ежегодно три летних месяца проводил, в совокупности - годы в деревне. Доить, косить, пасти коров, топором бревно обтесать - много умел. А вот родного брата да ряд других родственников туда калачом не заманишь. По опыту знаю, в Интернете масса земляков, вятских, но им лень даже кнопки на клаве щелкать, не говоря уже о поиске документов, каких-то новых исторических или фактических данных по своей родине, земле своих предков. Ох, понесло... Закругляюсь: можно и ассоциироваться на базе вашего портала, и, второй вариант - группы по регионам области (южная часть, востоная, центральная , крупные города отдельно, и т.д.). Ведь с чего орловского заинтресует какой-то там Уржум, ведь каждый кулик свое болото хвалит (хотя сейчас болото везде одинаковая трясина, поглощающая бывшие деревни десятками).

Аватар пользователя Иван Зыков

Я вас понимаю. Говоря о группах я не имел ввиду группы аналогично социальным сетям. Я хотел предложить лишь некую графу в профиле. К примеру, ru-danko предлагал нечто вроде пункта, где бы пользователь мог отметить, какая местность его интересует, в чём он больше всего разбирается.

Аватар пользователя Иван Зыков

Мой интерес к родной культуре, к истории малой родины начался как раз с изучения родословной. Я просто почувствовал, что это важно для меня, для семьи, для нашей Родины в целом. Мы привыкли учить в школе историю всего государства, но зачастую не знаем и не помним, откуда пришли наши предки, как они жили, какую землю пахали. А ведь вот она — истинная история человека.

В составлении родословной не вижу ничего плохого, хотя согласен, это не совсем краеведение, но уже гораздо лучше, чем полное отсутствие интереса к родной культуре и истории. Этот портал называется краеведческим, но мы открыты для всякого, кто интересуется историей малой родины. И пусть это будет лишь история его семьи.

«Родная Вятка» создавалась, как сообщество людей, кому не безразлична судьба своего рода, деревни, края. Я хотел, чтобы «Родная Вятка» стала местом, где каждый мог бы поделиться своими знаниями. Ведь что есть история, если не совокупность всех сказов и преданий, дошедших до нас?

Здесь, на «Родной Вятке» мы стараемся сочетать архивные документы (переписи, списки населённых мест) с живыми историями и воспоминаниями жителей и их потомков. Документы хранятся в архивах. Они, конечно, многое могут рассказать, но никуда не денутся. А вот сменяющие друг друга поколения уносят с собой память о простой деревенской жизни, о дедах и былых временах... И сохранить эту память — наш долг.

Аватар пользователя ru-danko

Хорошо сказал.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Совершенно верно. Только сейчас вот ощущаешь, скоько упустил, когда еще старики живы были, когда вместо расспросов пустая болтовня ни чем, обычная при встрече родственников. Такой пласт прошлого в живых рассказах можно было поднять. Сейчас вот сожалею - не могу уж до Кирова добраться, а там баба Настя живет, ей уж через год 100 лет исполнится, они лет 20 назад (родственники) из починка Лебедевский в Киров переехали, она обладает прекрасной памятью, совершенно адекватна, а сколько ведь она может расск азать о прошлом... Может, и удасться еще застать, да ей всевышний еще пожить. У меня был двоюродный дед (родной брат мой бабушки) по Лебедевску, Григорий Конюхов, доктор исторических наук, биограф Кирова, зав."сельским" отделом Института Марксизма-Ленинизма при ЦК, часто и мы к нему в Москве в гости призжали, и он к нам, в т.ч. часто - в Лебедевский. Это же кладезь знаний, а мы болтали все о каких-то семейных делах. В-общем горько, что поздно спохватился. Вот мы на "Уезде" и просим, умоляем всех уржумских хоть один пост черкануть - что как было, что от старых слыхали, припомнить чего. Не хотят... Иногда не помнят. Моей маме недавно 80 исполнилось, она ж до отезда с отцом в Воркуту все время в Уржумье прожила, Лебедевск, на озере Шайтан всей семьей в войну, потом в Шурме (тогда был Шурминский район) инструктором РК ВЛКСМ пешком весь район исходила в любую погоду, а вот начинаешь спрашивать про район - многое уж и не помнит... Эх, по молодости совсем мысли не туда работали, а то бы в день по тетради исписывал. А сейчас - пожалуйста , и диктофон и фотоаппарат в мобиле даже, а поговорить и не с кем уже. Но в деревнях еще все же живы старики, и не прочь рассказать, да вот - желающих заняться этим единицы. Вот мы их и собираем. Поэтому у нас активных, патриотов малой родины, да, именно так - очень мало в сообществе.

Аватар пользователя Юрий Ф.

И еще - тяжело краеведением Уржумским на расстоянии около 3 тыс. км от места заниматься. Я ж на Кавказе уже 25 лет живу, чуркой стал (жаль нельзя фото вставлять). Хоть сейчас бы в Уржум переехал, мы с женой на пенсии, но - 2 больших НО: а) первая гр. инвалидности (лежачая), б) жена не поедет.
А примером для нас, уржумских - Владимир Алексеевич Ветлужских, краевед, бывший журналист, музейный сотрудник, автор-издатель альманаха "Уржумская старина", издавал за свои деньги, сейчас снова возобновил, в печать готов уже 12 и 13 выпуск. В нашем собществе В.Ветлужских - руководитель, научный координатор рабочего сайта.

Аватар пользователя Lyu-belos

И все-таки нас много,тех кто собирает ПАМЯТЬ. "Книги памяти", "Каталог нематериальных культурных ценностей", наш Портал "Родная Вятка"!!! Но хотелось бы большего общения, обмена опытом. Хорошо, что есть такие сайты, где можно разместить свои материалы, пообщаться с людьми, близкими по духу. Сейчас продолжаю работать над Похоязйственными книгами Ленинского сельского совета (1937-1950 гг, деревни рядом с Вахрушами).  Надеюсь, что после сбора информации, размещу списки жителей деревень на сайте.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Спасибо ! Но не всем эта ПАМЯТЬ и нужна, что обидно. У нас Владимир Воробьев уже третий год ежедневно (!) корпит над электронными архивами, собирая информацию по каждому жителю в то время Шурминского р-на, призванного и награжденными орденами и медалями, а это почти 100 % призванных, тысячи, очень подробно все. А его работа и это память о погибших, как убедились, не очень-то и нужна, даже Шурминская школа как-то нехотя согласилась (ну , никак не ожидали) принять эту работу, но она упорно продолжается. А ведь каждый там много своих родственнков находит и узнает о них мого нового. У нас есть "Книга Памяти" по Уржмскому району, но у Воробьева - намного подробнее.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Помимо списка пароходов Вятского пароходства на 1902 год, они до 2 половины 20 века эксплуатировались, колесные еще, очень интересные фотокопии - это меню, чем питались на вятских пароходах до революции и после. Судя по меню послереволюционному, чешу затылок - это что, разруха, да ? Такой выбор, нам бы так кушать сейчас. Следующим постом размещу (опять сожалею, что здесь, на портале в постах файлы нельзя прикреплять).

Что-то со стороны ссылки не идут. Извините за вертикальную надпись нашего ресурса, в то время у нас все воровали, сейчас мы на это плюнули, пущай...

Аватар пользователя Юрий Ф.

Список и фото меню, как превью, для увеличения - тырц на него.

1692108
хостинг картинок

get Image

get Image1

8387918

5520596

1642523

Аватар пользователя Юрий Ф.

Эти строки уржумский поэт Евгений Замятин посвятил корифею уржумского краеведения Наталии Николаевне Арбузовой, её именем назван сейчас районный краеведеский музей. Мне кажется в них отражена суть содержание души краеведа, что его заставляет бесплатно трудиться, причем трудиться кропотливо:

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Не о славе и званиях,
Не о деньгах забота.
Не о том, чтобы всюду торчать на виду, -
И желанья, и воля,
И капельки пота безраздельно любимому
Отдаются труду.
И любимое дело
Человеком владеет
Безраздельно и властно,
И славится им.
И смущенные годы
Отходят, робея,
И стает человек
Навсегда молодым.
По дороге раздумий.
По кремнистой дороге
Я за истиной древней
Шагаю вослед:
Простоит этот город
Без меня и без многих,
Но – «без праведных граду
Стояния нет».

Аватар пользователя дядя Женя

Здравствуйте, Юрий! Вы во многом правы. Действительно время уходит, и теряется информация по истории малой родины. Сколько было фотографий старинных у наших дедов, бабушек. Молодым ведь это не нужно, после смерти стариков выбрасывают их вместе с другим "мусором". А, если и остаются фотографии, то опознать на них предков уже никто не может. Я 10 лет работал в архивах, собирал историю Тужинского района, выпустил две книги. Вторая - "Родословие", где собрал родословные двух десятков Тужинских фамилий от первопоселенцев до современников по несколько ветвей каждой фамилии с фотографиями по представленным ветвям рода. Была идея подготовить совместно с учителями-историками учебное пособие по краеведению, основанное на истории деревень и крестьянских родов Тужинского района. По такой же системе (на основе крестьянских родов) предлагал и экспозиции районного краеведческого музея сделать, чтобы они соответствовали учебной программе. И чтобы ученики в процессе учёбы собирали материалы по своей родословной и историю деревень предков, потом эти материалы представляли бы в своих рефератах и, таким образом, дополняли бы историю своей малой родины. Сейчас есть возможность собрать электронную базу данных по писцовым, переписным книгам, ревизским сказкам, исповедным росписям и метрическим книгам, по статистическим материалам. Ученики могли бы самостоятельно пользоваться этими базами данных и собирать историю своей фамилии. Хотя бы представление имели, откуда их предки. Это было бы лучшим способом патриотического воспитания детей.

Конечно, кроме родословных, есть и другие материалы по истории малой родины. Но в том-то и весь интерес: когда находишь в этих материалах какие-то имена, фамилии, непременно хочется увязать этих персон с конкретным родом, деревней. Тогда история наполняется конкретным содержанием, иной раз, и визуальным (фото, карты, предметы старины). К сожалению, мою идею не поддержали ни администрация района, ни РОНО, ни директор школы, ни музейные работники. Понимаете, хлопотно это: что-то переделывать, вкладывать средства, брать на себя какие-то обязательства, проще сказать: нет!

 

Аватар пользователя Юрий Ф.

Приветствую, дядя Женя !
Да, фотов своих архивах личных- множество, и уж мало кто коготам определить может. Но я пошел по другому - пути, т.к. свою родословную далее прадедов по различным причинам не найти, ни в архивах, ни в церковных книгах, многие старообрядцуами были, до уровня прадедов (перешли в традиц. православие), да и старые родственники уж умерли, занялся Уржумским краеведением в широком смысле - села, деревни, их образование, легенды-предания, известные люди в уезде, максимум исторических сведений. Т.е. сделали за 5 лет некую краеведческую обширную энциклопедию Уржумского района, но внеалфавитную. Ужу в процессе сталкивались - а кому , собственно это нужно ? Земляки-уржумские занимают интересную позицию - да, полезно очень, а как до дел доходит, мол, примите участие, ведь еще старые живы, поговорите, давайте зафиксируем - не до этого. Все живут сегодняшним временем. Вот посмотрите, как по чиновно-равнодушно пройдет по области обязаловка для галочки провести весной юбилей Победы. Ну да речи, торжественные мероприятия будут, но в речах этих - холодное безраличие. А денег-то распилят под сурдинку множество в каждом муничипальном образорвании. А ведь хотя бы малую часть дали на публикацию трехлетнего труда нашего В.Вороьбева по награжденным - это бы реальная помощь была. Пусть бы мизерным тиражом - оно бы осталось, пусть на бумаге, но осталось. Вот она живая история. Всем плевать. Говоруны. Наставили капканов занодательно металлопоисковикам, как собаки на сене, не тебе- ни себе, а столько тайн хранит простое поле у каждого нас. пункта, ведь монетки старые - оно мимоходом (во всяком случае поисковиков нашего сообщества), так нет, полный запрет даже на брошенные поля и лесные дороги. Да много написать можно о том, что само гос-во стоит в позиции стирания любой помяти людей о своем прошлом.

Юрий Владимирович, а сколько средств необходимо для публикации награждённых? И какой объём печати в листах? Награждённые только по Уржумскому району?

Аватар пользователя Юрий Ф.

Сейчас Володя готовит RDF -версию, т.е. объем будет виден. Но , Андрей Алексанрович, за печать никто не возьмется - кол-во тиража слишком мало, потому как (отвечаю на 2 часть вопроса), даже не по всему Уржмскому району, а по некогда призванных Шурминском районом, РВК, т.к. лет 20 с предвоенных и послевоенных лет Уржумский район при разукрупнении был зачем-то разделен на три : собственно Уржумский и районы: Шурминский и Буйский, потом снова в один укрупнены - ибо неисповедимы извивы бюрократической чиновной психики.

Аватар пользователя татива

Я тоже начинала со своей родословной. А когда начала работать в архиве поняла, что не могу не записать и земляков своих предков! На фаленском сайте В.И.Сычев предложил мне и историей деревни заняться. Тем более, что мои предки были одними из первых её жителей. Не скажу, что много смогла найти мат-лов , но стараюсь... Сейчас ,кроме своего родословного дерева , собираю данные по всем первым жителям деревни. В интернете познакомилась с несколькими уроженцами деревни( сама я там никогда не была!), вот и интересно всё, что смогу узнать от других.Надеюсь попасть как-нибудь в Фаленский архив.  Планов много,ещё бы здоровья хватало! 

Очень радуюсь, когда вижу в архиве или на родоведческих сайтах и форумах молодых! Как много упустили мы...

Аватар пользователя Юрий Ф.

Сегодня посмотрел фото "реконструкции" основной ул. Уржума, быв. Воскреснской, ныне - Красной. Вся из бывших купеческих особняков 19 - нач.20 века постройки. Собственно - это все, чем славен Уржум, кроме изменившего качеству водочного завода. Реставраторы - хуже узбеков. А ведь в бюджете района деньги на это, и насколько помню, область грант дала району на это. Посмотрел фото, хотел иск в суд подать в гражданском порядке, сунулся "концы искать" - и вот позорище вятским ! На уровне Ханты-Мансийского округа, в области нет даже своего отделения Всероссиского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Никому ни до чего дела нет, "вяццкие-хваццкие"... Мне, что-ли , четверть века живущему на Кавказе, организовать Кировское областное отделение ВООПИК ? А не смешно будет - Кировское отделение с местонахождением в Ставрополе или Грозном ? Может, кто подскажет координаты вятских, неравнодушных к разрушению нашего наследия ? Или в Кирове нет таковых ?

Аватар пользователя дядя Женя

Юрий, у кого можно узнать, нет ли в вашей энциклопедии Уржумского уезда информации по Нижнему Чаму (деревни Б. и М. Вершинята), Ширкино и Марчатам. Я заканчиваю книгу по вятским Вершининым. Жители Нижнего Чама - выходцы из Слободского уезда. Дотянул родословную до 10-й ревизии, но, может быть, кто-то родословной Вершининых в Уржумском уезде занимается самостоятельно. Хотелось бы выйти на современников. По Книге памяти, Вершининых, выходцев из Уржумского района, погибших и пропавших без вести - 98 чел. Репрессированных - полтора десятка. Это самые большие цифры по районам области. Моё древо вятских Вершининых объединяет более пяти десятков деревень.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Дядя Женя, сегодня покопаю, ответ вечером будет, уехать надо. Вершининых в наших краях много.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Дядя Женя , поскреб по сусекам. У нас отд. тему по Вершинятам вел Грудцын, из Кирова, забанен и удален. Соответственно, и фамилия его инересовала своя. Т.е Вершинины не упоминаются, совершенно, другие фамилии. Единственное,что могу дать - список распространения Вершининых по Уржумскому району в 20 в. -
Вершинины :
Адовское поселение : поч. Ново-Смышляевский, д. Верхнее Мерзино (ед.), д. Меркуши (ед.), д. Ново-Крюково (ед.), д. Рябиновцы (ед.);
Вершинятский поселение: с. Большие Вершинята, д. Малые Вершинята, выс. Андреевский, поч. Новоройский.

Кроме того, в Одноклассниках есть группа "Вершинята", адрес : http://www.odnoklassniki.ru/group/51980472221766/members
и еще одна. Там увы, в основном фото, но по одному человеку с фамилией Вершинин в обеих группах есть.

У нас в сообществе Мария Грудцына с тех мест, прекрасно ориенируется в фамилиях и местах. Сейчас, к сожалению, в отпуске. Появится спрошу разрешения дать мэйл ее для Вас.

Аватар пользователя дядя Женя

По списку вятских родов Старостина на 1891 г. в Уржумском уезде 19 населённых пунктов с фамилией Вершинин, но большинство дворов Вершининых в Малых Вершинятах - 67 и Больших Вершинятах - 22, часть теперь в Марий-Эл: Лаптева - 14, Ямнерка - 9, Полманур - 9, по четыре семьи и менее: В Ширкине, Орешнике - по 3, в Унуре - 4, не знаю, ваш или нет н.п. Конечно, если уж пробивать цепочку на современников, то надо по Вершинятам.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Совершенно верно. Названия давались чаще по основателям или преобладающей фамилии. Унур Нижний - это наш, недалеко от Лопьяла (музей Васнецовых), в последний раз когда в Уржум поехал, решил от Чебоксар сократить, через Сернур, Мари. Заблудился по полям, крюк км в 50 намотал, в Унур заехал дорогу спросить. Скажем, условно-живой еще. Пасечник, домов 6 заселены, транспорт у домов.

Аватар пользователя Грудцына

Ох, не знаю кто из моих знакомых Вершининых занимается составлением родословной! Мои Вершинины старообрядцы из с.Ветошкино, из Адова, из Вершинят. В Одноклассниках их всех можно найти.
 

Аватар пользователя Юрий Ф.

Мария, это ты ?

Аватар пользователя Грудцына

Да, Юрий, это я. С Вершининым всязались в одноклассниках. Почему то я никогда не могу войти на сайт Родная Вятка без смены пароля. Через сутки одноразовый пароль кончается, а я так и не успеваю все посмотреть. И чего я не так делаю?

Аватар пользователя Юрий Ф.

Мария, а какой одноразовый пароль ? Поменяй его на постоянный. Правда, через сутки его снова набирать надо, функция "запомнить меня" у меня не срабатывает. Хотел здесь все исчезнувшие нас. пункты по Уржумскому Шурминскому и Буйскому р-нам (в разное время), по уезду в целом на карте разместить - не получится, многих нет в упоминаемых списках, необходимых для отметки, да сложно- десятки координат списочно искать, если бы просто отметку местоположения и название (или несколько в разные времена) - сделал бы. Нашел листы 500-метровки, надо клеить, они плохо сориентированы на север.

Аватар пользователя Юрий Ф.

Готов экземпляр сборника "Родиной награжденные", трехлетний труд В. Воробьева по бывшему Шурминскому РВК в ВОВ. На остальные 5 экз. денег нет, Владимир давно пенсионер. Буду у властей Уржумского р-на просить. Фото кликом увеличивается.

книга

Страницы