1. Существующие печатные Книги Памяти, базы данных о погибших ("Память народа" и другие) используются в повседневности исключительно как справочники - разово и кратковременно. Пылясь на полках библиотек, они не являются системно действующим средством удержания исторической памяти, источником интереса к отечественной истории, не смотря на то, что Великая Отечественная и победа в ней стали величайшим историческим событием русской истории.
2. "Никто не забыт" - не воплощено в жизнь. Память - это не мертвые строки типографской краски. Вечное поминовение означает периодическое живое воспоминание - воспроизведение имени человека, например, в дни его рождения, смерти, или именин (святых покровителей)
3. В России нет отечественного генеалогического сервиса (!!!)
4. В России нет общенационального корпуса знаний и памяти об истории роста и расселения русского народа, заселения русской земли.
Современные информационные технологии позволяют создать общенациональную систему индивидуальной памяти обо всех людях и населенных местах, оставившем свой след в письменной истории и визуально связать их с ныне живущими поколениями. Такая система должна стать мощным педагогическим инструментом в сфере семейно-родового и гражданского воспитания. Описание системы предлагается представить пока со слов.
а) На первой странице сайта мы видим современную карту регионов и населенных мест России от западной границы до Тюмени, раскрашенную по градиенту плотности населения. Её медленное затемнение создает эффект звездного ночного неба, в котором еще угадываются контуры территорий и центры, но рисунок звезд и распределение световых сгущений уже сильно отличаются от картины современной карты. Увеличение масштаба карты позволяет разглядеть характер изменений: на месте нынешних мегаполисов расположены звезды средней величины, но современные пустоши сияют густой россыпью мелких огоньков. При дальнейшем увеличении масштаба - до сёл и деревень - становятся видны источники сияния - горящие свечи. Это свечи памяти о рожденных здесь участниках войны, рожденных в интервале 1895-1924 годов. Яркость свечения населенного места или территории соответствует числу участников войны.
По щелчку мыши в пределах контуров населенного места мы входим на его страницу.
б) Страница населенного места - краткое изложение его истории (с возможностью перехода на развернутое историко-географическое и демографическое описание) и перечень Ф.И.О. участников войны в алфавитном порядке, или по дате рождения. Строка перечня оканчивается одной неяркой свечой, или несколькими яркими разных оттенков. Самые ярко-желтые загораются по щелчку человека, который зарегистрировался на сайте прямым потомком участника. Более оранжевые - потомками родных братьев или сестер, далее - потомками двоюродных, троюродных родственников и пользователей сервиса, не имеющих к ветерану отношения родства. Свеча зажигается сроком на один год. В перечне участников хорошо заметны те, у кого в системе не зарегистрировано ни одного поминающего пользователя.
Щелчок мышью по строке участника выводит нас на его страницу.
в) Страница участника
в.1. Место и дата рождения, смерти, место и фото могилы.
в.2. Ссылки на соответствующие страницы сайтов Память народа и Подвиг народа
в.3. Перечень пользователей, поминающих ветерана - со степенью родства - анонимно, или открыто - в зависимости от установок в личном кабинете пользователя сайта
в.4. Кнопка "В избранное" - для списка в личном кабинете пользователя.
г) Личный кабинет пользователя - пространство памяти о предках, вплетающее личную историю пользователя в историю и географию народа и страны. Познание генеалогических и географических корней естественным образом порождает "Календарь памятных дней рода", основанный если не на точных датах рождения и смерти, то на именинах предков. Напоминание о погасшей свече, зажженной тобой твоему предку.
*********************
"Карта Памяти" в развитии - это универсальная "цифровая историко-краеведческая демографо-родоведческая экосистема" - инструмент объединения в единое целое результатов исследований как профессионалов, так и энтузиастов, работающих в этих областях. Прекрасным образцом такой интегрирующей системы может послужить сайт "Родная Вятка" и "Книга вятских родов" - базы данных по географии и родоведению Вятской губернии. Расширенная на всё пространство России, дополненная справочниками населенных мест Российских губерний и областей 19-20 веков, генеалогическим сервисом и сопряженная со стороны данных с базами "Память народа" и "Подвиг народа", а со стороны пользователей - с социальными сетями "ВКонтакте" и "Одноклассники", она могла бы стать основой "Карты памяти".
Карта Памяти - база для исследований в областях:
- Исторической демографии
- Исторической географии
- Справочник для учебных курсов по краеведению и источник материалов по воспитанию исторической памяти
Последнее нуждается в пояснении. "Патриотическое воспитание" (я бы заменил на "образование гражданина") сегодня невозможно проводить в среде кабинетов городских школ. Любовь к Родине и долг Отечеству не прививаются одними речевыми средствами. До массового создания качественных компьютерных обучающих видеоигр (в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности) пройдет еще много времени. Но и они не смогут заменить атмосферу совместного погружения в природный ландшафт исторических событий. Крае- и родоведческий активный туризм должны стать основой, начальной ступенью гражданского образования. Как полюбить то, что не знаешь? Как полюбить Родину школьнику, выросшему в мегаполисе, лишенному малой родины? - узнать предков, пройтись своими ногами по местам их дворов, полей, тропинок и могил. Любовь к родной земле возникает как таинство осознания и ощущения причастности к ней - и умом, и душой, и телом.
Другое необходимое нововведение в предметы школьной истории - образ повседневной жизни русского крестьянина, по крайней мере двух последних столетий. Это знание неизбежно порождает вопрос о физической возможности наших современников не просто выжить, а кратно преумножить свой род с использованием исключительно ручного труда и конской тяги. А ведь без русского демографического чуда 19-ого века - как самое малое - невозможна была Победа в 1945ом. И какое наследство оставим МЫ нашим потомкам, живущем через столетие? - и будут ли эти потомки? Будут ли те, кто помянет нас в 2124ом? Или мы - тупиковая ветвь истории человечества - своим равнодушием и бездействием лишим смысла все трудовые и ратные подвиги наших предков?
Возможно, всеобщность и неизбежность постановки этих вопросов - и есть главная цель всей предлагаемой работы.

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.