У меня больше тройки по русскому в школе никогда не было. Да и сейчас орфографических ошибок делаю кучу. Видимо по этому крестьянские рукописные тексты вызывают восторг, по другому свои эмоции описать не смогу )
Заявление моего прадеда:
Я гр-н Колпаков в 1930 г раскулачен как занимавшись мой 2-ой сын торговлей по базарам свозу по патенту 2 разряда. Но експлатасию чужого труда неимел выселен из пределов своева раиона или области не был как сам не семья.
С 1931 г два года своим личным желанием оставляя семью в деревне работал на производстве в качестве плотника после того все время находился у себя в деревне Живу применяя свой труд для прокормления Старший мой сын Михаил служил в Красной Армии два года чесно без замечаний а Леонид как круглый сирота страдает без винно в труд-армии
За время с 1930 г с точки зрения класовости я Колпаков как отдельным лисом как и колективу строющемуся общес дел ни какого вреда не умышлял и даже работаю на колхозной постройке поетому прошу рассмотреть мое дело о восстановлений мое семейство и миня присем прилагаю справку к сему.
26/III 35 г. Д. Колпаков
Справка из сельсовета:
Дана членами с/совета дер Н Полянки Мари Возжайскова с/с Колпакову Дмитрею
В том что он раскулачен в 1930 г-у признак раскулачивания за торговлю по базарам свозу после раскулачивания из пределов района и облости выслан не был пот судом как ранее и досего времени небыл работал напроизводстве в качестве плотника два года имеет справку а остальное время плотничал по околным колхозам внастоящее время работает в нашом колхозе при постройке коного двора как за старшего спеса вредителски неотноситса к работе что и заверяет член с/с-а дер Н Полянки
1) Старший член Малков
2) Второй член Плохов
-" У меня больше тройки по русскому в школе никогда не было. Да и сейчас орфографических ошибок делаю кучу." Так ваше образование минимум средне-специальное, а у писавших данные справки, от силы пару классов ЦПШ, а то и вообще сосед обучал. Так что их упрекнуть не в чем, в отличие от нас. :)
Интересен характер ошибок, писали два разных человека (почерк разный):
Что касается меня, я бы не сказал что стыдно за ошибки, скорее досадно...
Из Памятной книжки Вятской губернии за 1877г. "Вятская незабудка". Статья "Наши педагогические курсы" (Письмо из Нолинска).
Фото кликабельны (для увеличения нажмите на фото).
Как их учили - так они и писали.
Я наверно, не корректно выразил свою мысль, я не пытаюсь придраться к "ошибкам". Люди писали так, как говорили. Слово ошибки наверно нужно было указать в кавычках.
К слову, я и сейчас не понимаю почему в словах "нож" и "ложь" последние звуки одинаковые, а буквы разные )
Для этого есть правила русского языка. Муж. и жен. род - пишется по-разному)
Что касается грамотности - тётя рассказывала, что почти всё село приходило к деду написать (а некоторые и прочитать) письмо. 30-40 годы.
Бывает, что объяснить сложно.
Помню в школе у нас в классе мальчик не мог понять почему "морковь" - женского рода, а "картофель" - мужского. И учительница, по-моему, не смогла объяснить.
Я именно про это ) Огромное количество искусственных правил, когда в итоге пишется и произносится по разному. Почему нельзя чя-щя? Почему говорят "какова чорта?", а пишут "какого чёрта?"
Мне этим и нравятся вот такие "крестьянские записки" никаких избыточных правил, как говорили, так и писали. Освоили азбуку и на том спасибо... Если автор говорит "вредителски неотноситса к работе", значит так и напишет. В таких документах можно легко отслеживать особенности говора.
PS: В общем для бывшего и нынешнего троечника по русскому - праздник для глаз )
А меня больше удивляет "грамотность" наших современников и особенно молодежи( даже имеющих высшее образование!)
Не поверите, несколько лет в институте тоже что-то делал и даже диплом писал сам, не только пиво пил ) Но перечитывая собственные сообщения, сам поражаюсь как смог ошибиться в простых словах... )
Еще раз перечитал, какие оборты, красота...
Ну ошибки мы все делаем, не филологи! Но когда человек не может без ошибок написать простейшее предложение из самых распространенных слов...
Я тоже с интересом читала автобиографию своего деда. Он закончил двухклассное училище ( 4 года обучения), по тем временам был грамотным человеком!
Многое зависит от человека, от самообразования.
Мой дедушка закончил всего четыре класса школы, но потом окончил институт, работал учителем в школе в Нолинске и внештатным корреспондентом газеты "Сельская новь".
Анна, как же его с 4 классами приняли в институт?
Даже если это был не пединститут, а так называемый учительский институт, то и в учительские институты принимали лиц со средним образованием.
Наверное, все-таки, в институт он смог поступить, предварительно закончив рабфак или ШРМ или ШСМ?
Виктор, точно не могу сказать, но вроде бы ничего больше не заканчивал.
Мой дедушка был 1901 года рождения, окончил Вятский педагогический институт им.В.И.Ленина примерно в 1930-х годах.
Возможно в те года принимали и без среднего образования. К тому же в институте тогда учились всего 3 года (3 курса).
Преподавал историю в школе в Нолинске, в 1938г. был заведующим РОНО и был репрессирован как руководящий работник, позже реабилитирован.
В 1930-тые годы принимали и без среднего образования, но через рабфак. Т.е. сначала на рабфаке они повышели свой образовательный уровень до средего образования, потом их без экзаменов зачисляли в институт. Но рабфак (очный или вечерний) был в том же вузе, поэтому поступление на рабфак уже многими рассматривалось, как поступление в институт.
КГПИ в начале 1930-тых годов включал в себя не только пединститут, но и другие учебные и научные подразделения: НИИ Краеведения, рабфак им. С. Халтурина и педтехникум с опытной школой-семилеткой при нем.
Вот примерная схема системы Народного образования СССР.
Моя тетушка 1915 г.р. закончила 2 класса ЦПШ, до конца жизни писала плохо и читала по слогам, да к тому же в слух. Мама 1930 г.р. закончила 4 класса восьмилетки, но уехав в город выглядела вполне образованным человеком, не отличалась от окружающих, работала бригадиром, так что везде писала в графе образование - 7 классов. Тут как говорится - всё от человека зависит, от его самообразованности и начитаности.
ИЗ ЖУРНАЛА "ВЯТСКОЕ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" (март 1920г.)
Так что обучаться в те годы было даже выгодно.
Возвращаясь к заявлению плотника Колпакова. Они интересно несколькми моментами:
1) Это заявление о восстановлении в избирательных правах, но прямо это не прописано. Очевидно, все были в курсе, т.е. заявление формальное, в рамках массового восстановления в правах раскулаченных без ссылки. Кстати, годом позже такое заявление уже не понадобилось бы, т.к. по новой Конституции 1936 года все граждане СССР имели равные права.
2) Колпаков был раскулачен "за торговлю с воза", хотя торговал он с сыном, а батраков у него по-виимому никогда не было. То есть в отношении его был допущен явный "перегиб на местах", по закону он вообще не должен был быть раскулачен. Местные активисты явно пытаются быстро замять дело.
3) Младший сын Колпакова "как круглый сирота страдает безвинно в труд-армии" - вот это ставит меня в тупик.Что за труд-армия в 1935 г.? Если даже и была такая (что хорошо известно по 1940-м), почему призыв в неё воспринимается как наказание? (притом что служба старшего сына в РККА так не воспринимается). И совсем не понятно - почему "как круглый сирота"? Туда что ли сирот-беспризорников собирали (типа ШКИД - школы-колонии им.Дзержинского?)?
Тест "Найди ошибку в слове".
Пройти тест - ссылка - Тест "Найди ошибку в слове".
Где Вы могли такое заявление раздобыть.В каком архиве.У меня например дед тоже раскулачен и выслан,но вопрс,куда и за что.Вот бы его заявление прочитать.Семья большая была.За что выслали,причем не только его ,но и взрослых сыновей. Как крестьяне становились кулаками,у которых кроме зерна на посевную ничего не было.Может политику партии не поняли,чтобы все посевное зерно отдать в колхоз,а потом кормиться из общего котелка.
В Ижевском архиве описи оцифрованы и выложены в интернет:
http://db.gasur.ru/delo/?text=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&fund=&inventory=&year=
В строке описание набрал ФИО, а потом запросил в архиве сканирование дела.