Изучая метрики Вятской и Башкирской земель и сопоставляя данные между собой, обнаружил, что все мои предки вотяки, которые родились и жили в Глазовском уезде (Нижнеуканская/Юрская волость, починок Новиковский), указаны везде и всегда в метриках со своей этнической принадлежностью - "крестьянин/крестьянка из вотяков". Однако при переселении в Башкирский край, буквально через три-четыре года, все они указываются уже просто как "крестьяне", без отнесения себя к вотякам. Как это интерпретировать? Ведь известно, что, скажем, в районе г. Благовещенска РБ есть до сих пор деревни, по своему происхождению являющиеся марийскими, основанные переселенцами из марийских поселений Яранского уезда. Почему не сложились вотяцкие поселения? Ведь с Глазовского уезда в Башкирию переселялось очень много кретьянских семей.
И еще сохранилось одно семейное воспоминание, которое меня заинтересовало в этнографическом плане - может, кто-нибудь поможет разъяснить.
Наша прабабушка Анна Федоровна Новикова (чьи родители-вотяки переселились как раз с Глазовского уезда в Уфимский уезд) была очень верующей православной женщиной - от нее нам досталось много старых икон, книг и воспоминаний. Однако когда один из ее сыновей попал в молотилку, и ему оторвало ножку, то она эту ножку повесила в сенях на стену, а самого мальчика отец увез в Благовещенск в больницу. Было это где-то в 1917-1918 году. Какое-то время эта ножка была цвета живого человека, но в какой-то момент побледнела и стала синеватого оттенка, и прабабушка Анна сказала: "Вот и умер Павлик". А отец еще не вернулся из больницы. Но когда он приехал с плохим известием, то Анна Федоровна о нем уже знала...
Есть ли в народных поверьях или мифологии вотяков подобное?
Здравствуйте.
Была бы Вам признательна, еслиб вы могли помочь или дать направление, где искать родню?
Семья моей бабушки жила в деревне Танайка Благовещенского района. В переписи 1917 года я нашла двух Граховых. Но это не имена родителей бабушки. ВОзможно родня или однофамильцы.
Бабушка — Грахова Александра Федоровна. 1924 года рождения
Ее отец -- Грахов Федор Иванович, а мать Грахова Анна Даниловна.
До 1917 года в деревни Танайка как будто не значится.
Википедия пишет, следующее: Танайка (баш. Тәнәй) — деревня в Благовещенском районе Республики Башкортостан Российской Федерации. Входит в состав Бедеево-Полянского сельсовета (с 1981 года). Образован при реке Бурна в 1893 году переселенцами из Вятской губернии как Танаевский починок. При содействии Крестьянского поземельного банка переселенцы купили участок земли у Подъячева по цене 18 рублей за десятину.
В 1895 году насчитывалось 107 дворов и 611 человек, были отмечены ободное заведение и бакалейная лавка. Сначала Танаевский починок входил в приход села Седяш, а с начала XX века — в приход села Поляны. Среди крестьян починка было немало Балобановых, Жеребцовых, Ерохиных. Также в починке проживали Сафоновы, Новиковы, Бурдины, Анкудиновы, Бакулины, Рогозины, Двоеглазовы, Проскуряковы, Бабкины, Граховы.
ПОдскажите, пожалуйста, направление. Где искать списки и приказы?