Известный разведчик Великой Отечественной войны Георгий Георгиевич Шубин родился в старинном городе Вятке, в самом начале зимы, 3-го декабря 1912 г., в канун двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Его дед, отец Филипп Шубин, был православным священником, в семье жили правильно и праведно. В красном углу дома стоял киот с иконами, за стол садились и вставали непременно с молитвой, на всякое, даже малое дело брали благословение у батюшки.
За столом Шубиных на праздничных трапезах пользовались подписными серебряными приборами – вилками, ложками, ножами. В то время была ещё жива традиция делать столовые приборы именными, то есть изображать на них начальные буквы собственных имен и фамилий, писанные вязью и перевитые между собой в виде узора. Из Польши, где такой рисунок называли «wenzel» («узел»), слово «вензель» перешло и в Россию. Столовые приборы Шубиных тоже были украшены вензелями из букв Г и Ш.
По благочестивым правилам православной веры всем младенцам в семье давали имена исключительно в честь святых и в согласии со святцами. Родившемуся в конце 1912 года младенцу дали имя святого Георгия. Посему мы можем думать, что обряд крещения, был совершён на седьмой день от рождения, а именно 26 ноября по старому стилю. Как раз в этот день Православная Церковь в очередной раз поминает святого великомученика Георгия.
Надо полагать, что в Вятке в те дни уже окончательно установилась русская северная зима с её морозами и глубокими снегами. И уж совершенно точно можно утверждать, что на Божественной Литургии в храме служили «многомилостливо», с полиелеем и величанием святого Георгия.
По правилам Церкви мать младенца Георгия, Вера Ивановна Иванченко, до сорокового дня после родов не могла посещать храм и поэтому ожидала мужа с дитём дома у праздничного стола. Малороссиянка, родившаяся в 1877 году, она в молодости обучалась в Петербурге на женских Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования. Эти курсы в 1896 году были открыты знаменитым русским педагогом и врачом П.Ф. Лесгафтом. Сам Петр Францевич, к тому времени уже разменявший седьмой десяток лет, был основоположником научной системы физической культуры и образования, читал девушкам лекции по анатомии. Много позже, в 1919 году, на базе курсов был образован Государственный институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта. С петербургской поры у Веры Ивановны хранилась ее девичья фотография, сделанная в мастерской Бюргера, что располагалась на Невском проспекте против главного штаба над магазином Дациаро.
Легко понять, что жителю православной Вятки священнику Филиппу Шубину более всего хотелось видеть своё продолжение в детях. Ведь лучшее утешение для священника – это видеть священником сына или выдать дочь за священника. Поэтому, когда сын стал испрашивать благословения поступить учиться в ветеринарную академию, отец Филипп в сердцах только и сказал: «Егор, ты променял алтарь на конюшню!». Но учиться всё-таки отпустил.
Окончив Варшавскую ветеринарную академию, Г.Ф. Шубин вскоре попал в действующую армию и стал участником Русско-турецкой войны. На старой фотографии 1904 года он выглядит бравым усатым казаком, в бараньей шапке, с погонами, шашкой на портупее и в сапогах со шпорами. В год рождения сына Г.Ф. Шубин отметил своё сорокалетие. По окончанию войны он вернулся в Вятку и занялся преподавательской работой. В память об этом времени общения с молодёжью в семье хранится подарок от студентов Вятского педагогического института им. В. И. Ленина – серебряный портсигар с рубиновой кнопкой и выпуклым изображением головы лошади на крышке.
На другой, нижней крышке было вырезано посвящение: «Юбиляру Г. Ф. Шубину. Студенты ест. отд. ВПИ. 24.III. 1928».
Что может быть приятнее для учителя!
Вероятно, речь шла о 55-летней годовщине со дня рождения Георгия Федоровича.
Просвещая новое поколение, Георгий Филиппович в то же время продолжал заниматься врачеванием животных. Возможно, кто-то в Вятке называл его не ветеринаром, а по-старинному, по-русски – скотолекарем или зверелекарем. Жившие прежде в окружении множества домашних животных люди неизменно с великим уважением относились к ветеринарам. Видеть больную безмолвную животину очень тяжело, а уж лечить её куда труднее, чем человека. Приходилось и скальпель брать в руки, и рецепты выписывать. Кроме подписи ветеринара на них ещё ставился и личный штамп: «Г.Ф. Шубинъ». Печать с именем лекаря была буквально миниатюрная – полтора на один сантиметр, а сверху в качестве ручки на ней красовалась изящная литая фигура красиво постриженного пуделя.
На исходе шестого десятка своей жизни Г.Ф. Шубин увидел плод своего научно-педагогического труда. В 1930 г. Вятский педагогический институт издал небольшую, всего в 75 страниц книгу Шубина «Справочник животновода». Тираж справочника составлял 3000 экземпляров. В книге содержались сведения о первой помощи животным при острых заболеваниях и при неправильных родах, рассматривались вопросы правильного кормления животных и прочие стороны животноводческой практики, которые требовали особенно серьёзного внимания.
Один экземпляр «Справочника животновода» до сих пор хранится в семейном архиве Шубиных. Георгий Филиппович подарил его своему старшему сыну, надписав: «Дорогому Володе от автора-отца. 22.IV.30».
С марта 1936 г. до 29 декабря 1939 г. Георгий Филиппович работал по направлению преподавателем физиологии в Тюменской фельдшерско-акушеской школе. А с февраля 1940 г. он был принят преподавателем анатомии и физиологии человека и животных в Орловский государственный педагогический и учительский институт.
Последние 4 месяца 1940-го года Г.Ф.Шубин преподавал анатомию и физиологию сельскохозяйственных животных в Дединовской школе животноводства на юге Московской области. В это время он с супругой был прописан на даче дочери в подмосковном Раменском.
Сын Георгий стал третьим и последним ребёнком в семье Георгия Филипповича Шубина. До него, в середине сентября 1908 года родилась дочка Маша, а ещё раньше – первенец Владимир (он пропал без вести в первый год войны). Детей любили, ими гордились. 9 августа 1909 года вся семья отправилась на Владимирскую улицу в дом известного вятского фотографа П.М. Лалетина. Георгий Филиппович «снялся» с дочкой на руках, а Веру Ивановну запечатлели с Володей, стоящим на её коленях. Так вместе и хранились в семье эти две фотографии, сделанные в один день
Начавшаяся война вернула семью Шубиных на родную вятскую землю. С 9 августа 1941 г. они прописались в Верховинском сельсовете, а с 28 августа Георгий Филиппович стал преподавать физиологию в Кировской фельдшерско-акушерской школе.
Так, учительствуя и врачуя «братьев меньших», он и прожил свою жизнь. Последним местом работы Г.Ф. Шубина с 13 февраля 1942 г. стала школа в селе Верховино Кировской области, где ему назначили должность преподавателя ветеринарных дисциплин.
Супруги Шубины скончались в годы войны (Вера Ивановна в 1942-м, а Георгий Филиппович в 1943 году) и были похоронены на сельском кладбище села Верховино. Долгое время школа заботилась о могилах этих достойных памяти людей. Но теперь уже никто не может указать места их упокоения.
Георгий Филиппович и Вера Ивановна Шубины
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.