О жизни русской деревни Мултанка

В 2019 году, к 90-летию образования Можгинского района, состоялась акция Межрайонных краеведческих чтений. Были представлены исследовательские работы по исчезнувшим деревням. Одна из них – о деревне Мултанка, которая жила на территории Можгинского района УР. Это живая история очевидца, покинувшего родную деревню в 19 лет. Какую теплоту и боль вкладывал в свои слова Иван Васильевич, пытаясь сохранить для будущего воспоминания о родном уголке!

Воспоминания жителя деревни Полтанова И.В.

Я, Полтанов Иван Васильевич рождения 1919 года 25 сентября (7 октября по старому стилю). Родился в деревне Мултанка Поршурского сельсовета Можгинского района. В моих воспоминаниях запомнились 1924 - 1938 годы, так как в этот период я проживал в деревне Мултанка. В конце 1938 года вместе с родителями переехали на постоянное место жительства в город Можга, улица Короленко, дом № 43. Описание прошлого, своих воспоминаний пишу в 1995 году на 76 году своей жизни.

Осенью 1939 года я был призван на воинскую службу и в связи с Великой Отечественной Войной 1941-1945 гг. пришлось прослужить 7 лет. Являюсь участником военных действий против немецкого фашизма. Награжден орденами и медалями: "Отечественной войны", "Красной Звезды", "За Победу над Германией 1941-1945года", "За взятие Берлина", "Освобождение Праги".

В газете "Удмуртская правда" № 26 от 7 февраля 1991 года была опубликована статья "Время и люди" Фатыхова родом из татарского Сосмака. Эта деревня находится рядом, в одном километре от деревни Мултанка. Товарищ Фатыхов пишет, что деревня Сосмак, когда начинала застраиваться в 1880 году, то вокруг был дремучий лес, где водились дикие звери. Датой образования и деревни Мултанки будем считать 1880 год.

Рабочие будни жителей деревни

Мултанка имела две улицы, насчитывающие 80-85 отдельных крестьянских хозяйств с населением 450-500 человек. Была русской деревней. Дома были построены из круглого лесосруба, покрыты тесом. Для украшения наличники на окнах оформлялись художественным вырезом, покрашены масляной краской. Имели хозяйственные постройки: хлевы для содержания скота, лобазы, навесы, амбары для хранения продуктов и инвентаря. Многие хозяева имели клети, это такое же помещение, что и дом, только ставился без мха и считался как холодное помещение для отдыха в летнее время. У каждого дома были ввозные ворота. Все вышеперечисленные постройки представляли форму квадрата или прямоугольника.

В каждом хозяйстве имелась лошадь рабочая, а у некоторых хозяев две - рабочая и выездная. Но одновременно имелись и безлошадные хозяйства. Даже не содержали каких-либо животных, таких в Мултанке насчитывалось 10-12. Каждое хозяйство держало корову, а если корова старая, то оставляли нетель-телку для воспроизводства Каждый стремился держать только высокопродуктивный скот. Оставляли на зиму бычка, чтобы было всегда свое мясо. Держали овец до 10 голов, свиноматку и несколько подсвинок на 50-70 килограмм каждый.

При доме была одворица - земли до 50 соток. Для посадки картофеля, огурцов, помидор, моркови, свеклы, репы, капусты, бобов, гороха и других овощных культур. Некоторые хозяева имели сады: яблони, вишни, смородина, малина, крыжовник и очень распространена посадка черемухи и рябины красной. Каждое хозяйство наделялось земельным участком в поле, правда земли было маловато, да и грунт-белик. Урожаи снимали не очень богатые 60 - 70 пудов с десятины (гектара), то есть 10-12 центнеров.

Для обработки земельного участка каждый крестьянин имел орудия труда: сохи сделанные из дерева с железными наконечниками. Позднее появились плуги железные заводские. Бороны деревянные с железными зубьями, потом были бороны железные зиг-заг. Лукошко сшито из липового лубка, для посева зерна в землю, позднее появились сеялки с семяпроводами.

Уборку травы производили косами. Позднее появились жатки самосброски, лабагрейки, силки. Обрабатывали собранный урожай зерновых так. Обмолачивали молотили цепом. Это две круглые палки, толщиной как черенок лопаты – один длинный, другой короче, соединены ремнем, при ударе отделяли зерно от соломы. Позднее появились молотилки, ручные и конные заводские.

Очистка зерна от пелевы производилась на веялках. Для каждой культуры были разные решета: для ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, гороха, проса, льна, конопляного семя и других культур. Чтобы из зерна получать муку и крупу, а из льносемян масло, были построены мельницы и маслобойки. Их принцип устройства и работы будет описан позднее.

Выше было описано, что земли в деревне было мало, поэтому каждое хозяйство в зимнее время занималось местным ремеслом. В Мултанке многие жители изготовляли веялки для очистки зерна от полевы, и оковывали крепления шестерней, передачи, барабана вентилятора, решет других частей. Для ремонта и оковки телег тарандасов, саней, кошовок необходима была кузница. Кузницы имели братья Епонешниковы - Яков Степанович, Василий Степанович, Федор Дмитриевич и Штейников Андрей Иванович.

В деревне были свои мастеровые. Сапожники могли сшить любую обувь по вкусу из материала заказчика. Шили на любую моду того времени, из любого материала. Шили что хочешь - шубу, тулуп, пальто и полупальто. Любое платье, кофту, сарафан, мастера на все руки. Были и мастера катать валенки из шерсти. Многие жители производили изделия домашнего обихода: катки для глажения белья, стиральные доски, ложки и миски для приема пищи, детские игрушки.

Сами изготовляли станки по дереву. Были хозяева, которые специально занимались охотой и извозом. Они перевозили из глубинных районов к железнодорожным и водным путям. Но если кто не имел никакой специальности, а их было очень мало, то эти люди плели лапти трех моделей: русские, татарские, удмуртские. Эта обувь в этот период была незаменимой, легкая, теплая и никогда не натрёшь ноги. Вот так крестьяне зарабатывали и содержали семью. Описывая кто каким занимался ремеслом, я не остановился об отце (отчим Полтанов Василий Гаврилович). Он изготовлял веялки и сам их продавал. Стоимость веялки была 30- 35 рублей. Это равнялось в тот период стоимости лошади или коровы.

В летнее время все крестьяне занимались землепашеством, урожаем, так как земля - это кормилица. Старались получить наибольший урожай, чтобы его сохранить. На подать государству - продналог и оставить для своего хозяйства, содержания семьи и скота. Раньше существовали в каждой деревне общественные амбары, куда зерно, проданное государству ссыпалось и по мере его потребности, когда позволяли дороги, вывозили к железнодорожным и водным путям. Бывали года неурожайные, засуха, градобитие, то из общественного амбара выдавали продовольственные ссуды до нового урожая.

Хотелось бы отразить в своих воспоминаниях о женщинах, хранительницах семейного очага и сохранения и приумножения общества. По рождаемости женщин всегда было больше, чем мужчин, так было и в Мултанке. Если из 450 человек населения, то женщин было 230, мужчин 220 человек. Женщина являлась основой в ведении хозяйства как по дому, так и в поле, на сенокосилке, уборке урожая, обмолоте, очистке зерна.

Чем же занимались женщины в зимний период времени. Выше мною описывалось, что производились посевы семян льна и конопли. Из стеблей этих культур после обработки и просушки в овинах или банях, их мяли на льномялке и получали льноволокно.

Проводились весенние и осенние стрижки овец получали шерсть. Её обрабатывали на шерстобитках. Полученное льноволокно и шерсть пряли. Самопряды были ножные, когда нитка наматывалась на катушку, она в движение приводилась ногой. Были и ручные, нитка наматывалась на веретено. Из шерстяной нитки изготовляли: чулки, носки, перчатки, варежки, джемпера, свитера и другие изделия.

Мотки ниток из льноволокна и конопли мыли на специальном станке. Потом делали основу и на стане ткали тонкое полотно, ширина 60 – 70 см, длина 5-10 метров. Полотно весной по насту расстилали на снегу и отбеливали, чтобы было свежее и мягче. Из полотна шили нижнее белье, а если это полотно окрасить, то можно шить брюки, пиджак, пальто, покрыть шубу и другие вещи необходимые для носки людям.

Девушки занимались вышивкой полотенец, скатертей, кофточек сшитых из полотна. Раньше организовывали посиделки, собирались в одном дому 5-10 женщин и очень весело проводили время, отлично выполняли работу по рукоделию. Ходила притча, если та или другая девушка не могла скроить или сшить будущему жениху-мужу нижнее белье и рубашку, то эту девушку женихи браковали. Все девушки были мастерицы: могли вязать, кроить, шить, вышивать. А так же готовить кушанье, пальчики оближешь. В малом возрасте от матери и бабушки учились к рукоделию и ведению хозяйства.

Ранее я описывал, как обрабатывали полученный урожай - зерна семян льна и конопли. Но его нужно было размолотить на муку, сделать крупу, получить масло льняное и конопляное. Или полученную шерсть от стрижки овец взбить, вот хочу описать эту технологию того времени.

Как мне помнится, хлеб до переезда в город Можгу, мама всегда выпекала дома в печи. Печь была сбита из глины, а труба для дымохода сложена из кирпича. Для выпечки хлеба, нужна была мука. В нашей местности ветряных мельниц не было, местность низменная, кругом лес, ветер слабый. Очень были распространены водяные мельницы - это через речку от одного берега до другого делалась плотина со шлюзами, поднималось зеркало воды на 1,5 - 2,0 метра. Ниже плотины строилось здание амбара. В здании устанавливались жернова (камни стянуты железным обручем) имеющие насечку. Нижний камень неподвижен, верхний двигался. Устанавливалось колесо с лопастями ковшами и по шлюзам направляли воду на колесо, которое скреплено с жерновами. Оно приводилось в движение. Над жерновами был установлен ковш для засыпки зерна. Зерно сыпавшее между жерновами размалывалось, получалась мука. Установлена регулировка для крупного и мелкого помола. Ниже жернова был установлен ларь, куда ссыпалась мука. При мельнице устанавливали крупорушку. На крупу шли такие культуры: овес, ячмень, гречиха и просо.

В Мултанке мельницы не было, река была малая, рыбу ловить можно решетом, которым муку сеяли для выпечки хлеба. Но рыба была, можно наловить на уху или поджарить. На расстоянии 5-20 км от Мултанки было не менее 20-25 мельниц. В деревне Ишек – 2 мельницы, на реке Умяк, расстояние 8-10 км, 4 мельницы, на реке Ныша расстояние 7-8 км - 7 мельниц, на реке Вала 12 мельниц. С размолом зерна на муку и крупу больших затруднений не было.

Для изготовления масла льняного и конопляного были специально построенные маслобойни. Выжимку производили прессом, сдавливали с двух сторон. Семя закладывали в специальной ткани в форму - ящик 70x70см, квадратный, две стенки не подвижны, две подвижны из досок 50 мм. Скреплены железным обручем, в нижней части сделан лоток слива масла. Прессовка производилась от привода, в который впрягалась лошадь, ходила по кругу. Кроме масла получали жмых, который был съедобным. Для детей настоящее лакомство особенно конопляный, напоминающий в настоящее время казинак.

Для использования полученной шерсти от стрижки овец на валенки, перчатки, варежки и другие изделия её обязательно взбивали на шерстобитке. Были ручные, когда хозяин делал для личного хозяйства. Но были и конные, более производительные. В специально выстроенном помещении устанавливались два барабана, один большего размера, второй малого. Обшиты специальной одеждой с иголками толщиной типа настоящих ковров, ширина барабана 1,3-1,5 метра, крутились они в противоположную друг к другу сторону. Шерсть делалась очень мягкой. Барабаны приводились в движение при помощи привода, в который впрягалась лошадь и ходила по кругу. От привода на барабаны была установлена трансмиссия из прорезиненного ремня.

Праздники

Вся жизнь крестьянина мною описана только в работе, но человек не одним хлебом живет. Нужна была и духовная жизнь и общение с обществом, веселье и радости. А клубов и библиотек в деревне не было. Начну описывать с Церкви и праздников в старину. В Мултанке Церкви не было, но где были Церкви, это поселение называлось селами. Село Васильево, приход деревни Мултанки, в которой я был крещен, но церковь в 1930 году сгорела от разряда молнии в грозу. Церковь, как правило, в населенном пункте строилась на более возвышенном участке, чем крестьянские дома, при грозе и разрядке молнии имели притяжение, громоотводов не было. В селе Нынек в период коллективизации колхозов Церковь закрыли и использовали как складское помещение. В селе Биляр Церковь тоже была закрыта, но в конце 1940 года она сгорела. Были село Поршур, расстояние 7 км и село Можга, расстояние 25 км. Церкви не закрывались и работают в настоящее время. Почему я остановился именно на селах и Церквах. В дореволюционное время 1917 года, волостным начальством были установлено проводить ярмарки, чтобы крестьянин что изготовил благодаря своего ремесла, мог продать товар и одновременно купить то, что нужно в хозяйстве. В этот период деньги были очень дорогие. Например: фунт сушек-баранок (400 грамм) стоил 2 копейки, лошадь - 35 рублей, корова -  45руб.

Ярмарки работали строго в установленные праздники. Село Поршур – 25 мая, в день Летней Николы. Село Нынек - 21 ноября в Михайлов день, на которых приходилось бывать. В то время бытовала пословица - "Еду на ярмарку себя показать и людей посмотреть". Очень много было случаев, когда молодые люди высматривали друг друга, а затем засылали сватов и связывали чувства семейные на всю жизнь. Очень редкие были случаи разводов. Почему приходили ярмарки в селах, где были Церкви? Да там обязательно проходило богослужение.  Ещё о Церкви, какой обряд и украшения, порядок и чистота, не в одном театре никогда не сможешь увидеть, как внутри, так и снаружи вокруг. За свою бытность мне пришлось побывать в Церкви сел Можга, Поршур и Нынек. И впечатления запомнились на всю жизнь.

Опишу как проходили моления. При входе в церковь, мужчины обязательно снимали головные уборы, строгий порядок. Женщины по ходу в Церковь становились с левой стороны, мужчины с правой. Покупали свечи, зажигали и брали в левую руку, а правой периодически крестились. Моленье проходило стоя, разговоры запрещены. В период моления в Церкви тишина, слышно только пение батюшки-попа. Крест ложили следующим образом, правой руки мизинец и безымянный палец прижимали к ладони, а к двум остальным пальцам прикладывали большой палец, крест сначала клали на лоб, затем на груди, левое плечо, затем правое, рука отпускается на постоянное место.

Хочу описать, как отмечались старинные праздники, о которых современная молодежь понятия не имеет. Начну с Нового года. 7 января это праздник в числах "Рождество Христово", был престольным праздником деревни Калугино, от Мултанки на расстоянии 1,5 - 2,0 километра. Отец с матерью всегда выезжали в гости, там жили сестры матери и свояк отцу, Помыткин Григорий Васильевич и Анна Николаевна.

14 января "Новый год" праздник в деревне Мултанка. К нам в гости приезжали из Ольховки Шихалеевы Ольга Сергеевна, Михаил Николаевич, Мария Федоровна. Моей матери приходятся, её мать, брат и сноха. Из Калугино, Помыткин Григорий Васильевич и Анна Николаевна. Из Ишека Созины Никита Михайлович, Татьяна Николаевна. Из Ольховки Краевы Антон Дмитриевич, Серафима Николаевна. Вышенаименованные гости приходятся моей матери, женщины - родные сестры, мужчины - отцу свояки. Из Каменной Бабкины Сергей Андреянович, Наталья Гавриловна, отцу - зять и сестра родная, матери - зять и золовка.

19 января, Крещенье, престольный праздник в деревне Кинеусь. В Крещенье, как правило, Церковнослужители проходили по всем деревням своего прихода. Каждая деревня была приписана к Церкви. Окрапляли все двери святой водой, ставили кресты медом на дверях, предохраняя все живое от болезней, а недвижимое от пожаров и других бедствий.

Были обычаи, от "Рождества Христова" до "Крещения" проходили святки. От молодых и до стариков наряжались, принимали такой вид, что соседей не узнаешь, пока не начнут разговаривать, только голос выдавал. Проходили святки в течение двух недель. В "Рождество Христово" молодежь славили, но сейчас забылись прибаутки.

На Новый год 14 января в Мултанке всегда пели илею, это ворожба, исполнение песен, такие как на Новый год, были и более интересные, но в памяти не сохранились. Бегали ворожить на развилку дорог за деревню, с какой стороны приедет жених или куда поехать за невестой. Слушали звуки, бросали валенки через крышу ввозных ворот. Ходили в овин, там были ямы для сушки снопов собранного урожая. Проверяли, если из ямы у девушки пощупают за мягкое место с рукавицей, жених богатый, голой рукой бедный. Но было много других интересных затейных мероприятий.

Следующим праздником была Масленица, она в не числах бывает, не раньше 15 февраля не позднее 10 марта, в текущем году будет 5 марта. Зависит от продолжительности мясоеда от исчисления Рождества Христова. Масленица праздник повсеместный, начиналось празднование с четверга, а воскресение называлось прощальный день. Жгли костры из соломы. По обычаю в гости всегда приезжали, молодые, которые поженились после последней масленицы, к теще и тестю, пекли блины, лепешки, табани. Ходила пословица: "Еду к теще на блины". Было принято молодых валять в снегу, устраивать груда-мала. В масленицу катались на лошадях. Украшена вся сбруя: хомут, шлея, уздечка, вожжи, дуга в лентах. У лошади на шее шеркунчики. В гриве ленты, на дуге небольшой колокольчик. Кошевку или сани разряжали разноцветными коврами. Наступивший понедельник, после прощального дня масленицы, считался чистым. Было принято в деревне до рассвета помыться в бане, наступало говенье 7 недель. Переходили на еду - квас и толокно.

Толокно готовилось из овса, технологию изготовления кваса и пиво описывать затрудняюсь, но сначала растили ячмень, затем устанавливали корыто длина 1,0-1,6 метра, ширина 70-80 см, глубина 50-б0 см. В днище отверстие для слива, для фильтрации укладывалась солома, чтобы была не измята. Я хочу сказать, что изготовленный квас и пиво был не сравним по качеству как готовят на пивзаводе или домохозяйки атомный. В период говенья строго придерживались пищи, не употребляя продукты животного происхождения: масло, молоко, мясо, яйца и другие. Готовили еду из продуктов растительного происхождения: капуста, огурцы, редька и другие овощи, масло льняное и конопляное.

Следующий праздник по окончании говенья - Пасха, в память воскресения Распятия Сына Божьего - Иисуса Христа. Этот праздник повсеместный, он не в числах, бывает не ранее 5апреля, не позднее 8 мая. В текущем году Пасха отмечается 23 апреля, празднуют обязательно в воскресенье. В субботу перед Пасхой во всех Церквях проходит богослужение всю ночь, на утро часов в 4-5 выносили Икону божьей Матери и делали обход вокруг Церкви, эту ночь принято называть "Всенощная". В Пасху повсеместно красили яйца и дарили друг другу со словами, кто дарит говорит "Христос Воскрес! "Кто принимает "Воистину Воскрес!" И трижды целуются в губы. Выпекали куличи, стряпали шаньги.

К всенощной сходилось столько народа, что Церковь не могла вместить, располагались на паперти и возле Церкви. Я был в "Всенощной" только в селе Нынек. В каждой деревне устанавливали качели, это два козла из жердей, вверху перекладина, высота 3-4 метра, к перекладине крепились две жерди с колесами. Качались как молодежь так и пожилые селяне.

Самый веселый праздник летний, когда весенние полевые работы закончены сенокосная пора не наступила - это Троица. Троица бывает в нечислах, не раньше 20мая, не позднее 20 июня, обязательно в воскресенье, праздник всенародный повсеместный. К празднику готовились заранее, избирались ответственные за чистоту и порядок, улицы подметались, ни одного лишнего предмета на улице не увидишь, такую идеальность трудно изложить на бумаге.

В этот период подрастала трава, расцветали деревья, к утру дома украшались ветвями. Можно было слышать песни молодежи, правда все слова не запомнил, но выдержка сохранилась в памяти. "Скоро, скоро Троица, луга травкой покроются, скоро миленький придет, сердце успокоится". В Троицу в каждой деревне проходило богослужение, согласно церковного прихода, Церковнослужители с иконами ходили исполняли молебны, выходили в поле, чтобы посевы с житом сохранить от грабителя, а деревни от стихийных бедствий. После службы Церковными служителями, в деревнях начинались веселия. В Мултанке проживающие 450-500 жителей, от малолеток до глубоких стариков, выходили на улицу. Все разно ряженные в самые лучшие рубахи, платья, цветные платки. Вся улица запружена народом, невозможно не пройти, не проехать, все веселятся. А потом начнут играть хоровод, спевать песни.

Если вы когда-нибудь посмотрите хор "Пятницкого" или ансамбль "Березка" по телевизору, у них это взято именно, как проводилось веселие раньше в деревне. Но в деревне было интереснее и проще. Имелось несколько гармошек и струнных инструментов. В Троицу девушки из цветов, травы, плели на голову венки, разного цвета, так и свою подружку не узнаешь, сделается красавица – царица. Вот такими были девушки и парни деревни Мултанка.

Хочется еще отразить один штрих в празднике Троица. От Мултанки 1,5-2,0 км было очень веселое место, на возвышенности, называлось «поляна». Много цветов, кругом сосновый бор, на буграх росла ягода - лубяна, клубника и вот молодежь - девушки и парни собирались на гуляние из деревень - Мултанка, Калугине, Каменно, Ишек до 100 человек. Молодежь знакомилась, позднее женились и выходили замуж и завязывались родственные связи между деревнями.

Выше мною перечисленные повсеместные и всенародные праздники: Масленица, Пасха, Троица. Характеристика их проведения описана только деревни Мултанка. А упоминаются еще ряд деревень, где проживали наши родственники. Можно считать, что во всех деревнях близлежащих мероприятия проходили аналогичные. Возможно были и свои обычаи, но мне о других деревнях описывать затруднительно, ведь я родился и рос в деревне Мултанка и мне лучше запомнилось.

Мною описаны престольные праздники, которые запомнились и отмечались в наших деревнях, в других деревнях возможно отмечалось в другое время. Но были и праздники в гости друг к другу не ездили: 7апреля- Благовещение. Замечали на Благовещенье заморозки- похолодание, то будет сорок утренников-заморозков.

22 мая - летняя Никола, 12 июля - Петров день, 21 июля-Казанская, 2 августа-Ильин день, 21 ноября- Михайлов день, 19 декабря-зимняя Никола, 14 марта-день Евдокии, приметы: мужику соху точить, борону чинить. Евдокия солнечная - весна теплая. В Евдокию дождь - лето холодное, травки долго не будет, скот кормить дома, на две недели дольше.

15 февраля - сретенье, 19 августа Спасов день, а их бывает три, 14 сентября - ясная погода, бабье лето теплое, осень сухая, 27 сентября - Воздвиженье, З0 сентября - Веры, Надежды, Любви, 8 нобря-день Дмитрия, 17 декабря день Варвары, 18 - Саввы, 22 - Анны.

Колхозы

Сейчас посвящу о колхозно-кооперативной жизни. Колхоз организовался из бедняцких хозяйств в 1928 году. Вступило 10-12 семей, дальнейшие вступления застопорилось. Тогда местные власти начали применять различные меры. Сходы заседали сутками, даже обеды носили на собрания. Был определен путь, независимо кем являешься бедняк или средняк, в конце 1929 года - или в колхоз, или из деревни на все четыре стороны. Третьего пути не дано. Тогда вся деревня оптом вступила в колхоз. Назвали колхоз «Новый путь», единоличников осталось 3-4 семьи. В тот период животноводческих помещений, конных дворов, коровников, свинарников, овчарней не было. Скот лошади, коровы, свиньи, овцы все было сведено в одно место. В хозяйстве оставалось только птица. Период был глубокой осени, кормов общественных не запасено, скот содержался скученно. От недостатка кормов и водопоя начался массовый падеж, не только мелкого скота, даже лошадей и коров. Перед сдачей скота в колхоз, днем и ночью селяне скот пускали под нож на мясо. В деревне возникли колоссальные трудности, но весенние работы проведены, посеяны зерно-бобовые и технические культуры. Крестьяне самостоятельно прожили два года.

В 1932 году снова началась компания по коллективизации, но метод избрали иной. Крестьян начали облагать непомерными суммами денег и продналогом. До нашего хозяйства, кроме уплаты денег, зерна, был доведен план сдачи льноволокна, которое в этот период невозможно получить или купить. Тогда все запасы ткани, мать даже личную шаль променяла на льноволокно, чтобы рассчитаться с государством. Если хозяйство не уплатило, то приходили и уводили со двора корову или лошадь.

Как крестьяне не сопротивлялись, но снова все вступили в колхоз в 1933-34 годах. Правда тогда были сведены только лошади и сельхозинвентарь. Кто в колхоз не вступил, земельного участка были лишены, даже запретили засевать одворицу - участок возле дома, хотя он зарастал бурьяном. Отец в колхозе стал работать конюхом, я помогал и мать. Зарабатывали до 800 трудодней в год. Тогда оплата исчислялась в трудоднях по соответствующим расценкам, на которые выдавались зерно, деньги и другие продукты, чем богат колхоз. В первые годы хлеба получали достаточно, но с деньгами были затруднения. Ремесло отца - изготовление веялок отпало, не стало покупателей и свободное время ограничено.

Хочу привести пример. В 1937 году в нашей местности был такой урожай, даже старики в то время, моего возраста или старше "не помнили", снимали 110-120 пудов с десятины, это до 20 центнеров с гектара. А колхозный бригадир Пальшин, сейчас колхоз "Россия"Сарапульского района, снял более 200 пудов с десятины, за что первыми в республике получил звание героя "Социалистического труда".

С организацией колхозов, стала разветвленная сеть магазинов райпотребобщества. Все промышленные товары, ткани, обувь, домашняя утварь, велосипеды продавались только на закуп зерна, масла, яиц, мяса, кожья и другого сельскохозяйственного сырья. Мне это хорошо известно за 4-5 лет работы в колхозе, был рядовым, исполнял должность бригадира и последнее время счетовода. С течением времени в колхозе жизнь становилась все труднее, хлеба на трудодни к выдаче стали урезать, даже колхозникам не стало хватать до свежего урожая, в некоторые годы денег совсем не платили.

Все эти затруднения принудили родителей покинуть деревню. И в начале 1939 года они переехать жить в город Можга.

Причины исчезновения деревни

В начале 1960 года началось укрупнение районов до  25. Можгинский район пополнился еще не менее сотней деревень. Были ликвидированы Бемыжский, Пычаский, Б-Учинский районы. Последний перешел с 51 деревней в один колхоз с названием "Россия", а через 5-10 лет от 51 деревни, осталось всего 8. Началось укрупнение колхозов. Организовали 25 колхозно-совхозных хозяйств по Можгинскому району. В стране принимается решение строить агрогорода, высотные здания для жилья, как в Америке - небоскребы до нескольких десятков этажей. Появляются неперспективные деревни, выше я описывал, что в 1880 году начали застраиваться деревни: Мултанка, Калугино, Каменно, Ишек, Ольховка. Это будем считать, прошло не менее 80-ти лет. А за 5-10 лет, эти деревни как корова языком слизнула, ни одного дома не осталось. Все распахано или образовались овраги-промоины от дождей, снега и паводковых вод.

По району ликвидировано не менее 30-35% деревень, а газета Удмуртская правда сообщала, что по республике неперспективных 2419 деревень, по России сотни тысяч.

В деревне колхозникам ограничили содержание скота: коров держать не более 1, овец- 2, свиноматка - 1. Все были помешаны  на кукурузе, начали культивировать даже на крайнем Севере. Как известно кукуруза теплоемкая, вегетационный период продолжительнее, она не вызревала, нужна плодородная земля, брала питательную среду из земли в 3-4 раза больше, чем зерновые. Затея провалилась. Как явствует из прессы, радио, телевидения, с 1970 года начали закупать за границей мясо, масло животное и растительное. Позднее, с 1975 года, приступили к закупке заграничного зерна.

После таких дел деревню покинуло несчетное число селян. Последние жители покинули деревню Мултанка в 1976 году.

 

Из работы «Справочный материал о деревне Мултанка» Салахиевой Халиды Мухаматдиновны, библиотекаря Сосмакской сельской библиотеки Можгинского района Удмуртской Республики. 2019 г.

Полностью работа опубликована на сайте http://kraevedcheskaja-karta-mozhginskogo-rajona.mozello.ru/ischeznuvshi...

Комментарии

Аватар пользователя Алекс Логинов

Спасибо. Это описание можно применить ко многим деревням. Традиции были похожи.

Интересно, если основное ремесло у деревни было плотничество, как в Петраках  ID: 82978, то они тоже зимой работали? Трудно представить, что дома строили в зимний период.