Глава из моей книги "История Земли Вятской"

                6. ВЯТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА

    После 1181 года согласно «Повести о стране Вятской» (кон. XVII века),  новгородцами был основан город Хлынов. Но возможно этот город был основан жителями Котельнича и Никулицина как центр Земли Вятской.

    Существуют несколько версий происхождения названия Хлы́нов. Топонимическая легенда слободских удмуртов, населявших северо-восточные окрестности города, связывает название с криком птиц хлы-хлы:

 

«..Пролетает коршун и кричит: «Кылно-кылно». Вот сам Господь и указал, как назвать город: Кылнов ..»

 

Согласно другой версии, городу дали имя речки Хлыновки, впадающей поблизости в Вятку, которая, в свою очередь, была так названа после прорыва на небольшой плотине:

 

«...вода хлынула через неё, и речушке дали имя Хлыновица…»

 

Третья версия связывает название города со словом хлы́н - „ушкуйник, речной разбойник“. Вторая версия наиболее правдоподобна. Часто новые селения называли по имени местной речки или реки.

      По традициям Великого Новгорода, в новом поселении нравы и законы установили по новгородскому обычаю. Власть в городе принадлежала избираемым людям и духовенству. Постепенно в эти благодатные земли пришло много жителей с Двины, влекомые сюда относительной свободой в сочетании со строгим порядком и нравами. Первобытные же обитатели сих земель хоть и беспокоили вятичей, но "всегда были отражаемы с великим уроном". В память об этих печальных событиях в селе Волковом был воздвигнут погост, и два раза в год оттуда носили в Хлынов образ святого Георгия Победоносца с железными стрелами вотяков и чуди. Помимо ежегодного принесения из Волкова иконы святого Георгия, боголюбивые вятичи также ежегодно приносили в город иконы святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

      Новгород - Псков - Вятка. На Руси Вятка была третьей свободной вечевой землёй после Новгорода и Пскова. Эта независимость, согласно "Повести", продолжалась в Вятской земле 278 лет - до 1459 года.

   В 1459 году Василий Тёмный покоряет Вятку, Хлынов облагается данью и приводится на верность Москве. Враждебное отношение вятчан к Москве выражается в сопротивлении, неповиновении и походах на московские земли.

   В конце 12- начале 13 веков начинается заселение Вятской земли первыми русскими переселенцами, ими на берегах Вятки основаны первые русские города Никулицин, Котельгич, Хлынов. Ко второй половине 14 века город Хлынов становится центром Вятской земли.

   На рубеже 12-13 веков появилось поселение на месте современного г.Орлова В это время в район бассейна р.Вятки проникали поселенцы из Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.

    Во 2-й половине 13 века Никулицин становится настоящим городом, когда сюда направляется поток беженцев из разорённых татаро-монголами земель. К этому времени относятся более 20 ям и сооружений, в том числе 12 жилых и хозяйственных землянок. Тогда же жителями Никулицына были сооружены его основные укрепления - валы со срубными стенами на них и с угловыми башнями. Вдоль крутых склонов мыса был забит частокол.

    В 13 веке был основан город Арск, по преданию он был основан ханом Батыем. В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году.

    Во второй половине XIII века приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Русские переселенцы часто селились в поселениях местных вотятских и марийских (черемисских) селениях. Примером может служить Никулицкое поселение.

    Нику́льчинское городи́ще - археологический памятник, дорусское и древнерусское вятское городище конца 1 тыс. до н. – 15 века. В основном представляет собой остатки средневекового города Никулицына. Располагается в Слободском районе Кировской области. Ныне - село Никульсино. Археологические раскопки на городище проводились во второй половине 1950-х годов Л. П. Гуссаковским, а позже Л.Д.Макаровым, и дали великолепные результаты. Городище площадью 1 га защищено двумя валами и рвом. Внешний вал сохранился лишь на высоту 1 м, зато внутренний даже сейчас возносится на 4 м. Глубина рва достигает трёх метров. В мысовой части имеются остатки более древнего вала и заплывшего рва, которые отгораживают так называемое «малое городище» - древнейшую часть городища, которая и раскапывалась, так как «большое городище» было почти полностью разрушено церковным кладбищем 14-19 веков.

   «Малое городище» было сооружено ещё в ананьинское время, в 4-3 веках до н. э., затем укрепления подсыпались людьми худяковской (находки 1 – 4 веков н. э.) и еманаевской культур. Наконец, здесь обосновались чудь отяки «Повести о стране Вятской», оборонявшие крепость от нападения новгородцев. Исследователи (в частности, Л. Д. Макаров) отождествляют чудь отяков с населением кочергинской культуры.

     Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель.

    Объединение отдельных волостей в единую Вятскую землю потребовало и новой организации управления. Единственным памятником письменности, давшим хоть какую-то характеристику этого в древнейший период, является "Повесть о стране Вятской". Государственный строй, описанный "Повестью", во многом идентичен новгородскому и представляет собой не что иное, как феодальную республику. Вечевое устройство Вятской земли подтверждается и независимым от "Повести" источником - "Архангелогородским летописцем", который под 1489 г. упоминает "всю землю Вяцкую", по мнению В.В.Низова, в качестве общевятского вечевого собрания. Однако никаких письменных данных, освещающих структуру управления Вятской земли вплоть до XV в., нет. Начало грамоты митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г., звучит так: "От Ионы, митрополита Киевскаго и всея Руси, на Вятку и в всю Вятьскую землю, воеводам земьскым Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мьппкина, и всем ватаманом, и подвойскым, и бояром, и купцом, и житьим людем, и всему нарицающемуся именем християньству тамошния земля..." Главными из упомянутых должностей являлись должности земских воевод, каждый из которых, как полагал еще А.А.Спицын (1888), возглавлял руководство в одном из трех городов - Вятке, Котельниче и Орлове; не исключено, что на определенный срок один из воевод становился старшим над всей Вяткой (Низов В.В., 1989). Возможно, такими земскими воеводами были и казненные после покорения Вятки в 1489 г. Иван Аникиев (Оникеев), Полк Богодайщиков и Пахомий Лазарев. Происхождение и функции вятских земских воевод остаются неосвещенными. В древнерусских землях в Х - XII вв. они возглавляли народное войско и к княжеской среде не принадлежали. Безусловно, на Вятке именно земские воеводы наряду с ватаманами возглавляли сформировавшиеся первоначально волости.

     В условиях удаленности Вятской земли от основной территории Древней Руси княжеская власть сюда, особенно после монголо-татарского нашествия, не дотягивалась, территория оставалась как бы "ничейной". Вследствие этого институт посадничества как республиканский орган управления, противостоящий княжеской власти, что было характерно для большинства земель Северной Руси, а с XIV в. сохранилось только в Новгороде и Пскове, на Вятке не возникает. Поэтому вполне закономерно, что, по крайней мере к XV в., земские воеводы сосредоточивают в своих руках высшую исполнительную власть над всей территорией Вятской земли. Они избирались на вече из числа местных бояр. На более низкой ступени административной пирамиды располагались ватаманы, которые были профессиональными военными, выполнявшими командные функции различного характера - от охранных и промысловых до чисто военных.

      В должностные обязанности подвойских входила преимущественно судебная сфера, о чем свидетельствует само название, означавшее судебного пристава или рассыльного, глашатая и даже исполнителя вечевых приговоров. Историки Вятского края также указывают на судебные (Эммаусский А.В., 1972) либо административные (Зимин А.А., 1991) или те и другие (Низов В.В., 1989) функции подвойских.

      Важнейшее значение для выяснения структуры управления Вятской земли ХII-ХIV вв. имеют находки металлических печатей, которыми скреплялись государственные документы, завещания, дарственные и жалованные грамоты, различные земельные и торговые сделки. Правда, они были найдены не в Вятке, а на Ковровском (первоначальный Котельнич) и Шабалинском городищах. Думается, что подобные находки в г.Вятке еще впереди. Отсутствие аналогичных печатей в соседних землях свидетельствует о независимом их изготовлении.

      Относительно соотношения вечевых традиций на Вятке с княжескими притязаниями на нее можно сказать следующее. Судя по всему, Вятка в князьях особо не нуждалась, в отличие от Новгорода или Пскова, которые были заинтересованы в союзе с сильными князьями вследствие сложной обстановки на западных рубежах Руси с начала XII в. Тем не менее в официальных документах XV в. Вятка числится в качестве владений то Суздаля, то Москвы, то Галича. Поэтому следует согласиться с В.В.Низовым (1991), что Вятка признавала лишь "верховный сюзеренитет" (покровительство) великих князей, но на деле оставалась не владением, а скорее их союзником (Зимин А.А., 1991), заключая время от времени договоры с ними (Макарихин В.П., 1992).

      Остановимся на социальной структуре вятского общества. Упомянутое в грамотах боярство являлось на Вятке наиболее влиятельной группой феодального класса. Происхождение его во многом неясно.

      Второй по значимости реальной силой Вятской земли было купечество, которое, возможно, владело помимо городских усадеб еще и какими-то землями в сельской округе. Влияние купцов было обусловлено зависимостью Вятки от товаров, без которых обойтись было трудно (цветной металл, украшения, стекло, пряности, вооружение, некоторые виды продуктов питания). Во всяком случае, археологические находки говорят о связях Вятки в XIII - XV вв. как с землями Древней Руси, так и с регионами Прибалтики, Причерноморья и Поволжья.

      Влияние "житьих людей" на управленческие структуры было, вероятно, менее значительным. Из их среды также формировались какие-то кадры местной администрации. Особую категорию составляли лица духовного звания, представляющие церковную и монастырскую (задолго до Трифона) братию. Судя по обвинительным посланиям Ионы, образованность вятских священников была невысокой, происхождение оставалось неясным, а конкретная деятельность клира значительно нарушала церковные догматы. Похоже, что на Вятской земле духовная жизнь направлялась отнюдь не православием, а одной из его еретических разновидностей, впитавшей в себя славянское и финно-пермское язычество.

      Непривилегированная масса вятчан представляла собой свободное общинное население, состоящее из крестьян и ремесленников. Судя по всему, была на Вятке и прослойка пленных, живших в общинах на зависимом положении холопов. В минуту военной опасности основой народного ополчения становились не привилегированные, но свободные вятчане, хотя, безусловно, существовала и особая группа воинов-профессионалов, местом дислокации которых были как отдельные крепости, так и городские детинцы-кремли.

      Итак, Вятская земля пользовалась известной самостоятельностью. Управление было выборным. Во главе его стояли земские воеводы, ватаманы, ведавшие военными и гражданскими делами, и подвойские, выполнявшие судебно-полицейские функции. В сельских местностях всеми делами ведали сотские и старосты. В случае военной опасности собиралось военное ополчение (рать) из всех способных носить оружие. Воеводы обычно избирались из наиболее знатных и богатых бояр, ватаманы и подвойские из числа житьих людей и купцов. Церковное управление сосредоточивалось в руках десятильника (старшего священника).

     В 1-й пол. 14 века землянки, в которых в условиях местного климата было сыро и холодно, начинают сменяться наземными срубными домами. Одновременно с этим меняется планировка города Никулицин. Если ранее жилища располагались рядами вдоль берега реки, то теперь они ставятся рядами почти перпендикулярно к нему, вдоль напольной стороны. При этом срубы стоят вплотную друг к другу, создавая дополнительные линии обороны на наиболее опасном направлении со стороны поля. Две другие стороны примерно трехугольного в плане городка защищали крутой берег Вятки и глубокий ров-овраг. Крепость имела 4 башни, две проезжие, с мостами через рвы. Помимо этого детинца, предположительно, был также окольный город (огражденный посад) площадью 2-3 га, а также неограждённый посад под берегом реки, существовавший до сер. 16 века.

    1278 год - раннее летописное упоминание города Арска имеется в житии Ярославского князя Фёдора Ростиславовича Черемного, по которому ордынский хан Менгу Тимур в 1278 году якобы  подарил русскому князю в качестве  приданого своей дочери, 36 городов, в числе  которых  имеется и Арск. О существовании области  аров известно  также  по трудам  восточных  авторов домонгольского времени, описывающих  территории, прилегающие к границам  Волжской Булгарии.

    В конце 13- начале 14 века удмурты стали данниками татаро- монголов. Обосновавшись по среднему течению Волги, татаро-монголы вначале мало интересовались удмуртами и не стремились проникнуть в северное Закамье, но постепенно, как и вся Русь, удмурты оказались в зависимости от татаро-монголов и стали объектом жестокой эксплуатации с их стороны. На территории Удмуртии татары создали феодальные княжества, которые сохраняли свою независимость вплоть до разгрома Казани, а фактически значительно дольше. Южная часть Удмуртии была у татар особой административно-податной единицей - Арской даругой; правившие здесь татарские мурзы назывались арскими князьями. В Вятской земле, в Карино, расположенном в 15-20 км от устья р. Чепцы, обосновались в конце 14 века (1391 г.) каринские мурзы, которые распространяли свою власть на все окрестное удмуртское население. Удмурты были обложены ясаком, но, кроме взноса ясака, население выполняло в пользу татар и другие многочисленные повинности: поставку фуража, ямщину и пр. Удмурты должны были нести военную службу я сражаться в отрядах хана и мурз.

     В 1374 году Вятка впервые упоминается в летописях в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды.Начиная с 1374 года (первое упоминание о Вятке), слово „Хлынов“ не встречается ни в одном официальном документе или летописи, напротив, „Вятка“ встречалась на картах той поры и даже входила в „Список всех русских городов дальних и ближних»

     Примерно в 1378 году Вятская земля формально стала феодальной вотчиной суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

     В 1383 году, после смерти князя Дмитрия Константиновича в ходе междоуспобной войны  Нижегородское княжество отошло его брату Борису Константиновичу, а Суздальское княжество и Вятская земля - детям Семену Дмитриевичу и Василию Кирдяпе. В войне с племянником, московским князем Василием I братья потерпели поражение, но сохранили за собой Вятскую землю.

     В 1392 году отряды вятчан участвовали в походах против Золотой Орды.

     В 1401 году умирает Семён Дмитриевич, в 1403 году - Василий Кирдяпа. После их смерти Василий I присоединяет Вятскую землю к Великому княжеству Московскому.

     В 1401 году власть над Вяткой перешла к галицкому князю Юрию Дмитриевичу.

    1405 годом датируется первое известие о поселении русских людей на устье Чепцы, недалеко от современного города Кирово-Чепецу.

     В 1411 году суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения на Вятке, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была "передана во владение" Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в феодальной войне в середине XV века на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского. Но ведь опять признание вассалом, не означало ликвидации самостоятельности Вятской республики.

     В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник «Свистопляска», а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.

     В 1417-1418 годах отряды вятчан участвовали в войне московского князя Василия I с Новгородом.

     В 1425 году, после смерти Василия I в ходе противостояния между галицкой и московской группировками Вятка участвует на стороне галицких князей.

     В 1432-1453 годах Вятка участвовала в войне между галицкими и московскими князьями. После поражения галицкой группировки Вятка перешла под контроль местных бояр и купцов.

    В 1452 году, после поражения галицкой группировки власть в Вятке переходит к местным боярам и купцам.

    В 1455-1457 году в городе построили деревянный кремль, названный Хлыновым

    В 1457 году московский князь Василий II пытается взять город, но терпит поражение.

    С 1457 года весь город стали именовать Хлыновом.

    К 1457 - 1459 годам относятся и первые упоминания о городах Орлов и Котельнич, заложенных ранее одновременно с Хлыновым вниз по течению Вятки. Позднее были основаны, но уже вверх по течению, города Слобода и Шестаков.

    В 1459 году Василий II совершает второй поход против Вятки, после продолжительной осады город сдаётся. Вятская земля присоединена к Московскому государству с сохранением местного самоуправления – республики.

    B 1459 году в связи c походом войска великого князя московского Василия II на Вятку Котельнич впервые упомянут в русских летописях, как взятый городок.

    В 1460 году появилось самое старинное село в Котельничском районе - Гостево. По данным краеведа Д.Л. Сенникова село первоначально находилось у самого устья р. Молома (где в 14 в. было селение Городок, бывшая д.Лютовская) Издавна это место было полем войны и разбоев. В начале 15 века произошла битва новгородского боярина Анфала Никитина, наместника московского великого князя в Устюге Васюка Сабурова с вятским воеводой (по другим данным - разбойником) Михаилом Рассохиным. После битвы родился на котельничской земле день поминовения усопших - семик  Близ деревни сохранился курган, который считали могилой павших воинов. При раскопках здесь обнаружен могильник 15-18вв. В устье р. Моломы была выстроена церковь, позднее древние иконы в Гостево (село переведено в центр прихода) были перенесены вместе с реликвией - древней воинской железной стрелой (свидетельство о победе над казанскими татарами в 1542г.)

    В 1459 году впервые упоминается город Орлов.

    В 60 - начале 80-х гг. XV века вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств

    В 1468 году вятчане участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство.

    Летом 1468 года  русские войска возобновили свои рейды по улусам Казанского ханства. И на этот раз в основном пострадало марийское население. Ладейная рать,

возглавляемая воеводой Иваном Руном, «повоеваша черемису на Вятке реце», разграбила селения и торговые суда на Нижней Каме, затем поднялась вверх до реки Белой («Белая

Воложка»), где русские снова «черемису повоевали, а люди изсекоша и кони и всякую животину». От местных жителей

они узнали о том, что поблизости вверх по Каме движется на судах, взятых у марийцев, отряд казанских воинов в 200 человек. В результате короткого сражения этот отряд был разбит. Русские затем последовали «на Великую Пермь да к Устюгу» и далее в Москву. Практически в это же время на Волге действовало другое русское войско («застава»), возглавляемое князем Федором Хрипуном-Ряполовским. Неподалеку от Казани оно «побиша татар казаньских, двор царев, многых добрых». Однако даже в такой критической для себя ситуации казанцы не отказались от активных наступательных действий. Введя свои войска на территорию Вятской Земли, они склонили вятчан к нейтралитету

    В 1471 году, когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай.

    В 1478 году вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку.

     После 1478 года - после  покорения Новгорода Московским княжеством, Вятка и Ветлуга стали связаны с Москвой по

Старовятскому тракту, проложенному с Москвы на Кострому, Судиславль, Кадый, Макарьев, Ухтубуж. Путь пересекал Унжу и Межу, подходил к Ветлуге в районе Дюково (северная часть

нынешнего Шарьинского района Костромской области), поворачивал на север и затем на восток к Вятке. С началом освоения Сибири этот тракт  ушел далеко на восток.

   В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства. На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки. Одна во главе с К. Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы.

     В середине 80-х годов XV века на Вятке  развернулась ожесточенная борьба между сторонниками Москвы и ее противниками, в которой победу одержала антимосковская группировка.

    В 1485 году власть в городе переходит к сепаратистам по главе с Иоанном Аникиевым. Вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами.

    В 1487 году – В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К. Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова.

    В 1489 году – В 1489 году Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в середине августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей, вятская знать переселяется в Подмосковье. на их место переселены жители Устюга и других городов. После взятия Вятской земли в Московское царство в 1489 году город Никулицын перестал существовать, сохранилась лишь жизнь на посаде, ставшем селом Никульчино (в настоящее время небольшая дачная деревня). На городище осталась лишь церковь, а его площадка постепенно заполнилась православным кладбищем.

    В 1489 году Котельнич, Орлов и Хлынов вновь были окончательно взяты московской ратью и вошли в состав Русского государства.

    С 1489 года известно селение, на месте которого сейчас находится город Слободской. Название у селения было Слобода.

     Вятская земля в 1489 года стала частью Великого княжества Московского. Вместе с русскими в состав этого княжества вошли и удмурты. Они привлекались к постройке и защите городов, участвовали в походах великого князя против казанского хана. Расселенные в основной массе на территории Хлыновского, Слободского и частично Котельнического станов (уездов) Вятской провинции, удмурты были приравнены к черносошному тягловому крестьянству и управлялись великокняжеским наместником.

  Это был конец существования Вятской республики. Вятская земля окончательно включена в состав централизованного Русского государства.

Комментарии

Где то я многое из этого уже читал. Например, в статье Л.Д. Макарова "Возникновение и первоначальное развитие города" (ЭЗВ Т.1. Города. Киров, 1994 г.). А так же здесь: http://www.nashavyatka.ru/history/history1215.html

Причем целые абзацы скопированы дословно и без ссылок на источники.

Аватар пользователя дядя Женя

"В 1374 году Вятка впервые упоминается в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию...после этого слово Хлынов не встречается ни в одном из официальных документов..." А где упоминается Вятка? Её местоположение? Почему считают, что Хлынов и Вятка - одно и то же? На карте Делиля Вятка находится на Моломе, а Хлынов - на р. Вятке, где примерно и должен быть. Лишь Котельнич и Слобода поменяны местами. Местоположения Вятки показывает и "Книга Большому чертежу" - описание старинной карты, сделанное в 1627 году, где перечислены вятские города, указано расстояние между ними. "А по Вятке реке по Котельнич с верху город Вятка". Города к тому времени уже не было, но осталось городище (Шабалинское, площадью 3 га). Селение Городок на межевой карте конца 19 в. совпадает с "развалинами", что на современной карте на месте Шабалинского городища. В 1615 г. Есть волостка Городок, что объединяет соседние селения. То, что на территории Шабалинского городища была церковь (а почему бы и нет, если это был город Вятка?) и могильник 15-18 вв. (что подтверждает древность поселения), не значит, что здесь было самое старинное село Гостево (1460 г). Гостево, оно и есть Гостево. Иконы из разрушенного городка и стрелу в память о разгроме здесь казанских татар в 1542 году можно перенести, но не название села. "В лето 6899 (1391 г.) царь Тахтамыш посылал царевича именем Бехтута на Вятку ратию, он же шед взя ратью Вятку, а людей посече, а иных в полон поведе." Взять рать можно только город. Возможно Вятка ещё какое-то время существовала, но разрушения, надо полагать, были значительными. Центр Вятской земли переместился в Хлынов, а древняя Вятка запустела. То, что на карте "Книга Большому чертежу" упомянуты кроме городов и городища, подтверждает факт: "А ниже Ика реки 40 вёрст на реке Каме город Чортов. А ниже Чортова города 50 вёрст пала в реку Каму река Вятка". Города под названием Чортов никогда не существовало. Был и есть полуразрушенный замок булгарского феодала (10 в.) В научном обиходе - это Елабужское городище. В булгарской летописи Джагфар Тарихы, которую современные учёные считают фальсификацией и никак не ссылаются на этот источник, есть, тем не менее упоминание о замке: "В 1181 году... В тот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля и спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок кана Ибрагима "Аламир-Султан". От замка уцелела лишь башня Алабуга..." Относительно города Вятки в булгарских хрониках сказано: "Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсилбая и ак-чирмышей на Тунай (основного войска и наёмников на северные территории), где заложили новый центр Бийсу - город Колын (Ковровское городище) возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на реке Вятке - Шабалинское городище). Противостояние двух городков обусловлено тем, что булгары не вполне доверяли новгородцам (или устюжанам), с которыми вели торговлю. Печать Григориева и другие вислые печати, артефакты булгарской культуры, найденные при раскопках Л.Д.Макаровым, подтверждают наличие здесь своего рода административного и таможенного центра. Если не брать во внимание булгарские летописи, можно сколько угодно фантазировать на тему города Вятки и истории Вятской земли. Подробная информация в статье Евгения Харина на "Родной Вятке" "Город Вятка на Моломе".