В нашем роду Караваевых, вятского происхождения (Пинюжанская волость Орловского уезда), сохраняется любовь к работе с деревом. Мой прадед Аверкий (Аверьян) Леонтьевич Караваев зарабатывал пчеловодством и бочарным делом, дед Трофим Аверьянович был мастером лозоплетения, "излаживал" корзинки любого размера и назначения. Отец, хотя и был инженером-механиком и больше работал с металлом, но очень тяготел к деревянным изысканным поделкам. Если топорище сделает, то такое, из свилеватой капризной березы, что вовек ему сноса нет, гладкое, прочное, удобное. Все ножи в доме самодельные с рукоятью из березового капа. Да и мне в лихие 90-е пришлось искать подработку после краха родного проектного института. Взялся за дедово ремесло, завел плантацию ивы, приобрел станки по деревообработке и с большим удовольствием плел, столярничал. Не просто зарабатывал, а отводил душу.
Отец мне рассказывал, что есть некоторые уникальные способы деревянных технологий, которыми владел мой дед Трофим. Он затесывал черемуховую палку с двух сторон и, надрезав на перегибе, отслаивал по годовому кольцу ленту вдоль всей палки. Потом он из этих лент сплетал очень изящные короба-сундучки. Как говорил отец, это делалось для подарков родным и друзьям. Я пытался как-то повторить этот фокус с черемуховой палкой, да не смог. Видно, есть какой-то особый ключ к этой технологии.
Довелось однажды реставрировать кресло-качалку чешского производства, порвалось плетеное полотно сидения. Плетеное полотно сделал сам из лозы, а вот «запасовать» его в пазы не мог придумать как. Там была использована упругая и гибкая шина из ротанга (тропическая лиана), в то время у нас экзотический материал. Стал искать ему замену, долго ломал голову, погрузился в интернет, и вот так случайно набрел на редкий и древний промысел русского севера – корнеплетение. Оказалось, что корень сосны или кедра по своим качествам для использования в плетении нисколько не уступает лиане. Немедленно сбегал в лес, добыл корня сосны, и успешно закончил реставрацию кресла.
Это «открытие» вдохновило меня на поиски сведений о традиции корнеплетения, современных мастерах и их работах. Так десять лет тому назад появилась публикация на эту тему, чем мне очень хотелось бы, наконец, поделиться с аудиторией «Родной Вятки», поскольку большое число персон, героев материала, кировские или из соседних регионов замечательные люд
Еще подумалось: вот сейчас становится актуальным изучать старинные ремесла. На ярмарках и всевозможных ремесленных курсах есть гончары, ткачи, кукольники, кружевницы, мастера по росписи. Но вот таких сложных и трудоемких ремесел, как изготовление «корневушек» (старинное название изделий из корня) мне ни разу не приходилось видеть. Не в обиду будет сказано мастерам и любителям других видов народного творчества, эта сфера в настоящее время по большей части ориентирована на быстрое и легкое обучение, где материал легко достать, и результат можно получить немедленно и без особых усилий и затрат. Я обращаюсь ко всем, кто может поддержать и помочь этому старинному рукоделию: пожалуйста, помогите его возрождению, не дайте мастерам уйти от нас бесследно, не оставив своих учеников и последователей!

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.