ищу информацию о нем и его семье
Софийский Леонид Иванович родился 1 августа 1877 года в селе Урень Варнавинского уезда Костромской губернии, ставшем в советское время, с 1973 года, городом и центром Уренского района Горьковской области. Его отец Иоанн Андреевич Софийский был там священником Трёхсвятительской церкви, а мать Раиса Васильевна происходила из семьи чиновника духовного правления. Все пятеро их сыновей получили духовное образование, а дочь Людмила окончила гимназию.
Леонид Софийский в 1888-92 годах обучался в Макарьевском духовном училище и «был освобождён от половины платы за содержание в общежитии ввиду несостоятельности и многосемейности его отца». Смотритель училища при переводе Леонида в Костромскую духовную семинарию так характеризовал ученика: «Сдержанный мальчик, но не скрытный, самолюбив, но вполне способен подчиниться требованиям начальства». В 1899 году после окончания семинарии Софийский поступил в столичную духовную академию «для изучения по преимуществу исторической группы предметов» и в 1903 году успешно завершил учёбу в ней со степенью кандидата богословия.
Годом раньше студент 4-го курса духовной академии Леонид Софийский поместил на своей визитной карточке такие стихи:
МОЁ ОДИНОЧЕСТВО
Лучшие годы прошли без возврата;
Жизнь без просвета, без ласки, участья,
Лучшие чувства угасли в груди...
Как тяжела ты, печальна, грустна!
Чёрными днями былое богато,
Вся ты, как осени хмурой ненастье,
Мрак неизвестности ждёт впереди.
Однообразна, пуста, холодна.
По-видимому следуя традициям тогдашней молодёжи, он хотел выглядеть разочарованным в жизни. Тёмные очки на его фотографии 1903 года - тоже дань моде, распространённой среди разночинной, недворянской молодёжи того времени. А между тем Софийский был человеком энергичным, целеустремлённым. В эти годы он изучал исторические науки и в Петербургском Императорском археологическом институте - научном центре архивного дела в России. При содействии института в губерниях создавались Учёные архивные комиссии, присылавшие ему свои годовые отчёты. Как освоивший двухгодичный курс наук в этом институте, Софийский удостоился звания его действительного члена.
Очевидно, даже с дипломом кандидата богословия он не стремился стать священником или преподавателем духовного учебного заведения. В ноябре 1903 года его зачислили внештатным чиновником при Казённой палате Вятской губернии и только в июне следующего года определили на штатную должность помощника бухгалтера той же палаты. В Вятке Софийский сразу взялся за создание Губернской учёной архивной комиссии и 28 ноября 1903 года с группой лиц, «заинтересованных в охранении Вятской старины и разработке истории и археологии Вятского края», ходатайствовал перед губернатором об её открытии. Затем с разрешения губернатора он лично, как действительный член Петербургского археологического института, письмом от 30 июля 1904 года просил директора института профессора Н. В. Покровского дать согласие на учреждение в Вятке такой комиссии.
28 ноября 1904 года на торжественном открытии комиссии её председатель отметил: «Я ободряюсь единственно тем, что ближайшими сотрудниками мне избраны и согласились быть - многоуважаемый наш историк А. С. Верещагин и член Археологического института Л. И. Софийский, который, несмотря ещё на недавнее пребывание в Вятке, уже успел заявить себя печатными трудами по местной истории, например, в критическом разборе брошюры
о крестных ходах, о Крестовоздвиженском монастыре в г. Слободском и другими. С такими учёными силами задача моя, как председателя, значительно облегчается». На том же заседании Софийский зачитал свою «Историческую записку об учреждении в г. Вятке Губернской учёной архивной комиссии», включённую через год в первый выпуск её «Трудов». В ней говорилось о значении собирания документов для изучения местной и общей истории России. Тогда же комиссия избрала Леонида Ивановича своим непременным членом и секретарём. В третьем выпуске «Трудов» комиссии, вышедшем в 1912 году, была напечатана статья Софийского «Первые опыты в упорядочении архива Вятской духовной консистории и в разработке сырых материалов, извлечённых из этого и других архивов Вятской епархии».
В1906 году на 3-м областном историко-археологическом съезде во Владимире Софийский был представителем Вятской комиссии и составил Каталог приуроченной к съезду археологической выставки. Печатный экземпляр Каталога он передал позднее, в 1914 году, библиотеке Псковского археологического общества. В «Памятных книжках Вятской губернии» указано, что Софийский был также членом и делопроизводителем Комитета православного миссионерского братства.
5 мая 1907 года «Псковские губернские ведомости» сообщили, что приказом Министра финансов от 12 апреля помощник бухгалтера Вятской казённой палаты титулярный советник Софийский назначен помощником податного инспектора Великолуцкого уезда. 19 декабря 1909 года та же газета известила, что он получил следующий чин коллежского асессора, а 20 марта 1910 года - о переводе с 5 марта в податные инспекторы Опочецкого района. Так Леонид Иванович оказался в Опочке. Он быстро включился в общественную жизнь города, вступил в общество сельского хозяйства, был избран в уездный комитет Попечительства о народной трезвости. Во время Первой мировой войны Софийский входил в состав Опочецкого отдела Российского общества Красного Креста.
Его опыт краеведческой работы также был востребован. Опочецкое общество сельского хозяйства, существовавшее с 1895 года, на общем собрании 3 октября 1911 года решило провести вторую уездную сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 7-10 сентября 1912 года (первая состоялась в 1908 году). Тогда полагали, что пригород и крепость Опочку псковичи поставили в 1412 году, так что приближался 500-летний юбилей города. И через месяц общество решило просить Софийского подготовить ко дню открытия выставки краткий исторический очерк Опочки и её уезда. В процессе работы очерк разросся до крупной книги, иллюстрированной 79 снимками, планами древней и современной Опочки, картой Опочецкого уезда. Средства на издание книги Софийского «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем» выделила Опочецкая городская дума.
Рекламные объявлении о выходе из печати этой книги «Псковская жизнь» напечатала 22 сентября, а «Псковский голос» - 26 сентября 1912 года. И только «Псковские епархиальные ведомости» в 20-м номере журнала поместили обстоятельную «Библиографическую заметку». В ней отмечалось, что автор умелой рукой систематизировал в одно целое «собранный с редкою тщательностью в местных - псковских частных, церковных, общественных библитеках и в столичных книгохранилищах материал, вследствие чего прошлое и настоящее г. Опочки и его уезда с ясностию представляется читателю».
Опочецкая городская дума на чрезвычайном заседании 2 июля 1912 года хотя и выразила сомнение относительно основания города в 1412 году, но решила отпраздновать 500-летнюю годовщину 7 сентября. Торжественное заседание открыл губернатор барон Н. Н. Медем. Затем с речью выступил Л. И. Софийский. Она в основном была посвящена доказыванию того, что, вопреки утверждениям некоторых летописцев и Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, наиболее авторитетные списки псковских летописей относят основание Опочки к 6922 (1414) году. Полный текст своей речи Софийский поместил в статью «500-летний юбилей города Опочки Псковской губернии», включённую в первый (оставшийся и единственным) выпуск «Сборника Псковской губернской учёной архивной комиссии», появившегося в сентябре 1917 года. Кроме того, в статье рассказывалось, как опочане готовились к своему юбилею и провели праздничные дни, какие приветствия получили. Под тем же названием в Пскове на 14 страницах эта статья Софийского вышла в 1916 году отдельной брошюрой.
27 апреля 1915 года Псковское археологическое общество (ПАО) приняло Софийского в члены-сотрудники, отметив тем самым его успешные поиски новых материалов по истории Опочки. Софийский передал в ПАО рукопись записок первого историка Опочки Леонтия Автсртомовича Травина (1732-1818), ранее находившуюся в частных руках и публиковавшуюся в отрывках, а также составил очерк о нём и приложил фотографию с портрета, хранившегося у потомков Травина. Всё это (фотография-очерк и записки Травина) было опубликовано в 10-м выпуске Трудов ПАО за 1913-14 годы. 24 августа 1914 года «Правительственный вестник» в неофициальной части обратил внимание читателей на эту интересную публикацию.
Софийский отдал ПАО и «рукописную тетрадь на 117 четвертушках толстой старинной бумаги, содержащую Дневник Ивана Игнатьевича Лапина, ведённый с 1817 по 1836 год». Этот Дневник с предисловием «От редакции» Н. Ф. Окулич-Казарин поместил в следующем, 11-м выпуске Трудов за 1914-15 годы. В примечании к предисловию он отметил: «Уже после того, как эта статья была подготовлена для печати, Л. И. Софийский доставил нам тетрадь черновых писем Ивана Игнатьевича Лапина к сыну его Александру, писанных в начале 1850-х годов».
Дневник купеческого сына Лапина, обнаруженный Софийским, оказался востребованным многими историками и краеведами. Его любят цитировать пушкинисты, так как Лапин рассказал о встрече с поэтом 29 мая 1825 года, а также о жизни в Опочке того времени, когда там бывал Пушкин. В 10-й выпуск историко-биографического альманаха «Прометей» за 1974 год, посвященного жизни и творчеству поэта, был включен очерк С. С. Гейченко о Лапине под названием «Поклонник Пушкина». Псковская областная типография в 1997 году, впервые после революции, переиздала «Дневник Ивана Игнатьевича Лапина», сопроводив его множеством цветных рисунков Энгеля Насибулина, обширной вступительной статьёй Вадима Кожинова и послесловием Валентина Курбатова.
В том же 11-м выпуске Трудов ПАО под заглавием «Из рукописи П. С. Лобкова» была опубликована ещё одна находка Софийского - дневниковые записи опочецкого купца Петра Степановича Лобкова (1795-1877), которые он вёл с 1812 по 1869 год и назвал «Родословная Лобкова и памятник великих событий». В рукописи отразились не только государственные и семейные, но и многие местные события: постройка моста через Великую, проведение шоссе, вскрытие реки... Для этой публикации Софийский предоставил и семейную фотографию Петра Лобкова с дочерью - одной из 12-ти его детей.
Древлехранилище Псковского музея-заповедника имеет фонд Софийского, в котором находятся перепечатанные на пишущей машинке и заверенные его подписью копии синодиков (поминальных книг) опочецкой церкви святого Луки примерно 1740 года и опочецкого Спасо-Преображенского собора 1725 и 1797 годов. Очевидно, они были переданы им в музей ПАО.
2 ноября 1916 года последовал новый приказ Министра финансов, которым податный инспектор Опочецкого уезда надворный советник Софийский перемещался на такую же должность в 15-й участок города Риги. Вскоре, при подходе кайзеровских войск, оттуда пришлось уехать. После революции Софийский работал фининспектором: сначала в Москве, затем в Вятке (на родине жены). Там он снова занялся краеведческой работой. 21 марта 1920 года при преобразовании ученой архивной комиссии его избрали товарищем председателя созданного взамен Вятского исторического общества. Был представителем общества на Первом Вятском областном краеведческом съезде, состоявшемся 26-30 июня 1923 года. В журнале «Вятская жизнь» N9 3 за 1923 год напечатана его статья «Вятская учёная архивная комиссия».
Как добросовестного работника Софийского много раз избирали депутатом Вятского городского Совета, включали в состав финансово-бюджетной депутатской комиссии. На последней работе в X дистанции связи Кировского отделения Горьковской железной дороги он был и председателем общественной комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу. Леонид Иванович Софийский скончался в Вятке от туберкулёза лёгких 3 октября 1933 года, прожив чуть больше 56 лет. О его краеведческих трудах последних десяти лет жизни ничего не известно.
Не только личная, но и общественная жизнь полна случайностей. Опочецкому уезду и Псковскому краю повезло, что в 1907 году по неведомым причинам Министерство финансов перевело именно сюда своего чиновника, увлекавшегося изучением местной истории и успевшего за короткий срок создать свой главный (и пока непревзойденный) труд - книгу «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. 1414-1914 гг.». Переиздание её будет добрым памятником скромному краеведу Леониду Ивановичу Софийскому и хорошим подарком предстоящему 600-летнему юбилею Опочки, до которого остаётся всего лишь десять лет.
Примечание. Биографический очерк о Л. И. Софийском частично основан на материалах, переданных в 1966 году опочецким краеведом Николаем Казимировичем Польским в Псковскую областную научную библиотеку.
Н. Ф. ЛЕВИН, псковский краевед
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.