Старинные песни из д. Казаково

На встрече казаковских жителей в июле 2018года удалось записать несколько старинных песен. Очень бы хотелось чтобы эти тексты сохранились. Так что выкладываю их здесь. Если эти песни будут для кого-то знакомы, поделитесь своими текстами, потому что передавая из уст в уста, песни изменялись. Интересна так же география распространения. 

Фамилии деревень Казаково и Аверино 

Аверин, Байбородов, Потехин, Смольников, Кощеев, Ерофеев, Егорин, Гирев,  Токарев,  Рохин, Вершинин, Окишев, Созонтов, Лубнин, Едигарев, Булычев.

Эти две деревни тесно общались, у них общая история - починки Пудемского завода. И тесные родственные связи)). 

Помнят эти песни и поют Ольга Байбородова, Валентина Смольникова.

Выше лесу выше темного
Выше садику зеленого
Выше садику зеленого
Да построёна нова темница
Построёна нова темница
Да как по этою по темнице
Как по этою по темнице
Да ходит добрый молодец
Ох он не год не два года сидит
он досиживает тридцать лет
Ох досиживает тридцать лет
Да он по горнице похаживат
Он по горнице похаживат
да сапОгами покалачиват
он сапОги об сапоги покалачиват
со кудрями разговариват
уж вы кудри мои кудерцы
да вы за что кудри посажены
Вы за что кудри посажены
Да за что кудри приговорены
кабы ноженьки не скованы
кабы рученьки не связаны
так и вышел я б на улочку
и сковал бы себе сабельку
Я сковал бы себе сабельку
 остру сабельку турецкую
 остру сабельку турецкую
Да и отсёк себе головушку
Я отсек себе головушку
да ты катись моя головушка
Ты катись моя головушка
да по зелёному лужочку.

ЧАСТУШКИ
А Татуриха телегу продала
На те деньги балалайку купила
Балалаечка наигрывает
А Татуриха наплясывает

Ой хоньки махоньки мои
Полюбите ка тихонько меня
А меня меня молоденького
Неженатого холостенького.

Эх, ктой то в лесу свистит
Не мою ли жену чёрт тащит
Эх, ктой то насвистывает
Не мою ли жинку сыскивает.

Да и слезу я на баню высоко
Погляжу я в чисто поле далеко
А не моя ли растатуша идёт
Не моя ли во косых лаптях
Не моя ли во берестяных.

Эх, кто б ночевать пустил
Для того бы я штаны спустил
А хозяйка расходилася
Выше пупа заголилася.

Мальчишка молоденький
Полушубочек коротенькай
Он и ходит улыбается
Поцелуя дожидается.

Ой хоньки махоньки мои
Полюбите ка тихонько меня
А меня меня молоденького
Неженатого холостенького.

Эх, матушка Марковна
Не у тя ли она бархатна
Эх, матушка Сидоровна
Высоко ноги закидывала
Потолочину выпинывала.

Потолочина узка узка узка
Красна девица баска баска баска

Не спятся ноченьки
Не спятся темные
Да и взяли быка за рога
Привели его во горенку
Дали в руки балалаечку
Балалаечку новенькую
25ти рублёвенькую.

Не ходи ка ты милая в огород
Не ходи ка ты милая во народ
А что люди бают говорят
Меня молодца ругают да бранят.

Да и где иж это слыхано
Да и где иж это видано
Чтобы курица барана родила
Поросёночек яичко снёс.
На печи мужик ребёнка принёс
Принёс да и водится
Согрешил и Богу молица.

ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ ПО ШВЕЦКОЙ.
Вдоль по улице по швецкой
По другою по немецкой /2раза
Молодой парень гуляёт /2 раза
За собою девку водит   /2 раза
Девка та баёть не умеёт /2раза
За то всё всё-то разумеёт /2раза
Ты поехал мил женица /2 раза
Приежай ко мне погреца /2 раза
Привяжи ты коня ко кУсту /2 раза
Ко кусту ко кусту калине 
КалинУшку есть-то горько
Есть-то горько невозможно.

 

ЛИРИЧЕСКАЯ
У ворот 

Да у притворного столба 

Стоит девица одна

Да ожидает молодца

Да из пути дороженьки 

Да шел Ванюша по лугу

Да бросил косу в сторону

Да уж ты гнись моя коса

Да пропадай моя душа....

(Эту песню позже распишу как поётся)

--------------------------------------

Ещё хочу поделиться сообщением Александра Маточкина(сказывает и собирает былины)

по Песковскому заводу.

 

Былины на Рождество 
 
Пелись ли на Рождество былины? Было и такое. Приводимая в сообщении вятская колядка представляет собой как раз такой не совсем обычный сплав былины и рождественской обрядовой песни: 
 
Прикажите суда́рь хозяин прикажите господин 
винограды спеть коляду сказать 
 
Еще по́ морю морю по Хвалынскому 
тут ходил тут гулял сокол корабль 
он не много не мало двенадцать лет 
 
Ко крутым берегам не приваливал 
он желты́х песочков не хватывал 
на булатном на якоре не стаивал 
 
Как еще были на соколе на ко́рабле 
еще нос да корма по звериному 
а бока то взведены́ по леви́ному 
 
Как еще было на соколе на ко́рабле 
еще вместо очей то были вставлены 
два то камешка два я́хонта 
два я́хонта самоцветные 
 
Еще вместо бровей то было навешено 
два соболя два черные 
 
Еще вместо ушей было вставлено 
два то бобрика два заморские 
 
Еще вместо усов было навешено 
две лисицы две чернобурые 
 
Как еще было на соколе на ко́рабле 
еще вместо зубов было врезано 
два ножика два булатные 
два булатные два укладные (= стальные) 
 
Как еще было на соколе на ко́рабле 
были три монастыря три прече́стные 
 
Что первой от монастырь был Ива́новской 
что второй от монастырь Николаевской 
что трете́й от монастырь Михайловской 
 
Монастырь от мона́стыря не видно стоят 
колоколенного гласу не слышно быват 
 
Как еще было на соколе на ко́рабле 
были три богатыря три незнамые 
промежду́ собой язы́ку не ведывали 
 
Что первой от богатырь Ефим Торо́пьевич 
что второй от богатырь Добрыня Никитьевич 
что трете́й от богатырь Илья Муромец 
Илья Муромец сын Иванович 
 
Востро́ говорит как в трубу трубит 
Илья Муромец сын Иванович 
 
Натяни ка ты Добрыня Никитич ту́гой лук 
ты накладывай калену стрелу 
еще сам ко стреле приговаривай 
 
Полети моя стрела высоки́м высоко́ 
высоки́м высоко́ далеки́м далеко́ 
 
По подне́бесью белой ле́бедью 
а что по́низу ясным со́колом 
 
Ты не падай ни на́ воду ни на́ землю 
упади моя стрела во турецкий град 
во турецкий град на салтанской дом 
 
Прошиби ты у него стену каменную 
расколи ты у него зо́лот стол 
распори ты у собаки бе́лу грудь 
 
Призакрой ты у него очи ясные 
очи ясные ноздри красные 
 
Мы ходили мы гуляли по Кремлю городу́ 
и искали мы хозяина с хозяюшкою 
 
У хозяина дом на семи верстах 
на семи верстах на семидесяти столбах 
 
Вкруг этого дома железный тын 
что на каждой тычинке по маковке 
 
Что на каждой на маковке по крестику 
что на каждом на крестике по свече горит 
 
Что хозяин в дому как свете́л месяц 
малы детоньки ясны звездочки 
 
Как хозяин к нам идёт он три рубля несёт 
как хозяйка то идёт полтора рубля несёт 
малы деточки идут по полтинничку дарят 
 
Прикажи суда́рь хозяин прикажи господин 
винограды спеть коляду сказать 
что и наша коляда не велика не мала 
 
Полезай ка молодица на полицу по пирог 
еще в печь по кашку в подполье по пивцо 
в подполье по пивцо да в кабак по винцо 
 
Нашему хозяину многие лета 
__________ 
Песню записал М.К. Селивановский в 1888 в Песковском заводе Глазовского уезда Вятской губерниии со слов мальчика-славельщика. По словам собирателя, «заводскiе мальчики на Рождествѣ ходятъ съ «колядою». Какимъ образомъ они славятъ «коляду» — я не знаю, вѣрнѣе зналъ по разспросамъ, но забылъ. Недавно, разбирая свои бумаги, я нашелъ записанныя мною слова «коляды»». Т.Г. Иванова считает, что такое вторичное использование эпики в календарных обрядах зародилось на великоустюжской земле, а через переселенцев с тех мест распространилось дальше, в том числе и в Вятском крае. В песне 76 строк. Из них 22 строки (2 в начале и 20 в конце) — это колядка-виноградье с праздничными пожеланиями, а 54 строки — былинная песня «Илья Муромец на Соколе-корабле», в которой три части: описание корабля (30 строк); Илья обращается к Добрыне (12 строк); приговор стреле (12 строк). Т.Г. Иванова считает, что этот сюжет возник в XVII веке в районе Великого Устюга. Б.Н. Путилов выделял вслед за В.Ф. Миллером три версии этого сюжета: 
1) великоустюжско-вятско-енисейскую (здесь и наша «коляда») — после описания Сокола-корабля, на котором находятся Илья Муромец и Добрыня Никитич, следует приказ турецкого царя Салтана Салтановича захватить русских богатырей; Илья велит Добрыне принести тугой лук и калену стрелу, приговаривает стреле лететь в белу грудь Салтану, после чего туречана зарекаются водиться с Ильей Муромцем 
2) поволжскую — на корабль нападают татара с калмыками; тогда Илья поваживает по своим чудесным пуговицам, в которых лютые львы разревелися, и татары в испуге побросалися в сине море 
3) казачью — нападение орла на Сокол-корабль. Сизый орел хочет потопить корабль, сев на деревцо кипарисное, но Илья стреляет в него и убивает 
 
Литература: 
1. Селивановскiй М.К. Коляда въ Песковскомъ заводѣ // Календарь и памятная книжка Вятской губернiи на 1895 годъ. Вятка, 1894. С. 218–219 
2. Иванова Т.Г. Былины в Великоустюжском регионе // Рябининские чтения – 2003. Петрозаводск, 2003 (http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/7.html
3. Путилов Б.Н. К вопросу о составе Разинского песенного цикла (Былина о Соколе-корабле) // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1961. Т.6 
__________ 
Песня в сообщении дана в удобном для восприятия и запоминания виде: заменены старые буквы; убраны знаки препинания; расставлены песенные ударения; песня разбита на строки и связки строк. Песня в Вятском календаре издана без напева. Я распел её на тот напев, которым пользуюсь сам при пении виноградий (напев такого склада слыхал на Мезени и Нижней Печоре). Также былинную часть распел отдельно печорским яса́ком (напевом)

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя татива

 Катерина, спасибо!

Аватар пользователя Fenka

Не за что) это просто большая удача случилась. Я расчитывала ну на одну в лучшем случае. А чтобы 3, да частушки..Спасибо Ольге Байбородовой, которая запомнила от своей бабушки эти песни. Сохранила, поёт. 

Не оскудела русская земля талантами! Я рада, что в наш техногенный век есть люди, которые сохранили и донесли до нас самоцветы народного творчества, за что им огромная благодарность!

Аватар пользователя Fenka

Я знаю, например, что ребята, студенты Санкт-Петербургской консерватории ездят в экспедиции по стране, собирают песни, обряды. Мало остаётся хранителей это да.

Порой ценить такие вещи начинаешь лишь с возрастом, и когда уезжаешь.. а живёшь среди этого в детстве и кажется это будет вечно..

Екатерина, СПАСИБО!