По следам Георгия Семеновича Шпагина: найдена метрическая запись


В процессе моей работы с документами Владимирского архива обнаружена запись о рождении знаменитого конструктора-оружейника, Георгия Семеновича Шпагина, создателя известного всем пистолета-пулемета. Во время Великой Отечественной войны Георгий Семенович жил в моем родном городе, тогда еще селе, работал на Вятскополянском машиностроительном заводе (завод № 367), куда его перевели в начале 1941 года, чтобы организовать массовое производство ППШ.

Метрическая книга Богородице-Рождественской церкви погоста Медуши за 1897 год содержит следующую информацию (ГАВО Ф. 590 Оп. 17 Д. 148_8290_829_485об, Ф. 590 Оп. 17 Д. 148_8300_830_486):

«(л.485 об.) Той же деревни (деревни Клюшникова) из крестьян уволенный в запас Симеон Венедиктов Шпагин и законная жена его Акилина Иоаннова – оба православного вероисповедания. Священник Димитрий Покровский».

«(л. 486) Той же деревни крестьянские дети: Иоанн и Валентина Федоровы».

Из этой записи следует, что Георгий Семенович Шпагин родился 21 апреля 1897 года (3 мая – по новому стилю), и в этот же день был крещен в Богородице-Рождественской церкви погоста Медуши, к приходу которой на тот момент относилась его родная деревня Клюшниково (Ковровский уезд, Владимирская губерния).

Интересный факт: почти во всех встреченных мной на сегодняшний день источниках (литературных, справочных, интернет-сети) в биографии конструктора стрелкового оружия записана НЕверная дата рождения. И если Википедию зачастую мы брать во внимание не можем из-за сомнительных источников, то такой авторитет, как Большая советская энциклопедия (БСЭ) рассказывает, что датой рождения Шпагина Г.С. является 17 апреля (29 апреля) и ссылается на «Советское стрелковое оружие за 50 лет» автора Болотина Д.Н. (1967 г.) Кстати, полная запись рождения в этой книге тоже отсутствует (записан только год).

Еще более любопытно, что время от времени всплывала «альтернативная версия» происхождения Шпагина. Согласно этой легенде, запись в метрической книге была внесена на несколько дней позже рождения Георгия Семеновича. Истоки данной версии неизвестны. Возможно, они кроются в опечатке, сделанной в самом раннем издании с биографией Шпагина.

Сам Георгий Семенович в автобиографиях указывал свою настоящую дату рождения – 21 апреля (ЦГАКО. Ф.П-563.Оп.4.Д.305. Л.2.), где-то уточнял, что эта дата – по старому стилю (ГАСПИ КО.Ф.П-1290.Оп.12.Д.207.Л.351), а где-то упоминал и май, по новому стилю (ГАСПИ КО.Ф.П-1290.Оп.12.Д.207.Л.349).

Верить «альтернативным версиям» не могу, а вот Георгию Семеновичу – верю. В Вятских Полянах к Шпагину относятся очень трепетно: улица, сквер и площадь носят его имя, тир, есть единственный в России мемориальный музей, посвященный ему, а в образовательных и культурных учреждениях постоянно проходят уроки памяти для школьников. 

Уже позднее, после своей работы в архиве, узнала, что Ковровский мемориальный музей тоже взял за верную дату рождения Шпагина – 3 мая (21 апреля по старому стилю).

Найденные документы с метрической записью о рождении вместе с расшифровками отдаю в дорогой и любимый сердцем Вятскополянский исторический музей. Хочется, чтобы теперь они находились на своем месте, а биография Георгия Семеновича отныне упоминалась бы без пресловутой фразы со звездочкой «в автобиографии указана дата рождения 21 апреля 1897 года». Надеюсь, что правильная информация будет внесена во все серьезные источники и справочники.

Впервые в сети показываю метрическую запись знаменитого конструктора-оружейника. 👇

ГАВО. Ф. 590 Оп. 17 Д. 148_8290_829_485об, ГАВО. Ф. 590 Оп. 17 Д. 148_8300_830_486


Комментарии

Здравствуйте, Ольга. Скан метрической книги меня немного удивил. У всех младенцев дата рождения совпадает с датой крещения. И ни одного исключения! Когда по своим предкам смотрел МК, наоборот, обычно крестили детей через день-два, а то и несколько дней  после рождения. А тут как родился ребенок, даже если вечером поздно, его срочно везли в церковь крестить? Я бы посмотрел и другие страницы книги. Если и там такое же строгое соответствие дат, тоже бы усомнился. Может священник какой особенный, сам по домам ездил крестить?

Аватар пользователя Ольга Р.

Здравствуйте, Виктор! Да, крещение обычно совершалось на третий день - самая распространенная практика того периода. Я занималась документами Владимирского архива еще зимой, только сейчас дошли руки выложить информацию. Но еще тогда обратила внимание, что не только конкретно в этой церкви было такое, но и в нескольких церквях Владимирской губернии. Попадались целые листы с рождениями и крещениями в  один день, также достаточно часто попадались листы с рождением и крещением на следующий день, и на третий день после рождения. Возможно, в церквях была заведена определенная практика. Может, действительно батюшка ездил, этого уже не узнать, а вот слов из документа не вырвать, такие интересности. 

Цитата: "Еще более любопытно, что время от времени всплывала «альтернативная версия» происхождения Шпагина. Согласно этой легенде, запись в метрической книге была внесена на несколько дней позже рождения Георгия Семеновича. Истоки данной версии неизвестны".

А что, если это не легенда?

Допустим, священник даже на пасхальной неделе 1897 г., в самую "удополицу" ездил по деревням крестить, куда позовут, строго в день рождения (интересно, далеко ли находилась их деревня от села?). Могло и такое быть. Но в таком случае, он метрическую книгу, понятное дело, с собой не возил, а запись вносил уже позднее...

Сам Шпагин Г.С. в автобиографиях, разумеется, указывал дату рождения по паспорту, а в паспорт ее вписали из метрики.

 

Ольга, здравствуйте! Христос Воскресе! Поздравляю Вас с нахождением записи о рождении/ крещении Шпагина Георгия Семеновича! В 1897 г. праздник Светлой Пасхи был 13 апреля в воскресение, а рождение Георгия было 21 апреля, т.е. в понедельник. Радоница была во вторник 22 апреля, а вечерняя служба в церквях  по поминовению усопших была уже вечером в понедельник 21 апреля. Младенца Георгия могли крестить в церкви 21 апреля после вечерней службы, но могли и пригласить батюшку для крещения на дом. Имя святого, в честь которого крестили младенца Георгия - великомученик Георгий Победоносец (в Святцах указана дата празднования - 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому стилю).

С уважением, Яровиков Андрей Александрович

Да, с пасхальной неделей я ошибся, извиняюсь. Доверился данным православного сайта: http://diak.ortox.ru/kalendar/view/id/5007

А там, похоже, ошибочно написано в таблице пасхалий 25 апреля. Перепроверил по Календарю Вятской губернии на 1897 г.  - Пасха 13 апреля. Спасибо, Андрей Александрович, что поправили!

Но и на пасхальной неделе запретов крестить нет. Занятость священников большая, но в церкви села мог быть и не один священник.

Аватар пользователя Ольга Р.

В Мёдушах этого периода (а вернее уже с 1876 года) остался только настоятель и священник. Деревня, в которой родился Шпагин, находилась в 3 км от церкви. По правилам, если ребенок рождался, а крещение было совершено позднее, в книгу так и записывали. У меня встречались интересные находки, в том числе, когда ребенка крестили чуть ли не через 3 месяца или больше (и это по тем-то временам), но в книгу вносили дату рождения и дату крещения, как полагается. Батюшка Дмитрий Покровский был очень деятельным человеком, имел впоследствии много наград, был не только хорошим настоятелем, но и талантливым проповедником, дополнительно работал в земской школе, входил в церковный комитет по рассмотрению проповедей. 

25 апреля- это по новому стилю, а 13 апреля- это по старому стилю.

Аватар пользователя Ольга Р.

Здравствуйте, Андрей Александрович!
Воистину Воскресе! Спасибо за поздравление. :)