Мужские гаплогруппы жителей Утманово

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Мужские гаплогруппы жителей Утманово определенные ДНК тестами в компании FTDNA. Нажимайте на маркеры для дополнительной информации.

Гаплогруппа – это большая общность людей, которые имеют одного предка. Гаплогруппы мужские определяются по Y-хромосоме, женские по X-хромосоме.

Для мужчин возможно проведение исследований по принадлежности к женской X-ДНК гаплогруппе и к мужской Y-ДНК гаплогруппе. Для женщин возможно установить принадлежность только  к  женской гаплогруппе, определяемой путем анализа митохондриальной ДНК. 

У протестированных мужчин из Утманово  двое с фамилией Печенкин из разных семей имеют одного предка - мужчину, двое с фамилией Поникаровский из разных семей имеют одного предка - мужчину, двое с фамилией Окуловский из разных семей имеют одного предка - мужчину, двое носителей фамилии Микуров из разных семей имеют разные гаплогруппы, у одного из них происхождение идет из Скандинавии, вероятно через Русский Север или Финляндию-Карелию, у другого с берегов Балтики вероятней всего из Польши .

Комментарии

Аватар пользователя Slava boyscout

Интерпретация результатов ДНК тестов жителей Утманово в компании Familio DNA

https://slavautmanovo.livejournal.com/6012.html

Аватар пользователя Сильвер

Интересный расклад. )

Аватар пользователя skygrad

В целом, подтверждаются давние версии заселения Вятки и соседних областей в историческое время с северо-запада (Устюга и Вологды), притом, эти переселенцы заселили, в основном, ближайший Котельничский уезд и лишь отчасти верх правобережья Вятки. Происхождение этих мужчин дальнее, Псково-Новгородское (есть редкие гидронимы). Участие Днепровских славян Киевской Руси также просматривается. Пятно-шлейф на Восточном Урале и далее, - дальнейшее расселение в восточном направлении, при этом, Вятский регион отчасти был уже заселен до того. Женщины местные, вероятно, от древнего восточно-финского населения. 

Аватар пользователя Slava boyscout

Совершенно с Вами согласен, что касается заселения ПоЮжья и конкретно Утманова, не совсем ясно, согласно ДНК тестам получается микс с различных мест. Нужно больше тестировать но где взять деньги и ещё нужно уговорить людей. Напомню что Подосиновский район присоединен к Кировской области в 1941 г. Большая торговая дорога из Великого Устюга в Вятку шла через Утманово в г. Орлов. Когда была  проложена неизвестно, возможно в 15-16 век. 

Аватар пользователя skygrad

Путь от Устюга через Юг и Молому на Вятку и далее в Булгар существовал уже с 12 века, если не ранее. На нем оседали переселенцы с русского севера, который был для многих промежуточной остановкой, где собирались беженцы Домонгольской Руси (Днепровской 12-13в, Владимиро-Суздальской 13-14в. и чуть позже Новгородской конец 14-15в.). Отсюда широкий набор генов у мужчин Утманово. В самом названии есть что-то скандинавское, а может и от слова Ватаман, предводитель ватаги, атаман.

Аватар пользователя Slava boyscout

Да,существовал, по нему двигались на Вятку и с Вятки совершали набеги на Устюг. Есть много версий происхождения Утманово и схожих названий. Недалеко от села Утманово находится Подгорбуновское городище, вот результаты его исследований -

Л. Д. Макаров
ПОДГОРБУНОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ - МНОГОСЛОЙНЫЙ ПАМЯТНИК В БАССЕЙНЕ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

"Памятник располагается на правом берегу р. Юг, правого притока р. Сев. Двины, возле д. Подгорбунье Подосиновского района Кировской области. Городище занимает вытянутый мыс высотой 15 м, считая от подошвы, площадью 1300 м2. С напольной стороны площадка ограждена дугообразным валом длиной 20 м, высотой до 2 м и рвом глубиной до 3 м при ширине 8 м. Склоны мыса и часть площадки залесены, культурный слой памятника поврежден поздними ямами."
"Городище большого военного значения, вероятно, не имело, о чем свидетельствуют малочисленность вооружения (всего один наконечник стрелы) и отсутствие сведений о нем в письменных источниках. В то же время другие городки на р. Юг, например Осиновец и Кичменга, неоднократно упоминались в летописях в связи с набегами татар во II половине XV в.
"Таким образом, на основании анализа керамического и вещевого комплекса ранний слой Подгорбуновского городища можно датировать VIII—IX вв. и отнести к памятникам, близким поздневанвиздинским."
Ванвиздинская культура - предки коми-зырян.
"Таким образом, вещевой и керамический комплекс среднего слоя Подгорбуновского городища может быть датирован, вероятно, XII—XIV вв.
Таким образом, материальная культура памятника имеет смешанный славяно-финский облик, причем преобладает славянский компонент."
"Дать этническую интерпретацию материалов слоя сложно. В бассейне р. Юг в начале II тыс. н. э. проживала, очевидно, какая-то группа финно- угорского населения, близкая лузской пермце либо волжским или прибалтийским финнам. В конце XII—XIII вв. этот район стал заселяться русскими колонистами. Вопрос об истоках русской колонизации бассейна р. Юг остается спорным. Письменные источники сообщают об острой борьбе за северные земли между новгородскими феодалами и ростовскими (позднее московскими) князьями. Вероятно, наиболее глубокий след здесь оставила ростовская (московская) колонизация, а новгородцы основали единичные пункты. Массовое переселение русских крестьян в бассейн р. Юг привело к исчезновению аборигенного населения уже к концу XIV в.
"Таким образом, поздний слой Подгорбуновского городища может быть датирован XV—XVI вв. и отнесен ко времени окончательного освоения р. Юг русским населением."

ПАМЯТНИКИ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА КАМСКО-ВЯТСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
МЕЖВУЗОВСКИЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
ИЖЕВСК 1984.

 

Аватар пользователя skygrad

В советское время была цензура и самоцензура, все связанное со скандинавами и западноевропейцами вообще вымарывалось, "норманизм" был запрещен. В частных беседах Макаров намекал на некоторые проблемы в этой области до сих пор, в Ижевске он был "белой вороной". Некоторые свои версии о проблемных моментах истории Прикамья он начал высказывать лет 15 назад, чем вызвал острую критику казанцев, к сожалению, рано скончался.

Аватар пользователя Slava boyscout

История нашего рода - https://slavautmanovo.livejournal.com/4848.html

Аватар пользователя Slava boyscout

Моя материнская гаплогруппа ещё загадочней - https://slavautmanovo.livejournal.com/5007.html

Аватар пользователя skygrad

От галлов, вероятно, вышла особая ветвь русов - галичи, жили на юго-западе Киевской Руси. По моей версии (статья Первые славяне на Вятке), галицкие берладники в конце 12 в. поселились в пограничье булгар и русских, территория Горных Мари и средняя Вятка. 

Аватар пользователя Slava boyscout

Предположительно кельты доходили до Карпат но повлияли ли они на этнику галичан покажут ДНК исследования . Есть версия что Солигалич в современной Костромской области основали переселенцы из Галицкой Руси бежавшие от монголо-татар.

Аватар пользователя skygrad

Я когда-то разбирал генетику галлов, они мигрировали на северо-восток нынешней Германии, вероятно, вошли там в контакты с западными славянами, а позже вслед за ними подались на восток (Ладогу и-или западное Поднепровье).

Галич Мерский упомянут уже в первый приход монгол, в Кировской области есть село Галицкое и фамилия. Галацкая дорога была в Казанском ханстве.

Аватар пользователя Акулов Олег

Здравствуйте,  интересным образом касается  Окуловских,  но может всё простое совпадение. 

 Вкратце,   Окуловские (два маркера на карте,  в т.ч. Сокерино)  связаны с деревней Тимофеевской ( Тимофея Окулова)  ,   https://rodnaya-vyatka.ru/places/95414.

 Оная деревня  основана, как видно из названия,  скорей всего Тимофеем Окуловым,   в 1722 году  в ней 6 дворов и 28 чел населения.    За сто лет до этого   "деревни Секерины Горы а  Совская тож   на новоприбылом Тимошке  Окулове  оброку  6 алтын 4 денги."  -  1619 год.

   Этот Тимошка  Окулов   и есть искомый Тимофей   давший имя деревне Тимофеевской Окулова. 

Я его отождествляю с  орловским  Тимофеем Окуловым сыном Гудиным,     они с братом Мишкой  поднялись по Моломе до Окатьево  и  организовали починок их имени.    Мишка остался там, а Тимофей  - исчез.   Я считаю,   что  он поднялся  по Моломе  до Юга  и вышел в Утмановскую волость.  

     Так вот -  Тимофей  Окулов  определенно  имеет южно-русское происхождение  в древе,    об этом говорит его прозвище - Гудин.   Гуды -  население Белоруссии и юга- России:    " гудами называли жемайтов Российской Империи, а также других восточных и южных соседей—белорусовполяков и русских"   (с)

 

 

Аватар пользователя Slava boyscout

Скорее всего все Окуловские Утмановской волости происходят из деревни Окулово, находилась недалеко от деревни Сокирино , на берегу речки Ёнтала (Смотрите на карте). В деревню Окулово Яхреньгской волости выходцы из Утмановского Окулова скорее всего спустились по реке, так как вместе с ними ещё были Подгорбунские, а они происходят из деревни Горбуновская Утмановской волости . 

https://rodnaya-vyatka.ru/places#layer=yandexmap&center=58.31052_49.6094...

https://rodnaya-vyatka.ru/places/95439

https://rodnaya-vyatka.ru/places/95466

https://www.youtube.com/watch?v=qxpDUQF7a6M

Аватар пользователя Акулов Олег

Большая торговая дорога из Великого Устюга в Вятку шла через Утманово в г. Орлов. Когда была  проложена неизвестно,

Что имеется в виду под дорогой  -  протоптанный через леса путь или  река Молома ( зимний путь на санях,  летний  на  лодках) ? 

Аватар пользователя Slava boyscout

Торговая дорога  по которой ездили и зимой и летом, также известная как новый Орловский тракт если старым Орловским назывался путь по Моломе

Дорога Великий Устюг-Вятка https://rodnaya-vyatka.ru/custommap/151752

Дорога Лальск-Кичменгский Городок https://rodnaya-vyatka.ru/custommap/151762

Аватар пользователя Акулов Олег

Скорее всего все Окуловские Утмановской волости происходят из деревни Окулово, находилась недалеко от деревни Сокирино ,

Мы,  кажется,  об одной и той же деревне говорим -  Окулово (Тимофея Окулова),    там и Подгорбунские и Окуловские.   И наличие Тимошки Окулова в 1619  году в  Сокирино  -  факт.        Вопрос только в том, кто этот  Тимофей , откуда пришел.    Я считал, что он наш,  орловский,   его южно-русское происхождение  я  подозревал задолго до того,  как  увидел вашу тему,     подозревал - даже не то слово,   я был уверен в этом - так будет правильно.  

Аватар пользователя Slava boyscout

Вы не поняли, деревни Окулово две, одна, откуда видимо изначально расселились Окуловские, находилась на речке Ёнтала , вторая, Окулово  в Яхренгской волости, видимо её основали выходцы из первого Окулова спустившись по реке.

"1623-1626гг . Из писцовой книги. Деревня Онтипинская а Денисовская и Сокерино тож. 2 двора. « 1. Федка да Окинка Тимофеевы дети из д. Окулово; "

Подлинная писцовая книга города Устюга и уезда
письма и меры Никиты Вышеславцева и подьячего Агея Федоров
РГАДА 1209-1-507 - около 1626г.

Волость Утманова

"Деревня Другая Осташевская а Окулово тож на речке на Ентале а в ней крестьян
В. Степашко Федоров Окулов.
В. Филка Мартемьянов.
В. Фетка Тимофеев да Галахтионко Кондратьев. Пашни паханые…"

"Деревни меняли не только названия, но и место расположения. Так в конце 19 века деревня Окулово с низменного левого берега реки Ентала переместилась на правый берег, а деревня Окулово Яхреньгской волости в 1906 году переместилась примерно на 1 км с берега реки Юг к лесу."

https://vk.com/@568024750-utmanovo-proshloe-i-400-let-tomu-nazad

 

 

Аватар пользователя Slava boyscout

Окулово (Тимофеевская) https://rodnaya-vyatka.ru/places/95414

Аватар пользователя Slava boyscout

Писцовая книга г. Великого Устюга и Устюжского уезда. 1623-26 г. 
РГАДА, Ф. 137, Оп. 1 Великий Устюг, Д. 214

Волость Яхренга 

" Деревня Тимофеевская а Окулово тож на реке на Югу а в ней крестьян
В. Ивашко Иванов Михаилов
В. Гаврилко Пантелеев
В. Микитка Иванов
В. церковной Николской половник Истомка Кузмин "

Аватар пользователя Slava boyscout

Возможно обе деревни были основаны и разными поселенцами. Это может подтвердить или опровергнуть ДНК тест Окуловских из Яхреньгского Окулова

Аватар пользователя Акулов Олег

Спасибо,  значит все первые Окуловы - дети Тимофея, и внук,  это прекрасно, пока что противоречия нет, Тимофей по прежнему может быть нашим, Орловским. 

В Орловской деревне у Тимофея только один известный сын.   Так что два других - Федка и Окинка - вполне возможны,  не чрезмерны числом для одного отца.