Про отчество/фамилию:
Никонов В.А. География фамилий. – М., 1988.
‑ицын . Всюду можно встретить фамилии Лисицын, Курицын, но суффикс ‑ица , некогда очень продуктивный, ныне архаичен. А на Севере фамилии от основ, образованных им, в 10 раз чаще, чем где‑либо, так как мужские нецерковные имена с этим формантом там нередки и в XVII в. От них – Губницын, Доильницын, Дряхлицын, Коробицын, Наговицын, Репницын, Телицын, Чицын, Шипицын и др. В Шенкурском у. в 1897 г. зафиксировано 1556 носителей фамилии, образованной по этой модели
Таким образом распространяемая в интернете информация о прозвище по роду деятельности или молодости надуманна или относится к сильно более раннему периоду. Тогда тут Телицын или уже фамилия в привычном понимании или отчество от мирского имени отца.
Про возраст Лариона (по рекомендациям пункт 3.1):
1628 он живет бобылем на погосте Трифонова монастыря
1646 там же живут в одном дворе его два сына. Старший Пронка имеет ребенка 5 лет. Младший Федка 10 лет. Лариона нет, скорее всего скончался.
Получается:
Вариант 1 "Акселераты" : первенец сын у Ларки родился в 16 лет и это известный нам Пронка.
Пусть Пронка тоже родил в 16: 1646-5=1641 родился внук Лариона, тогда 1641-16=1625 родился сын Пронка и как следствие 1625-16=1609 год рождения Лариона.
Вариант 2 "Середнечки": первый ребенок - девочка или Ларион завелся семьей в 25.
Пусть Пронка тоже было в 25, когда родил первого мальчика в 1641: 1641-25=1616 родился Пронка, 1616-25=1591 год рождения Лариона
Вариант 3 "Зрелый": так как в 1646 году Лариона уже нет, возможно он был уже в возрасте, а семьёй обзавелся поздно или было много девочек.
Пусть Проньке на 1641 год (рождение сына) 30 лет: 1641-30=1611. На этот момент Лариону было пусть 40 лет: 1611-40=1571 год рождения Лариона.
Получилась вилка года рождения нашего героя Лариона Телицына 1571 - 1609 (с промежуточным вариантом 1591). Для удобства можно пока взять 1590 год рождения (до появления дополнительной информации).
О бобылях на Вятке
Иванов, Петр Иванович (1868-). Северные писцовые книги, как материал для истории обложения / П. Иванов. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1900. - 72 с.; 20. РГБ стр.54 "Обложение бобылей в Вятском крае"
Писцовая книга тяглых деревень и посадов городов Хлынова, Орлова, Котельнича с уездами письма и меры Афанасия Михайловича Толочанова и подьячего Андрея Иевлева. Подлинник - Ларка Телицын платит оклад, а значит, что имеет какой-то доход, потому что не имеет статуса "нищий", при этом нет особых отметок об источнике дохода.
а дают они с тех своих дворцов к церкве на темьян и на ладан и на всякое церковное строенье з двора на год по 5 алтын
Из "Северные писцовые книги, как материал для истории обложения" (стр. 60):
Вятские церковные бобыли , живущие на погостах, не несут в пользу государства никаких повинностей, а живя на церковной земле, делают определенные взносы в пользу церкви и иногда обрабатывают церковную пашню: про бобылей плативших 5 алтын в год сказано "пашни у них нет, питаются от церкви Божей"... Следовательно это просто рабочие на церковь;...; это бобыли имеющие совершено случайный заработок... (моё прим. - сезонный)
Далее по тексту приводится пример жизни бобыля по допросу свидетелей: живет с семьей, пас коров весной. Жена тоже дает показания. Описывается имущество: образа и одежда, всё ветхое. При этом автор пишет, что бывают очень зажиточные бобольские дворы, которые дают ссуды крестьянским дворам.
С приобретением тяглой земли, бобыль входил в крестьянский мир и в его тяглыя и хозяйственныя отношения; но при этом классификация его как бобыля изменялась только в том случае, если земля делалась для него основным податным имуществом.
Из всего этого следует, что Ларион основную прибыль имел от "работ" или ремесла. Поскольку его дети уже жили на тяглой земле, можно предположить, что землю он приобрел, но возможно только для детей она стала основным источником дохода. Либо Ларион просто не успел попасть в переписи, как крестьянин.
Место жительства
1. Единственное упоминание, которое удалось обнаружить на данный момент в Перепись 1628-1629, РГАДА 1209-1-90, 1628—1629 г.:
современное название Кстинино (Архангельское)
[погост во Кстинине, собор архистратига Михаила да святого Василия Кесарейскаго, да церковь холодная святаго Чюдотворца Николы да Зосимы и Саватея соловетцких чудотворцов]
Да на погосте ж на церковной земле дворы церковные бобылей ()
434-01722 Ларка Телицын
2. Огромная благодарность Мусихину Алексею Леонидовичу, за бесценную информацию из Переписи 1615 года по данному погосту.
Оказывается близ Кстинино было два погоста. Один, виидимо, образован был ранее 1615 года, и это погост, где жил Ларион, и информация о нём не расшифрована и не размещена на сайте. Второй погост Архангельский образован в 1615 году и его описание есть на сайте (по моей наводке запись прикреплена к карточке нп Кстинино).
Так вот среди достаточно большого количества дворов бобылей ( "И всего на погосте бобылских 29 дворов") нет Лариона Телицына, но есть Ларка Брязгин.
С учетом того, что в этом регионе в эти года имя Ларион встречается крайне редко (мне удалось найти прям единичные случаи в опубликованных документах), можно предположить, что это один и тот же человек. Алексей Леонидович, подтвердил, что надо иметь ввиду этот факт и далее работать с двумя фамилиями. Так же его экспертное мнение - далее искать корни рода необходимо не на Вятке.
К моменту сообщения от Алексея Леонидовича я провела следующую работу по фамилии Телицын:
- поискала с помощью ИИ записи с фамилией на сервисе "Яндекс. Поиск по архивам". Наиболее часто фамилия встречается на Архангельской земле и Тверской. Нашла несколько писцовых книг за XVII век, опубликованных типографиями в XIX веке. Фамилия не встретилась мне ни разу;
- нашла двух братьев Телицыных Богдан и Максим на самое начало 17 века в остроге Березов, казаки ТУТ и вот ТУТ Богдан упоминается как свидетель в деле о хищении ясака на 1607 год.
Буду проверять их перемещение, на сколько получится.
Наталья Николаевна, по истории Трифонова монастыря имеется очень солидный труд, монография-двухтомник, написанная доктором исторических наук. Там очень обширная справочная база, весь второй том - справочные материалы.
Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — Вятка [Киров]: Буквица, 2012.
Насколько я знаю, Кстинино никогда не входило в монастырские вотчины. Или у Вас есть другие данные?
Хмммм, видимо я просто запуталась. Крестьяне вроде значились монастырскими и я приписала их ближайшему монастырю.
Я пересмотрю внимательно все свои заметки.
Огромное спасибо, что указали на неточность.
Я нашла откуда ошибка. Дети Лариона жили уже в вотчине Хлыновского Успенского монастыря, Сунская вотчина. А сам Ларион как раз погост Кстинино.
В Кстинино в 1628-29 гг. бобыль Ларка Телицын имел свой отдельный двор. Вряд ли он жил один. Просто его дети не записаны, но они жили с ним, скорее всего. Там же в Кстинино мы находим его уже взрослых детей в 1646 г.
Они уже не бобыли, а тяглецы.
А позднее, да, между 1654 и 1661-62 гг. переселились в Сунскую вотчину (приставные дворы). Возможно тоже рассчитывали перебраться в Казанский уезд на ясак (почитайте документы о Кырчано-Сунском восстании). Но не получилось, так они и остались монастырскими крестьянами.
На возраст Лариона особо внимание не обращайте, переписчики возраст писали приблизительно, иногда плюс-минус 10 лет.
Ничего, потомки в итоге до Сибири дошли :) линию мы протянули от Лариона до Ерпулей и дальше в Глазовскую. Вопрос где этого Лариона ранее 1628 года искать.
Подскажите, пожалуйста, вся ли перепись 1615 года распознана и внесена на сайт?
Про восстание почитаю обязательно, спасибо большое за наводку. Кстати потомок переселенцев из Ерпулей в допросе говорил, что после бедствия два брата Телицына переселились и поставили новую деревню Телицыно. А что это за бедствие не сказано.
Телицыны в Гулюшерме - не тех ли истоков? ) Попался сегодня один такой, правда в 1878 году. Из Гулюшермы.
С огромной степенью вероятности. Потомки очень активно начали расселяться по Вятке, а потом и за пределы.