О деревне Дудыли из «Истории Фаленского района» Сычева В.И.:
Количество дворов в 1896 – 13
Фамилии домовладельцев на 1891г:
- Возженниковы -8
- Овсянниковы -4
- Дурачков
Количество дворов и жителей в 1926г:
- Дворов - 8
- Жителей – 33
Количество дворов в 1973г:
- Дворов – 5
Дополнительной информацией о деревне и ее жителях поделился бывший житель этой деревни Овсянников Николай Антонович, кроме этого, некоторые сведения получены от его двоюродной сестры Перовой (в девичестве Лобановой) Лидии Никандровны, проживавшей в детстве в соседней деревне Олозы.
От деревни Дудыли до деревни Олозы, со слов Лидии Никандровны, было около 5-ти километров, дорога между деревнями проходила через деревню Нагоряна (от Дудылей до Нагорян примерно 3,5 км). От Дудылей до поселка Подоплеки по словам Николая Антоновича около 6,5-7 км.
По сведениям Николая Антоновича, в начале 20-го века, в деревне Дудыли было 13 дворов, а в послевоенное время их оставалось только 5. Распад деревни, по сути, начался в период раскулачивания.
Полному раскулачиванию, с последующей ссылкой в Верхнекамский район, подверглась семья Возженникова Павла Лукьяновича, и частичной экспроприации имущества - его брат Возженников Борис Лукьянович (вследствие его недееспособности на тот момент (о причинах см. ниже), он был лишен только одного дома). Раскулачен был и отец Николая Антоновича - Овсянников Антон Прокопьевич. Однако ссылки он избежал из-за малолетства детей - собственный дом у него отняли, а для жилья предоставили избушку типа бани размером 4х4.
Кроме перечисленных потерпевших, избегая раскулачивания, деревню вместе с семьями, покинули: Овсянников Николай Прокопьевич (собрав имущество и бросив дом, он уехал в Верхнекамский район, в село Кай) и Овсянников Федор Прокопьевич (он с семьей переехал в Зуевский район, но по факту, под раскулачивание не попал, вроде бы по причине пожилого возраста, и дом в деревне позднее продал).
Наиболее крупным в деревне было хозяйство Возженникова Павла Лукьяновича. Из недвижимого имущества оно включало два собственных его дома (зимний и летний), два дома для сыновей, летнюю кухню, конюшню и другие хозяйственные постройки.
Сохранились некоторые сведения о судьбе экспроприированного у него имущества. Один из домов (зимний) был перевезен в деревню Кондрашенки, а другой (летний) был передан семье Сергея Мальгина (как беднякам). Дома сыновей Павла были перевезены в поселок Подоплеки (впоследствии один стоял в районе бывшей деревни Демьяновки, а другой на селекционной станции). Хозяйственные постройки так же были перевезены на селекционную станцию и применялись по своему прямому назначению – для хранения селекционного сырья и продукции. Любопытна история летней кухни – сначала она использовалась в деревне Дудыли в качестве «красного уголка» для трактористов и комбайнеров, а позднее в Подоплеках, на той же селекционной станции, но уже в качестве пасечного домика.
О домах других раскулаченных, известно, что летний дом, изъятый у Бориса Возженникова, впоследствии, так же стоял в Подоплеках, и в нем долгое время размещалась контора местного сельпо (выделялся своей длиной), а в доме, брошенном Николаем Прокопьевичем Овсянниковым, поселился позднее переселенец из села Талица, Зуевского района – Козлов Петр Федорович.
Последними хозяевами дворов в послевоенное время были:
- Овсянников Антон Прокопьевич
- Овсянникова Прасковья Александровна (она вернулась в деревню после реабилитации 1948 года)
- Возженников Игнатий Васильевич
- Мальгина Матрена Ефимовна
- Козлов Петр Федорович
В 1957 году в деревне оставался последний дом. Проживала в нем на тот момент Овсянникова (в девичестве Возженникова) Авдотья Павловна. А оставалась она здесь только потому, что ждала возвращения сына, Николая Антоновича, из армии. Вернулся он в 1957 году, а в 1958 году и они покинули деревню.
Таким образом, деревня Дудыли прекратила свое существование в 1958 году.
Николай Антонович вспоминал так же и других жителей деревни. Те имена и фамилии, которые сохранились в его памяти, привожу ниже в общем списке, с некоторыми краткими комментариями к ним.
- Овсянников Антон Прокопьевич и его жена Авдотья Павловна в девичестве Возженникова - это родители Николая Антоновича, а так же его брата Василия и сестер Клавы, Сени и Нюры.
- Овсянников Федор Прокопьевич – имя его жены неизвестно, дети: Демид и Сергей. Спасаясь от раскулачивания, Федор переехал с семьей в деревню Кроты, Зуевского района, хотя, предположительно из-за возраста, под раскулачивание не попал и дом в деревне позднее продал.
- Овсянников Николай Прокопьевич - жена Прасковья Александровна, дети: Егор (погиб во время войны), Геннадий (капитан дальнего плавания), Тамара, Капа. В период раскулачивания, бросив дом, Николай собрал, что смог из имущества и своим ходом, вместе с семьей, уехал в село Кай, Верхнекамского района (уехавших в этот регион, более уже не преследовали). Известно так же, что Прасковья Павловна после реабилитации 1948 года, вернулась в деревню.
- Овсянников Константин – отец Антона Константиновича (см. ниже), больше о нем ничего неизвестно.
- Овсянников Антон Константинович – имя жены неизвестно, дети: Клавдия, Геннадий, Людмила. Позднее жил в Подоплеках.
- Овсянников Максим – отчество неизвестно, и каких либо сведений о нем нет.
- Возженников Павел Лукьянович - имел в деревне самое крупное хозяйство (см. выше). В 1930 г. попал под раскулачивание и вместе с женой и сыновьями был сослан в Верхнекамский район. Известно, что позднее жил в городе Кирс. Его жена Наталья Николаевна погибла по пути следования в ссылку.
Сыновья Иван и Сергей были женаты, оба погибли на фронте во время ВОВ. Известно также, что жену одного из них звали Наталья и у них был сын Африкан – после войны, они однажды, вместе с Павлом Лукьяновичем, приезжали в Дудыли. Известно так же, что Павел Лукьянович неоднократно навещал своих дочерей, в деревнях Дудыли и Олозы. По описаниям Лидии Никандровны, он был высокого роста (выше всех в ближайшем окружении) и носил широкую бороду, с ее слов, приезжал он всегда зимой и запомнился ей седым.
У Павла были три дочери: Авдотья (в замужестве Овсянникова, мать Николая Антоновича), Вера (вышла замуж в деревню Баи, имела дочь Валентину) и Анна (в замужестве Лобанова, мать Лидии Никандровны, и двух ее братьев Николая и Вениамина).
- Возженников Борис Лукьянович – младший брат Павла, имел в деревне два дома (зимний и летний), о его жене и детях ничего неизвестно. Хотя странно, что при наличии двух домов, у него не было собственной семьи – вполне вероятно, что семья распалась после случившегося с ним несчастья. Выше уже говорилось о том, что на момент раскулачивания он был недееспособен. Причина в том, что ранее, в период НЭПа он занимался торговлей и однажды, где-то в пути с товаром, был ограблен и сильно избит. В следствие этого несчастного случая, он и оказался недееспособен. Возможно, именно поэтому распалась его семья (хотя, это только предположение – не исключено, что семьи и не было), и он избежал ссылки во время раскулачивания, но при этом, одного из своих домов был все-таки лишен.
- Возженников Игнатий Васильевич – жена Анастасия, дочери Дуня и Анна
- Бармин Петр – родом из деревни Кондрашенки, жена Анна Игнатьевна (дочь Возженникова Игнатия Васильевича), их дети: Галина, Аркадий, Нина, Евгений, Капитолина, Валентина, Геннадий, Лидия. Были еще две дочери Анна и Люба, но они умерли до войны. Петр воевал, после возвращения с войны вместе с семьей переехал в Нижнекамск.
- Мальгин Сергей – жену звали Матрена Ефимовна, их дети: Анастасия, Варвара, Таисия, Ефим. Сын погиб на фронте во время войны. Известно, что этой семье достался один из домов Возженникова Павла, после его раскулачивания.
- Киря – фамилия не известна. О нем известна только история, что он потерял зрение, после подрыва гранаты, привезенной им с Первой Мировой войны.
- Козлов Петр Федорович – приехал в Дудыли из села Талица Фаленского района в 30-х годах прошлого века - в дом, брошенный в период раскулачивания Овсянниковым Николаем Прокопьевичем. Жену его звали Александра Дмитриевна, их дети: Дарья, Вениамин, Семен.
- ??? – по сведениям от Николая Антоновича, на окраине деревни, со стороны деревни Нагоряна, была еще одна усадьба с тополями и черемухой, но кто там жил он не знает.
Николай Анатольевич, добавьте саму деревню Дудыли на сайт!
Добавил.
НиколайП, рекомендую в продолжение вашей работы по д. Дудыли сделать схему деревни, по воспоминаниям жителей
Пока, это не представляется возможным. С Николаем Антоновичем общаемся только по телефону. Надеюсь, что со временем получится.
Бесценный материал, Николай Анатольевич!
У меня вот еще какой вопрос будет. Снова встречается название мифической деревни Демьяновки. Я про нее уже пытался выяснить, но в списках населеных пунктов 19-20 веков такой нет.
Однако, журналисты районной газеты опросили подоплекинских старожилов: http://www.falenki.ru/story/sushchestvovala-li-derevnya-demyanovka
Получается, есть такой микротопоним в Подоплёках. И вот у Вас тут тоже называется Демьяновка. Что это? Местный микротопоним, народное название окраины Подоплёк или отдельный населенный пункт?
Не могли бы Вы по возможности уточнить эти вопросы о Демьяновке и указать на карте ее местоположение?
Виктор Иванович, я рад, что сообщенные мной сведения, могут быть полезны.
Еще раз поговорил, с Николаем Антоновичем Овсянниковым. Общаемся мы с ним по телефону, и это достаточно сложно - ему уже около 80-ти лет. Тем не менее он сообщил, что деревня образовалась именно в начале 50-х годов, и мне удалось уточнить у него ее местонахождение (указал на карте). Причем, про первые постройки он сказал, что их и домами было нельзя назвать - дома срубили позже.
А когда в статье, на которую Вы дали ссылку, говорится про существовашую ранее деревню - то возможно речь идет о бывшей деревне Подоплеки. Я ее тоже пометил на карте.
Уточнение сведений.
По результатам уточнения сведений о Демьяновке, оказалось, что в этом районе Подоплек нет домов Павла Возженникова (Демьяновка заселялась значительно позже периода раскулачивания). Николаю Антоновичу известны в Подоплеках только два дома Возженниковых из д. Дудыли - один Бориса, другой одного из сыновей Павла, а так же хозяйственные постройки Павла, стоявшие на селекционной станции. О том, что дом другого сына Павла и дом его отца Овсянникова Антона Прокопьевича были перевезены в Подоплеки он знает от своей матери (дочери Павла Возженникова), но их местонахождение в Подоплеках ему неизвестно.
Кроме этого, Николай Антонович подтвердил, что до образования Демьяновки других деревень на этом месте не было. При этом он добавил, что за бывшей деревней Подоплеки, в сторону Петруненок (ниже по течению Петушихи) ранее находилась еще одна деревня - Петушки.
"При этом он добавил, что за бывшей деревней Подоплеки, в сторону Петруненок (ниже по течению Петушихи) ранее находилась еще одна деревня - Петушки."
Нет ни в одном из списков населенных мест д. Петушки.
Может быть не Петушки, а Большие Русаки, либо Васютёнки,
Николай Антонович утверждает, что существовала именно деревня Петушки. В СНМ-1873 рядом со старыми Подоплеками обнаружил деревню со сходным наименованием при речке Талица малая. Соответствующую метку нанес на карту и дал там дополнительные сведения по ней
Перепроверил всё, что у меня есть. Да, Вы с Николаем Антоновичем правы! В списках ХХ века такого н.п. нет, но в СНМ 1873 г. она есть. Тот самый редкий случай, когда деревня не была записана в Переписи 1926 г.
Для меня - неожиданное открытие, т.к в моей работе-списке "История НП Фалеского района" такой нет. Я брал за основу список 1939 г., потом от него шел через список 1926 г. к более древним спискам. А там как-раз граница между Фаленским и Зуевским районами проходит по территории бывшей Косинской и Сунской волостей и деревни периодически меняли адмиистративное подчинение. И, не найдя этой деревни в 1926 г., я не обратил внимание на нее и в более ранних списках, так как около с. Коса был еще один одноименный поч. Частоедовский. Так что, благодаря Вам, я внесу теперь эту деревню в свой список. Но почему же ее нет в 1926 г.?
У меня на этот счет только одна версия. В списке 1926 г. (Слободской уезд, Косинская волость, Вагановский сельсовет) следующим за д. Подоплёки под №176 идет совх. Подоплекинский участок Вятской областной с.-х. опытной станции (оснванной агрономом Рудницким). И она как раз в 2 км. от д. Подоплёки. Я предполагаю (а Вы при возможности переспросите об этом у Николая Антоновича), что опытная станция и была как раз открыта в поч. Частоедовском (Петушки) и "поглотила его", т.к. в 1926 г. в ней уже 16 дворов "прочих", т.е. не крестьянских, 28 жителей.
А теперь предыстория.
В СНМ-1873 г. - №14283, вслед за поч. Подоплекинским, на расстоянии 2-х км. от него записан поч. Частоедовский (Петухи), как и Подоплеки он по речке Талице Малой (2-рое название - Петушиха), 9 дворов, 70 жителей.
1891 г. - В Списках землевладельцев и домохозяев сельских обществ Сунской волости Слободского уезда за 1891 г. (ГАКО 574-1-1781) - в Зоринском сельском обществе, так же идет за поч. Подоплёкинским - п. Частоедовской - 3 двора, все жители Лобановы.
1896 г. - Материалы по статистике Вятской губернии. Т. XI Слободской уезд 1896 г. Вятка, 1896-97. - Так же, в Сунской волости, следующий за п. Подоплекинским и Пинежанами - п. Чистоедовский (Петухи) - 3 двора.
1915 г. - В Справочнике по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. (ГАКО, ссылка: http://kirovgako.ru/index.php/2010-07-09-06-58-52/159--1915.html) в Сунском приходе такого починка уже нет.
Вот такое вот открытие Вы сделали, еще один населенный пункт на территории Фалёнского района. И возможно, хотя пока подождем подтверждения от Николая Антоновича, Фаленская Селекционная станция зародилась вовсе не на месте д. Подоплёки, а на месте д. Петухи!?
Интересно, что с 1859 по 1891 год сократилось население с 9 дворов до 3 дворов. Петухи отмечены на карте 1893 года (приложил фрагмент к странице деревни).
В справочнике АТД Вятской губернии 1905 починок уже не упоминается.
Я обязательно уточню Ваш вопрос у Никооая Антоновича, хотя судя по фрагменту карты выложенной ru-danko, старые Подоплеки и Петухи были расположены ближе к реке, нежели существующие Подоплеки.
Виктор Иванович! Ответ на Ваш вопрос-предположение я дал в комментариях к деревне Петухи http://rodnaya-vyatka.ru/places/81653. И кроме этого дополнительную информацию разместил в комментариях к самим Подоплекам.
Разницу в количестве дворов между 1859-73 и 1891 и даже между 1891 и 1892-96 замечал неоднократно, иногда это объясняется отсутствием четких границ между населенными пунктами или 2 деревни, записанные в одну, а здесь пока не знаю.
На форуме выложил сведения о Возженникрвых из починка Дудылевский по ревизским сказкам 1858 года. Посмотреть можно по ссылке: http://rodnaya-vyatka.ru/forum/81041
У меня появились новые сведения из ГАКО, в которых, по-видимому, содержится информация о первопоселенцах в Дудылях. По данным из известных СНМ, ранее эта деревня имела так же наименования Сидоренки и Савиновы. А по данным ревизии 1782 года в починке Дудылевский на тот момент проживали только две семьи (Овсянниковы и Вожениковы), хозяева которых «сами перешед» сюда из других деревень. Причем, старшим в семье Овсянниковых был Сидор, а младшим в семье Вожениковых – Савин. Возрастная разница между ними, вполне соответствует хронологии появления наименований в СНМ – сначала Сидоренки, а позднее Савиновы.
Ниже привожу выписку из указанных ревизских сказок. Свои комментарии в этой выписке выделил прописью.
Из ревизской сказки Сунских десятень Слободской округи, Вятского наместничества, составлена в июне 1782 года (ф. 1371, оп.1, д.188, лл 721об, 722).
В починке вновь разчистном Дудылевском
Сидор Софронов сын Овсянников – 39 лет
Оной Сидор сам собой перешед в сей починок Дудылевской той же волости из деревни Подгорской со своим семейством.
У него жена Елена Федотова дочь – 40 лет
взята Слободской округи, Вознесенской волости, из деревни …левской (возможно Кокалевской или Шокалевской)
У них сын Яков – 15 лет, холост
Дочери
Параскева - 20 лет
Агафия – 6 лет
Дети Макара Воженикова (о самом Макаре, сведений нет, вероятно, он жил в д. Шангинской, запись начинается с Исака)
Исак Макаров сын Вожеников – 22 года
Означеный Исак сам собою перешед в оной починок Дудылевской той же волости из деревни Шангинской со своим семейством
У него жена Стефанида Тимофеева дочь – 27 лет взята Слободской округи Верхосунских десятков из деревни …няковской (возможно Скорняковской) черносошная.
У него брат Савин – 12 лет
В населенном пункте д. Шаньги http://rodnaya-vyatka.ru/places/97133 и на форуме в теме Возженниковы (д. Дудыли, г. Кирс; д. Шаньги) http://rodnaya-vyatka.ru/forum/81041, разместил сведения о жителях деревни Шангинской по данным исповедных росписей 1754 и 1765 годов.
Хочу отметить любопытный факт. Один из моих предков, Макар Дементьевич Вожеников, по какой-то причине отсутствует в исповедной росписи 1754 и появляется в росписи 1765 года в возрасте уже 27-ми лет.
Дублирую здесь легенду о происхождении наименования деревни Дудыли из сообщения Максима Юрьевича в комментариях к населенному пункту Подоплеки (Подоплеки с-х станция)
«Опубликовано вс, 22/01/2017 - 00:27 пользователем Максим Юрьевич
По поводу дер.Дудули. Из распросов местных старожилов: деревня основана двумя ссыльно каторжными людьми одного звали Дудуль, другого Савель. Дата неизвестна мне.»