Раскольники в ижевском заводе.

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
ВладимирПетрови...
Аватар пользователя ВладимирПетровичПиминов

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 42 минуты назад
Регистрация: 11.02.2022 - 16:52

Изучая родословную,нашел запись в Пророко-Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода о бракосочетании предков единоверческим священником. Записаны как раскольники.Вопрос-как узнать какого согласия былии что можно ожидать от поиска документов?

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 42 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ну, собственно, выбор-то небольшой - либо Поморского согласия (беспоповцы), либо Австрийского (Белокриницкого) согласия (поповцы + некоторые общины беспоповцев). Раз венчались в церкви - то стало быть раскольники Австрийского согласия. И если они посещали единоверческую церковь - то можно надеяться найти те же самые документы, что и в церквях РПЦ. Плюс конечно же, как граждане, они должны были быть переписаны Первой Всероссийской переписью 1895-1897 гг.  (переписные листы по Сарапулскому уезду сохранились) 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Добрый вечер!

Недавно выяснила, что по одной из женских линий предки мои были раскольниками. Жили в селении Шарташском под Екатеринбургом.

В 1793 и 1812 годах нашла упоминание о них в исповедках Екатерининского собора г. Екатеринбурга.

Означает ли это, что они были раскольниками Австрийского согласия?

Пока ещё с раскольниками специально не разбиралась, поэтому хотелось бы узнать мнение сведущих людей по этому вопросу.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 42 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

"В исповедках" - т.е. они были на исповеди? У православного священника? Тогда никакие они не раскольники. Или о каком упоминании вы говорите?

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Раскольниками они были действительно, т.к. указаны:

в "Переписи раскольников подполковника Шишкова" 1742 г.

в "Подлинных раскольнических сказках 1745 г.

в РС 1747 г. Шарташа

в РС 1762 г. Верх-Исетского завода графа Воронцова

А в упомянутых исповедках за 1793 и 1812 они (т.е. раскольники Шарташа, практически всё селение) переписаны отдельно, в разделе "Раскольники Шарташского селения".

И написано в"шапке" дела, что они приписаны к Екатерининскому собору Екатеринбурга.

Так к какому же согласию раскольников их следует отнести?

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 20 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

В 18 веке точно не австрийцы. Что бы точно сказать, надо знать распространение толков и согласий староверов в конкретном регионе и в конкретно-исторический период. По Екатеринбургу не знаю. У нас на Вятке преобладали Поморские согласия (даниловцы и федосеевцы), как беспоповцы, так и беглопоповцы. В 19 веке количество уклонившихся в раскол растёт, но часть раскольников переходят во 2 половине 19 в. в Австрийское согласие или в Единоверие.

В исповедных росписях Вятской епархии раскольников я встречал, но обычно, как не явившиеся на исповедь.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Вот что интересно: в исповедной росписи Екатерининского собора за 1812 год абсолютно все старообрядцы - крестьяне, купцы и мещане с их домашними - аккуратно переписаны отдельным списком (мои Воробьёвы уже стали купцами к тому времени).

И все они как один, вероятно, были на исповеди, т.к. особых отметок "не был, по нерадению, в отлучке" ни у кого не стоит.

С другой стороны, у многих крестьян, купцов и мещан Екатеринбурга (православных), переписанных в начале этого дела, такие отметки есть.

Ещё знаю из дел в РГИА, что раскольники Шарташа строили свои молельные дома в этом селении. Наверно, там и регистрировали записи о рождении, венчании, смерти.

Иначе как объяснить, что не удаётся найти такие записи в МК православных  церквей Екатеринбурга?

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 20 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

И все они как один, вероятно, были на исповеди, т.к. особых отметок "не был, по нерадению, в отлучке" ни у кого не стоит.

Или по Духовному регламенту, или по другому Указу Петра I, но тоже в 1720-тые годы был введен штраф за неявку на исповедь и удвоение податей. Возможно поэтому часть староверов, не особо упорствующих, вынуждена была как-то приспособиться к этим условиям. Может и ходили на исповедь или со священником договорились, что бы писал их в исповедные росписи (среди священников тоже было немало противников политики Петра I, многие затаили обиду и за переплавку колоколов на пушки, и на европеизацию, и за ликвидацию патриаршего чина, и за Духовный регламент, сокращающий число монастырей и нарушающий тайну исповеди и т.д.). В 19 в. тоже было немало случаев, когда староверы переманивали священников на свою сторону.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

"...в 1720-тые годы был введен штраф за неявку на исповедь и удвоение податей"

Двойной подушный оклад был нормой для всех старообрядцев; его платили независимо от того, бывал ли человек на исповеди. Это была своеобразная плата за то, чтобы быть раскольником и тебя за это не преследовали.

Мой предок сам пишет (грамотный был!) в сказке 1747-го, что "как только записался в раскол, был положен и в подушной и в раскольнический оклад, которые плачу деньгами и зарабатываю заводскими работами бездоимочно". А получал на заводе всего 14 руб/год.

В случае с жителями Шарташа, записаны в исповедке не многие, а сотни старообрядцев (похоже, вся деревня целиком).

Может быть это была форма своеобразного учёта населения?

 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 42 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Да, именно так - учёт, не более того. Исповедная роспись здесь использована просто как записная книжка. Эти отдельные списки старообрядцев я встречал неоднократно, приписанные к ИР церквей, работавших в местностях с большим числом уклонившихся в раскол. Это не означает, что записанные люди посещали церковь или участвовали в каких-то церковных обрядах, тем более исповедовались. Возможно, священникам вменяли в обязанность "присматривать" за ними и по возможности склонять к выходу из раскола (записи о выходе из раскола встречаются время от времени).

По этим записям невозможно судить о разновидностях раскола (ну, если где-то это не указано напрямую). Учтите также, что сами старообрядческие согласия (Поморское и Австрийское) образовались сравнительно поздно - на рубеже 19-20 веков. Конечно, разные толки были и до этого, но о них можно судить только по особенностям самих вероучений - а в эти особенности служителям РПЦ вникать не полагалось.

То есть, на ваш [Lena] вопрос: "Означает ли это..." можно ответить однозначно: нет, не означает. Но возможно по особенностям быта жителей Шарташа вы сможете понять, что это были за раскольники.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Это хорошо, что ваше мнение по поводу "австрийцев" совпало с мнением (выше) Виктора Ивановича - однозначность гарантирована :-)

"...записи о выходе из раскола встречаются время от времени" - тут вообще забавная ситуация в Шарташе: в записи о браке некий человек-старообрядец сообщает, что присоединился к православию и вот венчается в православном соборе. Через несколько лет глядишь - а он снова числится в списках старообрядцев. И такие случаи не единичны, ходили туда-сюда как заблагорассудится, следуя своим интересам. И ничего, никем не возбранялось :-)

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 20 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Белокриницкая иерархия возникла в 1846 г. Да пока она дошла до Урала...

Наверняка местными краеведами по этой теме уже давно что-то опубликовано. Они свои корни лучше знают. Как вариант:

История старообрядчества с. Шарташ // Екатеринбургская неделя. 1884. № 30. С. 517–519 ; № 31. С. 533–535 ; № 32. С. 549 ; № 33. С. 565–567 ; № 34. С. 581–582.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Спасибо большое за ссылки, Виктор Иванович!!! В этих историях должно  быть много чего интересного. Надо срочно узнать, где "Екатеринбургская неделя" хранится.

Lena

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 44 минуты назад
Регистрация: 01.02.2015 - 14:49

Нашла! В электронной библиотеке Белинки.