Пользователи, интересующиеся фамилией Хлынин
Пользователь | Дата регистрации | Родина фамилии |
---|---|---|
Vladimir Angelblazer | 14.01.2019 | город Киров (Вятка, Хлынов), Город Киров, Кировская область |
Описание фамилии
Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.
Новгородский боярин ушкуйник Хлынь. С именем собственным связано наименование города Хлынов и реки Хлыновица в 1181 году , а также другие топонимы поселения Хлынино, Хлыново, улицы , проезда и тупик Хлыновский расположенный в центре Москвы. В дальнейшем от этого прозвища произошли фамилии Хлынин, Хлынов, Мухлынин и другие вариации. Ореол расселения Хлыниных прослеживается в Хлынове, Верхотуре Пермской области, на землях Московского княжества, Рязани,Тулы, Воронежа, Тамбова, Царицына,Краснодара. Фамилия наболее часто встречается у казаков.
Упоминание в "Новгородской первой летописи старшего извода ( Синодальный список) нашего предка Мирослава Несдинича Хлына в передаче ему в управление боярским посадом Великого Новгорода в 1189 году. ("Томь же лЂтЂ отяша посадницьство у Михаля и вдаша Мирошки Нездиницю")
" Въ то же лЂто рубоша новгородьце Варязи на ГътЂхъ, Немьце въ Хоружьку и въ Новотържьце; а на весну не пустиша из Новагорода своихъ ни одиного мужа за море, ни съла въдаша Варягомъ, нъ пустиша я без мира.
Въ лЂто 6697 [1189]. Святи церковь Гаврила, архиепископъ новъгородьскыи, святыя богородиця Успение въ Аркажи манастыри мЂсяця июня въ 4, на святого Митрофана. /л.49об./ Въ то же лЂто постави церковь нову архепископъ Гаврила на Жатуни въ имя святыхъ 3-и отрокъ: Анания, Азария и Мисаила, и Данила пророка. Въ то же лЂто родися Новегороде у Ярослава дъци княгыни на Рожьство богородици. Томь же лЂтЂ коньцаша церковь пишюще святого БлаговЂщеняя. Томь же лЂтЂ отяша посадницьство у Михаля и вдаша Мирошки Нездиницю."
http://litopys.org.ua/novglet/novg03.htm
Хлына в летописи не вижу. На каком основании вы ему присвоили прозвище Хлын?
В берестяной грамоте и в некоторых других упомининаниях, а в этой летписи упоминанием ещё раз зафиксирована дата получения Мирошкой в 1189 году посадничества.
(Не во всех летописях и иных записях того времени упоминаются прозвища с "фамилиями". Например, имена бояр до 1136 года современные историки - исследователи публикуют только собственные, а после до 1291 года иногда и с отчествами, и, лишь в 14-15 веках начинают фиксировать и с фамилиями произошедшими от прозвищь и т.п. Например, историк исследователь казачества 17 века Виталий Гусев публикует книги "Донской службы" по различным архивным документам и старается приводить все полные имена персонажей с различными сокращениями, прозвищами, личными автографами некоторых казаков , которые иногда не сразу похожи на настоящие фамилии. Забавно всё это читать сегодня!)
Меня больше заинтересовала в этой летописи запись про "святой образ В(е)незда Нездиниця" в 1189 году ( см. дальше). Хотелось бы найти подробнее, кто был такой святой в православной или древне христианской церкви в В. Новгороде*? ( "святого Образа ВънездЂ НЂздиниць"). На форуме Новгородцев - краеведов мне пока не удалось найти ответов, в православной "литературе" пока тоже...
Владимир, нет такого образа Внезда Нездинича. Как я понял из текста летописи, речь идет о храмах, посроенных в Новгороде на Ярославовом дворище и на Торгу. В летописи перечисляется, кем и какие храмы построены.
Буквально читаем так: Внезд Нездинич (имя боярина) построил церковь Святого Образа (очевидно, имеется ввиду образ Спаса Нерукотворного).
В православной литературе, если погуглить, этот факт тоже можно найти, например в Истории русской церкви у митрополита Макария здесь: https://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak2303.htm
И все-таки, не уходите от ответа на главный вопрос: где и в какой летописи или берестяной грамоте упоминается прозвище "Хлын"?
Благодарю за разъяснение....новое имя Внезд Нездинич...во время правления посадником Мирослава Нездинича Не(с)(з)ды
Ну да, Валентин Янин в своих "Очерках истории средневекового Новгорода" (глава- "Мирошка Несдинич и Олисей Гречин"), предполагает, что "Внезд Несдинич" был одним из братьев Мирослава, который каким-то образом участвовал в создании церкви Святого Образа, находившейся в Людином конце в ближайшем соседстве с нынешним Троицким раскопом, на котором в слоях рубежа XII—XIII вв. были обнаружены берестяные грамоты, одна — адресованная Мирошке, другая — написанная им.
Ход ваших мыслей мне ясен: фамилия Хлынин появляется в документах конца 15 века. В более ранних источниках ее нет, но проследить род оказалось возможно. Вы предположили, что она произошла от прозвища Хлын (Хлыня) и связана с вятским городом Хлынов, основанным по общедоступным сведениям в 12 веке. Проблема только в том, что в реальных источниках время основания Хлынова не указывается, а московский Хлынов появился где-то на рубеже 14-15-го веков. К тому же, современная археология не находит культурного слоя вятского Хлынова ранее 16 века. Так что гипотеза об участии вашего предка в основании города на Вятке в 12 или 14 веке не убедительна. Фамилия может иметь отношение к московскому Хлыново, но это нуждается в доказательстве.
Гипотеза – гипотезы - гипотезы…вся наша история состоит из них, предположений и не всегда убедительна даже при наличии каких-то письменных источников и совокупности фактических и косвенных данных!
Уважаемый Скайград, я не утверждал и не выдвигал гипотезы о том, что «первое упоминание о Хлынове относится к 1181 году, когда новгородские поселенцы создали поселение под названием Хлынов». Это утверждали именитые историки (вы их имена все давно знаете) в 18,19 и в 20 столетии, но современные историки (особенно последние 15 лет) почему-то хотят отрезать большую часть своей истории и начать отсчёт с 1374 года или даже позже! Кто-то даже в Википедии за прошлый год менял многократно записи на странице так, что теперь уже многие введены в искреннее заблуждение с датами и названиями города.
Я сожалею, что город Хлынов подвергся бесконечному переименованию, если сравнить с другими древними русскими городами, например, Смоленском, Тверью или даже Москвой. К чему бы это? Почему кому-то не нравится русское древнее название Хлынов? Кому оно мешает? Что плохого в конце-концов с "ушкуйниками", с которыми также связывают название Хлынов? Ну разбойничали! Ну и что? В те времена разбойниками называли всех, кто не был угоден власти...Это был "юридический термин" к нарушителям тогдашней "законности и понятий". А как мы знаем, "законы и понятия" тогда только формировались...
Гипотезы русских историков о том, что город Хлынов был создан «ушкуйниками» боярскими детьми из Новгорода в 1174- 1181 году выдвинуты не мной. Они же предполагают, что это были новгородцы «людиного конца с антикняжеским уклоном», которые ушли в преддверии похода Андрея Боголюбского на Новгород. А там среди них верховодил боярин Мирошка Несдинич по прозвищу Хлын(ь) с братьями (один из них Внезд Несдинич). Именно Мирошка Несдинич в 1189 году, вернувшись в Новгород с новыми вятскими землями в качестве "политического багажа", получил большинство голосов на вече и стал посадником Новгорода до 1205 года. Он был весьма успешным и предприимчивым «политиком», и упоминается активно в различных исторических документах и международных договорах с немецкими городами.
И прозвище Хлын(Ь) очень подходит к нему и его последующему роду, потому что у него в русском языке (древнерусском) есть два достоверных значения:
1.Хлын (ь) – нанос на заливные луга вешним половодьем (согласно легенде о городе Хлынове, заготовленные брёвна для Кремля принесло половодье к другому берегу)
2. Хлын(ь) – тихая рысь лошади.
3. И есть негативная (не достоверная), более поздняя, в конце 19 века, коннотация в русском говоре также связывая корень «Хлын» с «обманщиком в купле и продаже, барышником, кулаком» Её ввёл в оборот писатель Николай Островский, который «пострадал» от купечества и назвал литературный персонаж (купца 1-й гильдии) в своём произведении по фамилии Хлынов. Белинский растиражировал произведения Островского.
Также, следует принять во внимание, что у семейства Мирошки Несдинича были все основания получить прозвище Хлыны, потому что их земельные владения частенько страдали от весенней хлыни реки Волхов.
Сын Мирослава Димитрий с братьями, ставший также боярином посадником 1205-1207, в отличие от отца, стал укреплять «олигархическую власть своей семьи», злоупотребил властью. За это Новгородцы изгнали их из города, а владения и имущество разграбили, сожгли. Куда они все бежали из Новгорода от бояр и князя Всеволода? В город, который был создан их отцом Мирошкой Несдиничем с братьями – в ХЛЫНОВ. (За время правления Мирошки Несдинича укрепляется республиканская государственность и создаётся институт тысяцких. Мирошка представлял интересы всего боярства, но его сын Дмитр выражал интересы рода Мирошкиничей. За время новгородского посадничества род разбогател, однако после восстания против Мирошкиничей род был разорён и выгнан из города).
Вполне убедительно можно предположить, что город Хлынов и вся Вятка продолжила славную традицию военной демократии и долгое время пыталась вести свою самостоятельную политику от Новгорода и от Москвы до конца 15 века.
И наконец, 4 значение.
4. Хлын – также вполне законно можно связать и со значением реки Хлыновица и город Хлынов. Должен заметить, что никакого «московского Хлыново» не было, а были только «однодворные» поместья, а позднее превратились две деревни Хлынино в Курской и одна в Рязанской области, появившиеся там только в конце 15 века аккурат после захвата города Хлынов в 1489 году Московией. Город Хлынов и река это первое и единственное название в топонимике и гидронимике с 12 века на вятской земле и нигде больше…Увы…Река Хлыновка -Хлыновица есть только на вятской земле и нигде больше- ни в Московской области, ни в Тульской, ни в Курской…
И последнее.
Ареол проживания рода Хлыниных-Хлыновых также весьма специфичен до конца 19 века – Вятка, Новгород, Москва, Тула, Курск, Оренбург, Воронеж, Тамбов, Волгоградская область, Астраханская область, Ставропольский край и Кубань. Данный факт мной установлен и все представители ветвей дерева Мирошки Несдинича Хлыниных у меня в активной переписке.
Если смотреть далее на историю развития рода Хлынины-Хлыновых, то они больше не принимали активного участия в управлении и растворились в воинской службе – дети боярские, стрельцы, казаки. Отдельные персонажи были купцами и священно служителями. Именно этим объясняются трудности при написании беспрерывной родословной, ну и конечно, безграмотностью и бесконечным уничтожением письменных источников. Но время идёт и рано или поздно будут обязательно все необходимые подтверждения не только из Новгорода, но и из земли Хлынова. Не всё ещё раскопали!
Это не моё дело- биться за возвращение городу Хлынову его исконное имя. Лично я удовлетворён своей гипотезой, которая мне и нашему роду вполне очевидна о происхождении нашей фамилии. Тем не менее, моя поисковая работа не останавливается и есть всегда новые и интересные дополнения и сведения, которые я имею возможность записать и уточнить.
Всем доборого и светлого дня!
Ранних Новгородских топонимов на Вятке нет, есть лишь поздние отъименные 14 века, что можно связать с ушкуйниками. Но артефакты связей с Новгородом в 12-13 веках имеются. Это археологические находки в устье Моломы и некоторые гидронимы, впрочем, с окраин новгородской земли. Молома-Молога, Великая. Булгарская хроника говорит о поселении здесь в отдельном городке рядом с их крепостью Колын новгородских купцов, включая знаменитого Садко-Садыка. Приток Моломы речка Черняница, что перекликается с именем Чернява в былине о Садко. Время действия конец 12 века. Но всё это не дает основания говорит о какой-то новгородской колонизации, археология не находит численного перевеса новгородских вещей над предметами из других регионов.
Напомню еще что тюркское имя Вятского региона Ноград или Нухрат, что напоминает Новгород, но на деле связано с угорским племенем Нугра, правившего в Прикамье до появления булгар в 9 веке. Возможно отсюда неверная трактовка летописей заменивших нукратцев-вятчан на новгородцев-пришельцев.
Что касается имени Хлынова, то я вижу лишь одно вероятное происхождение, от древнего имени реки Вятки и главного города на ней - Гелон, Холун, Холын, Колын. В разных языках оно получало свои варианты.
Происхождение прозвища Хлын остается под вопросом. Косвенно оно безусловно связано с Вяткой, хлынами звали вятчан. Возможно имя и слово появились всвязи с расселением в Московии выведенных с Вятки людей (в 1391 и 1489 годах). Так как это были враги Москвы, и к тому же торговцы и разбойники, то слово Хлын получило негативную окраску.
Благодарю, Вас, Евгений Анатольевич, что вы регулярно выступаете с замечаниями и своими комментариями!
Ваше мнение для меня важно и наталкивает на размышления, и есть движение вперёд в моих исследованиях.
Ваши гипотезы про Гелон, Холун, Холын и Колын также логичны и вполне возможно, что и тут кроется историческая истина.
Время покажет - одни гипотезы так и останутся гипотезами, а другие займут своё место!
Главное, что за год нашего общения на этом сайте, я много для себя узнал про Вятку благодаря Вам! Это здорово!
Здоровья Вам!
Благодарю за лестный отзыв! Да, на сегодняшний день я, пожалуй, единственный, кто пытается как-то осмыслить и охватить всю древнейшую историю Вятского региона. Но удалось высветить только отдельные моменты, до целостного понимания далеко. Пусть другие идут дальше, мои идеи на этом исчерпаны, что-то новое уже вряд ли придумаю.