Продолжение обсуждения и дополнения Вятского календаря памятных дат
16 декабря - преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406). Почитается покровителем военно-воздушных войск.
– преставление архиепископа Иоанна (Смирнова, 1918), Иркутский, преподавал в Вятской семинарии.
- память игумении Февронии (Юферевой Феклы Семеновны, 1930). Родилась в 1870 году в Вятская губ., Котельнический у., Ключевская вол., д.Зотовцы. До 1913г. жила в деревне, занималась хозяйством, в 1914г. поступила в монастырь. Сначала это был дом в лесу для нескольких женщин; к 1905 г. община выросла до 50 человек. В 1907 г. община была официально зарегистрирована; была построена церковь в честь иконы Скорбящей Божьей Матери. Фёкла приняла монашество и была назначена настоятельницей; община уже из 100 человек перешла на монастырский устав. приговорена к ссылке в Северный край, но из-за болезненного состояния оставлена в Вятке. Умерла в заключении в 1930 г. Собираются сведения для прославления в лики святых. *90 лет преставления.
- преставление великого князя Василия III Иоанновича, в иночестве Варлаама (1533).
- преставление Андрея Ивановича Рыхлевского (1783—3.12.1830), вятский губернатор (8 декабря 1824 — 24 января 1830 гг.)
- преставление Михаила Карловича Клингенберга (ок. 1820 — 1873), вятский губернатор 6 сентября 1859 — 4 января 1863, открыты женские училища в Слободском, Сарапуле и Елабуге, уездное училище в Нолинске и воскресная школа в Вятке.
- в старину Окончание Низового Крестного хода с иконами Спаса Вятского (с 1661) и святителя Николая Великорецкого. Обходил до 17 декабря весь юг епархии: Орловский, Котельнический, Кукарский, Яранский, Уржумский Глазовский и Вятский уезды.
17 декабря ‑ великомученицы Варвары (ок. 306). Престольный праздник нижнего храма (осв. 30.12.2003) церкви великомученика Пантелеимона г.Вятка (г.киров), придел Знаменской Царево-Константиновской церкви (1817-) г. кирова, придел храма с. Каракша (1895, осв. 17.12.2018) Яранского района, храма на территории в\ч 44200 п. Юрья, придела храма с. Колобово (1850) Немского района, придела храма с. Курчум (1731, 1839) Сунского района.
Частица мощей в Пантелеимоновском и Царево-Константиновском храмах г.Вятка (г.киров). Чтимый список иконы был в Царево-Константиновской церкви г. Вятка.
Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Почитается покровительницей ракетных войск стратегического назначения, также почитается покровительницей шахтёров, работников горнодобывающей отрасли, металлургии, химической и тяжёлой промышленности, геологов, альпинистов, архитекторов.
- преподобного Иоанна Дамаскина (776). Престольный праздник придела (1773) Троицкого кладбищенского храма г. Слободской.
-преставление первого вятского епископа Александра (1678), в схиме Андрея – б. епископа Вятского и Великопермского. Вятский период жизни преосвященного Александра описал известный писатель Н. Лесков. Составил службу преп. Лонгину Коряжемскому. Благословил строить: Преображенский храм (20.04.1672) с. Великорецкого Юрьянского района, храма у большой Кордяги речки во имя Рождества Христова (1673, с. Мудрово Зуевского района), теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила въ селѣ Каринке (27.10.1673) кирово-чепецкого района, храма во имя Знаменія Божіей Матери въ селѣ Лекмѣ (20.12.1673) Слободского района.
- преставление епископа Вячеслава (Шкурко, 1937), Яранского. Расстрелян в г. Яранск, с его убиением Яранская Епархия прекратила существование до 2012 года. Панихида.
- преставление священника Алексия Дегтярёва (2017), настоятеля Предтеченского храма с. Лум Яранского района.
- памятная дата военной истории России. В этот день в 1788 году русские войска под командованием князя Григория Александровича Потемкина взяли турецкую крепость Очаков.
- день ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Космических войск (1959,1995).
- день сотрудников фельдъегерской службы России.
18 декабря ‑ святителя Гурия, архиепископа Казанского (1563).
Престольный праздник придела в Троицкой церкви (1754) с. Быстрица Оричевского района, часовни с. Цепочкино (осв. 8.11.2015) Уржумского района, придела храма с. Ошлань (1778) Богородского района, придела Филипповского храма (д.1757,1779) и левого придела Троицкого храма (1832) с. Лаж Лебяжского района
Покровителя юга Вятской земли. В конце XVI века Вятка входила в состав Казанской епархии - Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. советск). В честь них построены храмы и часовни, пребывали частицы мощей. При нем отрыт храм в Малмыже.
‑ священноисповедника протоиерея Сергия Правдолюбова (1950). Торжества в г. Кукарка (г.советск). В 1915 году был рукоположен во священника к Спасской церкви в слободе Кукарка в Вятской губернии (впоследствии город советск). В 1919 году он был назначен настоятелем Троицкого собора в Кукарке, здесь дважды был арестован. *70 лет преставления.
- преподобного Саввы Освященного (532). Престольный праздник часовни с. Лазарево (2011) Уржумского района.
– преставление митрополита Владимира (в миру — Вячеслав Михайлович Тихоницкого; 1959, Париж), Белостокский, экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов. Сын священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого, брат архиепископа Вениамина (Тихоницкого).
- почила Вел. Кн. Евфросинія (въ иночестве Евпраксія), супруга Вел. Кн. Рязанскаго Олега Иоанновича (1405).
- преставление великого князя Михаила Николаевича (1909), сын Имп. Николая I, воен. и госуд. дѣятель, ген.-фельдм., ген.-фельдцейхмейстеръ, председатель Государственого Совета.
- Николая Павловича Бехтерева (1894), историк. Родился в семье священника Воскресенского Собора, написал труд о истории Вятского края, похоронен на Ахтырском кладбище.
- Александра Степановича Верещагина (1908), историк. Сын диакона г. Уржума, окончил Вятскую семинарию, Казанскую духовную академию, преподаватель Вятской семинарии, смотритель Вятского духовного училища, заложил базу исследования местной истории.
- день учреждения Вятской епархии (1657). По соборному определению от 5 декабря волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия. В числе мотивов ее открытия приводилось то, что "оная страна грады и места имущи многочеловечны" и что "есть там немало останок языческих обычаев". В состав Вятской епархии вошла Вятская страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того, в ведение Вятского епископа отошла из Новгородской четверти Великая Пермь, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке - р. Сылва, приток Чусовой, на юге - линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере - верховья Камы и Вычегды. По решению собора 1657 года епископу вновь открываемой епархии был дан титул Вятского и Великопермского. В то время Вятская епархия заключала в себе 138 церквей.
- Русскія войска ген. П. А. Румянцева взяли прусскую крепость Кольберг (1761).
- день открытия Вятской публичной библиотеки (1837) (ныне кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена). В 1898 году по ходатайству местных властей, библиотека стала носить имя Царя Николая II с его личного согласия.
- день открытия Художественно-исторического музея (1910), ныне с 15 сентября 1989 музей братьев Васнецовых
- день подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации (2000).
- день работников органов ЗАГС (1917).
- международный день мигранта.
19 декабря ‑ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (ок.335).
Память святителя Николая также отмечается на церковных богослужениях еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
День церковной благотворительности, по примеру святого помочь в этот день ближним.
Престольный праздник южного придела (осв.6.06.1902) Троицкого кафедрального Собора г. Уржума, Никольской надвратной церкви (домовой церкви Вятского Духовного училища) (1690-1695, 1827) Трифонового мужского монастыря г.киров, Никольского храма (1822-1839) и придела Преображенского храма (1741) Николо-Великорецкого подворья Трифонового мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района, Никольской церкви (1903) и молитвенного дома (1946) г. Котельнич, храма (дер.1595-, придела с 1754- ) п. Быстрица Оричевского района, с. Воя (1821) Пижанского района, Никольских храмов (дер.1605-1775, осв.9.05.1786-1938, 1993-2001, новая осв.10.08.2007) и часовни (2005) п. Лебяжье, придела Троицкого храма (осв 17.08.1995) п. Рудничный Верхнекамского района, п. Речной (1958, осв.9.08.2000) Куменского района, храма (1996) п. Свеча, храма (1897) и часовня в честь 400-летия села (2013) с. Алешево Лузского района, с. Беляево (1892) Кикнурского района, придел (1782) и новая церковь (2007) с. Бобино Слободской район, Никольская церковь (1629, 1732, 1894- закр.1932 и вновь 2013) г. Слободской, Никольского храма с. Шестаково (1764) Слободского района, Никольского собора (1826) г. Вятские Поляны, Никольского храма п. Косино (осв. 16.09.2007) Зуевского района, с. Сырьяны (1747-1896) Белохолуницкого района, Никольского храма в районе коминтерн (2014) г. киров, придела храма п. Суна (1830), храма и часовни с. Завертная (1876) советского района, придела храма с. Адышево (1791) Оричевского района, с. Павлово (2010) Пижанского района, с. Николаевское (1896-1903) Шабалинского района, храма п. Северный (ИК-19) Опаринского района, придела Михаилоархангельского церкви (1997) г.Вятка (г.киров) (Нововятский район, ул. Мичурина, 22), Никольского храма с. Пыжа (1695, придел с 1867) кирово-чепецкого района, придела храма с. Савали (1819) и нового храма (2012) Малмыжского района, придела Троицкой церкви (1824) п. Кильмезь, левого придела храма с. Кстинино (1868) кирово-чепецкого района, молитвенный дом с. Талица Фаленского района, храма (1893-) и молитвенного дома (2000-е-) с. Кормино Арбажского района, Никольского храма с. Бисерово (2015) Афанасьевского района, левого придела Богоявленского собора (ранее Николаевского собора) г. Малмыж (1852), Никольского храма (19.12.2004) Никольского женского монастыря г.кирово-чепецк, Никольского храма г. Нолинска (ранее с. Нолинское) (д.1658-1723, к.1725-1867?, осв. 22.11.1869-1937, 2010-),
часовни над святым источником (2008) д. Мари-Ушем Яранского района, часовни над источником д. Демаки (2009) Фаленского района, часовня (26.09.2015) д. Шитово близ г. Белая Холуница, часовня на кладбище д. Каркино близ г. кирово-чепецк (осв. 18.10.2015), часовни (2001) в п. Лянгасово, часовни с. Никола (2010, осв.6.09.2014) Яранского района, часовни с. Салобеляк (осв.6.11.2013) Яранского района, часовни-столба с. Кугалки (2014?) Яранского района, часовня д. Сомовщина (осв. 3.09.2017) Юрьянского района, часовни на источнике (2014) г. Омутнинск, часовня-столб в честь иконы Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» и святителя Николая в сквере у машиностроительного завода г. Слободской (осв.3.11.2017),
придела Троицкого кафедрального Собора г. Вятка, придела церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня у Троицкого храма (1646) г. Хлынова – около места нынешнего Спасского Собора г. Вятки, северного придела Покровского храма (1876-1939) в слободе Филейка г. Вятки, древней деревянной церкви (16в) и позднее придел Троицкой церкви (1822-1895) г. Уржум, Никольского храма п. Аркуль (осв.13.07.1914-1923)Нолинского района, придела церкви (1894) Александро-Невского Филейского мужского монастыря г. Вятки, верхнего придела каменной Феодоровской церкви (1918, 1946-1962) г.Вятка (г.киров) (ул. Набережная Грина 7), придела Преображенской церкви (1752-1930-е) г. Кукарка (г.советск), первого храма с. Утманово (1800) Подосиновского района, церквей сел Ашлань и. Рождественское и часовен в селах Шурма, Ашлань и деревнях Русская Биляморь, Поташево, Буйский Перевоз Уржумского района, с. Новая Яхреньга (1879) Подосиновского района, д. Фильтяево (1810-1904) и д. Новая (1879) и д. Щеткино (1797-1880) Подосиновского района, с. Черновское (1826-1833) Шабалинского района, храма (16.09.1848) и придел храма с. Александровское (1869) Даровского района, с. Нижний Починок (1717, 1850) Опаринского района, с. Лобань (1703-1793, 1780 – осв.28.06.1802) Богородского района, Никольского храма (1615-) с. Истобенск Оричевского района, с. Троица (1808) Белохолуницкого района, с. Караванное (д.?-1873, к.1872-) Тужинского района, Преображенской церкви (1817) г. Яранска, д.Перевоз (ранее Высокая Веретея, Сухая Веретея) Нолинского района, придела храма (1788-1794) с. Васильково советского района, придела храма (1835, нов. 2008) п. Тужа, с. Ершовка (1903) Вятско-Полянского района, часовни д. Кузьминская Лузского района, придела храма с. Буйское (1834) Уржумского района, придела храма с. Рождественское (1764) Богородского района, придела храма с. Михайловское (1890) Тужинского района, придела храма с. Караул (1808) Богородского района, храм и затем придела храма (д.1646, к.1800) с. Колково Орловского района, придела храма с. Иж (1873) Пижанского района, придела храма (1761-1854) с. Старый Бурец Малмыжского района, придела храма с. Красное (1837-1914) Даровского района, придела храма с. Селезенево (1686, 1881) Зуевского района, придела Рождественского-Богородицкая церковь (1745) г. кирово-чепецка (территория бывшего села Усть-Чепца, в районе ул. Вятская Набережная), придела храма с. Вишкиль (1838) Котельнического района, храма (1621) и потом придела храма (1847) с. Кырмыж Куменского района, придела храма д. Аксеновская (1870) Лузского района, придела Воскресенского Собора (1711) п. Лальск Лузского района, придела храма с. Гоньба (1802) Малмыжского района, Никольского храма п. Медведок (1890-) Нолинского района, придела Троицкого храма (1733) г. Орлов, придела Владимирско-Богородицкой церкви (1784) п. Санчурск, придела храма с. Закаринье (1764) Слободского района, придел храма с. Верхолипово (1820) Верхошижемского района, придел храма с. Салобеляк (1770, 1868) Яранского района, придела храма (1787) с. Спасское Котельнического района, центрального придела в подвале Троицкого храма (26.03.1861) г. Яранска, придела храма с. Антипино (1844) Лузского района, с. Никола (Пиштань (Никольское)) (1822) Яранского района, левого придела храма с. Галицкое (1824)Санчурского района, Никольская деревянная с. Ихта (Богородское)(1765) Санчурского района, придел Троицкого храма с. Низево (1785, осв.1.06.1801) Фаленского района, придела храма с. Юма (1812) Свечинского района, придела храма с. Подрелье (1776) Орловского района, придел храма с. Красногорье (1841) Котельнического района, придела Воскресенского храма с. Бисерово (зюздино) (1795) Афанасьевского района, придел Казанской церкви (1844) с. Верхосунье Сунского района, придела храма с. Белая (1797-1824, осв.9.11.1824-1903, осв.20.12.1905-1930е) Фаленского района,
часовни-столба (19 в) г. Кукарка (г.советск), часовни поч. Салтыковский и д. Рычковское Белохолуницкого района, храм д. Шелыгинская (1908) кирово-чепецкого района, часовня д. Высокая Веретея (1860) Нолинского района, часовня с. Обухово (2014) Пижанского района, часовни д. Солонухино (2009) Тужинского района, храма с. Сомовщина (около 1903, бывшее с. Никольское, Никольшино, д.Самовщина, д. Сычевская) близ с. Медяны Юрьянского района, часовня д. Большая Вожгальская близ с. Верхобыстрица (1870) Куменского района, часовня починок Полом советского района, часовни д. Кузьминская (Варжа) (1877) Лузского района, часовня д. Верхопольское близ с. Ошеть Сунского района, часовня при станции спасения на водах г. Вятка.
Храмы с честь Николы Можайского: надвратного храма (1690?-6.09.1774) Предтеченского монастыря позднее на ее месте часовня-столб (1784) близ Покровского храма г. Кукарка, правого придела Покровского храма (1777-1780, 1785-) г.Кукарка, часовня(1885) с. Истобенск Оричевского района
Никольского женского монастыря (11.08. 2004) г. кирово-чепецк и Никольского женского монастыря (1995) с. Николаевское Шабалинского района.
Ранее в составе Вятской Епархии: Престольный праздник с. Большой Шокшем Уржумского уезда (1906, ныне Сернурский район Марий Эл), с. Шора (Ральники-Ульяновский завод) Уржумского уезда (1871, ныне Мари-Турекский район Марий Эл), с. Косолапово Уржумского уезда (1838, к.1882, ныне Мари-Турекский район Марий Эл), Никольский храм в Никольском Куженерском женском монастыре с. Никольское (Куженер) Уржумского уезда (1897, п. Куженер Марий Эл), правый придел храма с. Кукнур Уржумского уезда (1823, ныне Сернурский район Марий Эл), правый придел храма с. Юледур Уржумского уезда (1825, ныне Куженерский район Марий Эл), храма при Николаевской хрустальной фабрике (близ с. Шора) Уржумского уезда (1871, пос. Мариец Мари-Турекского района Марий Эл), единоверческий Никольский храм г. Сарапул (1842, ныне Удмуртская Республика).
За пределами области: придел кафедрального Свято-Троицкого собора г. Архангельска (по желанию благотворителей - вятских, орловских и слободских купцов, был освящен 18.12.1793);
Чудотворная икона св. Николая чудотворца в с. Ныроб Вятской епархии (1613, ныне с.Ныроб, Чердынского района, Пермского края)
Частица мощей святого Николая в Благовещенской церкви г. Яранска, Никольской церкви Трифонового монастыря г.киров и храме п. Нижнеивкино Куменского района.
Чтимого новоявленного образа (новоВеликорецкого) святителя Николая Чудотворца (2016) в с. Великорецкое Юрьянского района.
Чтимый список иконы Николы Можайского был в Успенском соборе г. Вятка и с. Шестаково Слободского уезда.
Чтимый список иконы святителя Николая был с. Лекма и Никольской церкви с. Шестаково Слободского уезда, в Георгиевской церкви с.Сезенево Зуевского района, с. Сырьяны Белохолуницкого района, в с. Колобово Яранского района – высечен на камне, чтимые иконы в Покровской церкви с. Юма Свечинского района, Троицкой церкви с. Усад (ныне район г. Вятские Поляны), в Ильинской церкви с. Колково Орловского района принесен из Корельской обители Архангельской губернии.
В Белоруссии в этот день совершается сугубое моление о всех во узах и темницах пребывающих.
Никольская башня Вятского кремля находилась около Троицкого Собора, на стене образ святителя Николы.
Праздник Никольской улицы (пока ул.пролетарская) г. Вятка и Никольской улицы г. Слободской.
Память Вятского братство святителя Николая (1882) которое было организовано протоиереем Стефаном Кашменским и содержало противораскольническую школу для приготовления взрослых крестьян к ведению собеседований со старообрядцами, а также 32 (в 1893) братские школы для крестьянских детей тех сел, где было распространено старообрядчество. Частично возрождено в августе 2010 при Спасском Соборе, как Вятское религиозное просветительско-миссионерское православное Братство во имя святителя и чудотворца Николая.
«Николины посиделки» - ежегодный творческий вечер почитания святителя Николая Чудотворца на Вятской земле в библиотеке Герцена.
Покровитель торговли, коммерческих директоров, менеджеров по продажам.
Николозоба (Праздник Святого Николая Чудотворца) в Грузии.
Тезоименитство царя страстотерпца Николая II Александровича.
‑ день рождения Аполлинарии Николаевны Тепляшиной (1889–1976), педагога, заслуженного учителя школы РФ, кавалера двух орденов ленина. Родилась в с. Лудяны Нолинского уезда Вятской губернии. Работала в Чистяковской школе грамотности, 2-хклассной церковно-приходской школе г. Вятки, в школе № 9 (позднее № 24). В 1992 г. на здании, где была школа № 9, открыта мемориальная доска. Тёплые строки любимой учительнице посвятил писатель А.А. Лиханов, её ученик. В 2000 г. учреждена ежегодная премия для работников муниципальных общеобразовательных учреждений г.Вятка (г.киров), добившихся высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения.
- день рождения священника Феодосия Николаевича Иванова – педагог. Окончил Вятскую семинарию, законоучитель Вятской Мариинской гимназии, настоятель Успенского собора г. Яранска, Троицкого собора г. Котельнич, священник Вятского кафедрального собора и Ахтырской церкви г. Вятка, репрессирован в 1928…далее судьба неизвестна. Реабилитирован в 1987. Автор очерков.
- Русскія войска ген.-фельдм. Г. А. Потемкина взяли турецкую крепость Ачи-Кале (Очаковъ) (1788).
- международный день помощи бедным (2000). Мероприятия в кировском центре БОМЖ.
- день снабженца в России.
- день военной контрразведки.
- *день риэлтора в России – 3-я суббота декабря.
20 декабря ‑ священномученика Петра Крестова, протоиерей (1941) - в 1938 году был отправлен в Вятлаг НКВД в кировской области. Как раз в это время его дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления, но тем не менее из лагеря отец Петр освобожден не был. Он был помещен в один барак с уголовниками, и 19 декабря 1941 года скончался в лагере от голода и болезней в лазарете Вятлага.
- преподобного Нила Столобенского (1554). Частица мощей в храме с. Лом Яранского района, храме святых мучениц Веры Надежды Любови Софии, Успенском соборе и Преображенском храме женского монастыря г.Вятка (г.киров).
‑ преставление протоиерея Симеона Гарькавцева (1978), почитается праведником г. Уржум. Панихида на могиле подвижника и исповедника веры.
- преставление архиепископа Афанасия (Дроздова, 1876), Астраханский и Енотаевский. 16 сент. 1828 г. назначен настоятелем Слободского Крестовоздвиженского монастыря Вятской епархии в сане архимандрита.
- преставление епископа Анастасия (Опоцкого; 1905), Олонецкий и Петрозаводский. 17 ноября 1891 года назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии.
- преставление Юрия Владимировича Тухаринова (3 мая 1927 — 20 декабря 1998), генерал-полковник. Родился в Вятке, сын репрессированного инженера. Первый командующий 40-й общевойсковой армией осуществивший ввод войск в Афганистан. Установлена мемориальная доска на музее космонавтики г.Вятка (г.киров).
- день рождения Николая Ивановича Шаклеина (20.12.1943), губернатор кировской области с 14.01.2004 по 14.01.2009 года, награжден церковными орденами: преп. Сергия Радонежского II степени и благ. царевича Дмитрия Угличского.
- день сотрудника органов государственной и национальной безопасности (1653). праздник сотрудников ФСБ, СВР, ФСО и других российских спецслужб. Прообразом отечественных органов государственной безопасности можно считать знаменитую «тысячу лучших слуг», указ о создании которой Иван IV Грозный подписал в октябре 1550 года. Профессиональным органом стал созданный в 1653 году Приказ тайных дел, далее при Петре I занимались две структуры: Преображенский приказ и Тайная канцелярия. В 1880 году Царь Александр II образовал Отделение по охранению общественной безопасности и порядка.
- международный день солидарности людей.
21 декабря – преставление Ивана Александровича Ильина, русского философа (1954). В 2005 прах принесен на Донское кладбище г. Москвы. Панихида.
- день принятия Герба Вятской губернии (8.12.1856).
- день работников производственно-технических служб уголовно-исполнительной системы.
- международный день короткометражного кино (2011). Акция показа накануне в библиотеке им. А. Герцена
Батюшка благославите!По игумении Февронии Юферовой можно спросить где была их община?(мои предки из тех мест где она жила)
Это нынешний Шабалинский район, здесь на сайте есть информация о закрытии https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3904/112147
спасибо
1533, декабрь. Великая Княгиня Елена Глинская, чтобы обеспечить права сына на власть, приказывает заточить в тюрьму обоих своих деверей. Один из них, удельный князь Юрий Иванович Дмитровский, попытался выдвинуть свои права на великокняжеский престол.
1537, 11 декабря. Смерть удельного Князя Андрея Ивановича Старицкого. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.
1543, 28 декабря. Казнь Князя Андрея Шуйского, главы боярской партии, по приказу Великого Князя Иоанна Васильевича.
1546, 13 декабря. Совет Великого Князя Иоанна Васильевича с митрополитом Макарием по поводу предстоящей женитьбы.
1546, 14 декабря. Молебен митрополита Макария по поводу предстоящей свадьбы Великого Князя Иоанна Васильевича в Успенском соборе Московского Кремля.
1546, 15 декабря. Совет в митрополичьих палатах Московского Кремля митрополита Макария с боярами, включая и опальных, по поводу предстоящей женитьбы Великого Князя Иоанна Васильевича и его венчания на Царство.
1546, 17 декабря. Встреча Великого Князя Иоанна Васильевича с митрополитом Макарием и боярами, на которой он заявил о своем намерении жениться и "поискать прародительских чинов", чтобы венчаться на Царство. Митрополит и бояре одобрили это решение.
1560, декабрь. Освященный Собор для расследования причин смерти Царицы Анастасии Романовны, осуждение Адашева и Сильвестра.: первый заключен в тюрьму, второй сослан на Соловки.
1563, 31 декабря. Успение святителя Макария, митрополита Московского и Всея Руси. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
1564, 3 декабря. Отъезд Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича вместе с женой и ближними боярами из Москвы в Александровскую слободу.
1564, 25 декабря. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич посылает в Москву из Александровской слободы две грамоты. В одной он обращается к народу с заверениями в добрых чувствах по отношению к нему. В другой, адресованной митрополиту, обвиняет бояр и священство в измене и объявляет о намерении отречься от престола. Многолюдная народная депутация умоляет царя вернуться.
1568, 20 декабря. В Москве печатниками Никифором Тарасиевым и Невежей Тимофеевым напечата Псалтырь.
1569, 23 декабря. Смерть святителя Московского Филиппа. Погребение в Успенском соборе Московского Кремля.
1580, декабрь, - 1581, январь. Земский Собор просит Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича завершить Ливонскую войну.
1598, 6 января. Смерть благоверного и благочестивого христолюбивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича. Царствующая династия Рюриковичей пресеклась.
Вот что еще нашел про нее -
ЮФЕРЕВА Фекла (Феврония) Семеновна,
родилась в 1870 в деревне Зотовцы Котельнического уезда Нижегородской губ. Получила начальное образование. Пострижена в мантию с именем Феврония. Игуменья. В 1924 — подвергалась аресту «за сопротивление органам Советской власти». 30 сентября 1929 — арестована как «участница контрреволюционной монархической церковной организации», 3 февраля 1930 — приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Северный край.
Вот нашел(не знаю на Вятке знают про нее) .Получается моя дальняя родственница.Торопова Алевтина, игумения Игумения Алевтина (Торопова) (1864–...) Александра Феодоровна Торопова родилась в 1865 году в деревне Торопово Коврижской волости Вятской губернии в крестьянской семье. Образование она получила домашнее, 24 марта 1883 (по другим данным – в 1885, 12.02.1886) года поступила в Козьмодемьянскую женскую монашескую общину, ставшую впоследствии монастырем, в 1890-м была облачена в рясофор. Матушка проходила в обители различные послушания, среди которых сборное (1886-1887), просфорное (1888), трапезное (1889), 9 марта 1905 года была пострижена в монашество с именем Алевтина, 27 февраля 1916-го указом Святейшего Синода утверждена настоятельницей монастыря и впоследствии возведена в сан игумении. Служение матушки в Свято-Троицкой обители продолжилось и в советское время. В марте 1919 года в монастыре проживали 300 сестер, действовали рукодельная, белошвейная, живописная, ризная, строчильная, столярная, сапожная мастерские, школа и богадельня. В мае того же года в стенах обители расположился Губернский земельный отдел, под который были отобраны три корпуса и трапезная. Положение было настолько тяжелым (например, в монастыре имелось всего две коровы, остальные были реквизированы), что игумения Алевтина обращалась в органы власти с просьбой о возврате коров для поддержания страдающих без питания больных, а в заявлении, поданном в мае 1919 года, просила не захватывать другие монастырские помещения, так как негде селить сестер. Оба прошения были оставлены без последствий. Несмотря на гонения, Свято-Троицкая обитель, руководимая матерью Алевтиной, продолжала нести людям свет Христовой веры. Конечно же, такое положение дел не устраивало советскую власть. На основании постановления ревкома комиссия по отделению Церкви от государства 31 августа 1921 года приняла решение о закрытии Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Поводом к этому стал якобы существовавший в то время в городе жилищный кризис, предстоящее прибытие из охваченных голодом районов МАО около 200 детей, необходимость помещений для культурно-просветительских учреждений в связи с открытием в Козьмодемьянске сельскохозяйственного техникума. К моменту закрытия число насельниц в обители по неполным данным составило 37 человек, остальные проживали поблизости от монастыря или уехали на родину. В помещениях обители разместились детские ясли, патронат для увечных воинов, общежитие партийной школы. Находившаяся в настоятельском корпусе домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 12 сентября 1921 года была упразднена, а Свято-Троицкий храм зарегистрирован в качестве приходского. Некоторые монашествующие были арестованы. Игумения Алевтина (Торопова), например, в 1921 году привлекалась к ответственности за попытку спасти от разграбления монастырское имущество, а летом 1922 года арестовывалась по ложному обвинению в контрреволюционной пропаганде и находилась под следствием в течение нескольких месяцев. Свято-Троицкий монастырский храм действовал в качестве приходского до 1934 года. Именно при нем подвизались до начала 1930-х годов остававшиеся в Козьмодемьянске и окрестностях бывшие насельницы монастыря, возглавляемые игуменией Алевтиной. В большинстве своем они занимались рукоделиями или работой по найму, несли церковные послушания. В сентябре 1929 года в состав Троицкой религиозной общины входило 35 матушек. О дальнейшей судьбе игумении Алевтины (Тороповой) известно не много. Последнее, по времени, обнаруженное документальное свидетельство о ее проживании в Козьмодемьянске относится к маю 1931 года. Дата кончины матушки и место ее погребения к настоящему времени не выяснены. Ю. Ерошкин
http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=igumeniya-alevtina-toropova это ссылка про игумению Алевтину Торопову
благодарю...это ценная информация
Отец Андрей, здравствуйте! Предлагаю новую дату для Вятского календаря: 21 декабря 1921 г. - день освящения Покрово-Богородицкой церкви села Покровского (дер. Синцы) Орловского района.
Церковь построена по проекту архитектора Чарушина И.А. на средства прихожан без участия вятской большевистской власти. Примечание: фото документов на эту церковь я выслал на Вашу эл. почту.
Хорошо, получил
Отец Андрей, здравствуйте! Для рассмотрения к добавлению в Вятский календарь исторические даты на январь:
1542, 2 января. Переворот в Москве под водительством Шуйских. Князь Иван Шуйский захватывает власть и отправляет князя Ивана Бельского на Белоозеро.
1547, 16 января. Венчание на царство Великого Князя Иоанна Васильевича по благословению его отца Великого Князя Василия Иоанновича в Успенском соборе Московского Кремля. Помазанник Божий. Первый русский боговенчанный Царь и Великий Князь Всея Руси.
1558, январь. Начало Ливонской войны с Ливонским орденом.
1563, январь - февраль. Взятие Смоленска и Витебска, русские войска овладели Полоцком и заняли воеводство Полоцкое. Русь заключает союз с Данией против Польши и Швеции.
1565, 5 января. Введение опричнины. Страна разделяется на две части: в одной сохраняется прежняя система управления во главе с Боярской думой, другая переходит под управление Царя и лично преданных ему служилых людей - опричников (прежние владельцы земель и вотчинники получают возмещение или сами входят в опричнину).
1569, 21 января. Взятие в опричнину Ростова и Ярославля.
1570, январь - февраль. Поход Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича на Новгород, аресты и казни заговорщиков.
1577, 31 января. В Александровской слободе печатником Андроником Тимофеевым Невежей напечата Псалтырь.
1578, январь. В Москве подписано второе перемирие России с Речью Посполитой (на период Ливонской войны) на три года.
1580, 15 января. Освященный Собор Русской Церкви, состоявшийся при митрополите Антонии, был посвящен ограничению церковного и монастырского землевладения, а также конфискации княженецких вотчин, переданная монастырям.
1582, 15 января. Заключение Ям-Запольского перемирия (Ям-Запольский мир) между Русским Царством и Речью Посполитой.
1594, 25 января. Смерть по неизвестной причине благоверной Царевны Феодосии Федоровны, последней законной наследницы угасающей династии Рюриковичей. Погребена в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля. С 1930 года - в подвальной палате Архангельского собора.
1598, 6 января. Смерть благоверного и благочестивого христолюбивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича. Царствующая династия Рюриковичей пресеклась.
Отец Андрей, посмотрите, пожалуйста, еще несколько исторических дат на февраль:
1547, 3 февраля. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич сочетался браком с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина из старинного рода Кошкиных.
1547, 17 февраля. Пешее паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича в Троице-Сергиев монастырь с Царицей Анастасией и братом, князем Юрием Васильевичем.
1547, 26 февраля. Освященный Собор Русской Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания 14 угодников Божиих и 9 местночтимых святых.
1549, 24 февраля. После всенародного молебна на Красной площади состоялось обращение Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича с Лобного места к представителям народа и боярства с призывом ко всеобщему примирению.
1549, 27-28 февраля. Созыв Земского собора ("Примирительного") в Московском Кремле, принявшего уложение об освобождении детей боярских от наместничьего суда.
1551, 23 февраля. Освященный Собор в Московском Кремле утверждает кодекс правовых норм Русской Церкви и благочестивого быта православных христиан, состоящий из ста глав. Отсюда - укоренившееся с XVII века наименование сборника соборных постановлений "Стоглав" и название самого Собора Стоглавым.
1556, февраль. Нападение шведов на Орешек. Боевые действия русских войск под командованием воевод П.И. Щенятева и Д.Ф. Палецкого (до 50 тысяч воинов).
1560, февраль. Возобновление войны в Ливонии. Магистр Кетлер, вступив в союз с Польшей, нарушил перемирие.
1560, 20 февраля. Умер единственный сын Князя Юрия Васильевича и Княгини Иулиании Дмитриевны Княжич Василий Юрьевич, племянник Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича.
1563, январь - февраль. Взятие Смоленска и Витебска, русские войска овладели Полоцком и заняли воеводство Полоцкое. Русь заключает союз с Данией против Польши и Швеции.
1570, январь - февраль. Поход Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича на Новгород, аресты и казни заговорщиков.
1570, февраль. Поход Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича на Псков.
1573, февраль-март. Повторное предложение Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу польсклй короны литовским послом Михаилом Гарабурдрй ввиду неспособности и нежелания французского герцога Анри Анжуйского, избранного польским Королем, исполнять свои обязанности и бегства его во Францию.
1581, февраль. Новый поход Короля Стефана Батория на Русь.
1582, февраль. Прение о вере Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича с папским нунцием Антонио Поссевино.
благодарю...учтем в издании