Пользователи, интересующиеся фамилией Шабардин
Пользователь | Дата регистрации | Родина фамилии |
---|---|---|
Дмитрий Лысов | 11.10.2011 | деревня Абрамичи (Медвеженский, Ильмовский 2-й), Оричевский район, Кировская область |
Дмитрий Лысов | 11.10.2011 | деревня Захаровцы (Тюлькинский), Оричевский район, Кировская область |
Дмитрий Лысов | 11.10.2011 | займ. Липовское (Орловский уезд; Березовский стан, Илганская волость, Коршинский десяток) |
Жанна | 29.08.2012 | Шабарденки, Оричевский район, Кировская область |
Michael | 25.04.2016 | деревня Елесины (Раковский), Оричевский район, Кировская область |
Michael | 25.04.2016 | деревня Березник, Оричевский район, Кировская область |
Ксения Шабардина | 29.08.2016 | деревня Шабарденки (Салтыковский), Оричевский район, Кировская область |
Таня Водолей | 17.01.2017 | деревня Масленниково (Становской и Колыгинской), Оричевский район, Кировская область |
Валерий Никитин | 11.03.2017 | деревня Сивая, Оричевский район, Кировская область |
siyaii | 21.11.2017 | деревня Шабарденки (Салтыковский), Оричевский район, Кировская область |
Volha | 09.05.2018 | |
stmigen | 25.06.2019 | деревня Абрамичи (Медвеженский, Ильмовский 2-й), Оричевский район, Кировская область |
Михась | 24.08.2014 | Ильмовский(Медвежонки,Абрамичи),Орловского уезда. |
Ирина В. Поляны | 08.05.2021 | Удмуртия |
Vavilinas | 28.04.2022 | село Адышево, Оричевский район, Кировская область |
Ольга1987 | 02.10.2023 | деревня Абрамичи (Медвеженский, Ильмовский 2-й), Оричевский район, Кировская область |
Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина
Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)Шабардин
Родовое прозвище - шабарда (СПб-подп) - группа подростков из бедных семей.
Родовое прозвище - шабарда (общ) кто шатается, баклушить, шляется праздно.
Московский род с 1616 г.
Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:
Памятная книжка за 1908 год
Информацию о распространенности фамилии Шабардин на Вятке и в России смотрите здесь.
Описание фамилии Шабардин
По одной из версий, фамилия Шабардин образована от имени Шабарда (Шеварда), которое представляет собой диалектный вариант древне-татарского имени Шахмерден («царь храбрых»).
До появления русских землепроходцев в адышевской местности проживали родовые общины северо-удмуртской группы племен Ватка, расселившейся на значительной территории между реками Чепца и Молома. Один из родов этой группы носил имя «Беня» от древне-тюркского «байнак», что означает «ящерица». Ящерица считалась прародителем, покровителем и божеством этого рода. Род имел святилище – куалу – из сруба с жертвенным очагом внутри и полкой – мудором, на которой стоял идол – ящерица и ставились жертвоприношения. Куала располагалась на месте позднейшего селения Бонево (от имени Беня). Заселение русскими адышевской округи проходило в конце XIV – начале XV веков на фоне межусобиц в клане нижегородско-суздальских князей, ставших в 70-80-х гг. XIV столетия владетельными князьями Вятки, а также их борьбы за независимость против великодержавной объединительной политики Москвы.
Во взаимной борьбе противные силы нередко привлекали на свою сторону татар. В ходе этих событий в 1391 году золотоордынские татары под водительством Бектута провели первый опустошительный набег на Вятку, позорили её, «…а люди посече, а иных в полон поведе»: Ослаблением нижегородско-вятских князей пользуется Василий I Московский, которому в 1392 впервые, а затем в 1393 году удалось получить у хана Золотой Орды ярлык на Нижний Новгород и взять нижегородские села Никульцино, Кстинино, Кирдяпино, Каримо. Нижегородские князья Семен и Василий Дмитриевичи при помощи прикамских татар царевича Сентяка, Ейтяка или Еятака пытаются вернуть себе «дедины» и «отчины», но неудачно. За оказанную нижегородским князьям помощь воины Сентака на Вятке в районе села Карино наделяются Дмитриевичами земельными пожалованиями. Поселившихся здесь татар стали называть карийскими. По-видимому, отдельные татарские семьи выселяются в адышевскую местность.
О проживании татар на адышевских землях говорят названия поселений. Наименование собственно Адышева происходит от татарского слова «Адыш», что означает «стрелок». Поселение, а может быть, застава адышей дало наименование селу. Неверно широко распространенное мнение о том, что имя села происходит от словосочетания-созвучия: «Ад дышит». Адышево – это поселение (застава) адышей – стрелков из лука. Татарского же происхождения является наименование деревни Шабарденки. Оно образовано от слова «Шаймарден», переводимого с татарского как «царь храбрых». Шабарденки – это деревня, где ранее проживали жители, гордящиеся своей принадлежностью к воинскому отряду «царя храбрых» – Шабардины. Татарское название имеет также небольшая речушка, протекающая между селом Адышевым и деревней Полом – Пыртик, что переводится как «мост», «место переправы».
По одной из версий, фамилия Шабардин образована от имени Шабарда (Шеварда), которое представляет собой диалектный вариант древне-татарского имени Шахмерден («царь храбрых»).
До появления русских землепроходцев в адышевской местности проживали родовые общины северо-удмуртской группы племен Ватка, расселившейся на значительной территории между реками Чепца и Молома. Один из родов этой группы носил имя «Беня» от древне-тюркского «байнак», что означает «ящерица». Ящерица считалась прародителем, покровителем и божеством этого рода. Род имел святилище – куалу – из сруба с жертвенным очагом внутри и полкой – мудором, на которой стоял идол – ящерица и ставились жертвоприношения. Куала располагалась на месте позднейшего селения Бонево (от имени Беня). Заселение русскими адышевской округи проходило в конце XIV – начале XV веков на фоне межусобиц в клане нижегородско-суздальских князей, ставших в 70-80-х гг. XIV столетия владетельными князьями Вятки, а также их борьбы за независимость против великодержавной объединительной политики Москвы.
Во взаимной борьбе противные силы нередко привлекали на свою сторону татар. В ходе этих событий в 1391 году золотоордынские татары под водительством Бектута провели первый опустошительный набег на Вятку, позорили её, «…а люди посече, а иных в полон поведе»: Ослаблением нижегородско-вятских князей пользуется Василий I Московский, которому в 1392 впервые, а затем в 1393 году удалось получить у хана Золотой Орды ярлык на Нижний Новгород и взять нижегородские села Никульцино, Кстинино, Кирдяпино, Каримо. Нижегородские князья Семен и Василий Дмитриевичи при помощи прикамских татар царевича Сентяка, Ейтяка или Еятака пытаются вернуть себе «дедины» и «отчины», но неудачно. За оказанную нижегородским князьям помощь воины Сентака на Вятке в районе села Карино наделяются Дмитриевичами земельными пожалованиями. Поселившихся здесь татар стали называть карийскими. По-видимому, отдельные татарские семьи выселяются в адышевскую местность.
О проживании татар на адышевских землях говорят названия поселений. Наименование собственно Адышева происходит от татарского слова «Адыш», что означает «стрелок». Поселение, а может быть, застава адышей дало наименование селу. Неверно широко распространенное мнение о том, что имя села происходит от словосочетания-созвучия: «Ад дышит». Адышево – это поселение (застава) адышей – стрелков из лука. Татарского же происхождения является наименование деревни Шабарденки. Оно образовано от слова «Шаймарден», переводимого с татарского как «царь храбрых». Шабарденки – это деревня, где ранее проживали жители, гордящиеся своей принадлежностью к воинскому отряду «царя храбрых» – Шабардины. Татарское название имеет также небольшая речушка, протекающая между селом Адышевым и деревней Полом – Пыртик, что переводится как «мост», «место переправы».
Уважаемые потомки Шабардиных!
Кому удалось найти своих предков ниже 1710 года? Подскажите, где они прячутся? Сколько ни смотрю, эта фамилия не мелькнула ни разу
Харбин, 1902 год
1917 год, Ижевский завод