Азиатцев

Пользователи, интересующиеся фамилией Азиатцев

ПользовательДата регистрацииРодина фамилии
Илья Суворов15.11.2017село Козлово, Сарапульский район, Удмуртская Республика
dimians15.05.2019деревня Сыропятово, Сарапульский район, Удмуртская Республика
dimians15.05.2019город Сарапул, Сарапульский район, Удмуртская Республика
dimians15.05.2019село Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская Республика
ДмитрийСарапул07.10.2021
Aleksei.А04.01.2023село Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская Республика

Книга Вятских Родов

Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина

Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)

Азиатцев

Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:

Памятная книжка за 1890 год

Информацию о распространенности фамилии Азиатцев на Вятке и в России смотрите здесь.


Описание фамилии

Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.

Комментарии

Аватар пользователя Илья Суворов

Библиотека краеведа. Выдержка из книги "Под звездой Заратустры". В. Буторин.

Населенные пункты в Каракулинском районе зарождались в разное время, но в основном в XVI -  XVIII в.в. С последовательным расширением русских владений на восток и все развивающейся колонизацией русские вступали в более или менее частые отношения с пограничными кочующими народами, у которых находились в рабстве пленники, захваченные туркменами в Афганистане и Персии и перепроданные киргиз - кайсаками и др. При первой возможности эти пленники - рабы сбегали на сибирские линии и отдавались во власть русским. Их обращали в христианство и крестили, часть их брали к себе в услужение богатые люди, остальных доставляли в Московскую губернскую канцелярию.

Повелением сената в царствование Екатерины II было предписано канцелярии "опрашивать кто из них в какие дворцовые волости пожелает поселиться, туда их и отправлять на поселение: там, пока они не навыкнут русским обрядам и знанию языка, содержать на казенном коште и приводить в обычай, чтоб могли против прочих обзаводиться".

Вообще, впредь, "посылаемых в Москву из Оренбурга и из Сибири крещеных "азиатцев" партикулярным людям в услужение за деньги не отдавать и по приводе их в Москву того же дня дворцовой канцелярии на содержание и пропитание казенное принимать без замедления, дабы оные в пропитании и одежде ни малейшей нужды претерпевать не могли". Сами азиаты, не зная совсем России, не могли указать места для своего поселения, посему повелено было отправить их те волости, где тамошние крестьяне могли знать их язык и земли было бы довольно, а особенно в Казанскую и Оренбургскую губернии и, если нельзя поселить всех вместе, разделять персиян от калмыков, а врозь не разбивать".

В двух названных губерниях имелись дворцовые волости Сарапульская и Каракулинская, "в которых уповательно, что тамошние крестьяне, по смежности с ними башкирцев и татар, язык их знать могут".

В силу таких соображений, на первый раз, по определению дворцовой конторы, велено отправить 54 "персиянина" и прочих наций в Сарапульскую, а 18 калмыков в Каракулинскую волость. Отправлены они были на 20 ямских подводах до Казани с поручиком Худалеевым и переводчиком капралом Аврамом Ресметовым и тремя солдатами.

Само правительство отправляло в Сарапульский уезд довольно своеобразных поселенцев - азиатов : персов, хивинцев, афганцев, бухарцев и "белых арапов".

В конце XIX века современники отмечали, что в Сарапульском уезде " среди местного населения, с преобладающим более русым цветом волос, встречаются мещане и крестьяне с черными , как смоль, волосами и бородой, с особенным складом смуглого лица : они носят фамилии - азиатцевых".

Обращает внимание явная забота и опека правительством таких переселенцев. Отправка их в дальние волости сопровождалась подробными приказами и разъяснениями сопровождающим и  встречающим ; предписывалось кормить их дорогой на 5 копеек в день, обид никаких "не чинить  и других до того не допускать" под угрозой немалого штрафа. По прибытии пленных в Каракулинскую волость " объявить управительских дел управителю того же числа, в которое они приведены будут неотменно " ( т.е. без промедления и задержки ) и передать под расписку.

Управители обязаны были раздать "азиатов" на год для обучения русскому языку и местному укладу жизни старостам и "надежным крестьянам" и по два - три - четыре человека с последующим "подтверждением" результатов обучения. В течении всего этого года пленные должны были получать от казны по 5 копеек в день на человека , " а дабы те деньги до тех пленных доходили всегда сполна за тем и кому розданы будут, наипрележно смотреть , да и самим им, управителям, от того удержаться, под опасением : хотя малая от кого какая в чем произойдет жалоба, за то управители будут штрафованы и, сверх того, с управительств сменены и из команды выключены, а старосты и крестьяне наказаны будут непременно".

Руководством для некоторых современных горе - начальников могут стать старинные "инструкции" по содержанию переселенцев. " По прошествии года, способных к ведению хозяйства, поселить между крестьянами, к крестьянским обрядам которых они наиболее могли навыкнуть ", и построить им из казенного кошта по крестьянскому обыкновению дворы и купить им каждому по две лошади, по одной корове, по две овцы да одежды, по три рубах с порты, по шубе каждому, шапке и по рукавицам и раздать каждому на лицо с расписками и выделить им из крестьянских угодий , против прочих крестьян надлежащее число земли и прочих угодий или сколько по рассмотрению семейства надлежит, и первый год ту пашню обсеменить казенными семенами, а на пропитание давать хлеба, пока у них свой хлеб не поспеет, считая на каждого мужа с женою: ржи по четыре четверика в месяц ; и на покупку полевых и других инструментов дать из казны денег по три рубля каждому , и во всем удовольствовать их против живущих в тех волостях крестьян".

Запрещалось чинить препятствия бракам с местными жителями, в то же время не неволить новокрещенных к ним, так сказать, под личную ответственность "управителей".

Таких "азиатов" по 1777 год поселено было в уезде 308, из них 124 мужчин.

Льготы и послабления для новых поселенцев были поистине царскими. Пока пленные обзаводятся и "в то ж (крестьянское) состояние придти могут дать им от всяких податей и работ каждому шесть лет льготы так, как и опубликовано мая 20 дня 1763 года состоявшимся манифестом, польским выходцам , при поселении в дворцовые волости, дать велено".

То есть политика царского самодержавия к безвестному "калмыцкому" люду была такой же , что и к польским переселенцам , положение которых всегда было выше , чем у азиатов. Кроме того , предписывалось о пленных рапортовать ежемесячно.

Что такое 5 копеек в день на душу и достаточно ли этого подарка от казны сравнить сегодня трудно. Но, то ли этого было все же недостаточно, то ли (несмотря на строжайший запрет) в такой стране как Россия , часть денег , отпускаемых на содержание несчастных беглецов, все же до кое - кого не доходила, а жили они в первое время, по- видимому , не сладко. Можно предположить последнее, исходя из того , что даже через 15 лет зарплата мастерового Ижевского завода составляла в день в среднем 3,2 - 4,2 копейки.

Проезжавший через Сарапул в 1778 г. директор экономии Депрейс получил от "азиатов" прошение "о просвещении их святым крещением". В прошении отмечен имеющий место "факт" и , похоже не единичный , каннибализма среди переселенцев. " Хотя некоторые из них и крещены - де были прежде поселения в Сарапул, но, находясь между своими братьями некрещеными, забыли христианскую веру, ели мертвечину и разные непозволительные яства".

Впрочем , реальными причинами того могли быть и иные, скажем, недород или просто неспособность бывших кочевников устраиваться на земле, пахать ее, разводить скот и беречь семена для будущего сева. Но предполагать свирепый голод или мор среди людей того времени не приходится, т.к. это не обошло бы внимание историков.