Изгнание кикиморы в Яранском уезде в прошлом столетии

"ЧЕРТОВЩИНА КАКАЯ-ТО!"

(публикуется впервые).

Из Журнала Вятской духовной консистории от 28 октября 1906 г.

Господин секретарь духовной консистории И. С. Борзецовский вошёл в присутствие с докладком от 05 ноября 1903 г. за № 157 следующего содержания. Старший помощник правления канцелярии вятского губернатора сегодня по телефону сообщил мне, что к Его Превосходительству поступило донесение яранского исправника о происходивших в доме диакона села Упши Яранского уезда Димитрия Фокина явлениях духа в виде человека, бросавшего разные вещи в доме диакона. Для более обстоятельного ознакомления с этим донесением мною немедленно же поручено было столоначальнику Аркадию Швецову отправиться в канцелярию г. губернатора и ознакомиться с показанным донесением. Исполнивши это поручение, столоначальник Швецов словесно доложил мне о нижеследующем:

«яранский уездный исправник, на основании донесения станового пристава доводит до сведения г. губернатора, что во вновь построенном доме диакона Фокина в последнее время обнаружены необычайные явления, заключающиеся в том, что с внешней стороны его дома по вечерам сначала слышался шелест в стене и стук в окна, а затем в дом появлялся дух в виде человека и сбрасывал с мест некоторые вещи, как то: крышку с самовара, жареный картофель с шестка печи и т. п. И что очевидцами подобных явлений были и посторонние лица, являвшиеся в дом диакона Фокина из любопытства. Желая проверит эти явления лично на месте, становой пристав приезжал в дом диакона 09 минувшего октября, но убедиться ему в том не удалось. Диакон же Фокин, как далее доносит исправник, чтобы избавиться от явлений духа, 13 октября пригласил к себе в дом колдуна – своего прихожанина черемисина, который для изгнания духа взял черемуховый прут и производил с ним по углам дома разные нашёптывания и заклинания, дозволяя себе при этом и скверные, ругательные слова, - и дух исчез».

Вследствие сего консисторией было постановлено: с препровождением доклада предписать местному благочинному доставить в консисторию подробные и точные сведения по изложенному в докладе, проверив обстоятельства дела, если потребуется, свидетельскими показаниями. Исполнено сие постановление 26 ноября 1903 г. за № 20708. Подтверждено 17 февраля 1904 г. за № 2136-м.

Из представленной переписки усматривается следующее.

Диакон, состоящий на псаломщической вакансии при церкви села Упши Яранского уезда, Димитрий Фокин в подлинном рапорте на имя местного священника Иоанна Решетова объяснил, что 02 октября 1903 г. в 11 часу вечера снаружи дома, когда они уже спали, кто-то постучал в окно, через несколько времени стук снова повторился. Сестра его, диакона, Мария Иванова Фокина, посмотрела в окно, но никого не видела. Также самое было в ночь на 04 октября, но только в разные окна дома. Предполагая, что кто-либо пугает, и думая найти следы, утром рано он, Фокин, обошёл дом снаружи, но следов не видал. На 05 октября были тот же стук в окна, и в пол как бы какой-либо палочкой, зажгли огонь, ничего не стало. Но стук в окна продолжался 05 октября после литургии. О сём он, Фокин, заявил ему, Решетову, и попросил его отслужить молебен в его, диакона, квартире. После молебна пригласил к себе крестьянина села Упши Егора Иванова Желонкина. При нём был стук в кухне. В ночь на 07 октября ночевал у него, Фокина, крестьянин починка Покровского Александр Шариков. Когда же стук начался, он, Фокин, послал его, Шарикова, за диаконом Симеоном Филимоновым. И как ни старались следить, но ничего узнать не могли. В следующие ночи на 08 и 09 октября был стук в окна, в пол и кидание разных предметов на пол, как то сырой картофелью, которая была в подполье, луком, валенками и т. п. Кроме сего было хлопанье в ладоши и выщелкивание пальцем.

09 октября в 08 часов вечера пришли в его, Фокина, квартиру диакон Симеон Филимонов, г. урядник Дождиков и крестьянин дер. Люмпан Евфим Тимофеев Мосунов. Когда же начался стук, и бросило луковицей, урядник сходил за г. становым приставом 3-го стана Яранского уезда. Но г. становой пристав был в его, Фокина, квартире недолго. Как только бросило обломком от тарелки, пристав ушёл на квартиру и более не приходил. Между тем как остальные лица пробыли в квартире до полуночи. Действия духа прекратились в ночь на 13 октября, в то самое время, когда он, о. Решетов, был со св. дароносицей, после чего в квартире его, Фокина, никакого стуку не было. Было исполнено то, что о. Решетов советовал ему, Фокину, а именно: все стояли на молитве, зажжена была лампадка, а также все стены были окроплены св. водой. Кроме сего выше изложенного он, Фокин, уведомил его, Решетова, что к себе в дом кудесника не приглашал. В ночь на 12 октября был черемисин дер. Малой Турши Матвей Тихонов, но он пришёл не по приглашению его, Фокина, а из любопытства, узнать, что делается у них в дому. И пришёл он не из своего дома, а из деревни Упши, где был в гостях у своей родни. По сему пришёл он пьяный и предполагая, что ему подадут вина, взял рябиновый прут, стал хвостат по полу и сквернословиться. В то время он, Фокин, был в церковно-приходской школе на спевке с любителями церковных песнопений. Когда же пришёл домой и увидел проделки черемисина, то велел ему выйти из дома. Но черемисин стал просить, чтобы дозволили ему ночевать на кухне, обещаясь быть тихим и ничего не делать. Причём заявил ему, Фокину, что выгнать этого духа не может и никаких нашёптываний на изгнание духа не знает. Действительно, после сего он, Матвей, сидел смирно, между тем как стук в окна и в пол, и кидание различных предметов продолжалось. Только благодаря силе св. молитвы в следующую ночь все действия духа прекратились.

Священник того села Иоанн Решетов на имя благочинного рапортом своим от 09 января 1904 г. сообщил: 05 октября 1903 г. диакон Димитрий Фокин рано утром приходил к нему, Решетову, с слезами на глазах и говорил ему, что у него в доме делается что-то неладно: ночью 01 октября кто-то стучится в двери дома, но по спросе – кто стучится, - ответа не было. 02 числа был стук в двери и окна, уже 03 числа был стук только в окна, а 04 числа было стукание в окна, по стенам, а потом пляска черемисская это все происходило с 09 часов, вечера до 12 часов ночи. 05 числа октября в семейных комнатах им, Решетовым, был отслужен молебен, после чего стук в этих комнатах прекратился. А в кухне продолжался, кончая 12 октября. В квартире диакона Фокина после молебна он, Решетов, в первый раз, был вечером 07 октября, при чем осматривал не только квартиру, но даже и подполье, но никаких посторонних людей не нашёл в квартире, кроме присутствовавших постоянно при нём. В тот же вечер, 07 октября он, Решетов, пожелал убедиться, что действительно, происходит у диакона Фокина и остался в кухне без огня. Около 10 часов вечера послышалась черемисская пляска, хлопанье в ладоши, прищелкивание языком и царапание по стенам дома, как бы ногтями. Всё это без огня и он, Решетов, подкрадывался к пляшущему в темноте, желая его поймать, но никого поймать не мог. В эту ночь с ним, Решетовым, были: полицейский десятский, починка Головина крестьянин Макар Дмитриев, поч. Покровского крестьянин Иван Иванов Шариков, села Упши крестьянин Аполлон Агафонов Тутубалин, сын церковного старосты Иван Егоров Желонкин и др. человека два – три.

08 октября в квартире Фокина представления ночью не прекращались. Поэтому когда 09 октября пристав 3 стана Яранского уезда Н. А. Кибардин был в селе Упше для прекращения черемисского моления в лесу он, Решетов, просил пристава побывать ночью у диакона Фокина в квартире, узнать, что происходит в ней. Просьбу его, Решетова, пристав исполнил. Он первоначально приказал уряднику Дождикову, чтобы как начнётся пляска, стук в стены и царапание по стенам в квартире Фокина, послал бы за ним. Пляска и стук в стены начались в 10-м часу вечера, и тогда в урядника Дождикова была брошена луковица. После этого в квартиру в квартиру диакона Фокина был приглашён и г. пристав Кибардин. Когда он пришёл, потушили огонь и, как передали ему, Решетову, передавали села Упши диаконы: Симеон Филимонов, Димитрий Фокин и деревни Люмпан крестьянин Евфим Тимофеев Мосунов, бывшие тогда при г. приставе, был первоначально стук в окно и стены, а потом приставу кто-то бросил обломком тарелки к ногам. Пристав испугался, попросил огня, взял шапку и пошёл на квартиру, взяв с собой и урядника, боясь один идти по улице. Его же Решетова в квартире Фокина тогда не было.

Бывшая того же числа в квартире диакона Фокина девица из поч. Покровского Дария Илларионова Лыжина говорит, что во время пребывания г. пристава около квартиры Фокина было много народа. 12 октября часов около 10 вечера он, Решетов, во второй раз был в квартире диакона Фокина, так как узнал, что крестьянин Матвей Тихонов в квартире Фокина на 11 число безобразничал. 12 числа при нём Решетове, студеновском псаломщике Кувшинском, его ямщике и черемисской девице Евдокии Семеновой и некоторых других женщинах были: пляска, хлопанье в ладоши, стук в стены и скребение по стенам. Матвея видел в этот вечер только за ужином. Плясавшего также как и в первый раз он, Решетов, уловить не сумел. В этот вечер он посоветовал диакону Фокину окропить св. водой кухню и зажигать на ночь лампадку пред св. иконами, а с своей стороны пообещал послать в г. Царевосанчурск и к г. земскому начальнику и врачу царевосанчурской больницы, как изучавшему химию, прибыть в село Упшу для исследования в квартире диакона Фокина. После его, Решетова, ухода из квартиры Фокина никаких явлений не было.

Упомянутый в указе черемисин Матвей Тихонов 11 октября действительно был в квартире диакона Фокина. Пришёл он пьяный от родственника своего дер. Упши Аврама Николаева Кузнецова в отсутствии Фокина, который по словам последнего в это время был на спевке в школе с некоторыми учениками, и вызвался вывести какую-то кикимору из дома. Жена диакона Фокина Юлия Семенова только 09 октября разрешившаяся от бремени, как больная, чтобы избавиться от ежедневного ночного беспокойства, для испытания позволила Матвею выгонять какую-то кикимору из кухни. Матвей, как сказано в докладе г. секретаря духовной консистории, как пьяный, действительно безобразничал в кухне, но с приходом из школы Фокина свои безобразия прекратил. Выгнать эту кикимору Матвей конечно не мог, и уже как сказано выше, что 12 октября он, Решетов, был в квартире Фокина, и пляска кого-то при нём была, а после его, Решетова, ухода уже никаких представлений в доме не было.

Дом диакона Фокина обширный, в 5 комнат, ему не до осмотра было наблюдать за пляской в кухне его квартиры, так и как жена его, Юлия Семенова, может быть преждевременно разрешилась от бремени двойнями, была очень больна и нужен был за ней постоянный уход. Прислугой диакона была и теперь состоит у него в качестве няньки русская девица починка Димитриевского крестьянка Екатерина Козьмина Столбова, 18 лет, с черемисинами не знакома, ранее в прислугах ни у кого не жила. Духа в виде человека никто не видал, даже и сам пристав 3 стана, но лишь были слышны пляска, хлопанье в ладоши, прищелкивание языком, стук в окна и царапание как бы ногтями по стенам. Явления эти он Решетов, сам объяснить не может, так как лично почти не наблюдал. Вероятно, объяснить эти явления пристав 3 стана г. Кибардин, так как он по предложению его, Решетова, лично был в квартире, диакона Фокина вечером 09 октября сам слышал стуки и на себе испытал вышеозначенное явление. Что все написанное в рапорте верно, упомянутые в нем лица в качестве свидетелей подтверждают своим подписом , а именно села Упши диакон Филимонов, дикон Димитрий Фокин, поч. Покровского крестьянин Иван Иванов Шариков, села Упши крестьянин Аполлоний Тутубалин, вместо неграмотной девицы починка Покровского Дарии Иларионовой Лыжиной по личной её просьбе расписался крестьянин дер. Средней Турши Марк Гаврилов Кудрявцев, вместо неграмотной девицы дер. Упши Евдокии Семёновой Дунаевой, по личной просьбе расписался крестьянин дер. Средней Турши Марк Кудрявцев.

Свидетели показали:

Диакон села Упши Симеон Филимонов 05 октября пред утренней в церкви диакон Фокин ему, Филимонову, сообщил, что 05 октября с 09 часов вечера в доме его кто-то стучался в крыльцо и в окна кухни, и стук продолжался, как и внутри дома до полуночи, а между тем, на дворе никого не было. Тогда же 05 октября был в доме отслужен молебен. На 07 число октября в 10 часов вечера, когда он, Филимонов, уже спал, от диакона Фокина за ним пришёл крестьянин поч. Покровского Александр Николаев Шариков, последний был приглашен диаконом Фокиным ночевать. И он сообщил, что в доме Фокина происходит в кухне сильный стук в пол, в окна, так что оставаться в доме страшно одним, почему диакон Фокин и просил его, Филимонова, придти к нему в дом. Хотя и отнесся к сему с недоверием, но однако пошёл. И диакон Фокин вместе с женой заверяли его, Филимонова, что действительно все это происходит в их доме. Как передавал Шариков 08 на 09 число из любопытства вместе с женою пошли вечером в 09 часов к Фокину, где были уже им приглашены ночевальщики. При них явления были те же, что и в прошлую ночь, как то: стук, щёлканье и даже кидание разных предметов на пол. 09 октября на 10-е в 3 часа дня к нему Филимонову в квартиру прибыл г. пристав и заявил, что был у священника. И от него узнал о явлениях духа в доме диакона Фокина, а более, чтоб удостовериться в этом, заехал спросить и его, Филимонова, как очевидца, и всё вышеизложенное он, Филимонов, приставу передал. Пристав для личного допроса хотел было отправиться сам в дом Фокина, но ту же пору жена последнего разрешилась от бремени, а по сему допрашивал Фокина в квартире его, Филимонова. Для точного дознания пристав на 10 остался ночевать в частной квартире, а уряднику Дождикову, поручил быть в доме Фокина. С 10 часов вечера на 10-е в доме были урядник Дождиков, он, Филимонов, и крестьяне дер. Люмпан Евфим Тимофеев Мосунов и домашние Фокина. Явления были: стучание, хлопание в ладоши и кидание разных предметов на пол. Урядник пригласил придти скоро в дом диакона Фокина и, в присутствии последнего, происходило то же, и между прочим, был брошен обломок тарелки, где он был, для него Филимонова, неизвестно, и был разбит вдребезги. После чего пристав не оставался более в квартире. После бывших явлений по 10 октября, сказывают, явления продолжались в той же форме, но ему, Филимонову, подробно о них, неизвестно, потому что он более не бывал в доме диакона Фокина и о последовавшем доказать ничего не мешает.

Жена диакона Димитрия Фокина Юлия Симеонова: с 01 по 08 октября слышала стук в двери и окна, а с 04 числа и пляску в кухне. После 08 числа она, Фокина, была больна, почему стукание и пляску от нее скрывали, но шум любопытных слышала, почему в отсутствии мужа для своего спокойствия она, Фокина, и дозволила пьяному Матвею безобразничать в её квартире, предполагая, что он выгонит какую-то нечистую силу.

Мать диакона Фокина Анна Гаврилова: слышала стук в окна и стены с 04 числа по 12-е; 03 числа слышала шорох в стене, в сенях стучал кто-то со словами: «пустите-пустите», из окна она, Фокина, выдела черемисина переступающего с ноги на ногу пред сенями. 07 октября в кухне было кидание предметов и ей, Анне Гавриловой, попала в голову картошка.

Сестра Фокина Мария Иванова показала то же, что её мать и сноха, и сверх того присовокупила, что 07 числа были ей брошены окурки на голову, было кидание различных предметов, щипцов, мутовкой и проч. в разные времена до 12 числа.

Крестьянская девица Екатерина Козьмина Столбова: со 2-го по 12-е число октября 1903 г. в квартире диакона Фокина с 09 часов вечера до 12 часов утра происходили следующие действия. В окна при огне кто-то стукал, без огня в кухне была черемисская пляска, хлопание в ладоши, как будто понукание лошади, прищелкивание пальцами и кидание различных предметов.

Церковный староста крестьянин Егор Иванов Желонкин: 05 октября диакон Фокин после молебна, отслуженного в его квартире, пригласил его, Желонкина, ночевать к себе. Во всю ночь 05 октября был лишь стук в окно в комнате, где никого не было.

Крестьянин Матвей Тихонов Катаев: колдовать он, Катаев, не знает, и что он приходил в дом диакона Фокина от своего племянника дер. Упши Авраама Николаева в пьяном виде в отсутствии диакона и в отсутствии его, Фокина, ради угощения, пообщаться, матери Фокина духа выгнать из дома. Действий на духа он, Катаев, никакого не производил, хотя и хлестал в пьяном виде с бранными словами 11 октября по стенам.

После получения сих сведений консисторией было постановлено. По встретившейся надобности просить г. станового пристава 3 стана Яранского уезда И. А. Кибардина сообщить консистории:

1) Что ему известно о таинственных явлениях в доме диакона с. Упши Димитрия Фокина и

2) Насколько справедливо имеющееся в консистории сведение, что он на 10-е сего октября поздно вечером лично прибыл в дом диакона Фокина и был свидетелем означенных явлений. Сие постановление исполнено 10 марта 1904 г. за № 3452-м.

Становой пристав 3 стана Яранского уезда отношением своим от 06 апреля 1904 года за № 845-м уведомил консисторию, что 08 и 09 октября прошлого 1903 года находясь в селе Упше Великореченской волости для прекращения черемисских языческих молений, бывших с жертвоприношениями животных ему, приставу, пришлось узнать, что во вновь построенном в этом селе в сентябре месяце 1903 г. церковном доме, в котором на жительство поселился местный диакон Димитрий Иванов Фокин, с 01 числа того октября в ночное время единственно только при отсутствии огня, происходят какие-то необычные явления, выражающиеся вначале в царапании как бы ногтями с улицы стены этого дома, в стуке стекла, в простенках сильного удара кулаками, при потушении в самом доме огня происходит неизвестного человека необычайная сильная пляска, и этот неизвестный, все попадающиеся ему посторонние предметы, как например, крышку от душника, комфорку от самовара, башмак, взятую с шестка картофель, бросал в тех посторонних лиц, которые приходили из любопытства наблюдать это явление. При личном свидании его, пристава, по этому поводу, в этот раз с местным причтом священником о. Иоанном Решетовым диаконами Фокиным и Филимоновым и некоторыми жителями с. Упши все они об означенном выше таинственном явлении положительно удостоверили, что оно происходит, так как таковое неоднократно сами лично наблюдали. Вследствие чего после свидания с диаконом Фокиным и соглашения с ним, в 08 часов вечера, того же 09 октября был командирован в дом диакона Фокина находившийся при нём пристав полицейский урядник 11-го участка Дождиков (который в прошлом 1903 г. умер), для убеждения насколько справедлив дошедший до него, пристава, упомянутый выше слух и рассказ о необычных явлениях, урядник, спустя после этого времени с полчаса явившись, доложил ему, приставу, что это необычное явление начало проявляться в сильном ударе в пол, вследствие чего он, пристав, тогда же отправился, в дом диакона Фокина, по прибытии куда застал несколько человек любопытных лиц, пришедших послушать это необычайное явление и когда в его, пристава, присутствии по осмотре помещения был потушен огонь, горевшая свеча, и все сосредоточились слушать это необычайное явление, вдруг сильно начал кто-то царапать стену, как бы ногтями крупного зверя, затем бить в стену кулаками настолько сильно, что дом начал дрожать, после этого пошла сильная стукотня от выколачивания пальцами по полу, и вслед за этим была брошена тарелка, которая оказалась разбитой на мелкие части. При тщательном осмотре этого помещения одной половины дома диакона Фокина, где подобное необычайное явление только и бывало, а в другой половине дома – ничего этого не было, какого-либо постороннего человека из приспособлений, могущих производить объясненные явления, не оказалось. После этой поверки, когда была брошена тарелка, не имея времени по служебным делам более оставаться в доме диакона Фокина, он, становой пристав, ушёл из этого дома, оставив урядника Дождикова ещё понаблюдать не будет ли каких-либо повторяться необычных явлений, который после 12 часов ночи, явившись к нему, доложил ему, приставу, что после ухода последнего из квартиры диакона Фокина, когда был снова потушен огонь, повторялось необычное явление, стало бросать разные предметы в бывших людей, наконец, схватило лежавшую на полу няньку диакона Фокина за волосы, стало теребить вслед за этим бывшую тут же кухарку того же диакона Фокина ударило несколько раз по щеке и когда пробило 12 часов ночи, эти явления кончились сильным ударом в стену с улицы как бы кулаком, три раза. Подобные явления после сего в доме диакона Фокина ежедневно каждый вечер повторялись ещё с неделю времени, но затем таковых не стало и более не повторялось по настоящее время, как об этом ему, становому приставу, лично отозвался диакон Фокин.

Приказали: рассмотрев переписку по делу и приняв во внимание, что черемисин Матвей Тихонов выгонял какую-то «кикимору» из кухни диакона Димитрия Фокина без ведома и в отсутствие его, консистория определяет: оказавшееся по дознании принять к сведению, дело производством прекратить и в свое время сдать в архив.

Протоиерей Алексей Израилев.

Протоиерей Валентин Раевский.

Протоиерей Андрей Попов.

Протоиерей Николай Тихвинский.

Священник Михаил Сергеев.

Секретарь Борзецовский.

ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 257. Л. 570-582об. Подлинник.
 

P. S. Можно подвести итоги. В случае несанкционированных полётов фаянсовых тарелок и луковиц, стуканья по фасаду вашей обители, чоканья и скрежетанья - вызывайте химика. Либо хотя бы врача, имевшего курс неорганической химии. Всех учёных, причастных к изгнанию мракобесия и невежества, с праздником. Да здравствует, Halloween!

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Сборища людей в просторном доме дьякона напоминают популярные в ту пору среди культурной публики сеансы медиумов. Происходящие при этом странные явления иногда объяснимы проделками шутников и массовым гипнозом. Но наверно каждый в жизни своей сталкивался с подобными вещами. Так что место для ненаучного толкования остаются. Если есть Бог, то должен быть и черт со свитой)).

Аватар пользователя SV Vyatka

Сомнительно. Капитан-исправник и его помощник как уполномоченные свидетели. Вести дошли аж до епархиального начальства и губернатора. Вряд ли неудачливые новосёлы в канун родов хозяйки дома "вызывали" спирита, баловались подобным.
Дер. Упша при селе была населена марийцами, часть из которых могли исповедовать двоеверие, оставаться язычниками. Сохранились дела по распланированию этого селения за разные годы, должна быть переписка по выделению земли под усадьбу, строительству дома. Предполагаю, над разбираться с позиции поиска противников водворения на усадьбе, спорной земле (кому ранее из местных жителей принадлежала усадьба), благочестивости диакона Фокина, его отношениях с прихожанами-туземцами, возможной размолвке с супругой. Вслед за полицейскими чинами искать документальные доказательства очевидного в невероятном. Обратите особое внимание на то, что сообщила прислуга (нянька) диакона, русская крестьянская девица 18 лет: "с черемисинами не знакома, ранее в прислугах ни у кого не жила". Это к вопросу о довольно частых уличениях сожительства и любовной связи духовенства с кухарками-няньками - стандартный "треугольник", где один из участников желал бы извести соперника, соперницу. Архивных дел о блудодеяниях и порочных связях довольно много в ф. 237.

Меня больше забавляет постановление иереев консистории: светские, образованные люди, скептики. Почти атеисты-материалисты. Когда при отсутствии доказательств должностного преступления дикаона Фокина, спустя три года после события по причине вновь возникшего интереса исполнительной власти, они формализованно распорядились сдать дело в архив. Вот если бы выяснилось, что заказ на исполнение языческих обрядов по изгнанию кикиморы поступил бы не от его матери (дескать "престарелая вдова, баба-дура"), а самого штатного церковнослужителя...  Тогда ожидаемые отправка благочинного, расследование, церковный суд, наказание ссылкой в монастырь, переводом в другой приход и т. п. Очень удачно: Фокин отсутствовал, черемисин был пьян, колдовству не обучен, за чарочку постегал стены то ли черемуховым, то ли рябиновым прутом, поругал бранными словами нечто... Кто же кидался предметами, валенками, башмаками, дёргал барышень за волосы, испугал даже самого исправника - ерунда. Демоны, дьявол и чёрт, борьба с ними - не по профилю. 

Аватар пользователя skygrad

Специально дьякон или кто иной сеансы явления духов не устраивали, но и не запрещали. Атмосфера этих собраний весьма схожа: приходят не менее десятка человек в условленное время, кто сидит, кто лежит, тушат свет и ждут явлений и те происходят. Я обратил внимание на упоминание борьбы с суевериями местного населения. В таком раскладе приходил шалить дух с которым вели борьбу церковники, или его представитель на месте - упомянутый колдун. Его и пригласили чтоб задобрить как-то (угощением а может и деньгами или посулами оставить в покое). Но всё это домыслы. А в основе трактования подобных явлений вопрос веры.

Аватар пользователя SV Vyatka

Уважаемый Skygrad, Вашей веры и/или религиозных убеждений (заблуждений, суеверий) предков.
Обниматься с деревьями. Или заниматься их описанием, учётом, охранять, особо выделяющиеся фотографировать, попросить отойти на момент кадра, настоятельно рекомендовать не стоять под отдельно стоящими во время грозы...   Личное дело каждого.

Две гипотезы. Земля и любовные связи (новоселье  и   особое положение супруги, находившейся под угрозой выкидыша, собственной смерти). Склоняюсь к первой версии.

До коронавируса выявил и не успел заказать-посмотреть:

ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 526. Д. 324 По представлению Яранской уездной земской управы о рассмотрении плана распланирования с. Покровского (Упша) Великоречинской волости 4 июня – 27 сентября 1903 г.

ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 528. Д. 275 По отношению Яранской уездной земской управы о рассмотрении плана распланирования с. Покровского (Упша) Великоречинской волости 22 июня 1905 г. – 16 февраля 1906 г.

ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 532. Д. 245 По отношению Яранской уездной земской управы об отливке утвержденного в 1906 г. плана распланирования с. Упши Яранского уезда 23 октября – 4 ноября 1909 г.

Как мы видим, процесс согласования границ усадеб с местной крестьянской общиной, перестройки (сноса старых строений) для обеспечения пожарной безопасности... затянулся. Аккурат с лета 1903 года.

P.S. Что это за "деревья" такие, меня интересующие, читаем здесь:
Инструкция земским землемерам по распланированию селений в Вятской губернии. - Вятка, 1895. - 20 с. (https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003548971/)

Забавно)

Крестьянин Мосунов, скорее всего, из деревни Люльпаны.

Аватар пользователя SV Vyatka

Володь, привет.
Да. При публикации документа названия н. п. я приводил "как в источнике" (отчётливо Люмпан, л. 572об., 578 и др.). Для удобства прочтения (более широкой аудитории) в отд. местах разбил повествования на отд. предложения и опустил ссылки на лл. дела, которое было взято за основу доклада секретаря консистории.  Если хочешь поработать с подлинником, перешлю на электронку. Более того, по одной из упоминаемых марийских фамилий я пару лет назад принимал участие в реконструкции родственных... Как обычно, всё рядом, куда не шагни, округ чьи-либо родственники.

Привет, Сергей.

Спасибо. Моих там нет.. два раза были проездом - заезжали на Святой источник в честь преподобного Сергия Радонежского и мемориал воинам в самом селе.

Аватар пользователя SV Vyatka

Ясно.
Не знаешь, как далеко от центра села местная берёзовая роща? И, быть может, упшинские барышни-марийки 1920-1930-х гг. р. помнят, где находилась более старая? 
Сохранились ли причтовые дома? Я написал полгода назад в "Одноклассниках" в паре тематических групп, но глухо. Выезжать нет ни времени, ни особого желания. Опубликовал текст журнала, в т. ч. и для повышения интереса краеведов. Обратной связи.
Если разузнаешь, дай знать в л/с. Неспешно.