Давно мечтаю написать о деревне,в которой я родилась, о деревне моего детства. Но, как-то все откладывала – казалось, что материала у меня совсем мало(ведь я уехала с малой родины еще ребенком, после пятого класса), надеялась, что в архивах посижу побольше, и в Кирове и в Свече, пораспрашиваю тех, кто жил там подольше….Но с архивами стало у меня сложно(я далеко от них),да и расспросы знакомых не очень много добавили. Старожили ушли из жизни, мои ровесники уже тоже уходят, и деревни давно нет, как и многих деревень Вятского края.
Задумалась я об этом впервые, прочитав замечательные слова земляка Ступникова Аркадия Александровича в его книге «Родословная».
«Посреди полей, на своей самой родной земле я стоял.
И осознал это впервые.
Ветер родины дул мне в лицо. Медленно шел я домой...А что знаю я о своей деревне?Как появилась она, как развивалась и жила?
Время летит. Старики умирают.
Дома прадедов, дедов и отцов на дрова увозят.
А кто были мои прадеды?
Откуда они пришли на Вятку?
Крепостные были они раньше или государственные крестьяне?
Сытно ли кормила их земля?
Что вообще знаю я, кроме расказанного стариками?
Но ведь я должен знать!
Разве они на память мою не имеют права?
Они основали деревню, дали мне жизнь и, в конечном счете, позволили узнать другую жизнь. Позволили своим трудом на земле!"
Аркадий Александрович Ступников -ученый, представитель восьмого поколения жителей деревни Ступники Кировской области Свечинского района.
Когда первый раз прочитала эти слова А.А.Ступникова,просто дыхание перехватило от точности и справедливости его слов.
Дальше он написал не менее волнующие слова:
"Сколько лет я изучал химию, биологию, уйму других естественных наук. Изучал историю всей страны, историю других государств.
Исходил пешком древний, как Рим, Самарканд. В Болгарии трогал своими руками стены крепости, возведенной в четвертом веке... В Праге подолгу простаивал у средневековых дворцов и соборов...
Да мало ли чего ещё видел и знал!
А вот историю своих самых родных людей, их историю я не знал.
Не знал, по существу, себя самого…
Но как познать себя в веках?
С чего начинать..."
Аркадий Александрович начал с родословной и я последовала его примеру.
Эти поиски меня привели к месту моего рождения, месту рождения нескольких поколений моих предков. Это уже исчезнувшая, как и многие другие деревни Вятского края, деревня Шелемети.
. Понятно, что я смогу написать только ту часть истории, о которой у меня есть информация, полученная при поиске своей родословной и опираясь на свои детские воспоминания. Мне подумалось, что, может быть, к моему почину присоединятся мои земляки, ближние и дальние, и эта история наполнится и другими поколениями, интересующимися малой родиной своей и своих предков.
Я сразу хочу выразить огромную благодарность создателям и активистам сайта «Родная Вятка», трудами которых я буду пользоваться в своем рассказе о деревне. Это удивительный сайт по наполненности документами, поисками увлеченных людей Вятского края своей историей, мне кажется, не имеет аналогов в нашей стране. Ну и на этом я постараюсь закончить вступительную часть своего повествования и перейти к фактологической части, по возможности поменьше отвлекаясь на лирические отступления.
Деревня Шелеметиhttps://rodnaya-vyatka.ru/places/57751 находилась в 5 км на северо-восток от с.Ацвеж.Это Кировская область,Свечинский район,Ульяновский сельсовет.
Она отличается от многих вятских деревень тем, что ее оба названия не связаны ни с именами первопоселенцев, ни с географическими названиями местности, в которой она возникла.
Первоначальное название ее – Лодейная. Считается, что это название связано со словом «ладья». Как могло оказаться такое название в местности, где протекают речки, которые можно перешагнуть? Уж, по ним точно не плавали на ладьях.
Названия «лодейный»,»лодейное» связывают обычно с Архангелогородскими землями, с Великим Устюгом. Читала я переписи В.Устюга начала 18 века. Очень много в переписях пустых деревень с припискам – «ушли в сибирские городы».А путь их лежал через вятские земли, в том числе и Котельничский уезд. Кто-то оседал в этих, еще не очень заселенных землях,ну и приносил с собой память о родине.»Лодейная» - это скорее всего название, принесенное архангелогородцами и их потомками на вятскую землю.
А второе ее название - Шелемети -принесено было более поздними поселенцами,которые принесли его не только в эту деревню,но и переезжая в другие места,уносили его с собой.Таким образом,на Свечинской земле оказалось две деревни с таким названием,на Шабалинской - одна,была в Тужинском районе деревня Шелемети,в Богородском районе,в Удмуртии,около Воткинска.
Попыталась я поискать дату возникновения деревни по переписям(по ревизским сказкам).Даты первой ревизии 1719-1727 год. До 1720 года ничего не вижу в этих местах. Но во вторичных сказках Хлыновского, Орловского, Котельнического, Слободского, Шестаковского уездов(РГАДА Ф.350 Оп.2 д.3820 1‑я ревизия (1719‑21) 1720 л.573) нахожу [Котельницкой уезд, Юмские починки подъячего Ивана Яковлева сына Шмелева] запись:
«…В нынешнем 720-м году по имянному указу каков прислан из Санкт Питербурха велено буде хто в прежде поданных скасках дворовых людей и протчих подданых своих не писали дабы о тех о всех своих подданых, которые живут в деревнях, а именно о прикащиках и дворовых и о протчих мужеска полу людех кто б какого они звания не был также и о причетниках церковных и о их детях и свойствениках подавать скаски в пополнение прежних сказок, а о попах и дьяконах при тех скасках особливые росписи без утайки с таким же подтвержением как в прежних указех объявлено // и по тому его великого государя указу по справке моей сверх прежде поданного ведения каково подала в посылку в Санкт Питербурх в прошлом 719-м году мать моя Меланья Яковлева жена Шмелева Котельнитцкого уезда в новопоселенных моих Юмских починках ныне явились срочные работники, которые от Хлынова за дальным растоянием в прежних скасках при высылке за скоростию сказок не писаны да сверх того церковные причетники и дети и свойственники их, а кто имяны и прозваниями и коликих лет и то объявлено при сей скаске, а о попах и дьяконах, которые в тех починках подам особливую роспись:
срочные работники
люди Семен да Павел Алексеевы дети Горяевы, Семен 30 лет, Павел 23 лет, у него Семена дети Иван 10 лет, Акинфей 3 лет, Стефан 1 году, у Павла сын Максим 3 лет
люди Петр Семенов сын Демин 40 лет, у него сын Семен 7 лет
люди Обросим Алексеев сын Демин же 43 лет, у него сын Федос 14 лет
люди Кирило Пантелеев сын Огородовых 40 лет, у него дети Никифор 6 лет, Дмитрей 3 лет, Тимофей // 1 году, у него братья Гаврило 30 лет, Петр 15 лет
люди Алексей Никонов сын Лелеков 81 году, у него сын Кондратей 40 лет, у него Кондратья сын Сидор 10 лет
люди Василей Григорьев сын Баев 82 лет люди Емельян Стефанов сын Костромин 50 лет, у него сын Агап 10 лет
люди Любим Петров сын Лелеков 39 лет, у него дети Стефан 7 лет, Прокофей 5 лет
люди Евстафей Фофанов сын Новоселов 30 лет
люди Марко Мартьянов сын Коврижных 25 лет
люди Миней Фадеев сын Протасов 35 лет, у него брат Прохор 23 лет
люди Пантелей Тимофеев сын Гусев 30 лет, у него сын Корнило 3 лет
люди Исак Петров сын Лелеков 34 лет
люди Сава Савин сын Шабалин 62 лет, у него сын Тимофей 20 лет
люди Федор Терентьев сын Червяков 69 лет, у него сын Марко 18 лет
люди Кирило Исаков сын Баев 44 лет, у него сын Тит 10 лет //
люди Филип Савинов сын Баев 15 лет
( краеведческий портал «Родная Вятка»).
По фамилиям и именам этих людей я понимаю, что многие из них это первопоселенцы не юмских, а ацвежских починков, потому что я их увидела в более поздних ревизских сказках в ацвежских починках.
И вот уже в ревизской сказке:
«Книга переписная церковнослужителей, государственных черносошных, монастырских и архиерейских крестьян, половников, срочных работников, бобылей, солдат, понаморей, сторожей, монастырских вкладчиков г. Котельнича Тяглого и Оброчного станов Котельнического у., положенных в подушный оклад на расположение Астраханского полка.»(РГАДА Ф.350 Оп.2 д.1538 1‑я ревизия (1722‑27) 1722—1727 236)»)
я вижу первые ацвежские починки, где и поселились выше перечисленные люди.
Котелницкого уезда Екатерининской волости а Ачвежских починках
починок Высогорской ♂ 18
починок Лелековской ♂ 7
починок Лелековской второй ♂ 4
починок Протасовской ♂ 7
починок Лодейной ♂ 17
починок Скрябинской ♂ 4
починок Баевской ♂ 5
итого в Котелницком уезде в Екатерининской волости в Ачвежских починках мужеска полу ♂ 62
(«Родная Вятка». Опись выполнили: Александр Федорович Дудин; Коротаев Леонид Николаевич (листы 153-168), 28.05.2018)
Получается, что возраст этих починков, ставших в дальнейшем деревнями в окрестностях с.Ацвеж,около 300 лет.
Вот они первые поселенцы починка Лодейный:
Сава Савин сын Шабалин,62лет,с детьми.
Ефим Леонтьев сын Парфенов -27 лет,с детьми.
Федос Терентьев Червяков -60 лет,с детьми.
Еда(?) Еда(?) сын Патрушев с детьми.
Все живут в одном дворе.
Опираясь на эту информацию можно сделать вывод о том,что деревня Лодейная(починок Лодейный) возникла в начале 20-х годов 18 века.
Первоначальное место ее нахождения можно узнать из истории села Ацвеж.
«Дата основания села — 1763 г., прежнее название: Ачинское, расположено на пригорке между двух небольших речек, около есть лесная роща.На месте с. Ацвеж находился поч. Лодейный, состоял из двух дворов, решением общины был передан священнослужителям, на месте починка была построена первая деревянная церковь.»( ИСТОЧНИК: "Энциклопедия земли Вятской. В 10 томах. Том 1. Книга 2. Села. Деревни", стр. 428-429).
И еще:
«Первая деревянная церковь в Ацвеже, как говорится в архивах, построена в 1763 году при расположенной тут же деревне Лодейной над речкой Юмой и освящена во имя святого Дмитрия Ростовского. Речка между деревней Сараи и селом Ацвеж называлась тогда Малой Юмой.»
Получается, что дворы деревни Лодейной к моменту образования села были расположены примерно там, где находилась деревянная школа, в которой я училась, у слияния двух речек. И до 1763 года деревня Лодейная находилась на этом месте. Приезжали туда новые поселенцы и население ее увеличивалось, как и в других ацвежских починках. Это видно по 2-й(1744-47г.г.) и по третьей(1762-1765 г.г.) ревизским сказкам.
Из второй переписи видно, что в деревне по-прежнему живут Шабалины,Парфеновы,Червяковы.
Появился мой предок Долгих(указано, что он был написан в прежней переписи, но я его там не нашла).
Мезенцев появился(тоже указано, что в прежней переписи был, но я его там не видела).
Указано, что перешли из других волостей, деревень и починков семьи.
Из деревни Казенной Екатерининской волости перешло семейство Моисея Долгих
Из деревни Щербинской Дедюхины
Из деревни Д…(не прочитала) - Валовы
Из Молотниковской волости из деревни Второй Бусыгинской -Некрасовы
Из Ершовской волости из д.Максимовской –Суманеевы
Из д.Загайновы – Сапожниковы
из Орловского уезда Тохтинской волости д.Тележной Федор Кондратьев Долгих с детьми.
Из верховых волостей из починка на Хмелевом Раменье в 1743 году приехало семейство из двух братьев и двух сыновей одного из них(позже их стало 5).На нем я остановлюсь подробнее, потому что с этим семейством, как я подозреваю, связано второе название деревни(Шелемети), да и возникновение фамилии Червоткины. Это мои предки, которые до переезда в Лодейную фамилию имели другую, отличающуюся от той, которая укоренилась потом в д. Лодейной и начала распространяться с потомками далее по стране и даже за пределы ее. Возможно, поэтому она довольно малочисленна. Все Червоткины, где бы они не жили, предков своих находят в Вятском крае, причем сосредоточены они, в основном, в Котельничском уезде.
Из первой ревизии:
Галахтион да [И]ван Ивановы дети Чербовкина
Галахтион 35
Иван 25
у Галахтиона сын Маркел 10
сын Вукол 12
(РГАДА 350 2 1538 1‑я ревизия (1722‑27) 1722—1727 236, волость Красногорская, починок Новоросчисной на Хмелевом раменье).
Из второй ревизии
«Книга переписная выбывших после I ревизии купцов, солдат ландмилиции, церковнослужителей г. Котельнича, архиерейских, монастырских, государственных черносошных крестьян Котельнического у.
Котелницкого оброчного стана Верховых волостей]
в займище на Хмелевом раменье»
(РГАДА 350 2 1541 2‑я ревизия. Выбывшие 1748 566)
в займище на Хмелевом раменье
Перешедшие собой в ацвежские починки, в починок Лодейный:
Галактион Иванов сын Чербовкин,его брат –Иван,
Маркел Галактионов сын Чербовкин,его брат Вукол.
При переходе в починке Лодейный,записаны уже во второй ревизии как Червовкины(Книга переписная купцов, церковнослужителей, отставных солдат г. Котельнича; архиерейских, монастырских, государственных крестьян, солдат ланд-милиции Котельнического у.
(РГАДА 350 2 1540 2‑я ревизия 1748).Так подробно я остановилась на Чербовкиных, Червовкиных,в последующем Червоткиных потому,что получается,что эта фамилия родилась в д.Лодейной.
По второй ревизии в починке Лодейном уже живет 68 человек мужского пола.
Третья ревизия от 1762 года показывает, что в починке Лодейном растут семьи тех кто поселился ранее, но еще и продолжают переезжать туда из других починков.
Сказки о государственных крестьянах и солдатах ландмилиции Оброчного стана Котельнического уезда. Ацвежских, Круглыжских, Быстровских и Мачюских, Юмских починков
(РГАДА 350 2 1554 3‑я ревизия 1762—1764 367)
Котельнитского уезда в Ацвежских починках —
Примечание: подана сентября 24 дня 1762 году
В починке Лодейновском:
Шабалины,Парфеновы,Червяковы,Долгих,Дедюхины,Валовы,Некрасовы,Суманеевы,Сапожниковы,Червовкины.
Переведена семья Слободиных из Молотниковской волости деревни Мосьевской.
Переведена семья Сенниковых из Матвеевских починков д.Второй Бусыгинской.
Переведена семья Лаженцевых из Гостевской волости.
Переведена семья Вычегжаниных из Молотниковской волости из д. Двиняниновской.
Переведена семья Дорониных из Кобринской волости,починка Ковязинского.
Переведена семья Двиняниновых из Молотниковской волости починка Сандаковского.
Таким образом в 1762 году в починке Лодейновском проживало -128 мужчин,145 женщин в двух дворах.
Ну,а дальше крестьянской общиной было принято решение в 1763 году на месте деревни Лодейной построить церковь и создать село Ацвеж.
А деревне Лодейной, как я понимаю, пришлось переехать на то место( примерно в 5 км от прежнего на северо- восток),где она и просуществовала до 80-х годов 20 века, но с названием Шелемети,которое появилось у нее после 1917 года(неофициально,вторым названием оно появилось раньше).
Далее историю деревни я могу отследить немного уже по записям своим из архива, но только уже по своим предкам, т.к. из-за дефицита времени пребывания в ЦГАКО я выписки делала из метрических книг, исповедных росписей, ревизских сказок только по своим предкам. Попытаюсь на основании этих выписок проследить, как дальше деревня Лодейная развивалась и менялась. Судя по тому, что около Лодейной начали появляться новые починки, часть жителей деревни начали создавать свои, семейные починки и не только семейные. Возможно, это началось уже с момента перенесения деревни с того места, где она находилась,в связи с образованием села Ацвеж и прихода с.Ацвеж.
Похоже, что к моменту 5-ой переписи(1795г.) в д. Лодейной становится тесновато и начинают рядом образовываться новые починки.
В починки Микулинский и Казенский уходят Долгих, в Сапожниковский – Сапожниковы, Некрасовы в починок Ключевской,появляется починок Двинянидовский, в котором Двиняниновы,Сапожниковы,Марьины.
В починке Лодейном остаются почти одни Червоткины. И,хотя официальное название деревни остается Лодейная, в исповедных росписях,в метрических книгах появляется название - деревня Червоткинская.Причем,это название встречается в метрических книгах до 30-х годов 19 века.
Однако,в начале 19 века,похоже, уже так плотно заселяются земли вокруг с.Ацвеж, что земли начинает не хватать и начинаются переселения в другие населенные пункты и на свободные земли. И Червоткиным тоже становится тесно. Сначала они рядом создают починок Поспеловский(позже названный деревней Елесенки),а потом начинают переселяться в починки южнее Юмы. И тут появляется название Шелеметевский(Шелемети),которое связано именно с Червоткиными, потому что оно пробилось не только во вновь образованном починке на территории сегодняшнего Шабалинского района, но и стало вторым названием у починка Лощиловского(а потом и первым),куда переселились Червоткины из починка Лодейного. И у самого починка Лодейного тоже появилось такое второе название, ставшее впоследствии первым. Разрешить эту загадку, почему так упорно Червоткины сохраняли это название и откуда оно, мне не удалось. Деревня с таким названием была в Удмуртии, была около Тужи. Но, в той, что около Тужи, там, по-видимому, название связано с фамилией Шелеметьевы…Возможно, кто-то захочет попытаться узнать происхождение этого названия.
В ревизской сказке 1811 года(Ф.176,оп.2,д 235) я читаю:
Козьма Вуколов сын Червоткин с детьми переведен в починок вновь Шелеметевский.
Осип Маркелов Червоткин в 1810 переведен без раздела семьи в починок вновь Шелеметевский.
Шелеметьевский; Шелемети Вятская губерния, Котельнический уезд,
Батаевская волость, Высокораменское общество с. Высокораменское, Богословская ц.( «Книга Вятских родов» В.А.Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год).
Федор Иванов Червоткин переведен с 1805 года в починок Лощиловский Некрасовской волости.
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
041307 починок Лощиловский (Шелемети) Котельнический уезд Батаевская волость
Источник: 1. Списки населенных мест Котельничского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.
Ну, а починок Лодейный,в котором остались
практически только Червоткины(все родственники,имеющие одного предка Галактиона Иванова Червоткина) продолжал жить своей крестьянской жизнью).
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
п. Лодейной Котельнитская округа Червяковская волость 26 муж.душ, 10 дворов.
(Источник: 1. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год // ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.(»Родная Вятка»).
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
Лодейный (Шеремети) поч. каз. при рч. Матюге Котельнический уезд,
Стан 1 По левую сторону Московского почтового тракта 59 муж, 72 жен., 131 всего жителей.
«Книга Вятских родов» В.А.Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год
Лодейный; Шелемети Вятская губерния, Котельнический уезд,
Медведевская волость, Несветаевское общество с. Ацвеж, Казанская ц. Красная → Матюг 27 семей 181 человек.
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
деревня Лодейная (Шелемети) Котельнический уезд Медведевская волость 27 дворов 104 муж,100 жен.,204 - всего жителей.
(Источник: 1. Списки населенных мест Котельничского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.)
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
дер. Шелемети, Лодейная Котельнический уезд,
Юмская волость Ульяновский 1-й сельсовет 29 хозяйств 78 муж.,72 жен., 150 – всего.
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г — Шелемети Свечинский район Ульяновский 1-й сельсовет 29 хозяйств, 102 чел.
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
деревня Шелемети Свечинский район Ульяновский сельсовет.
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № Род объекта Название объекта Административный район Снят с учёта.
деревня Шелемети Свечинский район 07.04.1980 Решение Кировского облсовета № 6/188 от 07/04/1980.
(«Родная Вятка, краеведческий портал»).
Если посмотреть на выше изложенное, на то, как деревня развивалась и росла, как потом начала угасать, то понятно, что она жила по законам развития всей страны. Страна до революции была крестьянской. Таковой была и Вятская губерния.
«По численности населения Вятская губерния – одна из самых больших в Империи. По данным на 1908 год, в ней было 3611000 жителей. Наиболее крупные в этом отношении уезды: Сарапульский (467 000 человек), Яранский (459 000 человек), Глазовский (438 000 человек). Самый редконаселенный уезд губернии – Слободской (10 жителей на квадратную версту). Демографический взрыв второй половины 19-начала 20 века отчетливо виден на примере Вятской губернии. В 1858 г. здесь насчитывалось 2123 900 жителей, а в 1897 г. — уже 3030831. В 1900е годы этот рост шел еще быстрее. Отметим, что городское население составляло тогда лишь 3%. Причем чуть более 97 процентов городских жителей — те же крестьяне (по происхождению либо по социальному положению). Количество населенных пунктов (сел, деревень и починков) также стремительно росло, хотя «становой костяк» сельской инфраструктуры сохранялся.»
Источники:Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание – Вятка 1912 г.;
Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том 10.
Вятская губерния, СПБ, 1904, с.3.
Причины, по которым крестьянство начало сокращаться на территории Вятского края, а следовательно и в селах и городах после революции, от которой крестьяне ждали улучшения своей жизни, не являются вопросом рассмотрения в моем рассказе. Но по рассказам моих родственников, а потом и по личным воспоминаниям, я какое-то представление о том, как это происходило, составила.
Жизнь крестьян мало изменилась, более того, они, по-прежнему, выносили на своих плечах все тяжести от войн и переустройства жизни. И потихонечку вначале, а потом все быстрее, начался отток населения из деревень. Не остались в стороне от этого процесса и Шелемети, недавно еще бывшие деревней Лодейной.
Кто-то уехал в город на заработки и не вернулся.Кто-то уезжал вынужденно(началось раскулачивание,хотя в деревне и не было кулаков).В конце 20-х годов умер мой дед скоропостижно, оставив бабушке малолетних детей – моей маме около 3-х лет, ее брату около 2-х.Три брата деда и его сестра решили уехать в Нолинский район. Бабушка осталась со свекром и детьми.
В 30-годы кто-то уже ехал в училища в город и не возвращался. Кто-то уезжал поработать в другие города. Часть моих, и не только моих родственников,оказалась в Иванове, мой отец перед армией тоже там оказался.
Мне трудно писать про 20-е,30-е и 40-е годы в деревне. Знаю о них немного со слов родственников и знакомых.
К сожаленью, мне не удалось попасть в Свечинский архив,чтобы посмотреть похозяйственные книги, где можно было бы посмотреть жителей деревни в эти годы.
Это были трудные годы. Во время войны особенно. Но и после войны особенного облегчения не почувствовали. В 1947-48 годах был просто голод в деревне. И уезжать стали больше. Часть моих родственников уехали на Урал на шахты, некоторые даже на Сахалин. Тетушки по линии отца уехали в Ленинградскую область, на Карельский переешеек, освобожденный от финнов. Ехали учиться в Киров, там и оставались. Молодежи становилось меньше.
С войны не пришли отцы семейств и этим семьям было особенно тяжело.
Пропал без вести Червоткин Григорий Андреевич, глава многодетной семьи. Пропал в боях за Сталинград. Смотрю документ с портала «Память народа» и поражаюсь тому, что по прошествии стольких лет целое подразделение, состоящее из вятских уроженцев исчезло в районе с.Аксай(я насчитала 45 человек),строящее переправы, до сих пор числится без вести пропавшими. Ведь, наверняка хоть кто-то был свидетелем их гибели, но теперь еще труднее это выяснить…
Жена его с дочерьми жили голодно и трудно, старшие поехали за лучшей долей в Иваново, на ДВ, младшая уехала учиться в Киров.Живет в Кирове,несмотря на возраст(80 лет) с хорошей памятью, энергична и общительна.
Червоткин Петр Яковлевич,ушел на войну со школьной скамьи,танкист,погиб в 1943 году на Украине. Помню его маму,Червоткину Евдокию Сергеевну, которая продолжала ждать сына, не смотря на полученную похоронку.
Червоткин Дмитрий Митрофанович, пропал без вести. Его сына Червоткина Николая Дмитриевича,уважаемого и известного лесовода, знают многие свечинцы. К сожалению, его не стало в этом году. Я пыталась отыскать в интернете хоть какие-то сведения о Дмитрии Митрофановиче несколько лет назад. И нашла кладбище в Германии, на котором похоронен Червоткин Дмитрий,без отчества и даты рождения.
В этой могиле может быть кто-то из двух Дмитриев – Червоткин Дмитрий Митрофанович из д.Шелемети или Червоткин Дмитрий Георгиевич из деревни Храмки.
Судьба оказалась благосклоннее к брату Дмитрия Митрофановича Федору Митрофановичу Червоткину,который летчиком провоевал всю войну,остался жив,входит в список летчиков-асов.
Вернувшиеся с войны мужчины, конечно, оживили жизнь в деревне. Семьям вернувшихся стало легче.
И женщины как-то повеселели, даже песни иногда стали слышаться в деревне в нечастые деревенские праздники. И детские(моего поколения) голоса стали слышны.
Но молодежь продолжала из деревень уходить, а значит и число жителей в деревнях уменьшалось…
В начале 60-х начался грандиозный проект с целиной. И некоторые семьи уехали туда. Никто, конечно, не вернулся. Обжились там, потомки некоторых живут и сейчас там, кто-то уехал в Сибирь. Есть потомки Червоткиных из Шелеметей и в Германии, создали семьи с немцами, переселенными во время войны в Казахстан и уехали в Германию. Потомки живут на Украине, в Москве, в Петербурге….
В Петербурге, на Никольском кладбище похоронен Червоткин Леонид Яковлевич.
Командующий войсками Северо-западного округа внутренних войск МВД РФ; родился 28 марта 1941 г.; в 1966 г. окончил Саратовское высшее военное командное училище МВД СССР, в 1974 г. — Военную академию им. М. В. Фрунзе; в октябре 1991 г. был назначен командующим войсками Северо-западного округа внутренних войск МВД РФ; генерал-лейтенант.
Уехавшие из деревни трудились в самых разных областях народного хозяйства.
Оставшиеся(в основном, старшее поколение, вынесшее на своих плечах войну) совсем не знатные, но не менее великие в своем крестьянском подвиге люди земли свечинской, продолжали кормить хлебом страну без особой помощи со стороны государства. И деревня,ставшая малочисленной, постепенно обезлюдела…..
Рассказ Николая Дмитриевича Червоткина о нашей деревне:
«Я родился в д.Шелемети,Ульяновского сельсовета,этой деревни нет на карте района,как и многих других,которые я знал и в которых видел жизнь.Шелемети перестали существовать в 1980 году.В свое время деревня была немаленькая - насчитывался 31 двор,в деревне была своя ветряная мельница(еще раньше их было четыре).Располагалась деревня на возвышении и, хотя от Свечи она находилась на расстоянии 30 км, оттуда можно было увидеть огни освещения пристанционной территории в поселке.»
(Наталья Витальевна Карпикова «Тайны наших лесов-2»).
Памяти деревне Шелемети
Все слабей, все тоньше стала эта
Двух веков связующая нить
Здесь была деревня Шелемети,
Смысл названья трудно объяснить.
Русских деревень и сел немало
Было на окраинах Руси.
Но прошли года, и их не стало.
Где они? Кого сейчас спросить?
Нет к тебе дороги. Лес да поле,
Лишь в траве тропинки полоса.
Но закрой глаза – и над раздольем
Зазвучат родные голоса.
Здесь веками жили и трудились
Вятские крестьяне. Мужики.
Сеяли зерно, траву косили,
Лошадей поили у реки.
В том краю пшеница колосилась.
Жили дружно как одна семья.
Здесь когда-то в зимний день родилась
Мама хлопотливая моя.
…Избы иструпели, развалились.
Пусто и безлюдно. Тишина.
Шелемети, что с тобой случилось?
Может, прокатилась здесь война?
Заросла крапивой и бурьяном,
Словно шел в деревне смертный бой.
А в душе навек осталась рана –
Что, деревня, сделали с тобой?
Год пройдет, и снова жарким летом,
Бросив город, словно бы домой
Мы приедем в гости – в Шелемети,
Где б ни жили, сердцем мы с тобой.
А однажды ночью на рассвете,
Может быть, приснится сладкий сон.
Я в деревне. Пахнет свежим хлебом,
Светит солнце, голубеет небо.
За деревней – синий, синий лен.
Лариса Самсонова.
Это о другой деревне ,но с тем же названием,что и эта и с такой же печальной судьбой - перестала существовать.
(Загадку создания нескольких деревень с одинаковым названием в разных районах Кировской области,а еще и в Удмуртии надо еще разгадывать).
Это мой посильный рассказ о деревне, которой около 300-х-сот лет, деревне в которой я родилась. Наши предки, придя на эту землю, сеяли хлеб, растили детей, те в свою очередь, растили следующее поколение русских людей. В результате появились мы, кто, к сожалению, не удержался на родной земле. Мы держим только память о ней. Вот ее и захотелось передать тем, кто придет после нас.
Возможно, что кто-то из земляков захочет дополнить этот рассказ своими подробностями, о которых я просто не знаю. Я была бы очень рада этому. Пока существует память о деревне, она продолжает жить.
Интересно написано. По переписям надо конечно разбираться... не все представлено на родной вятке, не все дела из конкретных описей... да и работа по расшифровке - это процесс, рассчитанный на годы... пришлых в переписях иногда описывали в отдельных документах, поэтому в тех делах, где вы их искали и не нашли, их просто могло и не быть... плюс разные источники в отношении разных категорий крестьян... Я вот по Сарапульскому уезду думал, все переписи более менее представлены, да большинство расшифровано, ан нет... с подачи корифеев - Николая Лапина и Потапова, окунувшись в описи РГАДА, понял... там коням еще валяться и валяться...
Согласна с Вами - коням еще есть где поваляться - и в архиве ГАКО,и в чтении материалов "Родной Вятки" и даже в собственных записях.На некоторое время оставила это занятие из-за личных дел,но решила,что надо как-то привести в порядок то,что есть,может быть,что-то и сюда выложить.Вы правы,не все расшифровано даже из имеющегося здесь материала - это гигантский труд подвижников этого сайта.Низкий поклон всем активистам.Например,тех же Червоткиных совсем пока нет,если искать их по связи с населенными пунктами.А у меня не получается пока такую связь выставить,надо к знатокам обратиться.К третьей переписи они уже стали писаться Червоткиными в починке Лодейном.До этого писались Чербовкиными,Червовкиными,Чербодкиными...Фамилия,похоже,в сегодняшнем виде возникла только в этой деревне и отсюда и пошла.Но,куда исчезли в таком случае те другие,кто были Чербовкиными,Чербодкиными?Почему так связано с Червоткиными название деревень - Шелемети?Если они его принесли,то откуда?Я пока этого не нашла.Потом была деревня Шелемети в Богородском районе,которую так назвали переведенные туда из Сунской вотчины и Кырчанской волости в связи с восстаниями там крестьян.Червоткиных среди них не было.Хотелось бы эти загадки поразгадывать....
Хорошо написано, Людмила Ильинична. С душой. Благодаря Вам память о Червоткиных схранится чуть лучше.
Спасибо!Очень надеюсь,что присоединятся другие Червоткины и принесут сюда свои истории,во-первых о бывших жителях этих Шелеметей,во-вторых - о тех Червоткиных,которые жили и разъехались по всему миру и из других Шелеметей.Ну и хотелось бы найти более ранние ,чем у меня ниточки к тем,кто был предками Червоткиных.