Долгожители Вятского края.

           При исследовании метрических книг Александро-Невского собора Ижевского завода Сарапульского уезда Вятской губернии за 1856 год на 420 странице встретилась запись  № 379 «о смерти заводского поселянина Тараса Чебукова жены Ирины Ивановой в возрасте 140 лет от дряхлости» за подписью священника,  дьякона и пономаря. А также в конце метрической книги на странице 440 в колонке «возраст в котором умерли» в течение года, так же написано, что в возрасте 135-140 лет умер 1 человек женского пола.  Интересно, встречались ли кому-нибудь долгожители такого преклонного возраста?

Комментарии

Аватар пользователя minstrel

Если указан такой возраст, это вовсе не означает, что ей действительно было 140 лет. Не сильно ошибетесь, если разделите пополам эту цифру.

Люди в то время не считали своих лет, их заботили совершенно другие вещи

Аватар пользователя вега

Не соглашусь с Вами, у меня несколько предков умерли в возрасте 80-90 лет (как было указано в метрических книгах), и у всех подтвердился возраст, записями о рождении в церковных метрических книгах. Так что приписать 2-5 лет может и могли, но не 70 лет.

Аватар пользователя Акулов Олег

Возраст конечно не соотв-ет реальному. 140 люди не живут, почитайте соотв-щие статьи, 122 года если не ошибаюсь - предельный документально подтвержденный возраст. И то, имеются некоторые сомнения, не скрывалось ли за одним именем два человека, мать и дочь. 

Но находка интересная, спасибо! Я видел только запись о 100 годах, живущего ( не умершего) 

. Тоже однако, не допускаю, что именно таков был возраст. 

Аватар пользователя Василий1955

Проанализировав свои приходы по нескольким годам, вот что обнаружил. У кого возраст +-- 100 лет, как записано в МК и сверив по записям в РС, есть расхождения порядка 20-25 и более лет, в сторону увеличения возраста в МК. Но 140 лет, что-то маловероятно кажется. 

Аватар пользователя Сильвер

Сколько не брался за долгожителей - всегда оказывался полный обман... священнослужители записывали возраст со слов родственников или самого  умершего, перед исповедью, многие старики уже к 70 годам были со страшной деменцией, и себя-то толком назвать не могли, не говоря уж о возрасте безграмотного крестьянина...  Все кто в метриках возраста более 80 - как правило вранье. но в ревизских сказках 80ти- и 90то летние не редкость... Возраст правда при смерти им ставили никак не связанный с реальным или с ревизской сказкой... Возраст который писали в метриках о смерти для стариков в применении к реальному - одно из самых больших разочарований, испытанных мною. )

Здесь умерший дряхл, что говорит о его существенном возрасте, но я на практике встречал умерших "по дряхлости" и в возрасте около 50-60 лет...

Автор блога опубликовал конкретный исторический документ с фактом - 140 лет умершей женщине. При этом отсутствуют основания не верить конкретно этому историческому документу. А последующие комментарии трудно назвать , мягко говоря , состоятельными. Например : 140 лет люди не живут ( вот так -категорично !) , мол почитайте соответствующие статьи ( назидательно ! ).  Отвечаю , читал достаточно о долгожительстве и долгожителях , в частности в России , даже марку почтовую СССР от 1956 года прекрасно помню , посвященную 148-летнему колхознику Эйвазову из Азербайджана( была такая у моего старшего брата в коллекции ).  

В моем роду  больше десятка Предков от 95 до 108 и больше лет. Например ,Предок рождения 1559 года ( + - 1 год) из документа от 1599 года( Новгородские кабальные книги , с указанием его возраста) закончил свой жизненный путь старцем Зачатейского девичья монастыря г.Галича около 1665 г.( из ставленнической граммоты на сан попа этого же монастыря его внука 1595 года рождения , который в свою очередь ушел в мир иной в 1693 году и деменцией не страдали , судя по духовной последнего ).

Никто не отрицает наличие отдельных ошибок в тех же МК , но дело не только в том , что кто-то из долгожителей приписывает себе годы и десятилетия , а в отсутствии порой возможности  верификаций по таким долгожителям. Поэтому , если есть исторический документ как факт 140-летия женщины и пока иное не доказано по этому документу , то весь скепсис не уместен.  Уважаемые , отдельные ошибки в каких-то локальных МК не дают права на обобщающий вывод о недостоверности всех записей о долгожителях.

А Автору блога , спасибо за находку и сообщение о ней.

Аватар пользователя Акулов Олег

  Спасибо, но вы не правы,  148-летний колхозник Эйвазов  является таким же преувеличением,   как и все аналогичные.    Про фантастическое долголетие горцев существуют отдельные исследования, там  приписки очень нескромные,  +50- 70 лет.    То, что в отдельных регионах живут долго-  100% факт,  но  не настолько долго,  как  гласят легенды.

 Спасибо автору мы тоже сказали,  спору нет,  запись стоящая.

Аватар пользователя minstrel

На моей практике, количество просмотренных МК за более чем 10 лет работы в архиве исчисляются уже даже не сотнями.

И поверьте мне уважаемый Сергей, - это не отдельные ошибки в "локальных МК",  а общая тенденция.

Совершенно верно сказал Василий Данилович, те кому 100+- смело скидывайте 2-3 десятка. Что и впоследствии подтверждалось в МК о рождении.

Не видел ни одного факта, где год рождения "долгожителя" совпал хотя бы в пределах 5 лет.

И это не скепсис, а выражение общих норм того времени, о чем я писал выше, а также знаний, основанных на многолетнем опыте работы с такими документами.

А автору блога, разумеется, благодарность за данную тему.

"Да, у нас в деревне полно долгожителей... Кто первого, кто  - второго года от Рождества Христова" (с)

Аватар пользователя вега

         Большое спасибо всем за ваши комментарии,  и различные мнения.  Мною прочитано за 7 лет много метрических книг по разным церковным приходам, и самый большой возраст, до этой записи, был 113 лет. Поэтому увидев такой  внушительный возраст, как 140 лет, захотелось поделиться этой записью и порадоваться, что нам есть к чему стремиться и улучшать качество своей жизни.

Аватар пользователя Сильвер

В данном случае требуются еще документы, где был бы указан возраст умершей. Исповедки, ревизии, списки жителей, обывателей... умерла женщина от дряхлости в 40 лет, а остальное это лишние штрихи, и дописки и бездумность дьяков при составлении отчета и статистики по приходу. И то что бросается в глаза, но никто не заметил: муж то умершей " в 140 лет" явно в здравии и жив. 😁 она умерла не вдовой и не женой умершего крестьянина/поселянина. Представьте картину: муж и жена, русские, ижевский завод, жене 140 лет, а муж во здравии. Сколько мужу лет? 😉 

Аватар пользователя Alexender

Оксана Александровна, спасибо!

Очень интересно посмотреть 9 РС, где она должна быть.

Аватар пользователя Cелена

Пример по моим предкам Курочкин Иван Дмитриевич, 20.02.1838г.р.- умер Иван Дмитриевич 15.11.1919г в возрасте 90 лет. Фактически 81год.

Брат его Петр Дмитриевич  1836 - 21.02.1919г; (83г)  

И такое сплошь и рядом. Думаю, вот долгожители!!! А нахожу дату рождения и смерти, а другие числа получаются.

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Разбирал прежде подобные случаи по приходу Троицкой церкви села Пихтовый мыс. Во всех из них - возраст завышен на десятилетия. Почему - загадка.

Из 19 зарегистрированных случаев смерти лиц старше 91 года (за период 1791-1840 гг.) , только трое являлись женщинами. Интересно, что смерть в возрасте старше 100 лет зафиксирована лишь трижды, в возрасте 101 года в 1811 году, 107 лет в 1831 и 118 лет в 1824 году. Этого последнего долгожителя звали Андрей Ефимов Гвоздков (Гвозков), проживал он в починке Малой Дубровке. Но с установлением истинного возраста этого старика все не так просто. Уже в исповедной росписи 1820 года мы находим Андрея Ефимова 105-летним (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, №1481, Л. 5), а самое раннее упоминание крестьянина в материалах прихода Троицкой церкви датировано 1818 годом, где он записан 103-летним.

Корни Андрея Ефимова обнаруживаются в поч. Гвосковском (дер. Гвоздки в Куменском районе) Курчумской вотчины, где он записан с многочисленными родственниками в материалах 2-й и 3-й ревизий. Правда в то время фамилия их употреблялась в форме «Гвосков». Из данных ревизских сказок выходит, что указанный крестьянин в 1763 году был 20-летним, а стало быть родился в 1742-43 гг. и на момент смерти едва перешагнул 80-летний рубеж и отнюдь не был таким старым, как это записано в источниках. 

Посмотрим, второго долгожителя, им являлась вдова крестьянина Федоса Урванцова – Мария (Анна) Нестерова из дер. Комаровской, умершая, согласно метрической книги, 19 апреля 1831 года в возрасте 107 лет «натурально», т.е. от старости (ЦГАУР. Ф. 134. Оп. 1. № 1962, Л. 1095 об.).

Действительно в исповедной росписи за 1806 год в дер. Комаровской обнаруживается семейная пара Федоса Ульянова сына Урванцова 83 лет и Анны Нестеровой (вероятно ошибка в имени допущена в записи о смерти) 75 лет. Но в 1794 году возраст их указан 63 и 44 года соответственно. Также удалось выяснить, что в 1763 году 30-летний Федос Ульянов проживал в поч. Урванцове над речкою Кушкетом в Верховской Рождественской волости Арской дороги со своей первой женой Прасковьей Федотовой (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. № 1184, Л. 475 об. – 476), а стало быть вторая жена вполне могла быть намного моложе его. Получается и эта женщина не была такой долгожительницей, каковой её записали в метрических книгах и прожила около 80-81 год, а не 107.

Таким образом мы можем констатировать, что возраст долгожителей часто был завышен на десятки лет. Потому доверять подобным записям в метрических книгах и исповедных росписях следует с осторожностью, проверяя каждый факт и по другим источникам.

Аватар пользователя Mikeros

К слову, из 8000+ персон в моем древе (вятских более половины) за период XVI-XXI вв., самый пожилой верифицированный долгожитель умер в возрасте 92 года. Хотя есть и 110-летние, но без подтвержденной даты рождения.

Аватар пользователя SwiM912

Просматривал на днях Ревизские сказки за 1762 год и встретил там одного долгожителя, которому на время переписи было 102 года. И это ещё не известно когда он умер. У этого же старичка в первой ревизии указан возраст 58 лет. 

Оксана, здравствуйте! Спасибо за интересную тему! Предлагаю подборку по моему прадеду в 7-м колене Яровикову Семену Дмитриевичу:

РС- 1816 г. : ...Семен Дмитриев Яровиков- 64 года; Семена Дмитриева жена Хеврония- 59 лет.

РС- 1834 г.: ... Семен Дмитриев Яровиков умер в 1818 г.; Семена Дмимтриева жена Хеврония- 77 лет.

МК- 1837 г.: ... запись о смерти - умершего крестьянина Семена Дмитриева Яровикова жена вдова Феврония Лукина дочь- 100 лет.

Примечание: если Хевронии (или Февронии) в 1816 г. было 59 лет, а в 1834 г. было 77 лет (59 +18) , то в 1837 ей было 80 лет, а в записи о смерти указано 100 лет, т.е. было добавлено 20 лет к реальному возрасту.

Аватар пользователя вега

Благодарю всех, кто поделился своими записями о возрасте и продолжительности жизни своих предков, очень интересно и познавательно. Касательно загадочной четы Чебуковых, нашла перепись за 1850 г. в которой под № 164  "Заводской поселянин Тарас Ермилов Чебуков 75 лет и жена Ирина Иванова 110 лет", сомнительная разница в возрасте, хотя на Вятке часто жёны были старше своих мужей и разница даже в 10 лет считалась нормальной, но не 35 лет. И на момент смерти в 1856 году тогда ей должно было быть 116 лет, а не 140 лет.