Про Истобенск и Колково, намного старше?

Вопрос к тем, кто хорошо знает историю Вятского края. Судя по этому документу, если я правильно понимаю, уже в 1593 году упоминается Колковская и Истобенская волость, а это значит, что не просто населенный пункт, а достаточно крупный и уже имеющий до этого годы существования,  если стал волостью?

А в истории датой основания Истобенска считается 1609 г. ? Про Колково  упоминание с 1646 г. в переписи 1646 г., погост Колковской Кудинской волости Орловского уезда, с теплой церковью Николы Чудотворца да в пределе Святого пророка Ильи. И деревня Тотаринова Колковский погост.  Видимо Колково очень старинное, но по каким - то причинам Колковская волость перестала быть и Колково вошло в Кудинскую волость.  Может кто подскажет, верно ли мое размышление?

 

1593-1616 Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городов оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101 году

7150 году по описи № 4

Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городков оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101-го году

(107) Город Орлов

По сотной грамоте Орлова города на орловце на Иване Каризне з деревни Зубаревские оброку рубль

Пожня Вахруша Федорова сына Мошкина на Зенденском острову под Коломиным в Плоском сена 40 копен, оброку 2 гривны

Мельница Якуни Чермново на речке Боровице мутовка да у тое ж мельницы наволочки на четверть земли, оброку 8 алтын 2 денги

Пожня Вахрушка Федорова сына Мошкина присадка новая с нижнево конца с Мошкиным Иваном от островка поперег новую присадку прямо к реке к Вятке по реке вниз по Вятке до прорыву Зенденские курьи, оброку полтина

Пожня орловца Лучки Семенова сына Чарушникова за Вяткою против Дядинские полянки, оброку 11 денег

(107об) Пожня Харламка Федорова сына Кошелева на Вятке на усть Орлова истоку сена 16 копен, оброку 2 алтына 5 денег

Дано на оброк в Моломе реке рыбная ловля река Шубьиге да по той ж реке хмелевая добыча с устья и до верховины орловцу Ивашку Кошелеву, оброку 2 гривны

Пожня Боровитцкие волости крестьянина Фефилатка Матвеева сына Савина на усть Быстрицы старые реки на нижней стороне сена 10 копен, оброку 10 денег

Пожня орловца Гришки Юрьева сына Кирченова на верх старые реки под Пантелеевским наволоком сена 7 копен, оброку 8 денег

Пожня Орлова города Чистянского стану Жданка Семенова сына Овчинникова в Гнилой речке в прости сена 10 копен, оброку 10 денег

(108) Мельница мутовка на речке Истобенке да от мельницы вниз речка Истобенка до курьи Васильевкы рыбная ловля дана на оброк Истобенские волости крестьянину Ивашку Батухтину, оброку 5 алтын

Пожня Орловскаго уезда Мундоровские волости крестьянина Офонки Никитина сына Шавагина за рекою за Вяткою за Батиным песком сена 40 копен, оброку 7 алтын 2 деньги

Пожня Истобенские волости крестьянина Кирилка Гребенева в Ыстобенской волости сена 30 копен, оброку 5 алтын 3 деньги

Пожня Боровитцкие волости крестьянина Назарка Ларионова сына Чертищева у реки у Быстрицы у Черного чертежу сена 10 копен, да другая пожня на другой стороне Быстрицы сена 10 копен, оброку гривна

(108об) Пожня Боровицкие волости крестьянина Степанка Фокина сына Изергина подле озерко Ежевитцкое да подле реки Быстрицы другой покос да покосец ж на другой стороне реки Быстрицы подле озерка Запудное да покосец на усть Быстрицы да покос подле речку Хвосщовицу да за рекою за Вяткою сена 20 копен, оброку гривна

Пожня Истобенские волости крестьянина Ондрюшки Савина сына Гребенева в Карповском лугу подле Карповскую прость да другая пожня на другой стороне Карповские прости сена 25 копен, оброку 2 гривны

Пожня Истобенские волости крестьянина Якимка Павлова сына Кутманцова в Карповском лугу подле Карповскою прость да другой покос за Карповскою простью подле Карпова озера сена 30 копен, оброку 2 гривны

Пожня Орловского уезда Истобенские волости (109) крестьянина Меркуша Ондреева сына Шарова в Карповском лугу подле Карповскую прость да покос на другой стороне Карповские прости сена 25 копен, оброку 5 алтын

Пожня Орловского уезда крестьянина Олешки Ондреева сына Рябинина да Ивашка Михайлова Малкова на Зенденском острову, наддачи оброку гривна

Пожня Истобенские волости крестьянина Конашки Дементьева сына Целищева пониже Глубокие на другой стороне сена 20 копен, оброку гривна

Пожня Истобенские волости крестьянина Иевка Степанова сына Васенина в Карповых над простью сена 8 копен, оброку 10 денег

Пожня Истобенские волости крестьянина Бориска Григорьева сына Блинова в Лашинском запесочье да в другом месте вверх Глубокие курейки подле озерко, оброку (109об) пол-третья алтына

Пожня Нечайка Баженова сына Молкерова в Духовой прости сена 45 копен, оброку 8 алтын з денгою

Пожня Олешы Якимова Володимеровская Овчинникова сена 30 копен, оброку 5 алтын 3 денги

Пожня в Холуйной прости Олешки же Якимова на омутку да на другой стороне прости сена 10 копен, оброку 11 денег

Пожня Петрушы Шевеля в Холуйной прости сена 30 копен, оброку 5 алтын 3 денги

Пожня Офонки Зыкова сена 31 копна, оброку 5 алтын 3 денги

Пожня Степанка да Ивашка Гноевиковых в Холуйной прости сена 40 копен, (110) оброку 7 алтын 3 денги

Пожня Онички Савельева сына Резвого в том же лугу сена 35 копен, оброку 6 алтын пол-третьи денги

Пожня Якунки Налетова в том же лугу сена 25 копен, оброку 4 алтына пол-четверты денги

Пожня Никитки Кирисова да брата его Павлика да Нечайка Доровского в просте сена 60 копен, оброку 11 алтын

Пожня Васки Калинина за истоком Холуйным сена 20 копен, оброку 3 алтына 4 денги

Пожня Якуни Бушмелева в том же лугу сена 11 копен, оброку 2 алтына

Пожня Олешы Кирисова сена 15 копен, оброку 2 алтына пол-пяты денги

Пожня Гришы Косово сена 10 копен, оброку (110об) 11 денег

Пожня Жданка Невзорова сына Лодыгина да Гаврилка Иванова сына Белоглазова сена 20 копен, оброку 3 алтына 4 денги

Пожня Истомки Шуйгина да Шестачка Налетова [се]на 20 копен, оброку 3 алтына 4 денги

Пожня Боровитцкие волости крестьянина Обросимка Прокопьева подле Быстрицу сена 10 копен, оброку 11 денег

Пожня Васки Позолотина подле Быстрицу сена 6 копен, оброку 6 денег

Пожня подле Быстрицу Богдашка Олексеева сына Чермного сена 10 копен, оброку 11 денег

Пожня Ивашка Малцова сына Фомина да (111) Осипка Жданова сына Логинова подле Быстрицу сена 8 копен, оброку 9 денег

Пожня Степанка Жданова сына Логинова з братьями подле Быстрицу, оброку 11 денег

Пожня Кудинские волости крестьян Ларки Власова сына Ласицына да Митки Петрова сына Борцова в Подборном лугу сена 12 копен, оброку 2 алтына

Пожня Орловского уезда Кудинские волости крестьян Гришки Елфимова сына Шахторина да Лазарка Иванова сына Шахторина ж Осиповская Плешкина на острову сена 40 копен, оброку 2 гривны

Починки новые

Починок Сидоровской да Ивашковской Кодоловых Демки Уведихина, а в нем пашни пол-пол-чети выти, оброку 7 алтын

Починок Кости Мухина в Ыстопенской волости (111об) четвертной пашни четверть выти, оброку 23 алтына 2 денги

Починок Исачка Панкратова сына Чикишева в Ыстобном пашни пол-четверти выти, оброку полтина

Починок Онашки Григорьева сына Мотырева пашни четверть выти, оброку рубль

Починок Онфимовской за Петрушею Лобастово Самсонова пашни пол-четверти выти, оброку 20 алтын

Починок Микулки Петрушина пашни четверть выти, оброку 31 алтын 3 денги

Починок Тимохи Савельева сына Долгушина на Кудинской дороге пашни пол-выти, оброку рубль 25 алтын 4 денги

Починок внове росчат Потанки Борисова сына Потки четвертные пашни пол-чети выти, оброку по 11 алтын

(112) Починок Фетки Иванова сына Селянинова четвертной пашни пол-пол-четверти выти, оброку 15 алтын з денгою

Починок Семейки Дементьева сына Кирисова в Ыстопенской волости четвертные пашни пол-пол-чети выти, оброку рубль 24 алтына

Починок Иванка Тимофеева сына Бобошына четвертной пашни треть выти, оброку рубль з гривною

Починок Якуни Целищева да племянника его Филипка за рекою Гарь четвертные пашни треть выти, оброку 26 алтын 4 денги

Починок Фетки Зиновьева сына Согрешева на Горловской дороге пашни пол-чети выти, оброку 16 алтын 5 денег

Починок Лучки Иванова сына Головина четвертной пашни пол-пол-трети выти, оброку рубль

Починок Сергейка Тихонова сына Кляпикова (112об) четвертные пашни пол-чети выти, оброку 18 алтын

Починок Куземки Семенова сына Лобастово в Ыстобном четвертные пашни треть выти, оброку рубль 6 алтын

Починок Фомки Бобошына четвертные пашни пол-трети выти, оброку 19 алтын

Починок Петрушы Степанова сына Бушмелева в Ыстобном четвертные пашни пол-выти, оброку 2 рубля 30 алтын

Починок Ивашка Пахомова сына Перминова в Колковской волости четвертной пашни пол-четверти выти, оброку 20 алтын

Половина починка Федотка Тихонова сына в Горловской волости четвертной пашни треть выти, оброку рубль

Половина починка Васки Иванова сына Скорнякова в Горловской волости четвертной пашни (113) пол-трети выти, оброку рубль 12 алтын пол-третьи денги

Починок Бураковские волости Дениска Носырева четвертной пашни пол-трети выти, оброку 18 алтын

Починок Ивашка Лукина сына Шестачихина в Ыстопенской волости четвертной пашни четверть выти, оброку 30 алтын

Починок Тренки Иванова сына Селянинова на Котельнитцкой дороге четвертной пашни пол-чети выти, оброку 17 алтын

Починок Осипка Жданова сына Логинова четвертной пашни пол-выти, оброку полтина

Починок Фролка Максимова сына Лузенина четвертной пашни полторы выти, оброку 2 рубля

Починок Фомки Афонасьева сына Денисова четвертной пашни четверть выти, оброку полтина

Починок Сергейка Офремова сына Ковезина (113об) четвертной пашни четверть выти, оброку 20 алтын с полугривною

Починок в Кудинской волости в Горлове Иванка Березы да внове жылец Логинко Остожьева да Игнашы Поздеева да Фетки Сыча да Ортюхи Якушева четвертной пашни четверть выти, оброку 12 алтын

Починок в Колковской волости Никифорка Семенова сына Жаравлева четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку 6 алтын 4 денги

Починок Павлика Данилова сына Полевщикова в Кудинской волости да пожня у старые реки в Пантелееве лугу четвертной пашни пол-пол-трети выти, оброку 8 алтын 2 денги

Починок Иванка Васенина у речки у Клековки четвертной пашни пол-трети выти, оброку 10 алтын

Починок Гришы Васильева сына Горбатово да Гаврилка Иванова сына Сухово четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку 8 алтын 2 денги

(114) Починок на Колковской дороге Минки Ондреева сына Побратимова четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку гривна

Починок в Чистянской волости Никитки Автоманова сына Шыпицына четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку 5 алтын 4 денги

Починок в Чисте ж Ивашка Кирилова сына Жаравлева четвертной пашни пол-пол-трети выти, оброку 6 алтын

Починок в Боровитцкой волости Михалка Никитина сына Чермново четвертной пашни треть выти, оброку рубль

Другой починок в той ж волости Михалка Никитина сына Чермново да у тово ж починка поженка на речке Боровице четвертной пашни треть выти, оброку 31 алтын 2 денги

Починок в Манаковской волости Логинка Иванова ж сына Остожьева за ево ж полем четвертной пашни пол-трети выти, оброку 10 алтын

(114об) Починок Шестачка Максимова сына Шалагина четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку 8 алтын 2 денги

Починок Семейки Суботы на Боровице четвертной пашни пол-трети выти, оброку 4 гривны

Починок Бориска Блинова да Степанка Блинова Шалеговской четвертной пашни четверть выти и пол-трети выти, оброку 8 алтын 2 денги

Починок Ромашки Лаптева четвертной пашни пол-трети выти, оброку 17 алтын 5 денег

Починок Ивашка Кирилова сына Желобова четвертной пашни пол-пол-трети выти, оброку 6 алтын

Починок Тараска Ходулина четвертной пашни пол-чети выти, оброку гривна

Починок истобенца Ивашка Федосеева сына Чиркова четвертной пашни пол-чети выти, оброку 5 алтын

(115) Починок Данилка Ердякова в Колковской волости четвертные пашни пол-пол-чети выти, оброку 10 алтын

Мелница Нехорошка Жабина на речке Воробьихе, оброку гривна

Починок Пронки Тимофеева Чешкова в Боровице четвертной пашни пол-пол-трети выти, оброку 5 алтын

Починок в Заполье у Калинки Еремина сына на Боровице пашни пол-пол-трети выти, оброку 5 алтын

Починок Рычка Архипова пашни пол-пол-трети выти, оброку гривна

Мельница Хамовская Иркова за Третьяком Малковым, оброку гривна

 

Комментарии

Аватар пользователя Alexender

Наталия, добрый день! 

Про Колково. Есть исследование Натальи Евгеньевны Завойской "Вятская десятина в Патриаршем Казенном приказе". 

Сведения о сборе дани и прочих налогов на Вятке, одной из десятин Пат􏰀 риаршей области, отложились в приходных книгах ф. 235 (оп. 2) РГАДА (Патриарший Казенный приказ). 23 дошедшие до нашего времени приходные книги этого фонда, в которых есть записи о Вятке или Вятской десятине, от􏰀 носятся к 1627–1657 гг. Первая дата соответствует датировке самой первой из имеющихся в наличии приходных книг приказа1. Вторая – году выхода Вятки из Патриаршей области и утверждению Вятской и Великопермской епархии во главе с епископом Александром, бывшим до этого епископом Ко􏰀ломенским и Каширским2.

Из приходной книги 1640 г.
о сборе с церквей Вятской десятины оброчных денег
19  19 РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 13 (глава 28).

По книгам Ивана Кокошилова в нынешнем во 149 году прибыло вновь

Церковь Николы, чюдотворца Корельского, в Орловском уезде в Кол􏰀кове. Дани 15 алтын, десятильничих и заезда полтина. И марта в 28 день те деньги взято. Платил Иван Кокошилов.

Т.е. начинается сбор налогов с 1640 г., этим годом можно считать, я предполагаю, основание церкви.

Про Истобенск, т.к. книги есть с 1627 г. 

Книги окладные Вятской десятины Из приходной книги 1627 г.

о сборе с вятских церквей их оброчных денег1  РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 2 (глава 23).
Церковь святого пророка Илии в Орловском уезде в Ыстобенской во􏰀лости. Дани 5 рублев 4 деньги, десятильничих и заезда рубль. (Л. 90) Ген􏰀варя в 30 день на нынешнеи на 136 год взято.

в 1627 соответсвенно налог брали.

Аватар пользователя Alexender

Кстати, про Истобенск

РГАДА 1209-1-1029 1615 г.

Погост Истобенской над рекою над Вяткою, а на погосте церковь Ильи пророка да Георгия Страстотерпца теплая с трапезою, другая церковь холодная Николы Чюдотворца, а в церквах Божие милосердие оброзы и книги и ризы и свечи поставные и колокола, строенье мирское, да на погосте дворы церковные

...

И всего в Ыстобенской волости погост, а на погосте 2 церкви, да 4 двора церковных, да 10 дворов тяглых, да 16 деревень, да 28 починков, да 21 починок да 3 заимища стали вново после Богданова дозору Григорьева да подьячего Савы Григорьева, да 7 дворов пустых новые пустоты, да пустошь старой пустоты, а тяглых дворов на погосте и в деревнях и в починках 133 //

л.661

Дозор Богдана Григорьева был в 1590 году. После этого дозора "стали вново" "21 починок да 3 заимища", остальные были до того (кстати). Но это всё по моим рассуждениям. 

Аватар пользователя дядя Женя

По летописи села Шалегово, где говорится, что первыми жителями были семьи  "из ново-града ушкуев", которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване-IV Грозном, когда составлялись писцовые книги для обложения тяглом в 1570, 1590, 1595 гг. Истобенск старше Шалегова (по П.Н.Луппову - 1595 г., жители считают - 1379 г, поскольку в селе поставлена часовня в память о битве устюжан и рязановцев возле села). Жалованная грамота на строительство Шалеговской церкви дана в Москве патриархом Иовом в 1602 г.

Аватар пользователя a-musikhin

Скорее всего, названия волостям даны по речкам Колково и Истобенка.

Погост Колково впервые точно упоминается осенью 1640 г., как это указал Александр Гагаринов.

С Истобенском сложнее. Судя по писцовой книге 1615 г. погост Истобенский существовал уже во время переписи Богдана Григорьева и подьячего Саввы Григорьева, которая проводилась в 7098 (1589/90) - 7099 (1590/91) годах. Но, скорее всего, существовал и ранее.

Сейчас датируют 1609-м годом, вероятно, на основании отписки из Котельнича в Хлынов к князю Михаилу Ухтомскому от января 1609 г., где упоминается Осипко Степанов сын Истобинец. Однако истобинцем он мог быть назван не по погосту, а по волости.

Согласно исторической науке сейчас мы можем указать только первое однозначное упоминание погоста Истобново. Это расходная память осени (ноября?) 1613 года, где становой целовальник Григорий Вавилов сын Назарьев писал, что "послал паметь в Ыстобново", "ходил в Ыстобново с паметью". (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 37922. Л. 3).

С народными преданиями надо быть очень осторожными. Что касается часовни в память о битве устюжан, то такие стояли по многим н.п. Вятской земли. И во многих церковных синодиках были записаны поминания "устюжских родителей". Кстати, в этих записях было указано, что побиты они были под Котельничем, а не под Истобенском. И точная дата этой битвы неизвестна. А в 1379 г. "тое же зимы вятчане шедше ратию в Арьскую землю, и избиша разбоиников оушкоиников, и воеводу их изнимаша и Рязана и оубиша". Как видим, здесь нет никакого упоминания ни устюжан, ни Истобенска, и вообще это событие произошло в другом месте. Здесь имеет место топонимическая легенда о деревне Рязановской https://rodnaya-vyatka.ru/places/122193 , которая якобы принадлежала этому воеводе Рязану. Если бы это было так, то деревня называлась бы Рязанская. А название Рязановская образовано от фамилии Рязанов. Деревень с таким названием на территории Вятской губернии существовало не менее десятка. Это никак не означает, что все они принадлежали какому-то воеводе Рязану.

Аватар пользователя Alexender

Алексей Леонидович, а разве упоминание в ПК 1615 г. о том, что село Истобенск существовало в предыдущий дозор Григорьева (1589-1590) не является основанием считать оф. датой его основания лет на 18 раньше теперешней?

Аватар пользователя a-musikhin

Там же не сказано, что Истобенск существовал в предыдущую перепись, это наше логическое умозаключение. Хотя понятно, что это некоторый абсурд, но так принято в исторической науке.

То же самое относительно основания Вятки. В летописном сообщении 1374 г. говорится, что ушкуйники Вятку пограбиша. Что здесь подразумевается под Вяткой, до сих пор спорят. Лично я считаю, что здесь имеются в виду земли по реке Вятке или государственное образование Вятская земля. Но там ни слова не говорится о том, что ушкуйники потом вернулись на Вятку и основали город. Тем не менее через полтора года будут отмечать очередной юбилей основания города Кирова. Хотя, на мой взгляд, гораздо корректнее было бы отмечать юбилей первого упоминания топонима Вятка в русских летописях.

По поводу коммеморации многих дат историки до сих пор горячо спорят. Например, академик Тихомиров относительно Вятки когда-то писал, почему бы не принять дату основания Вятки в 1181 году, ведь и дата основания Рима является легендарной, однако она принята во всём мире.

Иногда случаются исключения, причём очень грубые, как, например, нынешняя дата основания Казани. Это всё политические игры.

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович, Шабалинское городище, на его месте селение Городок, волостка Городок в дозорных 1615 г., город Вятка выше Котельнича в "Книге Большого чертежа", то же на карте Делиля, ушкуйники, ходившие со стороны Устюга рекой Моломой и разорившие Вятку, битва Анфала с Россохиным, битва с татарами в устье реки Моломы, Бектут царевич взял ратью Вятку в 1392 г., булгарские хроники, Вами непризнанные, тем не менее, совпадающими с датами и описанием битв в русских летописях, не дают Вам хотя бы предположить, что город Вятка - это то, что ныне называется Шабалинским городищем? Иначе какой город здесь на стратегически важном месте, на водно-волоковом пути из Устюга в Поволжье был? "В лето 6882 (1374 г.) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы 90 ушкуев и пограбиша Вятку и шед взяша Болгары..." В летописях нет такого, чтобы писалось: ограбили Волжскую Болгарию, Московию и т.п.; грабили города и окрестные селения. И говорить, что "пограбиша Вятку" - это касается каких-то попавшихся по пути населённых пунктов, как минимум не корректно. А если считать, что город Вятка был где-то в районе Хлынова или Никульчино, так с какого перепуга ушкуйники делали крюк в те края, прежде, чем идти на Булгар? При том, что булгарские хроники не есть оригинал документа, а список с некого списка и в научной среде не признаётся, согласитесь, нет смысла писцу или переписчику фальсифицировать факты, касающиеся не Волжской Болгарии, а сторонней страны, не страны даже, а нескольких более-менее крупных населённых пунктов на большой территории средней Вятки. Исходя из того, что все даты походов ушкуйников соответствуют русским летописям, почему бы не принять к сведению и не проанализировать такие записи: " Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсилбая (постоянного войска булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисского ополчения) на Тунай (северные территории), где заложили новый центр Бийсу - город Колын (по имени хана) возле балика Нукрат на Нукрат-су (селения Вятка на Вятке-реке)". Нельзя игнорировать сведения археолога Л.Д.Макарова по итогам его раскопок на Ковровском и Шабалинском городищах о существовании этих городищ ещё в 12-15 веках, что подтверждают артефакты. Почему два городища стояли возле устья Моломы одно против другого? О чём говорят вислые печати и печать-матрица с зеркальной надписью "Печать Григориева", найденные на городищах? Историки 19-20 вв., описывали историю Вятской земли по летописям и письменным памятникам, не имея археологических данных. Почему историки современные игнорируют найденные артефакты?

Аватар пользователя skygrad
Из летописного свода 16 века:
    []
   "Того же лета идоша на низ за Вятку оушкоуиницы разбоиницы совокоупишеся девятдесят оушкоуиниц и Вятку пограбиша". Выносят ящик с деньгами (казну города?) и мешки с вещами. Жителей изгоняют и секут саблями.
  
Аватар пользователя skygrad

К сожалению, картинка не загрузилась, но там ясно виден город со стенами. Конечно, было нарисовано через двести лет после события, но какие-то основания были (прежние летописи и устные сведения о существовании города Вятка). Можно посмотреть Харин Евгений Анатольевич. История Страны Вятской 3 (samlib.ru)

Про Колково. Очень странно, чтобы название волости давали по речке. В документе этом и от 1615 года упоминается Колковская дорога и волость. И Истобенская волость. Волость же от населенного пункта получала название. Тем более что в Колково нет такой реки, только Татарка. Если в 1640 г. уже упоминается теплая церковь, то точно уже должен быть более крупный населенный пункт, (который уже называется погостом), чтобы строить церковь.

В переписи 1646 г., погост Колковской Кудинской волости Орловского уезда, с теплой церковью Николы Чудотворца да в пределе Святого пророка Ильи. Видимо  церковь Ильи старше, холодная, которая была большой, и по обычаю зимой не отапливалась, для этого строили теплую меньше?  Но это же и время, и деньги, и для большого количества людей, значит логично, что уже намного ранее существовал населенный пункт.

7150 году по описи № 4 Починок на Колковской дороге Минки Ондреева сына Побратимова четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку гривна.

Починок в Колковской волости Никифорка Семенова сына Жаравлева четвертной пашни пол-пол-пол-чети выти, оброку 6 алтын 4 денги. И еще несколько раз упоминается.

Аватар пользователя a-musikhin

Я понимаю Ваше желание удревнить свой н.п. Но! Ничего странного в названии волостей по реке нет. Даже станы называли по рекам. Самый яркий пример - Чепецкий стан.

Река Колково существовала (не знаю, как она называется сейчас). В тяглой дозорной книге 1615 г. записаны: Деревня Ивановское на речке на Колкове; Пашни паханые ... и с новою припашью по речку по Колкову (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1029. Л. 606, 618об.). То же самое в писцовой книге 1629 г. Речка Колковка упоминается в актах 1744, 1752, 1755 гг. https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?text=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BA%...

У Вас несколько смешаны понятия о крупном н.п. и о погосте. В данном случае погост - небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с дворами причта.
 В любом случае, в писцовой книге 1629 г. в Колковской волости ещё нет ни одного погоста, ни одной церкви. Так что погост был поставлен в период 1629-1640 гг.

Получается, что да, сначала была каменная церковь пророка Илии, потом построена теплая Николая Чудотворца, а в 1775 вновь начали строить  каменную пророка Илии на месте ветхой. Грамота Преосвященнаго Лаврентія на построеніе въ с. Колковѣ, Орловск. у., вмѣсто ветхой деревянной Николаевской церкви, вновь каменнаго храма во имя Свят. Пророка Иліи съ придѣломъ въ честь Святителя Николая Чудотворца. 1775 г. 21 Марта.

Божіею милостію.

По благодати, дару и власти, даннѣй намъ отъ самаго великаго архіерея Господа нашего Іисуса Христа чрезъ святыя и священныя Его апостолы і ихъ намѣстники и преемники. Слушавъ поданныя к намъ из Орловского заказа, а во оной села Колковского, Николаевской церкви от священноицерковнослужителей с приходскими людми доношеніи, коими просили о строеніи в томъ Колковскомъ селѣ, вмѣсто имѣющейся ветхой деревянной Николаевской, вновь каменной во имя святаго пророка Божія Иліи с придѣломъ святагож Николая Чудотворца церкви дозволенія, благословили мы оную церковь заложить по церковному чиноположенію того жъ Колковского Николаевского села священникомъ олтаремъ на востокъ і по построеніи убрать святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпіемъ, какъ святыя правила и церковныя уставы повелеваютъ, святыи ж престолы уготовить по указу Святѣйшаго Правителствующаго синода 734 года сентября 13 дня, в вышину аршина шести вершковъ и со дскою, в длину аршина осми вершковъ, в ширину аршина четырехъ вершковь. И когда тѣ церкви всѣмъ принадлежащимъ строеніемъ и украшеніемъ в совершенство приведены будутъ, тогда о освященіи ихъ просить благословенія особымъ доношеніемъ. Дана сія грамота с приложеніемъ нашей архиерейской печати въ городѣ Хлыновѣ Марта 27 дня 1775 году. № 962.

Подлинная грамота вверху Его Преосвященствомъ подписана тако: Смиренный Лаврентій, Епископъ Вятскій.

При ней приложена на щелку из красного воску со изображеніем на одной сторонѣ образа Живоначалныя Троицы, а на другой сторонѣ благословляющей руки печать.

Подлинныя грамоту и указъ села Колковского священникъ Аѳонасій Бехтеревъ принялъ.

Примечание: Отпускъ въ дѣлѣ Вятск. Духовн. Консист. 1775 г. № 216

Получается, что да, сначала была каменная церковь пророка Илии, потом построена теплая Николая Чудотворца, а в 1775 вновь начали строить  каменную пророка Илии на месте ветхой.

 

В 17 в., как правило, в сёлах каменные церкви еще не строили.

Судя по записи в ПК 1646 г. в Колково имелась деревянная Николаевская церковь с приделом Св. Ильи. Т.е одна деревянная двухпрестольная церковь.

Дословная цитата из ПК 1646 г. : "а на погосте церковь теплая во имя Николы Чюдотворца Корельского, да в пределе Святого пророка Ильи на погосте дворы"

Аватар пользователя a-musikhin

Всё правильно )