(Михаль Синец) (1451–1491) – от этого предка пошел мой род Синцовых. Синец- рыба, которой очень много в о. Ильмень. Возможно дальний предок был рыбаком или имел синющный цвет лица.
Род Синцовых в середине 15 века проживал на территории Шелонской пятины Новгородской земли. Пятина- это административно- территориальная единица в старину. В Илименском погосте (в старину погост это не кладбище, а село) . Были Синцовы бобылями церкви Успения Пречистых. «Погост Илеменской Царя и Великого Князя. А на погосте была церковь древена Успение
Пречистые, сожгли Литовские люди. А на пожарище осталася теплая церковь Преподобный Сергей. На погосте же четыре места дворовых церковных, а дворы сожгли Литовские люди, да два двора бобылских пусты...» А дворы эти и принадлежали двум семьям бобылей Синцовых.
Сейчас Илемно— деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области , относится к Горскому сельскому поселению.Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь.
Во время Русско-литовской войны 1500—1503 годов вместе со священнослужителями церкви Успения Пречистых братья Синцовы Иван и Досифей с семьями снялись с родных земель и пришли в Калязинский Троицкий монастырь. Досифей принял сан священника-
монаха, а остальные пошли искать лучшей доли. По пути в Кирилло-Белозерский монастырь осели на несколько лет у старого тракта между монастырями Колязинским и Белозерским, основав д. Илемно, деревня обитаема до нашего времени. Около 1550 г. поселились на территории Ивановского Малого или Горнего монастыря. Как плотники принимали учатие в строительстве Трапезной палаты с церковью Сергия Радонежского. Маалый Иваноавский Горней монастыарь (Предтеченский) — одна из двух древних частей Кирилло-Белозерского монастыря, расположенного на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллова Вологодской области.
У Синцовых на протяжении почти 400 лет передавалась из поколение в поколение умение рубить шатровые северные церкви. Шатроавые храамы— особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в древнерусском храмовом зодчестве. Вместо здание шатрового храма завершается шатром. В 1558 г. три семьи плотников Синцовых были отпралены в распоряжение игумена Соловецкого монастыря Филиппа, будущего Митрополита Московского и Всея Руси, в Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь , строить Успенский и Преображенский соборы. Весной 1568 г. митрополит Филипп сильно схлестнулся с Иваном Грозным.. В результате летом 1568 г. по указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа.
Зная крутой нрав царя, часть братии с монастырскими крестьянами снялась с насиженных мест и направилась в сторону земли Вятской. Вятка принимала тогда беглое духовенство, которое заодно со своими духовными детьми Москвой преследовалось. Среди беглых были и все Синцовы. Была еще одна причина покинуть Соловецкий монастырь. В XVI веке было 45 голодных лет. Почти половина! Основные «виновники» — жестокие зимы, летние холода и снегопады, град, дожди. Похолодание вступает в свои права, особенно во второй половине столетия. К концу столетия и далее учащаются холодные зимы. Холодные — в сравнении с обычными в то время. При наличии снега это не влечет обязательного голода, но жизнь традиционному земледельцу осложняет. Это XVI век, не XX-й, и даже не XVIII-й: знаменитая русская печь еще не та, большинство изб топится по-черному, а существенная часть населения живет в полуземлянках. Наступил «малый ледниковый период» В принципе, есть привычное решение: раз в несколько лет переходить на новые земли, что Синцовы и делали.
Синцовым предстоял долгий путь- по Северной Двине до Великого Устюга, потом по реке Юг до Осиновца (в настоящее время это место недалеко от г. Подосиновец Кировской области), далее по реке Пушма до д. Лодейно, родине маршала Конева, волок через Кайское болото, речка Кая и р. Молома и наконец р. Вятка. Этот древний путь от Архангельска до Орлова на Вятке. Cело Заостровье, д. Яковлевская на берегах Северной Двины— первая долгая остановка рода Синцовых на Вятку. В селе Заостровье Синцовы начали рубить Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Церковь Михаила Архангела . В Заостровье Синцовы оставили священников Лукиана, Арефу Синцовых. После Арефы был еще Григорий, сын Арефы. На сегодня известно, что 4 поколения рода Синцовых служили в Заостровском приходе. Лукиан и Арефа в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Григорий и сын его Федор в Заостровском приходе без указания церкви. У Арефы Лукианова был брат Родион, его предки Козма и Ефрем к 1762 г. поселятся в д. Яковлевской.
К сожалению ансамбль церквей в д.Яковлеевская сгорел в 1989 г.
На берегах Северной Двины до середины 20 в. встречается фамилия Синцов среди священнослужителей.
1571 год “В Устюге была моровая язва. На посаде и в селах померло много людей. У монастыря Иоанна Предтечи наклали мертвых 7 ям. А священников осталось в Устюге только шесть.» Для возрождения жизни в Михайло- Архангельском монастыре в Великом Устюге архимандратом Арсением 1 были в 1574 г. заселены на опустевшие земли монастыря с берегов Северный Двины два десятка семей монастырских бобылей. Среди них были и Синцовы.
1609 год. Годы Смуты. «В середине апреля устюжане отправили для борьбы с тушинским вором пятую рать в пятьсот человек, а в мае начали собирать шестую рать. В тот же год шли люди ратные: устюжане, каргопольцы, вычегжане, вымичи, сысоличи под Яранск и другие города вятские от русских воров и литовских людей оборонять.” Летом «шестая рать» была собрана. В Великоустюжское ополчение были отправлены от монастыря и Синцовы. Дождавшись ополчения с Холмогор, отряд под командованием воеводы Мансурова Петра Ивановича на стругах пошел по р. Юг, по Кайскому волоку на р. Молому до г. Хлынова. Пока судовая рать, под командованием, шла по Моломе, наступили ранние сентябрьские холода. Опасаясь того, что близкие морозы могут в любой момент сковать реку льдом, Мансуров принял решение оставить струги у погоста Курино на Моломе. И идти на воссоединение с хлыновским воеводой князем Ухтомским по суше. Но планы свои ему пришлось изменить. Осенью 1609 года возобновились военные действия на Вятке. Укрепление своих позиций в Поволжье и северо-восточных областях польское командование поручило литовскому шляхтичу полковнику Лисовскому. Под его руководством «… 18 ноября «… изменники Волские казаки, и Кузмодемьянские и Шанчурские и Царегородские (царево-кокшайские) и Еранские стрельцы и всякие Руские воры, и Черемиса, многие люди» осадили г. Котельнич. После недолгой осады и кровопролитного приступа тушинцы взяли Котельнич, захватили и посадили на кол стрелецкого сотника Захара Панова, управлявшего Котельничем, и разгромили город, произвели в нем всевозможные насилия, грабежи и убийства». Поляки перекрыли дороги к Хлынову и Орлову, из- за чего Мансуров принял решение остаться у Курино. При впадения р.Куринки в Молому, в полутолра километрах от Курино, где сейчас находится д. Монастырь, ратные люди срубили укрепления. Курино на время стало опорным пунктом.
В середине декабря 1610 г. отряд Мансурова у Котельнича соединился с Ухтомским. Объединенными силами Ухтомский без боя взял Котельнич – тушинцы испугавшись его рати, оставили город. Ухтомский же город укрепил, и стал собирать силы для похода на Яранск.
Поход на Яранск состоялся в конце января 1610 года и оказался успешным. Подробности похода отсутствуют, но историки предполагают, что Ухтомский в этом походе погиб, т.к. в дальнейшем сведений о нем не обнаруживается. Перед походом на Яранск Мансуров оставил небольшой отряд под предводительством « ватамана» Микитки Пересторонина с «товарыщи» у Курино. Часть Синцовых осталось в Курино, другая часть пошла с отрядом Мансурова. После 1612 г. Синцовы, ушедшие с Мансуровым, как монастырские крестьяне, расселилось на землях Успенского Трифонова монастыря и Истобенского Троицкого монастыря.
На высоком, укрепленным тыном, берегу Моломы Микитка Перестронин построил починок, и почти 80 лет он назывался его именем. Недалеко от починка Перестронина несколько семей Синцовых построили свои починки- Петуничи, Синцовы, Гущеваровский и другие.
Как обустроились , стали ставить церковь. “Погост Куринской над рекою Моломою, а на погосте церковь теплая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да другая церковь холодная во имя Преподобных отец Зосимы и Савватея Соловетьцких чудотворцов Московское царство, Вятка, Котельнический уезд Котельнический стан, Котельнический тяглый стан, Куринская волость.”- перепись середины 16 в. Это была первая церковь во имя Соловецких чудотворцев на Вятской земле.
В 1670 г. из Михайло-Архангельского монастыря (Великий Устюг) в Курино пришел иеромонах Ияков для устройства новой обители. Сохранившийся текст грамоты епископа Вятского и Великопермского Ионы от 20 июня 1676 г. на основание Куринской обители помогает воссоздать условия ее появления. Инициатором создания обители, судя по грамоте, был крестьянин Петр Рогачев, который подал прошение на имя архиерея. В нем он, в частности, сообщал, что «в нынешнем де 184 году обещался он в новокупленной своей деревне в той же Куринской волости над Куринкою рекою ограду оградити и в той ограде церковь теплую древяную по монастырьскому чину построити во имя Архистратига Божия Михаила на общежителное собрание монахом и христолюбивым людем душевнаго ради спасения, а с тою своею новокуп-леною деревнею обещался он дати близ тоя деревни на препитание братии мелницу и сенные покосы и всякия угодья, что с тою деревней в купчей написаны». Владыка благосло-вил создание общежительного монастыря, указав при построении церкви выдать для освящения масло и миро, а также антиминс. «Починок был Микитки Перестронина с товарыщи над речкою Куринкою, а ныне на том месте построен вновь монастырь, а в том монастыре церковь во имя воспоминания бывшаго чюдеси Архистратига Михаила. В монастыре черный поп Ияков с братьею».
В конце 17 в. земли вокруг монастыря оскуднели и несколько семей Синцовых были отправлены осваивать новые монастырские угодья в район погоста Круглыжи. Другие из Синцовых освоили грамоту и стали священнослужителями в монастырских волостях:
К 1725 г. в монастыре было 26 служителей, в том числе: дьячок, подьячий, кузнец, конюх, два коровника, хлебник, повар, квасовар, 17 трудников, которые работали на монастырских службах из хлеба и платья, а также четыре наемных работника. Также по первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 25 дворов и 268 душ, которые являлись государственными крестьянами, работавшими на монастырь в качестве половников.
В 1724 г. Куринский монастырь был расформирован, но в 1744 г. духовные власти по просьбе крестьян возобновили деятельность монастыря. В 1746 г. возникли споры с жившими в монастырской вотчине государственными крестьянами. В конце 1746 г. они пожаловались духовной консистории, что их принуждают молотить монастырский хлеб и отдавать половину Куринскому монастырю, а также отдавать семенной хлеб и половину приплодного. Настоятель игумен Гавриил, исполнявший параллельно должность казначея архиерейского дома, жил по долгу службы преимущественно в Хлынове и не мог основательно вести дела в пустыни. Поэтому он отправил туда в сентябре 1746 г. своего племянника Михаила Нецветаева, который с рассыльщиками стал заниматься сбором денег и хлеба. При этом, как сообщали челобитчики, они крестьян «били напрасно» Волнения крестьян в середине XVIII в. не были локальным явлением: они охватили практически все вятские монастыри, имевшие вотчины. Что касается ситуации в Куринском монастыре, в январе 1747 г. игумен Гавриил ответил на прошение крестьян, что они берут для посева монастырские семена, а потом их возвращают вместе с половинным хлебом, поскольку монастырь платит за половников ежегодно подушную подать. Данная схема отношений монастырей и крестьян была распространена в Вятской епархии повсеместно и являлась достаточно умеренным вариантом работы на монастырь со стороны крестьянполовников. За 1746 г. крестьяне деньги заплатили. По первой ревизии 1721–1722 гг. за монастырем числилось 268 душ, и кроме хлеба никаких платежей монастырем с них не взыскивалось. Генеральная ревизия (контора ревизских дел) разослала во все монастыри
указы, что монастырям крестьяне ничего платить и хлеб отдавать не должны, т. к. они черносошные, а должны платить помимо обычных податей еще 4-гривенный сбор государству. В ответ на это вятские духовные власти сообщили в Генеральную ревизию, что если монастыри этого источника лишить, «монашествующим дневной пищи получать будет неоткуда». Кроме того, закон не запрещал быть черносошным крестьянам в половничестве . Однако длительные разбирательства дела о монастырских крестьянах в Синоде и Сенате привели к тому, что экономически Куринская обитель оказалась практически разорена. Из-за волнений крестьян, которые привели к экономическому разорению обители, а также слабости духовной жизни, духовные власти в июне 1752 г. поставили вопрос о ее присоединении к Хлыновскому Богословскому монастырю. «Круглыжские починки расположены в совершенно безлесной местности. Дрова и строительные материалы покупаются по дорогой цене.Занятие прихожан земледелие. Многие ходят на заработки в Сибирь, а некоторые и совсем переселяются на починки в Вологодскую губернию.»- историко- географическое описание. Вятка.
По вышеуказанным причинам мои Синцовы в 1755 г. опять поменяли место жительства и основали заимку Синцовка на берегу р.Паозер. Впоследствии заимка стала деревней и поменяла название на Коровинский (Коровино).
Ниже по течению р. Паозер в нескольких километрах от Синцовки находится село Соловецкое, в котором стоит Созимо- Савватиевская церковь. Чуть в стороне стоит село Архангельское, с церковью во имя Архистратига Михаила. В названиях сел и церквей явно просматривается соловецко-устюгский след основателей этих населенных пунктов. Да и основателями этих сел были крестьяне Куринского монастыря, в т.ч. Синцовы.
Сказ хорош, только где подтверждения источниками, что вятский род Синцовых произошёл от новгородского Михаля Синца? И все дальнейшие передвижения рода до Вятской земли чем подтверждаются?