Телицыны д. Телицыно

В работе использую сайт Доступная Генеалогия

Попытка визуализировать семейные отношения Телицыных в деревне Телицыно Глазовской округи на начало XIX века. Починок полностью старообрядческий.

Граф можно посмотреть по ссылке.

Граф по экрану можно перемещать мышкой влево-вправо, вверх-вниз. Так же нажимая клавишу Ctrl на клавиатуре и прокручивая колесико мыши можно менять масштаб. Работает стандартный поиск - Ctrl+F.

Один человек - один элемент графа. Информация структурирована следующим образом:

  • семейные отношения (если обозначено в документе) и имя человека
  • год рождения
  • год на который встречается в документе и дополнительные отметки.

Если личности точно (по документам) имеют родственные связи, то они связаны в графе. Так же постаралась распределить всех по временным линиям (десятилетиям). 

В настоящее время информация взята из следующих источников

Книга Год Семей Место нахождения Примечания
Исповедальная роспись села Пихтовомыского 1801 3 Архив: ГКУ "ЦГА УР", Фонд 134, Опись 1, Дело 1292 Незначительные правки
Исповедальная роспись села Пихтовомыского 1806 3 Архив: ГКУ "ЦГА УР", Фонд 134, Опись 1, Дело 1344 Есть "мои", обозначены главы с женами и "с семейством"
Исповедальная роспись села Пихтовомыского 1820 4 Архив: ГКУ "ЦГА УР" Фонд: 134 Опись: Дело: 1475 Есть "мои"
Материал 8 ревизии 1834 6 Карточка нп .Телицыно Есть переселенный недавно из другого уезда

Комментарии

Добрый день! Мои предки происходят из этой деревни. Я некоторое время назад занимался изучением документов по ней и могу чуть дополнить вашу информацию.

Впервые починок над Кушкезом по правую сторону встречается в исповедках Пихтового мыса в 1795 году (по крайней мере я не нашёл его в более ранних). В 1795 году там указан раскольник Василий Иванов сын Телицын «с семейством» (ЦГА УР ф.134 оп.1 д.1230 л.110). В 1797 году в исповедках указан и его отец — Иван Иванов сын Телицын, у Василия Иванова указана жена — Марфа Козмина (есть на вашей диаграмме). В 1803 году уже три семьи Телицыных: Василий Иванов, Сидор Иванов и Корнила Афанасьев (они и их потомки есть на вашей диаграме).

Откуда они пришли в эту местность? В архиве Кировской области сохранился протокол допроса 1855 года крестьянина этой деревни — Ионы Васильева Телицына, в котором об истории деревни он говорит следующее: «В Глазовском уезде поселился ещё отец мой около 1780 года на том самом месте, где и теперь стоит мой дом. От него и деревня наша получила название своё. Он был государственным крестьянином Нолинского уезда Сунской волости и переселился из Нолинского уезда по случаю бедствия» (ЦГАКО ф.583 оп.608 д.1160 л.145об). Интересный факт: Иона Телицын проходил в числе других раскольников-фигурантов дела по торговле старопечатными книгами, а следствие по нему вёл тогда ещё молодой писатель Салтыков-Щедрин. 

По материалам третьей ревизии я обнаружил в Сунской волости Нолинского уезда нужную семью Телицыных. Они проживали в деревне Ерпули (Ерпулевская) (РГАДА ф.350 оп.2 д.3925 л.468-469 — эти документы есть на «Родной Вятке»).

Действительно, по материалам третьей ревизии обнаруживается, что у Ивана Иванова Телицына из Ерпулей были сыновья Григорий, Василий и Сидор, а также брат Афанасий Иванов Телицын, у которого был сын Корнилий. Получается, что два родных брата — Василий и Сидор и их двоюродный брат Корнилий переселились из деревни Ерпулевской в незаселённую местность Глазовского уезда, которая позже стала деревней Телицынской. Судя по отчествам из исповедок с. Пихтовый мыс 1830-х годов, их третий брат Григорий или его потомки тоже позднее поселились здесь. Что это за «бедствие», о котором на допросе упоминает Иона и которое привело Телицыных сюда — пожар, голод или гонения из-за раскола — неизвестно.

По документам, которые есть на «Родной Вятке», линия Телицыных восстанавливается до 1629 года, там в переписной книге Хлыновского уезда упоминается церковный бобыль из погоста Кстинино — Ларка Телицын, родоначальник всех вятских Телицыных.

Что касается основателя деревни Василия Иванова Телицына. У него было три сына: Иван, Лазарь и Иона. Иона (как раз мой предок) в какое-то время был купцом третьей гильдии и жил в разных городах — то в Казани, то в Сарапуле, поэтому в исповедных ведомостях встречается не всегда.

Пока загадкой для меня остаётся происхождение жены Василия Иванова Телицына — Марфы Косьминой. Думаю, что надо смотреть исповедки или метрики церкви в Суне, к приходу которой относились Ерпули. К сожалению, на сайте «Доступная генеалогия» их нет, т.к. они не в ЦГА УР, а в Кировском архиве.

Аватар пользователя BalyasovaNatalia

Спасибо за такие подробности. Мои тоже вышли из данной деревни (на диаграмме выделены флажком). А позже переселились в Томскую губернию. Ваши данные значительно облегчат мои поиски.

Есть основание полагать, что Сидор и Григорий это один человек в Росписях (на основании состава семьи). Так как это моя линия я делала подробные выписки. Но теперь я обязательно перепроверю.

Аватар пользователя BalyasovaNatalia

Появились данные 8й ревизии и из них видно, что Иона Васильев Телицын переселился в Телицыно только в 1834 году (если я верно прочла). Точно понятно, что на момент 7й ревизии в 1816 году он в Телицыно не жил.

Да, интересно! Из данных ревизии следует, что Иона Телицын «переселился по указу Вятской казенной палаты, последовавшему 20 марта 1834 года за №2926, Нолинской округи Лобанской волости из починка Медкоедовского в 1817 году».

Вот этот починок: https://rodnaya-vyatka.ru/places/87693

Что он там делал и почему был к нему приписан, в то время как его братья жили в Телицыне, пока непонятно. Возможно, это как-то связано с торговыми делами.

Кстати говоря, в записи о браке Ионы, который был заключён в 1814 году в церкви Пихтового Мыса, он и поручители (Иван Васильев, Сидор Иванов и Авраам Григорьев Телицыны) записаны как крестьяне починка Ярань Чуньзи (https://rodnaya-vyatka.ru/places/96111). Возможно, как-то они шифровались из-за своего раскольничества.

Так что надо смотреть 5, 6, 7 ревизии.

Аватар пользователя BalyasovaNatalia

Не будем забывать, что бывают и ошибки банальные в метрических книгах. Тут конечно ревизиям больше веры. Надо ещё исповедальные росписи посмотреть за 1813, 1814, 1815. Но до 1820 года сведения о раскольниках редко встречаются.