«Интервью» с кладокопом
Среди разнообразных занятий и промыслов, которыми занимались немногим более ста лет назад наши предки, существовал и такой, как кладоискательство. Народные сказания указывали множество мест, где хранились, будто, сокровища, спрятанные легендарным разбойником XVI столетия Кудеяром Тишенковым, предводителями народных войн Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Рассказы кружили не одну голову. Группами и поодиночке выходили крестьяне на поиск сокровищ.
Своеобразным центром кладоискательства в губернии являлась пригородная деревня Поливна, в ближайших окрестностях которой «скрывались» сразу три огромных клада! Симбирский этнограф и литератор Владимир Петрович Юрлов знал многих здешних кладоискателей. Вот что записал ученый в1887 году:
«Не далеко от г. Симбирска, всего в семи верстах, стоит небольшая, состоящая всего из 30 дворов, деревушка Поливна, она же Фарафонтьиха.
Деревушка эта, кроме пристани на Волге и лесной торговли, ничем не была бы замечательна, если бы не служила жилищем многим из наших кладоискателей, и если бы в лице этих кладоискателей не заключала в себе множества интересных преданий о кладах, зарытых будто бы в горах на Волге. … Мы прошлым летом несколько раз побывали в Поливне, познакомились с местными кладоискателями и передаем здесь собранные нами материалы тем самым безыскусственным языком, которым переданы они нам одним из престарелых кладоискателей, дядей Осипом.
- Ну что, дядя Осип, - спросили мы, - рыл нынешним летом где?
- Рыть, судырь, ныне не рыли, а ездили в Вятскую губернию, в Яранский уезд, в деревню Иванова-Паракина к Черемисину К.Г. Кра…орову.
Черемисин этот сам важный дока, богач страшнеющий, имеет в селе Кукарке пять домов. У него сидят на цепях 700 бесов.
- Кто же их видел? – спросили мы.
- А видели их, судырь, наши старики, слепой Михайла да Мишка Анучкин, слепой то Михайла сам много кладов произошёл, хоть и слеп, а нечистую силу увидать может.
- А сам ты не видел?
- Нет, мы жили недалече в селе Старом Ухтуме, а Михайла с Анучкиным доходили до самого Черемисина. И диковинное, братец ты мой, дело, живёт тот Черемисин в большущем дому в лесу, денег имеет страсть, только никакой птицы не водит, нельзя – всех передушат бесы. Михайла на что у нас умный человек, да и тот не мог с ним сговорить.
Живёт, говорит, как какой-нибудь купец али помещик, я, говорит, не колдун, а мудрец; я, говорит, бесами владею не просто, а хрестной силой, я, говорит, их для батюшки царя и на войну отпускал, и турок они, говорит, много побили. А на счет, говорит, ваших кладов мне заняться не время, отчитываю теперь Великий Пермский Клад. Приезжайте, говорит, после Воздвижения; тогда, говорит, земля мой завет примет, потому, земля только 2 раза в год завет принимает, а для того завета нужен главный князь Еракта, а его, говорит, я отпустил к Кайскому татарину, тамошнюю покладу взять. Так и приехали обратно, поедем уж после Воздвижения.
- Ну, - сказали мы, - где же у Черемисина сидят бесы?
- А сделан, судырь, у него под домом пребольшущий подвал, обложен весь дикарём, в том подвале и сидят на цепях бесы.
- Значит, ходили туда Михайла с Анучкиным? – спросили мы.
- В самый подвал не ходили, а смотрели в окошко… Страх да и только, говорят. Словно, слышь, как слоны топают, да ветер гудит, а водку, говорят, любят до страсти, по четыре ведра в день, говорят, лопают, а едят одни яйца, потому, яйцо съест, а скорлупу прячет, лишь загремит гром, а они окаянные в скорлупы-то и попрячутся; а колотит он их железным прутом, чтоб не озорничали, а свободы не даёт ничего.
- Ну, дока же ваш Черемисин, - сказали мы.
- Да такой-то, судырь, дока, что на редкость поискать. Нас, говорит, во всей Рассеи только трое: я, Кайский татарин да Пермяк Иван Гаврилич, а летом, говорит, ко мне не ездить, а зимой; летом, говорит, много грома – мешают, а зимой, говорит, какой хочешь клад я журавцом вытяну.
- Скажи же, дедушка, - спросили мы, - вот уж сколько лет вы клады ищете, ездите по разным докам, нашли ли когда-нибудь клад.
- Это точно, судырь, трудов много мы потеряли, да ведь и взять мудрено. Ведь клады-то все заговорены до пришествия Антихриста. Как он окаянный придёт, ему и богатство готово. Ну сами мы хошь и не попользовались, да знаем многих мужичков, что от кладов разбогатели. Вот и теперь около Поливны три клада есть и выходят под случай, а без мастера взять нельзя; что бог даст после Воздвижения.
Людей, отцы и деды которых воспитались на преданиях о кладах, разуверить трудно; и мы не пытались разуверять их…».
И точно, крепок он, русский «авось»!
Мне кажется его фамилия Красногоров ? хорошо подходит под зашифрованное - К.Г. Кра…оров