Последние комментарии

Страницы

Денис Смирнов ответил в: Скурихины (Жуйковское)
4 месяца 1 неделя назад

В д.Крутики Шабалинского района проживает Галышев Павел, в Скурихиных жила его бабушка.Пишите в личку дам номер

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

Я бы не скидывал со счётов и церковно-канонические мотивы. Например, для вступления в брак необходимо не быть в близком родстве, а это проще контролировать с фамилиями. Особенно там, где не было помещиков. 

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

Александр Фёдорович

Как же крепостное право «не причём», если Вы и сами пишете:

«Что дало, на мой взгляд, дополнительный толчок к формированию родового прозвания и фамилии. Почему у черносошных крестьян? Да потому, что у крепостных крестьян вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, отчество. Иначе вводилось существенное ограничение массы населения. У черносошных — это прозвание и фамилия».

А что «У каждого народа свои обычаи», я к тому и веду. Сводить всё лишь к материальным причинам, как то фискальный учёт, рост популяции и т.д., это не совсем верно. Можно найти массу народов рядом с русскими, которые тоже росли в численности и платили налоги, но у них не возникало необходимости в постоянных фамилиях. 

Александр Федорович ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

 Shulmin Крепостное право здесь не причем. Главное численность населения, а оно непрерывно возрастало - численность русских удваивалось примерно за 50-60 лет, и членение ее на части. У каждого народа свои обычаи. 

Аватар пользователя дядя Женя
дядя Женя ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

Олег, Вы ещё не забудьте вятские города Малмыж и Уржум по другим картам поискать, а то как-то неприлично получается: одним Хлыновом занимаетесь.

Аватар пользователя дядя Женя
дядя Женя ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

Алексей Леонидович! Вы даёте свою ссылку, в которой предполагаете: "Мне что-то уже поднадоели спекуляции насчёт того, что Хлынов – самый молодой среди всех древних вятских городов, что он основан будто бы только чуть ли не в середине XVI века. Поэтому я собрал некоторые аргументы, подтверждающие, что Хлынов существовал, по крайней мере, с середины XV века."

"По крайней мере, с середины XV века..." То есть, в конце XIV века его ещё не существовало. Оттого и в "Списке всех русских городов дальних и ближних" есть на Вятской земле только один город - Вятка. Это подтверждается и документами: В договорной грамоте Василия II с Юрием Галицким 1428 г. в отчину Юрию отданы "Вятка со слободами и другими месты". Та самая Вятка, что есть в "Списке городов...". В духовной грамоте Юрия Галицкого сыновьям 1434 г. упоминаются "Вятка с городы и волости". Это самая ранняя дата, когда мог быть построен Хлынов, но был ли построен? А Вятка уже существовала и фигурировала в описании странствующего купца Бадр ад-Дина Хасана ар-Руми как касаба Афаткун или городок Вяткин в египетской энциклопедии "Масалик аль-абсар...". Сделаны и расчёты местоположения городка Вяткина (или Вятки): 20 дней пешей ходьбы с Булгара на север, а по самой короткой ночи в 3,5 часа - и примерная широта места - ок. 58 град. с.ш. И, как ни странно, это совпадает с местоположением города Вятки в устье Моломы. Именно её и отметил в "Чертеже полю" и списке - "Книге Большому Чертежу" автор и "Чертежа полю", и списка, сделанного с этого чертежа, один из первых геодезистов и картографов Афанасий Иванович Мезенцев, приглашённый царём в Москву в картографический отдел Разрядного Приказа для составления карты ( чертежа) и списка в 1627 году. "В мезенцевских "росписях полю" отражены, помимо всего прочего, важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи позднего средневековья и начала Нового времени (местоположение городищ, курганов, засек, военно-торговых путей и т.д.)... И не надо гадать, как да и почему в КБЧ появились одновременно и "городы Вятка" и городок Хлынов. Именно "городы Вятка", поскольку речь идёт о двух рядом стоящих городищах, Ковровском и Шабалинском, находившимся на "военно-торговом пути" (водно-волоковом и торговом пути в устье Моломы). Это не предположения, а документальные сведения. И от этого надо "танцевать". Я не упомянул "Джагфар тарихы", автору которого вряд ли были известны "мезенцевские росписи полю", артефакты Ковровского и Шабалинского городищ, подтверждающие существование здесь административного центра, записки странствующего купца Бадр ад-Дина про касабу Афаткун, и такие "мелочи", как "лук и стрела" на тамге-печати Нукратской губернии, а потом подобные и на "вятьцкой печати". Может быть, переводчик свода И.М.-К Нигматуллин, погибший в свои 26 лет в первые дни войны, сумел накопить такой багаж сведений, чтобы "фальсифицировать" Вятскую историю". На худой конец, его племянник Ф. Нурутдинов сподобился на такой "подвиг"? Отчего же с десяток-другой "соавторов" "Повести о стране Вятской" не могут придумать более-менее достоверную историю Вятской земли? Переключитесь хотя  бы на ДТ в той части, что не только подтверждает существование Вятки в устье Моломы, но и дополняет сведениями о закладке каном Колыном в 1150 году города Колына возле балика Нукрат на Нукрат-су. А дальше всё приложится, если включить логику.

Пешехонов Егор ответил в: Костино (Горюшкино)
4 месяца 1 неделя назад

РГАДА 350-2-3996, 1719 г.
починок Костино на листах 124-124-об.

Ксения Ж ответил в: 350-2-4053 1748 Чердынь
4 месяца 1 неделя назад

Те же самые сканы
https://cloud.mail.ru/public/D6Cm/jKwwnLuzG
и к ним индексация по населенным пунктам
https://disk.yandex.ru/d/decFB0vSwbT2PA

в материале М. Е. Мартынов Юрлинские погосты и станы в первых ревизиях XVIII века
есть частичная индексация фамилий

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

Интересен механизм наследования "родового прозвания". Каким образом и почему это происходило уже в 16 - начале 17 веков? Что людей звали по отчеству и дедичеству, это понятная общераспространенная практика, а вот чтобы правнуков и дальше, это уже было не у всех народов. У мусульман России например не было фамилий до самой революции, в документах людей записывали по отцу и деду. А когда раздавали советские паспорта, просто брали имя деда или отца, и от него образовывали фамилию. 

Я это пишу к тому, что у татар например тоже не было крепостного права, и они тоже принимали участие в ревизиях и платили подати, но фамилий у их крестьян не возникало.

Так что у русских усматривается именно обычай, который возник в определенное время, стал сравнительно массовым и закрепился. Объяснить возникновение фамилий исключительно практическими нуждами невозможно, скорее всего "низы" брали пример с "верхов" (князья, бояре) у которых постоянные фамилии появились раньше. 

Аватар пользователя BasBas
BasBas ответил в: Верхопруды (Артамона Шмакова)
4 месяца 1 неделя назад

д.Верхопруды, август 2025 г.
Останки дома Шмаковой Ульяны Емельяновны (р.1907-у.2004).
Здесь я с родителями жили до марта 1971, бабушка Ульяна до осени 1999 г., занимались сенокосом последнее лето в 2002 г. ...

Аватар пользователя minstrel
minstrel ответил в: Гребеневская
4 месяца 1 неделя назад

По указанной деревне отснял ПХК 1943-45.

Кого интересует, обращайтесь в лс

Аватар пользователя minstrel
minstrel ответил в: Большие Ковали (Верхние Ковали)
4 месяца 1 неделя назад

По указанной деревне отснял ПХК 1943-45.

Кого интересует, обращайтесь в лс

Александр Федорович ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

Основным фактором было все возрастающая численность населения. А значит и увеличение числа двойников: церковь сыграла свою роль, обязав при крещении давать имя по своим канонам, в результате в одной семь было по 2 и даже 3 Ивана, Василия и т.п. Отсюда все возрастающая роль мирского имени: Первуша, ... Девятко, а при взрослении прозвища по роду деятельности: Дуда, Кузнец и т.п. Оказалось, что сочетание имени и прозвища в широком его значении (отчество, дедичество, прозвание) более однозначно идентифицирует человека. Именно в этом значении говорилось в Указе 1646 г. об переписи населения по "имени, отцу и прозвищу". Что дало, на мой взгляд, дополнительный толчок к формированию родового прозвания и фамилии. Почему у черносошных крестьян? Да потому, что у крепостных крестьян вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, отчество. Иначе вводилось существенное ограничение массы населения. У черносошных — это прозвание и фамилия. 

 

 

sergeygaz ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Кроме этого, уважаемые коллеги, хотел спросить- знает ли кто в чем смысл написанных в 1-ой Ревизии в конце описания русских деревень , в том числе В-Ш, текста (одна или несколько строк) по-арабски? В конце похоже тамга, одна, иногда несколько? Татары то среди жителей не указаны.

Это же деревни татарского сотника.

На момент 1-й ревизии эти деревни входили в состав сотни Айметки Битянеева (он же Аметка Битянов). Подлинность переписи свидетельствует лично сотник, старосты и выборные. Поэтому в конце приведены тамги этих людей и может быть запись на иске имля арабикой: "кулым куйдым" (дословно "руку приложил")

 

sergeygaz ответил в: деревня Быз близ Вятки реки, ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Тягла по переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на вышеписанных дворах ясак с ? треть.

Там написано с "ясак с полполтреть", т.е. 1 ясак и половина от половины от 1/3 = 1 целая и ¹⁄₁₂ ясака.

 

Чтобы подсчитать общий ясак, можно сложить указанные доли:

Тимофей Федоров – 1 четь (¼) ясака

Афанасий Ларионов – пол (½) ясака

Федор Исаев – треть (⅓) ясака

= 3/12 + 6/12 + 4/12 = 13/12 ясака (или 1 целая и ¹⁄₁₂ ясака).

sergeygaz ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

В переписи 1678 года упоминаются:

1) Починок Верхней Шунь

2) Деревня, что был починок Верхней Шун

3) живут себе усадом по речке Шун новокрещены и татара

В первых двух случаях состав жителей - татары или вотяки. В третьем случае речь про деревню Шушмабаш

Аватар пользователя Ранис
Ранис ответил в: Комсомолка
4 месяца 1 неделя назад

Стелла Комсомолка находилась около старой конторы, ближе к пилораме. На фото Хузяхметова Гульсина.

Исчезнувший посёлок Комсомолка находился в Агрызском районе в долине на реке Кырыкмас. Расположен в 38 километрах по прямой в юго-восточном направлении от города Агрыз в лесу. Входит в состав Девятернинского сельского поселения, на расстоянии 5 километров по направлению к северо-западу от села Девятерня.

Более подробную историю посёлка Комсомолка можно прочитать тут: https://vsepro.tatar/poselok-komsomolka.html

korepanova ответил в: деревня Быз близ Вятки реки, 3‑я ревизия, 1763 г. [РГАДА 350-2-1187]
4 месяца 1 неделя назад

Добрый день! В 12 семье Кирилл, Агап, Сергей - братья Алексея, Афанасьевичи.  И их сестра - Ульяна Афанасьева, в замужестве Вяткина.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

Поместья вятчан на территории Кирова могут свидетельствовать как раз о том, что города не было. Костя Юрьев, а, вероятно, и другие воеводы, были присланными на Вятку извне, по известной практике получали земли перешедшие Москве от Суздальско-Нижегородских князей. До окончательного присоединения к Москве на Вятке не было единого управления. Разделение на уезды со своими наместниками сохранялось и в 16 веке. Только с построением Хлынова и придания ему ближних территорий с образованием Хлыновского уезда (нижегородское левобережье и Микулицкой округи), роль тамошнего наместника постепенно законодательно повышается.

korepanova ответил в: деревня Быз близ Вятки реки, ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Добрый день! Они Ронжины.

korepanova ответил в: Нижняя Тойма, 3‑я ревизия (1763)
4 месяца 1 неделя назад

Добрый день! Жёны крестьян 76950 и 76951 из деревни Бызу.

Ещё вопрос, может быть, кто-то подскажет, откуда Портновы пришли. Во 2 ревизии есть уже, в Ландрате нет.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Фамилии у крестьян ранней Вятки+
4 месяца 1 неделя назад

Думаю, постоянные фамилии (записанные в документах родовые прозвания) появляются в целях закрепления наследственного владения, налогового учета, а также, уголовно-правовой  ответственности. 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

  Новгородское Хилиново  нашел  на южном берегу Ильменского озера.   Хилиново на Ильмене   и   Хилинов на Вятке,    что между ними может быть общего,  кроме одинакового названия.           В  волоко-ламском анклаве  в  20-ти км от  Хилово    нашлось  село Хилино ,  до этого мне не известное.  Оказывается,  Хилино  нынче называется Ива́шково — село в городском округе Шаховская Московской области,   Считается, что первым названием обязано своему владельцу  боярину Хилинову.  Вот это да, значит был боярин Хилинов.      Может и Хилово  тоже  его?     Начал смотреть.     "Волок Ламский в 14-м веке"  https://djvu.online/file/iYVyeACXoVfbK,      стр. 294,       Федор Андреевич  прозвищем Хилин,  сын Андрея ( есть вариант -не Андрея, а его брата Антона)  Яковлевича Новосильцева.  Родословная Новосильцевых прослеживается  что -то там с середины 14-го века.     И  Федор Андреевич Хилин  Новосильцев  единственный , кто имел такое прозвище,    его дети   стали носить фамилию Хилиновы.   Вот сельцо Ивашково оно же Хилино  принадлежало  Василию Федоровичу  Хилинову  до 1521 года, после чего перешло к Ивану Зыкову,  и стало называться Ивашково.    Так вот,  могло быть так,  что  Федор Новосильцев  (он  1468-1472 гг.рождения)   получив село Хилино,    заимел своё прозвище  Хилин от существующего села с таким названием,  а  не наоборот.     Иначе , что за прозвище  такое у человека  - "Хилин" ?     Папа был Новосильцев,      прозвище  сына могло быть  - Хилей/Хиляй,    если бы оно касалось состояния здоровья.    А тут -  Хилин.   См. роспись рода Новосильцевых,    https://baronet65.livejournal.com/77193.html

   Но если все-таки  это именно прозвище Федора Хилина  перешло на село,  то    последствия   серьезные,      Я выписал немало  деревнь  Хилино, Хилово, Хилиново  и т.д. (см. выше) ,    тогда  и   вятский Хилинов   может быть связан с  неким  Хилиным , не Федором конечно,  он был слишком молод,   но могли быть и другие, совершенно другого происхождения.

 

 п.с.: на рис.  ошибся,  река  должна быть ХлыньЯ. 

 

Аватар пользователя a-musikhin
a-musikhin ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

Раскопки не были завершены, до материка они докопались только там, где проходил вал. Они даже не копали ниже мостовой, которая проходит около вала. Кроме того, место раскопок охватывает только самую северную часть кремля. Надо бы копать в центре кремля, но там, думаю, уже бесполезно, всё перекопано неоднократно различными стройками. Третьего сезона не было. Вероятно, продолжение раскопок было невыгодно в юбилейный год. А теперь, похоже, всё опять заморозят неизвестно насколько лет. Кстати, отчёта по второму году раскопок до сих пор нет, хотя прошло уже два года. Хотя Егоров уверяет меня, что там будет всё то же самое, что и за первый год. Но, тем не менее...

Второе, ещё раз спрашиваю: зачем было знатным вятчанам Косте Юрьеву, Пахомию Лазареву и другим заводить поместья там, где ничего не было? Наличие этих поместий как раз и доказывает, во-первых, существование Хлынова на своём нынешнем месте по крайней мере с 1470-х гг., во-вторых, что в то время это был главный город Вятской земли.

И, наконец, никто не доказал текстологически, что известие 1459 года о подчинении Вятской земли, где Хлынов упоминается в большинстве летописей, было сфальсифицировано московскими властями. Направление движения войск доказывает, что Хлынов тогда уже находился на своём месте: шедше, городки поимали Котельнич да Орлов, а под Хлыновым, пришед, долго стояли. То есть Хлынов располагался после Орлова, и уж никак не в устье Моломы.

Юра Зяблов ответил в: Сосняги (Симона Бабинцева)
4 месяца 1 неделя назад

Здравствуйте. Ищу место исхода Головенкиных. Кто изучал Ревизские сказки по данной деревне, встречалась ли вам в последних РС фамилия Головенкин?  Запись в метрической книге за 1859 год по с. Можге говорит, что воспреемники: "Вятского уезда Рябиновского прихода починка Симонобабинца займища крестьяне: Логгин Петрович Бабинцев и Андрей Сампсонович Головенкин".

На 1891 год Головенкиных нет, но Бабинцевых очень много.  Правильно ли определил данный населенный пункт или есть еще какой-то починок Симонобабинца?   Если у кого то есть РС 7, 8, 9, 10 - готов у вас купить их копии.  Либо буду заказывать копии в ЦГАКО.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

раскопки в исторической части Кирова (Хлыновский кремль) последних лет не дали ничего ранее конца 15 века. 

Аватар пользователя a-musikhin
a-musikhin ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 1 неделя назад

Интересно, кому это всем понятно, что Хлынов появился только на рубеже 15-16 веков?

Мне вот не понято )

Перечитайте повнимательнее вот этот мой пост, может и вам станет не совсем понятно https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/153874

Аватар пользователя gluhov55
gluhov55 ответил в: ФРАГМЕНТ исповедная роспись Свято-Троицкой церкви села Макарье Вятского уезда (духовные росписи по благочинию священника Иосифа Сергиева за 1856 год) дер.Паш(к)и Сунцова, ныне Семаки
4 месяца 1 неделя назад

Троицкая церковь село Макарье. https://rutube.ru/video/19cbad23013888149d65e5732300d242?r=wd

Аватар пользователя gluhov55
gluhov55 ответил в: Путешествие в пгт Санчурск
4 месяца 1 неделя назад

Наши путешествия с Еленой Чудиновских по Санчурскому району, +Яранскому+ Кикнурскому. Основные храмы и сёла. Путевые заметки. https://rutube.ru/plst/688501/ 

стрелок ответил в: Тюмени (Чумаковский)
4 месяца 1 неделя назад

Выписка из описи церковного архива села Никольского-Тюменей 3-го благочиннического округа Орловского уезда Вятской епархии.

11. План на постройку церкви при деревне Тюмени, утвержденный строительным отделением Вятского губернского правления

06 сентября 1903 г. за № 592

12. Контракт о постройке церкви мастером крестьянином Нолинского уезда, Александровской волости, починка Соловьевского Владимиром Евдокимовым Мансуровым, засвидетельствованным нотариусом слободы Кукарки 07 апреля 1904 г. за № 363

13. Акт освящения храма священником Димитрием Ерминым от 04 сентября 1906 г.

ЦГАКО, ф. Р-1016, оп. 1, д. 16, лл. 51-52

 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Вы думаете, что при составлении ревизий использовали метод определения возраста по внешности? Семену Мартынову 30, а выглядит он на 45- пишем 45!  Серьезно? Понятно, что точных дат рождения, скорее всего, никто не знал, но чтоб так легко увеличить возраст на 1/3. 15лет!!   (с)

  Похоже, что именно так  и было. по внешности,   могли спрашивать о событиях ,  например, -  бурелом помнишь, молния ударила в дерево?    - Помню, был ребенком.        Отл., пишем 40 лет.     Говорят,  крестьяне  сами завышали  возраст , чтобы избежать  нек. повинностей, типа  старый уже.     В своей семье  у одной прабабушки, правда крепостной,   возраст в 3--х подряд ревизиях и одной исповедной   ни разу не был угадан,  то меньше лет на 5, то больше на 10,   Казалось бы ,  ну  открой прежнюю ревизию, сверься  что -ли,  нет,  как будто с чистого листа каждый раз,   на глазок.    

Юра Зяблов ответил в: Арское (Городиловское)
4 месяца 1 неделя назад

340. Село Арское, Иоанно-Богословская церковь. Приход открыт в 1874 г. и образовался из деревень [приходов] сел Васильевского и Юртикского (постановление [Вятской духовной] консистории от 5/10 июня 1874 г.). При открытии прихода в том же 1874 г. построена деревянная церковь однопридельная во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и освящена 29 декабря. 6 июня 1883 г. заложена каменная церковь. Стройка церкви окончена в августе месяце 1889 г. и 25 января 1895 г. освящена во имя того же Св. Иоанна Богослова. Деревянная церковь 26 августа 1896 г. разломана на дрова.

Дела архива [Вятской] духовной консистории: 627/1871 (открытие прихода), 125/1879, 279/1882 (построение каменной церкви). Метрические книги с 1874 г. 

Из книги КРАТКАЯ ИСТОРИЯ об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии, В. И. ШАБАЛИН. https://cgako.ru/static/page_files/713fc9b4ca6511ea910d5254007c38a0.pdf

Аватар пользователя Lyu-belos
Lyu-belos ответил в: Похозяйственные книги
4 месяца 1 неделя назад

Доброго времени суток. Если по деревне Вахруши - Трофимовская, это в Слободском архиве. Выписки есть у меня. Когда-то я переписала все книги, основную информацию.

Вахруши - Вознесенское - это рабочий посёлок, поэтому прописка и ПХ уже не было. Напишите фамилию. Может быть есть в Учетных карточках комбината. Я их переписываю с 1922 г по 1953 г уволившиеся. До связи.

Iwan781 ответил в: Окулов
4 месяца 1 неделя назад

Из ревизской сказки крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества починка Малого мыса (13 марта 1858 года).

 

Семья № 271.

Яков Дементьев Окулов (28 лет). Якова Дементьева братья: Спиридон (19 лет), Петр (15 лет). Якова Дементьева дядя Иван Егоров (20 лет).

Якова Дементьева мать Авдотья Феоктистова (56 лет), его жена Татьяна Иванова (27 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1037 об. – 1038.

 

Семья № 278.

Нижние чины.

Отставный унтер-офицер Петр Сергеев Окулов (59 лет). для счета

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1040 об. – 1041.

Iwan781 ответил в: Гребнев
4 месяца 1 неделя назад

В ревизской сказке крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества починка Малого мыса (13 марта 1858 года) значатся шесть семей Гребневых.

 

Семья № 272.

Ермолай Иванов Гребнев (62 года по 9-й ревизии, умер в 1854 году). Ермолая Иванова приёмной сын Прокопей (40 лет по 9-й ревизии, умер в 1853 году). Прокопья Ермолаева сыновья: 1й Никифор (29 лет). Никифора Прокопьева сын Федор (1 месяц, родился 9 февраля 1858 года). [Прокопья Ермолаева сын] 2й Василей (27 лет). Василья Прокопьева сын Тимофей (3 года). [Прокопья Ермолаева сыновья:] 3й Николай (18 лет по 9-й ревизии, поступил в рекруты в 1855 году), 4й Козьма (9 лет). Ермолаева брата отставнаго солдата Федора Иванова приёмной дочери девки Парасковьи незаконнорожденный сын Степан (15 лет).

Прокопья Ермолаева жена Агафья Иванова (51 год), его дочь Авдотья (20 лет). Никифора Прокопьева жена Марья Матвеева (28 лет), [его] дочь Агафья (1 год и 1 месяц). Василья Прокопьева жена Парасковья Яковлева (26 лет), его дочери: Наталья (4 года), Авдотья (7 месяцев).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1037 об. – 1039.

 

Семья № 273.

Петр Прокопьев Гребнев (17 лет).

Петра Прокопьева мать Василиса Григорьева (51 год), ея дочь Авдотья (13 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1038 об. – 1039.

 

Семья № 274.

Василей Иванов Гребнев (66 лет по 9-й ревизии, умер в 1856 году). Василья Иванова сын Емельян (50 лет). Емельяна Васильева сыновья: Гаврило (21 год), Матвей (17 лет). Василья Иванова племянники, Семеновы дети: Иван (19 лет), Трофим (14 лет).

Емельяна Васильева жена Марфа Панфилова (56 лет), его дочь Устинья (13 лет). Гаврила Емельянова жена Ирина Елисеева (21 год), его дочь Авдотья (1 год и 3 месяца). Ивана Семенова мать солдатка Марья Дорофеева (56 лет), ея дочь Елена (17 лет). Его же [Ивана Семенова] жена Марья Филипова (21 год), дочь Аксинья (1 год и 2 месяца).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1038 об. – 1039.

 

Семья № 275.

Матвей Степанов Гребнев (62 года). Матвея Степанова сыновья: 1й Макар (36 лет). Макара Матвеева сыновья: Петр (12 лет), Никифор (3 года, родился 6 марта 1855 года). [Матвея Степанова сын] 2й Андрей (33 года).

Матвея Степанова жена Агафья Федорова (66 лет). Макара Матвеева жена Марина Трофимова (38 лет). Андрея Матвеева жена Фекла Прохорова (35 лет), его дочери: Дарья (10 лет), Авдотья (5 лет), Авдотья же (1 год).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1039 об. – 1040.

 

Семья № 276.

Андрей Федотов Гребнев (53 года). Андрея Федотова сыновья: 1й Тимофей (34 года). Тимофея Андреева сыновья: Василей (10 лет), Сергей (6 лет, родился 7 октября 1851 года), Тимофей (4 года). [Андрея Федотова сын] 2й Егор (31 год). Егора Андреева сын Абрам (5 лет, родился 28 октября 1852 года). Андрея Федотова племянники, Михайловы дети: Игнатей (36 лет), Филип (31 год). Филипа Михайлова сыновья: Савва (5 лет, родился 2 января 1853 года), Сергей (5 месяцев, родился 6 октября 1857 года).

Андрея Федотова жена Настасья Федотова (56 лет), его же сноха вдова Анна Семенова (61 год). Тимофея Андреева жена Авдотья Алексеева (35 лет), его дочь Фекла (12 лет). Егора Андреева жена Авдотья Феоктистова (30 лет), его дочь Елена (3 года). Игнатья Михайлова жена Парасковья Кирилова (45 лет), его дочь Федосья (6 лет). Филипа Михайлова жена Катерина Егорова (28 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1039 об. – 1041.

 

Семья № 277.

Из солдатских детей

Игнатей Васильев Гребнев (2 года, родился 29 января 1856 года).

Игнатья Васильева мать солдатка Акулина Федотова (31 год), ея дочь Аграфена (10 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1040 об. – 1041.

Iwan781 ответил в: Малый Мыс
4 месяца 1 неделя назад

Из ревизской сказки крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества починка Малого мыса (13 марта 1858 года).

 

Семья № 271.

Яков Дементьев Окулов (28 лет). Якова Дементьева братья: Спиридон (19 лет), Петр (15 лет). Якова Дементьева дядя Иван Егоров (20 лет).

Якова Дементьева мать Авдотья Феоктистова (56 лет), его жена Татьяна Иванова (27 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1037 об. – 1038.

 

Семья № 272.

Ермолай Иванов Гребнев (62 года по 9-й ревизии, умер в 1854 году). Ермолая Иванова приёмной сын Прокопей (40 лет по 9-й ревизии, умер в 1853 году). Прокопья Ермолаева сыновья: 1й Никифор (29 лет). Никифора Прокопьева сын Федор (1 месяц, родился 9 февраля 1858 года). [Прокопья Ермолаева сын] 2й Василей (27 лет). Василья Прокопьева сын Тимофей (3 года). [Прокопья Ермолаева сыновья:] 3й Николай (18 лет по 9-й ревизии, поступил в рекруты в 1855 году), 4й Козьма (9 лет). Ермолаева брата отставнаго солдата Федора Иванова приёмной дочери девки Парасковьи незаконнорожденный сын Степан (15 лет).

Прокопья Ермолаева жена Агафья Иванова (51 год), его дочь Авдотья (20 лет). Никифора Прокопьева жена Марья Матвеева (28 лет), [его] дочь Агафья (1 год и 1 месяц). Василья Прокопьева жена Парасковья Яковлева (26 лет), его дочери: Наталья (4 года), Авдотья (7 месяцев).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1037 об. – 1039.

 

Семья № 273.

Петр Прокопьев Гребнев (17 лет).

Петра Прокопьева мать Василиса Григорьева (51 год), ея дочь Авдотья (13 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1038 об. – 1039.

 

Семья № 274.

Василей Иванов Гребнев (66 лет по 9-й ревизии, умер в 1856 году). Василья Иванова сын Емельян (50 лет). Емельяна Васильева сыновья: Гаврило (21 год), Матвей (17 лет). Василья Иванова племянники, Семеновы дети: Иван (19 лет), Трофим (14 лет).

Емельяна Васильева жена Марфа Панфилова (56 лет), его дочь Устинья (13 лет). Гаврила Емельянова жена Ирина Елисеева (21 год), его дочь Авдотья (1 год и 3 месяца). Ивана Семенова мать солдатка Марья Дорофеева (56 лет), ея дочь Елена (17 лет). Его же [Ивана Семенова] жена Марья Филипова (21 год), дочь Аксинья (1 год и 2 месяца).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1038 об. – 1039.

 

Семья № 275.

Матвей Степанов Гребнев (62 года). Матвея Степанова сыновья: 1й Макар (36 лет). Макара Матвеева сыновья: Петр (12 лет), Никифор (3 года, родился 6 марта 1855 года). [Матвея Степанова сын] 2й Андрей (33 года).

Матвея Степанова жена Агафья Федорова (66 лет). Макара Матвеева жена Марина Трофимова (38 лет). Андрея Матвеева жена Фекла Прохорова (35 лет), его дочери: Дарья (10 лет), Авдотья (5 лет), Авдотья же (1 год).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1039 об. – 1040.

 

Семья № 276.

Андрей Федотов Гребнев (53 года). Андрея Федотова сыновья: 1й Тимофей (34 года). Тимофея Андреева сыновья: Василей (10 лет), Сергей (6 лет, родился 7 октября 1851 года), Тимофей (4 года). [Андрея Федотова сын] 2й Егор (31 год). Егора Андреева сын Абрам (5 лет, родился 28 октября 1852 года). Андрея Федотова племянники, Михайловы дети: Игнатей (36 лет), Филип (31 год). Филипа Михайлова сыновья: Савва (5 лет, родился 2 января 1853 года), Сергей (5 месяцев, родился 6 октября 1857 года).

Андрея Федотова жена Настасья Федотова (56 лет), его же сноха вдова Анна Семенова (61 год). Тимофея Андреева жена Авдотья Алексеева (35 лет), его дочь Фекла (12 лет). Егора Андреева жена Авдотья Феоктистова (30 лет), его дочь Елена (3 года). Игнатья Михайлова жена Парасковья Кирилова (45 лет), его дочь Федосья (6 лет). Филипа Михайлова жена Катерина Егорова (28 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1039 об. – 1041.

 

Семья № 277.

Из солдатских детей

Игнатей Васильев Гребнев (2 года, родился 29 января 1856 года).

Игнатья Васильева мать солдатка Акулина Федотова (31 год), ея дочь Аграфена (10 лет).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1040 об. – 1041.

 

Семья № 278.

Нижние чины.

Отставный унтер-офицер Петр Сергеев Окулов (59 лет). для счета

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 1040 об. – 1041.

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Добрый день!

1. Ландратская перепись проводилась "переписчиками" - ландратами, и действительно методом "на лицо", так и писали в начале "на лицо", в отличии от РС где старосты и выборные под страхом смертной казни предоставляли информацию про деревню, качество переписи сразу выросло;

3. Я пытаюсь провести такую же работу по отношению к соседней д.Куршино, но мне и окрестные деревни интересны, могу при необходимости помочь чем смогу!

ViktorYa ответил в: Похозяйственные книги
4 месяца 1 неделя назад

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как можно увидеть похозяйственные книги по Вахрушам за1942-1946 год?

Спасибо

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 1 неделя назад

Акулов Олег

Понятно, что Шулемин/Шулѣмин не Шулмин (Ь практически не писали в то время). 

Но ведь всё таки это гораздо ближе по форме, времени и географии, чем польско-немецкое Schelma... 

 

Аватар пользователя gluhov55
gluhov55 ответил в: ЦГАКО 237-71-793 Исповедная роспись 1802 года по приходу села Атарского Спасской церкви
4 месяца 1 неделя назад

Руины Спасской церкви. https://rutube.ru/video/fe702c73887a21f2855269cae5d2b48d/

USIR ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 1 неделя назад

Теория Мартыновичей это предположение, что все они от одного Мартына.

1 Вы думаете, что при составлении ревизий использовали метод определения возраста по внешности? Семену Мартынову 30, а выглядит он на 45- пишем 45!  Серьезно? Понятно, что точных дат рождения, скорее всего, никто не знал, но чтоб так легко увеличить возраст на 1/3. 15лет!!
Этак младший брат может стать старшим (выглядит плохо, работа тяжелая), а где то и догнать отца родного. Не смешно?  
Генеалогия это всё-таки наука, надо по-научному. 

3 На счёт доказательств. Ими могут быть иногда один, а лучше совокупность следующих факторов: записи в МК, РС, ИР, совпадения по именам (если есть фамилии или родовые прозвища), цепочки имён (имя жены, имена детей), совпадения по датам ( возможно не соответствие 1-2 года)
И я не против теории переселения Бабушкиных (а они точно были Мартыновыми☹️?) из В.Заструг в В.Шуни, наоборот, даже сам хотел изучить возможное пересечение родственных связей со знаменитым борцом, героем Порт-Артура., но я против не научного подхода: натяжек возраста  15 лет и утверждения что могли переехать потому что ничего не мешало и «рыба ищет где глубже». 
Надо не так. Давайте все вместе составим чекашевское генеалогическое древо  (до нач.19в хотя бы, я уже пытаюсь) , где каждая спорная персона  будет утверждаться после обсуждения и изучения источника. Вот например: Вы говорите, что у Белобородова был ещё один сын Павел, но умер, укажите источник информации, обсудим, я занесу в древо. 
Работа большая, но у меня здесь есть мотив, есть ли он у вас? 

Александр Федорович ответил в: Об ошибках авторов разработок.
4 месяца 1 неделя назад

Об ошибках авторов разработок.

Дополнение.

Упустил. Выше писал Словарь фамилий "Книги Вятских Родов" В. А. Старостина — по сути подсказка и руководство к действию. 

Рассмотрим на примере фамилии Дудин (хотя с точки зрения методологии это именование, требующее уточнения его статуса в каждом конкретном случае).

У В.А. Старостина — Ранние упоминания на Вятке: Род известен на Вятке с XVII века: 36 семей - 1629 год - 5 - Хлын.; 1629 год - 3 - Слб.; 1678 год - 27 - Кот.; 1678 год - 1 - г. Хлын.

Род достаточно многочисленный. Раннее упоминание 1929 г. 8 семей. Старостину, как и многим другим историкам и краеведам не был доступен Дозор 1615 г. Мой отец Федор Павлович Дудин родом из дер. Поляна Шубенской волости (сейчас Даровский район). Таким образом стало ясно, что есть перспектива для поисков, по крайней мере, до 1629 г. На тот момент мне казался период в 300 лет огромным. В поисках дошел до переписи 1646 г. Котельничского уезда — 5 семей. По ПК 1629 г. в уезде нет Дудиных. Проработка данных по Хлыновскому, Слободскому и Шестаковскому уездам дала отрицательный результат — родственных связей нет, это другие Дудины. Поиски в конце концов привели в Сольвычегодский уезд. Но это другая ситуация.

В 1615 г. числится 2 семьи Дудин, кроме того Дудкин. Есть починок На Поломе Дудин и дер. Дудкина. Основание дер. Дудкина ~ 1590 г. и раньше. Эти данные ждут своих исследователей.  

Аналогичные данные по другим родам (будем их так называть). Задача начинающих поисковиков дойти до 10-й ревизии и в ней найти своего предка и далее до 4-й. А дальше на сайте имеются множество различных писцовых и переписных книг и других источников. Таким образом данные В.С. Старостина действительно является ориентиром для поисков. 

 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 1 неделя назад

С датировкой могут ошибаться,  страна была наводнена польским элементом намного раньше начала 18 го века, если уж имеется в виду именно польское посредничеств,о то смутное время -  самый подходящий момент для появления разных заимствований. 

 Да, да, понятно, что есть двинской Шулемин,  но ведь Шулемин еще не Шульмин. Иначе можно ставить точку,  получается, вопрос решен. 

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Что за теория Мартыновичей?

1. Семена Мартыновича что то сильно состарили в Ландратской, это один из сыновей Мартына, причем ему было тогда на лицо может и 45 (много работал или скитался), а реально скорее около 30;

2. Я думаю разница в возрасте старших братьев 10 лет около того 1660 и 1670 годов рождения;

3. Каких доказательств Вы хотите? Если черным по белому то таких нет и не было скорее всего, время такое было, "рыба ищет где глубже, человек где лучше".

В д.Куршино Вяткины(братья не все) тоже переселились из д.Верхний Заструг почему не могли Бабушкины(братья не все) в д.Верхнюю Шунь, что мешало?

Аватар пользователя Антон1987
Антон1987 ответил в: 3‑я ревизия, РГАДА 350-2-хххх 1764г (часть 3)
4 месяца 2 недели назад

Оо, классно Вас тоже благодарю за инфу, у себя обновлю и тут как получится

korepanova ответил в: 3‑я ревизия, РГАДА 350-2-хххх 1764г (часть 3)
4 месяца 2 недели назад

Здравствуйте! Спасибо за труды!

38 Алексей Ларионов Остальцов, жена Ивана Алексеева - Анна Кондратьева Вяткина. Это мои)

USIR ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Интересная находка: дерюшевский Мартынко с братьями переселяется в В.Заструги, потом в В.Шуни. По возрастам не бьётся, к сожалению. и вообще теория Мартыновичей рассыпается. Надо перепроверять - где то ошибка.  (Сколько лет Семену Мартыновичу (один из 4-х) в Ландратской? Какая разница в возрасте у предполагаемых братьев из Дерюшева? 9 лет, а по 2-й Ревизии выбывших уже 15?

Предлагаю чтобы не множить ошибки не использовать фамилии (если это не родовые прозвища как Мошнин и Белобородов), как предположение - да, но без доказательств не стоит.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Начало XVIII века это уже почти времена 1-й ревизии, слишком поздно. Прозвище/фамилия Шул[ь]мин на Вятке обитает как минимум с 1590-х. И ещё раз обращаю внимание на двинского Шулемина в 1562 году. До Смутного времени ещё полвека. 

Всё таки важно опираться не только на созвучие, но и на хронологию. 

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шун (Чекашево тож), 3‑я ревизия, 1763 г. [РГАДА 350-2-1187]
4 месяца 2 недели назад

Вижу так:
3. Яким Иванов Ямашев;
18. Павел Иванов Белобородов.
 

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шун (Чекашево), 2‑я ревизия, 1748 г. Выбывшие [РГАДА 350-2-1154]
4 месяца 2 недели назад

Я вижу так:

1 Иван Ерофеев - он же Иван Ярофеев сын Мошнин (из Ландратской)

2 Тимофей Иванов его сын (из Ландратской) в дальнейшем Я(Е)машев (не понятно почему сменили фамилию, видимо была причина)

3 Иван Иванов - он же Иван Иванов сын Белобородов  (из Ландратской)

4 Иван Иванов его сын

5  Мартын Борисов Бабушкин (из д.Верхний Заструг) (отец Семена Мартынова - одного из 4-х старожил в Ландратской, почему его самого нет в Ландратской не понятно, возможно приехал к сыну позже)

6 Дмитрий Борисов Бабушкин (из д.Верхний Заструг) (брат предыдущего персонажа, дядя одного из 4-х старожил)

7 Петр Дмитриев его сын

8 Федор Иванов - он же Федор Иванов сын Чекашев  (из Ландратской)

9 Иван Федоров его сын

10 Лукьян Мартынов  сын Мартына Борисова, брат Семена Мартынова одного из 4-х старожил по Ландратской

11 Михаил Афанасьев -?

12 Иван Степанов -?

13 Алексей Иванов его сын

14 Борис Иванов -?

15 Алексей Борисов его сын

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Похоже у Ивана Ивановича был еще сын Павел Иванов Белобородов, который умер позже и был последним.

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Добрый день! Вы же сами все расписали во вкладке "2РС 1748.Выбывшие", а теперь выдержка из переписи 1678 года д.Верхний Заструг:

Мартын Борисов 1660 года;
Дмитрий Борисов 1669 год;
Карп Борисов 1672 год, куда то пропал, может умер, может остался в д.Верхний Заструг, можно проверить но пока не важно.
Ну, а далее как Вы описали в д.Верхняя Шунь много Бабушкиных с отчеством Мартынов и отчеством Дмитриев, примерно 1700-1720 годов рождения, ну и сами Мартын с Дмитрием видимо перебрались в д.Верхняя Шунь и там померли, все как Вы расписали)))
Не то что бы Вы подтолкнули к этой мысли я и сам хотел это проверить, а вот с ясашной деревней Нижняя Тойма и живущих там Бабушкиных не нашел родства, но скорее всего она тоже есть.
 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Не помню, было или нет,  с моей т.з.,    стоит присмотреться  к Шельме.   Шельма - ловкий, хитрый человек; мошенник, плут, пройдоха.  Речь о заимствовании от поляков,    так как раз  для этого было смутное время,  могли нахвататься  словечек. .Пока слово новое,   можно и  не так расслышать,  вместо е  -  у  ,  проще простого.

  • шельма — Заим. в начале XVIII в.(?) через посредство польск. яз. из нем. где Schelm «плут» < «злодей» восходит к др. в. нем. scelmo «смерть» того же корня (*(s)kel ), что и колоть. 

Александр Федорович ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

СУЛЕМА ж. искажен. латинск. сублимат, острая, белая ртутная соль, весьма ядовитая, двухлористая ртуть. | Сулема у тебя есть, арх. бран., шиш, ничего нет. Сулемовый настой, которым крестьяне, лечась, частенько отравляются. 

Это из Словаря Даля. Вертикальная риска указывает на второе значение. Хим препарат ни причём.

 

Наталия74 ответил в: Полоски (Плещеевская)
4 месяца 2 недели назад

Вятская электронная библиотека https://herzenlib.ru/vpeb/

Вятская правда 23.02.1918 № 26

1918 года февраля 4 дня в 10 ч. Утра из села Костиниа, лошадь вороная, с упряжкой, кошовка… Приметы: грива на левую сторону, на лбу белое пятно, на правом глазу подзорина, у задней левой ноги ниже щетки белое. Нашедшего прошу оставить или сообщить в Кстининскую волость, деревню Полоски Александру Снигиреву. Будет вознаграждение.

mervas47 ответил в: Маргасовы (тема закрыта)
4 месяца 2 недели назад

Может быть фамилия Мергасова ?

korepanova ответил в: Архангельское Суши тож (Арской дороги Казанского уезда) 3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1190, 1762—1767 г.
4 месяца 2 недели назад

Добрый день!

Спасибо большое, нашла своих. Иван Алексеев, 1729 гр - Остальцов.

diana krasnova ответил в: Посенур (Малая Чукша)
4 месяца 2 недели назад

Фока Агапитов Усков

Наталия74 ответил в: Тортым
4 месяца 2 недели назад

Вятская электронная библиотека https://herzenlib.ru/vpeb/

Газета Вятская Правда 22.02.1918 № 25

Глазовский уезд, В селе Тортым Тольенской волости у заведующего потребительской лавки местного диакона на дому население обнаружило целый склад разных припасов и мануфактуры, изъятых из лавки для себя. Запасливого диакона мужички водили по селу, учили „не пещись о завтрашнемъ днѣ*

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

На Алексее Иванове прекратилась фамилия Белобородов, который умер в 1724 году. Его отец Иван Иванов умер в 1723 году.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Александр Федорович

Хотел ещё добавить, что я согласился со Старостиным только в части общей концепции, что значение фамилий следует искать в русских прозвищах, из которых они и возникали. Но вот реализация этого метода на практике вызывает сомнения, по крайней мере в моём случае. 

Если выводить Шульмин/Шулемин из "сулемы", то есть из названия химиката (чистящего средства), которым травились крестьяне, то необходимо как-то показать, что это слово уже в XVI веке приобрело переносный, бранный смысл, перешедший и в прозвища людей. Самое ранее упоминание "сулемы", которое мне удалось найти, относится к 1580-м годам, оно встречается в приходно-расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря. В принципе, географически это "север", и фамилия Шульмин тяготеет к северу. В двинской купчей 1562 года упомянут "послух" Иван  Антипин сын Шюлемина. Возникает вопрос, было ли слово "сулема/шулема"  уже в середине 16 века настолько употребительным как бранное? 

Словарь Даля и словари народных говоров фиксируют уже сравнительно поздний этап, не ранее XIX века, и потому опираться на них, мне кажется, несколько рискованно.

 

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Благодарю за добрые пожелания! И Вам желаю удачи и новых открытий! 

Александр Федорович ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Shulmin 

Согласен, два года поисков дают о себе знать в виде накопленного багажа знаний. На мой взгляд, генеалогические поиски начала XVII в. и ранее переходят в спираль, круг замыкается, но новый факт дает толчек к пересмотру прежних выводов на более высоком уровне и так до достижения цели поисков. Удачи!

Аватар пользователя Katze
Katze ответил в: Шестаков Александр Георгиевич
4 месяца 2 недели назад

Сведения о двух братьях его, Иване и Павле крайне скудные. Если кто-то располагает какой-либо информацией , большая просьба сообщить о ней.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Казань (Сулеминский)
4 месяца 2 недели назад

Заимища Мамаевского,
1763-1764 гг.
"Тимофей Сысоев сын Мамаев. У него жена Татьяна Зин(о)вьева дочь Новокшеновых 32-х лет взятая Архиерейской Верхошижемской вотчины починка Сулминского".

заимища Федора Бажина,
1763-1764 гг.
"Потап Кондратьев сын Касьянов умре в 748-м году. У него жена Настасья Нестерова дочь Бажиных 40 лет старинная того займища.

У них сын написанной в бывшую ревизию Тимофей. У него жена Ксения Ефимова дочь [Наймушина] 20 лет взятая Архиерейской Верхошижемской вотчины ис починка Сулминского."

Iwan781 ответил в: Вырыпаев
4 месяца 2 недели назад

Из ревизской сказки крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества деревни Большого мыса (13 марта 1858 года).

Семья № 215.

Роман Федоров Вырыпаев (61 год по 9-й ревизии, умер в 1850 году). Романа Федорова сыновья: 1й Евстегней (37 лет), 2й Петр (32 года), 3й Семен (24 года). Романа Федорова внук Федор Егоров (16 лет).

Романа Федорова жена Авдотья Никитина (71 год), его внучка девка Парасковья Егорова (16 лет). Евстегнея жена Дарья Филипова (36 лет); его дочери: Палагея (12 лет), Марфа (5 лет). Петра жена Степанида Васильева (31 год); его дочери: Акулина (10 лет), Настасья и Татьяна (близнецы, по 3 месяца). Семена Романова жена Васса Павлова (25 лет), его дочь Катерина (4 месяца).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 988 об. – 989.

Iwan781 ответил в: Юрьев
4 месяца 2 недели назад

Из ревизской сказки крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества деревни Большого мыса (13 марта 1858 года).

Номер семьи по 9-й ревизии – 210. Номер семьи по 10-й ревизии – не указан.

Гаврило Григорьев Юрьев (62 года по 9-й ревизии, умер в 1854 году).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 987 об. – 988.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Проверил название починка по сканам рукописей. В заголовках 2 и 3 ревизий название Сулеминской, с гласной Е. А в справках о замужестве женщин стоит Сулминской, гласная опущена, как и процитировано чуть выше. 

Это интересный случай, который косвенно подтверждает родство фамилий Шулемин и Шул[ь]мин. 

Iwan781 ответил в: Большой Мыс
4 месяца 2 недели назад

Из ревизской сказки крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества деревни Большого мыса (13 марта 1858 года).

 

Номер семьи по 9-й ревизии – 210. Номер семьи по 10-й ревизии – не указан.

Гаврило Григорьев Юрьев (62 года по 9-й ревизии, умер в 1854 году).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 987 об. – 988.

 

Семья № 214.

Афанасей Тихонов Гребнев (68 лет). Афанасья сыновья: 1й Семен (37 лет). Семена сыновья: Алексей (8 ½ лет), Петр (4 года, родился 28 июня 1853 года). Афанасья [сын] 2й Анфиногент (30 лет).

Афанасья жена Марфа Романова (69 лет). Семена Афанасьева жена Марья Иванова (39 лет), его дочь Катерина (1 год).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 987 об. – 989.

 

Семья № 215.

Роман Федоров Вырыпаев (61 год по 9-й ревизии, умер в 1850 году). Романа Федорова сыновья: 1й Евстегней (37 лет), 2й Петр (32 года), 3й Семен (24 года). Романа Федорова внук Федор Егоров (16 лет).

Романа Федорова жена Авдотья Никитина (71 год), его внучка девка Парасковья Егорова (16 лет). Евстегнея жена Дарья Филипова (36 лет); его дочери: Палагея (12 лет), Марфа (5 лет). Петра жена Степанида Васильева (31 год); его дочери: Акулина (10 лет), Настасья и Татьяна (близнецы, по 3 месяца). Семена Романова жена Васса Павлова (25 лет), его дочь Катерина (4 месяца).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 988 об. – 989.

Iwan781 ответил в: Гребнев
4 месяца 2 недели назад

В ревизской сказке крестьян Вятской губернии Уржумского уезда Инзиринской волости Шехурдинского сельского общества деревни Большого мыса (13 марта 1858 года) значится одна семья Гребневых.

Семья № 214.

Афанасей Тихонов Гребнев (68 лет). Афанасья сыновья: 1й Семен (37 лет). Семена сыновья: Алексей (8 ½ лет), Петр (4 года, родился 28 июня 1853 года). Афанасья [сын] 2й Анфиногент (30 лет).

Афанасья жена Марфа Романова (69 лет). Семена Афанасьева жена Марья Иванова (39 лет), его дочь Катерина (1 год).

ЦГАКО. Ф. 176. Оп. 2. Д. 1872. Л. 987 об. – 989.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Кажется, я ошибся. Это починок с самого начала назывался Сул[е]минский. Перехода Ш в С не наблюдается. 

https://rodnaya-vyatka.ru/places/74612

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Да, отчасти Вы правы. Хоть я по-прежнему и сомневаюсь в версии Старостина (что Шульмин от "сулема"), но за время поисков и накопления материала я всё таки изменил точку зрения. Сейчас я склонен видеть в основе прозвища какое-то севернорусское (диалектное?) словцо. Возможно оно было очень локальным и поэтому редко встречается в источниках. В любом случае, на сегодняшний день мне кажется маловероятным, чтобы фамилия пошла от названия какой-то финно-угорской реки или деревни, как я предполагал два года назад. 

Что касается перехода Су > Шу, то в 3-й ревизии мне попалось два случая, когда починок Шул[ь]минской переписчик записал как Сул[ь]минской (процитирую чуть ниже). Если Ш иногда становилась С, то возможно и обратное. 

"заимища Мамаевского,
1763-1764 гг.
".. У него жена Татьяна Зин(о)вьева дочь Новокшеновых 32-х лет взятая Архиерейской Верхошижемской вотчины починка Сулминского..."

заимища Федора Бажина,
1763-1764 гг.
"...У него жена Ксения Ефимова дочь 20 лет взятая Архиерейской Верхошижемской вотчины ис починка Сулминского..."

USIR ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Объясните- как Вам удалось уловить такой расклад, что Семён Мартынов это Бабушкин? Почему Бабушкины не могут быть потомками Мошнина или Белобородова? Если не ошибаюсь (сейчас нет возможности проверить) , то в ревизиях начала 19в существуют параллельно фамилии и Бабушкин и Мартынов (последняя позже пропадает, думаю дочери одни рождались) .

А на основании чего сделан вывод о переселении Мартынова из В.Заструг? Потому что обе деревни ясашные, и в той и в другой впоследствии появились Бабушкины?  ДокУменты есть? Я понимаю, что все доказательства начинаются с «предположим», но…  

Со всем уважением, кмк, вилами по Н2О, не?
Объясните ради Бога! Мне, как Бабушкину, это архиважно.

Красновъ ответил в: Кайгородцев
4 месяца 2 недели назад

по источнику рс 1748 года встречается лчность: КАПРАЛ Гарасим Иванович Кайгородцев 1688 года рождения

если Вятский Кай Город возник позже, то это какой Кайгородец > Кай-город имелся в виду?

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Семен Мартынов 45, это Бабушкин верно уловил расклад? Если это так, то как я и предполагал, Бабушкины переселились в д.Чекашево из д.Верхний Заструг!

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

Добрый день! Многие из этих сыновей, умрут в ближайшие годы не достигнув "возраста согласия")))

P.S. На самом деле смешного мало(((

Потапов ответил в: деревня Верхняя Шунь (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
4 месяца 2 недели назад

1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1133, 1725 г.

 

(лист 336)

1725-го году сентября в 24 день по указу Ея Величества Государыни Императрицы и поданной инструкцы ис канцелярии переписи и свидетельства мужеска полу душ и расположения полков Казанской и Астраханской губерней маэору господину Лукину Казанского уезду динстрикта Вологоцкого драгунскаго полку полковника господина Доригни Арской дороги Аметковы сотни Битянова деревни Верхней Шун ясашные крестьяна староста Дмитрей Борисов выборной Иван Федоров редовые Иван Козмин да починка На ключе Уденгер ясашные крестьяна ж староста Степан Зиновьев выборной Иван Иванов с товарыщы под страхом смертной казни сказали после де подания сказок 719 году и пополнительных и после переписи и свидетельства мужеска полу душ 722-го году ис тех наших деревень убыло сего сентября по вышеписанное число а кто имяны тому при сей скаске предлагаетца реэстр

 

После переписи 722-го году в деревне Верхней Шун померло

В 722-м году Иван Степанов Алексей Борисов Итого два человека

В 723-м году Иван Иванов Иван Ерофеев Итого два человека

В том же году высланы на старое жилища

Савелей Зиновьев у него сын Захар Петр Терентьев

 

(лист 336 об)

у него брат Федор Итого четыре человека

И оные высланые

Савелей в Пензенской уезд в село Богороцкое за подполковника Ивана Иванова сына Анненкова

Петр в Казанской уезд на Зюрейскую дорогу в дворцовую деревню Орловку

 

В 724-м году померли

Федор Иванов Алексей Иванов Итого два человека

В том же году взят в салдаты Семен Мартынов

Всего умерших шесть выслано четыре взят в салдаты один Всего убыло одиннатцать человек

 

В починке На ключе Уденгер

После подания сказок умер в 721-м году Артемей Иванов

После переписи померло

В 722-м году Зиновей Трофимов

В 725-м году Иван Микифоров Итого умерших три человека

 

И после переписи и свидетельства мужеска полу душ вновь прибылых утаеных от нынешней переписи и пришедших из бегов ни единыя мужеска полу души нет И в сей скаске написали мы самую истинную правду а буде что сказали ложно или кого в тех деревнях утаили и за то б указала Ея Величества Государыня Императрица учинить нам смертную казнь

К сей скаске вместо вышеписанных старост Дмитрия Борисова

 

(лист 337 )

и выборных Ивана Федорова Ивана Козмина Степана Зиновьева Ивана Иванова с таварыщы ф том что они в сей скаске написали сущую правду и от нынешней переписи ни единыя мужеска полу души не утаили по их велению села Вятцких Полян поп Алексей Титов руку приложил

Александр Федорович ответил в: Об ошибках авторов разработок.
4 месяца 2 недели назад

Gjurgi

Потому и отметил эту книгу. Она одного периода выпуска с Указателем. Они вводят в заблуждение многих.  Фамилией Дудкин станет только у сыновей Русина. 

Александр Федорович ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Shulmin 

 Похоже вернулись к началу блога и вслед за Старостиным Су > Шу

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 2 недели назад

Волока устраивали на водоразделах рек, в местах перехода из одного бассейна в соседний, то есть, это пограничная зона. Здесь же имали мыт. Захолустье в таком понимании можно трактовать как "заграничье - зарубежье". Топонимические изыскания нуждаются в оправдании через иные источники, в частности, археологические. Хлынов город появляется на рубеже 15-16 веков, это уже ясно всем. Но мог быть более ранний город с таким же или схожим именем в другом месте.

Татьяна Мельм ответил в: Ошторма-Кукмор
4 месяца 2 недели назад

Как найти деревни на сайте? "Деревня Ошторма Кукмора - черемисская, стоит на Нурме, а в ней 17 домов. Деревня Малая Ошторма Кукмора - чувашская, а в ней 4 двора."

Речка Нурма впадает в речку Бурец, на карте не обозначена.

// https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2260/130924 

Писцовая и межевая книга вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря в Казанском уезде, писца М.И. Писемского, 1681 г. РГАДА 1209-1-644 / Л. 27 об.

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 2 недели назад

Можно объяснить// пришлые хлыны селились в пограничных ничейных местностях или такие имена давали рекам и деревням на отшибе - в Захолустье. (с)    

  Нельзя так объяснить.    Например  речка Хлынья -   самое столпотворение  именно здесь,  это же  волок,  крупнейший перевалочный пункт рядом,   и  в 7-ми километрах  восточнее на берегу Рузы    -  д. Мытники,   от слова  " мыт"   ( того же корня Мытищи)  - место взятия торговой пошлины.   И так к каждому можно приглядеться.    Скорее  Хлыны  и Холуи - это заставы,  военные городки.    Отсюда  и  Холуи -  коряги на реках, принесенные течением ,   -  преграда,  своего рода  " застава" .   Пока  я   вижу  в этом направлении подтверждения.  Но это ещё  один длинный блог  со множ. картинок,    уйму времени надо , чтобы  разместить. 

 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 2 недели назад

  Насчет постройки Хлынова (Вятского)  в конце 15 -го века  я лично сильно сомневаюсь,  теперь ещё и потому,  что топонимика отдаёт  древностью  на примере  других  селений и гидронимов  вдоль Оки и Москвы реки.   

  Нужно дополнить ряд  названий,  из  другой темы  (  там мы их называли) :  в новгородских землях по книгам 16-го века  это 

 -   д. Хилиново, д.Хилинцово,  д.Хилово 7 штук,  д. Хилково, Хильцово и Хилок.    Все с основой   "Хил"  -  как Хилинов (вятский Хлынов) ,   особенно  Хилиново -  точная копия.   К сож.,  определить местоположение   будет  трудно. 

 И в Калужской области -  река Хлыновка ,  очередное  "Хлын"  на земле вятичей.  Название взято из  П.И.Якобий. Вятичи Орл. губ - Оглавл         Точное положение определить теперь наверное невозможно.    Но ведь опять Хлын!    И не где нибудь,  а в Калужской губернии  ( значит вятичи) .    

 

Gjurgi ответил в: Об ошибках авторов разработок.
4 месяца 2 недели назад

Здравствуйте. По поводу запятой, я думаю, здесь не столько ошибка, сколько сложившаяся в то время традиция. Читал какую-то книгу (не помню названия и автора), так там сплошь и рядом запятая ставилась именно перед "сын". Вероятно, термин "сын/дочь/дети" здесь относится не к отчеству, а к фамилии. В данном случае, нужно понимать так: Ондрей Михайлов(ич) из рода Дуткиных. Даже если "Дуткин" здесь пока ещё дедичество (по Чичагову), то оно уже стало родовой фамилией. 

Татьяна Фонотова ответил в: Глазырины
4 месяца 2 недели назад

Здравствуйте! Безрезультатно ищу своего предка по Карабольской ветке. Последний из известных  мне - Кирилл Петрович Глазырин родился в 1748 году, проживал в деревне Карабольской.. Может быть, у вас есть какие то данные про Петра Глазырина и его предков? Буду очень Вам благодарна! Можно написать здесь или мне на почту el16@mail.ru

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
4 месяца 2 недели назад

Много всего насобирали, сразу не разберешься)) Но могу заметить, что появление топонимов типа Холун на границах княжеств и земель можно объяснить двояко: пришлые хлыны селились в пограничных ничейных местностях или такие имена давали рекам и деревням на отшибе - в Захолустье. Холуянки на Вятке могли появиться вместе с нижегородскими переселенцами в конце 14 века. Археологически заметных поселений 15 века в пределах будущего Хлыновского уезда пока не известно (зато есть нижегородские топонимы). Поэтому можно предположить, что селения были невелики и не укреплены. Нижегородская знать, предположительно, жила в Усть-Чепецком погосте, а, также, в отдельных усадьбах (Кирдяпино). Хлынов город был построен не ранее конца 15 века на землях их расселения после присоединения к Москве. Ну, и, конечно, топонимы типа Хлын особо распространены на Вятке и Оке в силу древних связей этих вятичских анклавов.  

Дмитрий27 ответил в: Безденежный
4 месяца 2 недели назад

Здравствуйте. Мой прапрадед Безденежный Иван Кузьмич, проживал предположительно в Арбажском районе, дата рождения неизвестна, год смерти 1929; его жена Кислицина Настасья Кононовна, умерла в 1925 г. Занимались хлебопашеством. Их дочь Безденежная Анисия Ивановна, предположительно 1900 года рождения, работала в колхозе в с. Верхотулье (Серяки).

Буду рад любой информации об этой семье или общим родственникам.

Дмитрий27 ответил в: Кислицин
4 месяца 2 недели назад

Здравствуйте. Моя прапрабабушка Кислицина Екатерина Мартеновна, проживала в селе Верхотулье, Арбажского района, где точно родилась неизвестно. Был муж Жеребцов Григорий Семёнович. Буду рад любой информации об этой семье или общим родственникам. 

Дая ответил в: 350-1-158_1716_Ногайская
4 месяца 2 недели назад

Шахардан - файл 0080

Старая Амзя - файл 00262

Муслюмово - файл 00292

Нина Беляева ответил в: Гришунята (Имнесенур)
4 месяца 2 недели назад

В 1817 переселились, основав п. Гришуновский (совр. д.Гришунята Оршанский р-н Марий Эл):

Никифор, Петр, Сергей, Савва Алексеевы Кузнецовы с семьями

Аватар пользователя Николай Лубянский
Николай Лубянский ответил в: Русский Дюм-Дюм
4 месяца 2 недели назад

Деревня русский Дюм-Дюм, в послевоенные годы начала исчезать. Причины - многое изменилось в стране, начали открываться новостройки. И основная причина - появилась сельскохозяйственная техника, заменяющая лошадиную тяговую силу. Отсутствие поблизости источника дров, которые составляли основную проблему выживания. Государственный свет появился только в середине 60-х годов прошлого века. Молодежь не видела для себя перспектив, в дальнейших улучшениях бытовой жизни. Рабочих мест не было.
Последний мой приезд в деревню был сентябре 1972 года. Друг мой поступил в военное училище. Его брат переехал в село Б.Елово, а следом и другой брат. Следом потянулись и другие жители. Дед мой тоже продал скот, дом и уехал в п.Лубяны. Годом прекращения жизни деревни можно смело считать 1973 год. Хотя в памяти людей она живёт и поныне.

Зырин Владимир ответил в: Большое Киримбаево (Кундыш-Мучакш)
4 месяца 2 недели назад

В списках похозяйственного учета на 1.01.1951 есть деревня Б.Киримбаево 112 человек

Александр Федорович ответил в: Об ошибках авторов разработок.
4 месяца 2 недели назад

Об ошибках авторов разработок.

Окончание.

5. О.П. Сенигов. Памятники земской старины. 1903. 

Эта книга ценна для меня по двум причинам. Во-первых, во введении автор описал суть самоуправления сельской общины. Во-вторых, в первом же судном деле упомянут Русин Андреев Дудин. Он же упомянут как Дуткин. По этому именованию в том же деле найден Андрей Дуткин, что позволило предположить сына и отца. Что потом и было доказано с привлечением других источников. Это уже вторая найденная информация о Русине (первая – купчая), но эта запись более раннего периода, относится к 1615 г. Это все было до получения выписок из писцовых книг 1619/20 и 1622-1625 годов. 

Теперь об ошибке данной книги. Обратил внимание на расположение запятой в записи "Ондрей Михайлов , сын Дуткин". При такой записи получается, что Андрей сын Дуткина, т.к. имеется прямое указание. С учётом отчества – Михаила Дуткина. Но в таком случае и Русин – сын Дуткина, так как там же есть Русин Ондреев , сын Дуткин. Но он прежде всего сын Андрея, а Андрей – сын Михаила Дуткина. Имеется явное несоответствие. 

Просмотрел другие записи – аналогичная ситуация. В оригиналах знаки препинания не ставились. Отсюда это ошибка автора книги, точнее его точка зрения или корректора при подготовке к печати.

По Чичагову слово "сын" относится только к отчеству, как собственно отчеству, так и к прозвищному отчеству. При этом в записи всегда оно после имени отца, т.е. после отчества, точнее само отчество писалось как имя отца в соответствующем падеже с добавлением слова "сын" или "дети". Иначе запятая не может разделять эти слова. Если же в именовании присутствуют два отчества (собственно отчество и прозвищное отчество), то слово "сын" или "дети" пишется всегда после христианского отчества. В данном случае: Ондрей Михайлов сын Дуткин. Здесь он записан трехчленным именованием. По завершению поисков его полное наименование — Андрей Рык Михайлов сын Дудкин (Дуткин) или Дудин. А его сын Русин — Хрисанф Русин Андреев сын Дудкин или Дудин. Это в осовремененном варианте написания. Строго по правилам того времени Андрей Михайлов сын Рык Дудкин (Дуткин) или Дудин и Хрисанф Андреев сын Русин Дудкин (Дуткин) или Дудин. Слово "сын" могло не писаться, но оно всегда подразумевалось. 

Комментарии. Список можно продолжить. Предполагаю, что этого достаточно. Тема — ошибки ли (?) В.А. Старостина почти раскрыта.

6. Относительно Словаря фамилий Старостина. Проблема этимологического значения прозвища сложная и специалисты данного профиля зачастую приводят взаимоисключающие значения. Например, Гридя. 

1) Гридя – молодший дружинник, воин; гридник – придворный, царедворец. 

Русские имена, прозвища, фамилии. Материалы к именослову. Часть 1. Русские имена славянского происхождения /Автор -составитель Н. И. Решетников. М., 2020./

2) Гридин Иван Данилов... Неполное к.л.и. Гридя < Григорий. Ю.И. Чайкина. Вологодские фамилии. Вологда, 1995.

3) Гридино, с. ... От м.л.к.и. Григорий > Гридя. В.М. Воробьев. Тверской топонимический словарь. М. 2005. 

Комментарии. Понятно, что первое значение устарело и можно предположить, что оно трансформировалось во второе. И таких примеров при желании можно подобрать ещё.

Более сложная ситуация. Вначале запись, к которой у меня возникли претензии.

Дудорово, д. Дударь/Дудор "игрок на дудке, волынке"; "кто мастерит дудки, свирели, рожки"; дудор, дударь также хлам, обноски, рванье и дурак, дура"; дудыры волокитство, шашни (36, I...; 88, с...; 86, с...; 35, с...; 34, с...) (В.М. Воробьев. Тверской топонимический словарь. М. 2005.)

Расшифруем источники:

36,I — В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, том I

88 — Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. М. 1980.

86. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М. 1995.

35. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Ниж. Нов-д. 1997.

34. Ганжева И.М. Словарь современных русских фамилий. М. 2001. 

Анализируем. На первом месте Словарь Даля, что естественно. Смотрим, что у него.

Дудочник, зап. южн. дударь м играющий на дудке. на волынке, дудолад пенз. (Даль)

ДУДОРА ж. собират. твер. перм. хлам, шарабара, дрянные пожитки. | Пен. об. дурак, дура. Дудыры ж. мн. пролазные связи, волокитство, шашни, шуры-муры, шумарки. (Даль).

Дударь совпадает. Но дудора и дудоры, а не дудор — женский род, а не мужской. Что, на мой взгляд, существенное различие. Хотя опять же дурак и дура. Но это местный диалект — мало ли что. Приоритет все же за общегосударственным литературном языком.

Смотрим следующий источник. Нашел устаревшее издание Словаря Федосюка 1972 г.

ДУДАРЕВ, ДУДАРОВ. Дударь, дудар —игрок на дудке. Есть также мусульманское личное имя Дудар, к глаголу «дудеть» отношения не имеющее. (Федосюк, 1972). Дудора/Дудор нет. 

Унбегаун — в списке фамилий белорусского происхождения — Дудар (трубач). Мужской род. Значение несколько иное. С дудкой и волынкой трубу (музыкальный инструмент) объединяет глагол дуть. Фамилии Дударов и Дудоров без пояснения их значения, но с разным ударением. 

Книги Грушко и Ганжевой не нашел. Но есть другие.

Дудоров. Сольвычегодск (1645), Важ. уезд (1685). < Прозв. *Дудор, ср. дудоры - «волокитство, шашни»; дудора - «хлам, дрянные пожитки» или «тараторка, болтушка», а также «дурак». #Дер. Дудоровская. Усол. уезд (1710). (А.В. Кузнецов. Народный имянослов Русского Севера 15-17 веков).

Дудор (если от дудоры) стал мужским родом, хотя у Даля дудоры множ. женск. Можно или нужно предполагать, что со времени Даля русский язык претерпел некоторые изменения. Аналогично дудора, т.е. дурак пересилил дуру!? или: дурора - дура, а дудор - дурак!? Пусть филологи разбираются. Мне более близка позиция Даля. 

Дудоров < Дудор(а) < дудор(а). 1. В совр. говорах дудора - тараторка, болтушка, карг.; болтливый человек, ярос. 2. Кроме того, дудор - что-л. плохое, непригодное, хлам, мусор, дрянь, вят., киров. (И.А. Кюршонова. Словарь некалендарных личных имен, прозвищ Северо-Западной Руси XV-XVII вв.). 

Здесь тоже мне не совсем понятен подход ссылкой на современный говор пояснить именования XV-XVII вв., хотя прошло почти пол тысячи лет. Или современный говор сохранился с того времени без изменений!?

Комментарии. В общем этимологическое трактование прозвища достаточно сложное мероприятие, много информации утеряно, а наработок по этому вопросу явно недостаточно. Русский язык многогранный и в нем можно найти большое число синонимов. Но это современный язык, а что было сотни лет тому загадка на загадке. На мой взгляд все же есть незыблимые положения, которые помним со школы: угол и уголь; за’мок и замо’к. Возможно, это другое.

Представим слово специалисту. Вернемся к тому с чего начинал эту часть сообщения — к В.М. Воробьеву. "Некоторые из предлагаемых нами этимологий спорны, поэтому так часты описания двух и даже трех вариантов интерпретаций того или иного топонима, что, впрочем, не исключает и иных версий, не рассмотренных автором. Особенно это касается отыменных селений (предисловие автора)".

В заключение выскажу свое мнение. Выше я написал: "диагноз врача, если он тебе не устраивает, проверь у другого, а нужно у третьего врача." В данном случае большую роль играет сам врач, его квалификация и авторитет. 

В данном случае я полностью доверяю В.И. Далю.

***

 

Аватар пользователя vbob
vbob ответил в: Первый Наволож (Багуновцы, Чикманенки, Котенки)
4 месяца 2 недели назад

из МК с. Пектубаево за 1894 г. (ГА РМЭ)
"…девица Анна, Малощегловской волости починка 1го Новоложа крестьянина Сергия Александрова Шалагина дочь…"

ГА Республики Марий Эл (ГАРМЭ), фонд №305, опись №1, дело №438, стр. 113
февраль 1896
№13 / 10 / 11
Починка 1-го Новоложа крестьянина Алексея Васильева Шалагина жена Матрона Симеонова. 70, натурально
*

upd: 

Метрические книги Зосимо-Савватиевской церкви с. Красное для записи родившихся, бракосочетавшихся, умерших
12 июня 1900
Малощегловской волости поч. 1-го Новоложа кр. Алексѣй Василіевъ Шалагинъ, 87, Отъ старости

***

Красновъ ответил в: 1698-1701 год Переписная книга 1209-1-6446 Алатская, Арская, Нагайская, Зюрейская дороги (Кукарка, Лебяжье, Сарапул) м-ф ФОТО
4 месяца 2 недели назад

это искать надо. 
*без навыка чтения дальнейшее исследование станет очень затратным.

Ficher ответил в: Исповедные росписи села Челнов Елабужского уезда 1782 года
4 месяца 2 недели назад

Спасибо большое за проделанную работу!!!  Нашла две семьи своих.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Возможная этимология прозвища Сулимин. 

«Сул, Сула, Сулей, Сулейша, Сулек, Сулемиша, Сулеш, Сулеша, Суливой, Сулидад, Сулик, Сулика, Сулима, Сулко, Сулой, Сульман, Сульсен – обещающий; дающий пocyлы, обещанный (сын). Уп. в 1088, 1107 1181 1249 (Сулей, Сулек, Суливой) в Богемии и Моравии; (Сул), имя из рус- ской бересты; 1136 (Сулек, Сулеш, Сулидад, Сулик), поляки; 1398 (Сулко) в Ипатьевской летописи; 1411, 1421 (Cyлеш, Сулик) чехи; XV-XVIII вв. (Сулемишин, Сулика Cyлой, Сульман) на Руси Великой; 1565, 1600 (Сулеша), московские дворяне; 1585 (Сулейша), боярин в Твери; 1610 (Сулеш), брянчанин; 1611 (Сулеш) в Шуе; 1655 (Сулима) могилевский казачий сотник; 1659 (Сулима), переяславский полковник и др.».

А. Баженова. Славян родные имена. М. 2006. С. 442.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

ШУХМИН. 

 

Шýхма – брань и ссора, свалка, драка. Отсюда и прозвище неуживчивого, драчливого человека.

Аватар пользователя Shulmin
Shulmin ответил в: Происхождение фамилии Шульмин (или немного критики словаря Старостина)
4 месяца 2 недели назад

Ивашко Сулимин, 1582/83 гг., Бежецкая пятина.

[Далее выдержка из пространного акта 1693/94 гг. о земельном споре карельских крестьян с монастырскими властями].

№177
«...А ко справке против ответчиковой ссылки в памяти из Помесного Приказу за приписью дьяка Ивана Козлова написано: *в Новгороцких книгах письма и дозору Федора Ласкирева, да подьячего Ильи Иванова [70]91 году в Бежецкой пятине в Никольском погосте в слободке Тучеве на Тверском рубеже на речке на Медведице на Захарьинской земли Овинова в поместьях написано за Костентином за Семеновым сыном Дурова, что было у него вопче з братом ево с Олексеем, и Алексѣя не стало, а жены и детей у него не осталось, и тем Алексѣевым жеребьем пожаловал Государь его ж Костентина в ево оклад во сто девяносто четвертей, а преж того было в поместьѣ ж за Дмитреем за Волынцовым: деревня Андреев починок, Бочкин тож, на ручью на Громовце, а в ней двор помещиков;... Пустошь, что была деревня Дмитровково... Пустошь, что был починок Овчинин... Пустошь, что была деревня Сырково... Пустошь, что был починок Дор, на ручью на Громовцѣ... Пустошь, что был починок Мошница, Высочиха тож... Пустошь, что был починок Издериха... Пустошь, что был починок Волчиха... Пустошь, что был починок Лисицын... Пустошь, что была деревня Григорьево... Пустошь, что был починок Фуфайха... Пустошь, что был починок Красная Раменья... Пустошь, что был починок Круглое... Деревня, что был починок Фекшин; во дворе Ивашко Сулимин... Пустошь, что была деревня Дорогочиж, что было в поместье за Борисом за Федоровым сыном Волынцова... Да за Костентином ж за одним Олешинского поместья з братьею Прокофьевых детей Дурова, что было приписано в Мсейской погосте, пустошь, что была деревня Семелдяева на речке на Тросне... Да Ивановского поместья Лихачова сына Дурова пустошь, что была деревня Детково... И всего за Костентином за Дуровым две деревни живущих, да четырнатцать пустошей; а в деревнях двор помещиков, да три двора крестьянских, а людей в них тож;...*».

Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. Собрал и издал А. Федотов-Чеховский. Т. 2. Киев. 1863. С. 736-738.

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Сапеги (Репинцы)
4 месяца 2 недели назад

Духовные (исповедные) росписи Архангельской церкви с.Сосновского Глазовской округи за 1823 год (ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.1510)

л.485об., починка Талого ключа

№217, Зот Луппов сын Суслов-51, ...
№218, вдова Ксения Маркова же: Синцова-72, ...
№219, Анисим Симионов сын Воронин-51, жена его Феодосия Осипова-42(?), сын их Георгий-16.

(Анисим Воронин - мой пра(5)дед, № 140 по системе Соса-Страдоницы. Найдено на FS, пленка 2152493, снимок 571)

Страницы