Последние комментарии

Страницы

Сергей Зубарев ответил в: Еремеевская (Веденьевского монастыря)
9 лет 1 месяц назад

Список домохозяев Еремеевщины на 1891 год:

Сергей Зубарев ответил в: Ананичи (Зырята, Волости Подгородней)
9 лет 1 месяц назад

В РС за 1795 г в данной деревне проживают:

- Федотья Ивановна Зырина (Вологжанина), жена взятого в рекруты в 1769 году Харитона Зырина (родилась в 1733 году);

- Иван Харитонович Зырин (родился в 1762 году); 

- его жена Матрёна Филипповна (родилась в 1767 году)

 

Lena ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Каждый читающий, думающий и умеющий анализировать может вполне самостоятельно узнать ОЧЕНЬ МНОГО о просветительской деятельности вятского архиепископа Лаврентия Горки и основанной им греко-латинской школе, набрав  в любом поисковике его имя и фамилию.

Рекомендую также ознакомиться со статьёй Александра Рашковского, видного вятского краеведа, «Первый просветитель Вятки Лаврентий Горка» от 08.06.2015.

Аватар пользователя Fra Евгений.
Fra Евгений. ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

"Сам собой" - то есть без архиерейского указа или указа Святейшего Синода. Лаврентий волею Божиею помер, и народ отправился на реку Великую.

Выходцами с Украины были в 18 веке епископы, а низшее духовенство было местным.

"А вот школу славяно-греко-латинскую на Вятке основал (в том огромная заслуга его!)" Школа была СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ. Воспитанники ее должны были говорить на латыни - даже между собой, если говорили по-русски - их пороли. Лаврентий школу-то основал, но своими буйными выходками настолько настроил против себя вятское духовенство, что после его смерти учителя школы разбежались кто куда, а школа затем долгое время влачила жалкое существование. Такими методами образование не прививают.

Если бы праздник был "в первую очередь религиозный" - то он был бы учрежден сверху. А было все наоборот: праздник был учрежден снизу, народом. А уж после для праздника была составлена церковная служба и так далее. 

Аватар пользователя Alexender
Alexender ответил в: Дело о смене воевод на Вятке в 1647 году.
9 лет 1 месяц назад

К сожалению не знаю...

Lena ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Ознакомившись по доступным источникам с историей Великорецкого крестного хода, останусь на своей точке зрения: религиозно-народный праздник, но не наоборот. Каждый сам может в этом убедиться и вынести собственный вердикт.

Что касается роли Лаврентия Горки, который всего года четыре пробыл Вятским епископом и не в начале 18 века (1733-1737), то он выполнял лишь наказ Петра о запрещении любых крестных ходов на Руси. Но действительного запрещения не добился. А вот школу славяно-греко-латинскую на Вятке основал (в том огромная заслуга его!).

В рассуждениях ваших заметила непоследовательность: с одной стороны, крестный ход после смерти Горки "возродился сам собой", но тут же поясняете - "усердием народа и вятского духовенства". А далее оказывается, что то же духовенство (в основном, выходцы с Украины) чинило всяческие препятствия проведению крестного хода.

Всё так в истории, возможно, и происходило (естественно, проверить это для нас нет никакой возможности). Однако думается, рассматривать такие вещи в качестве аргументов в пользу народного праздника (в первую очередь) вряд ли стоит.

Тем не менее, ваша презентация картины вызвала интересную дискуссию.

 

Аватар пользователя Fra Евгений.
Fra Евгений. ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Нет, вот здесь разрешите с вами поспорить. Это был в первую очередь НАРОДНЫЙ праздник, а уж затем - религиозный. Об этом говорит то, что еще в начале 18-го века епископ Лаврентий (Горка) с большим недоверием отнесся к празднику и запретил его. После того как Лаврентий помер, крестный ход восстановился сам собой - усердием народа и вятского духовенства. Позднее другой епископ - Лаврентий (Баранович) запретил проведение крестного хода по реке, сделал его сухопутным. Церковное начальство, чужое и не понимающее местных обычаев (это были епископы-украинцы) делало всё, чтобы их уничтожить, запретить. Позднее многое для того, чтобы уничтожить наши самобытные обычаи, сделала советская власть. И в результате сегодня мы имеем унифицированный религиозный праздник, мало чем отличающийся от сотен других крестных ходов. 

Выше: "Как долго путешествовала икона?" Как и в наши дни, только на день дольше. Последняя остановка на ночь на обратном пути была в селе Филейке (в Покровской церкви) - это сейчас северная окраина г.Кирова. Но осенью был еще второй - Низовой крестный ход, когда икону отправляли в путешествие вниз по реке Вятке, этот крестный ход продолжался до глубокой осени.

vikt0r ответил в: Дело о смене воевод на Вятке в 1647 году.
9 лет 1 месяц назад

"В Урусовской тюрьме..." - что за тюрьма такая?

Lena ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Да, нет, ничего особо не смущает - просто поинтересовалась, известны ли Вам некие глубинные причины выбора таких ярких нарядов.

А праздник всё же в первую очередь религиозный, хотя и народным его тоже можно назвать.

Аватар пользователя Fra Евгений.
Fra Евгений. ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Чем был обусловлен выбор именно такого наряда? Наверное красочностью, яркостью. Голландские шляпы - видимо рудимент матросского костюма, введенного при Петре Великом. Это ведь река, праздник на воде. Красная рубаха - у русского народа красный цвет самый красивый (красный = красивый).

А что вас смущает? Это был общегородской народный праздник. А праздничные костюмы - традиционно яркие, красочные. Конечно если старым монахиням предоставить решать как надо одеваться на праздник, то они всех оденут в черное.

Buranov ответил в: Тихий Ключ (Лягушино)
9 лет 1 месяц назад

МК Ново-Ильинской церкви (Томская губерния Тискинская волость) из записей об умерших: 4 июня 1915 Вятской губернии Сарапульского уезда Июльской волости д. Тихий Ключ крестьянская жена Мария Васильевна Сутыгина 52 лет. От чахотки. Погребена родственниками на заимке Высокий Яр.

Аватар пользователя s_rabbit
s_rabbit ответил в: Горохово (Над речкой Липовской, Пермяково)
9 лет 1 месяц назад

Из комментариев к «Ведомости о селениях Вятского наместничества Нолинской округи» 1781-1782 годов.

Ильинской волости починок Пермяков в коем означено 14 душ. В оном починке сверх оных 14 душ еще находятся 12 душ писанных по третей ревизии в починке Горохове. А тот починок Горохов ныне состоит впусте.

 

Lena ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

"Десяток молодых гребцов в красных рубахах с синей перевязью через плечо замахали веслами, как крыльями, подымая пену на воде. На корме стоял дюжий мужик с развевающейся бородою, тоже в кумачовой рубахе, в широких полосатых, синее с желтым, штанах. На голове у всех - старинные голландские шляпы с полями и ленточками."

Интересно, чем был обусловлен выбор именно такого наряда? По аналогии с чем-то? И был ли он традиционен? Кажется, не вписывается в старинную вятскую жизнь более всего полосатые сине-жёлтые штаны и голландские шляпы.

Как долго путешествовала икона (отсутствовала в Вятке)?

Аватар пользователя Fra Евгений.
Fra Евгений. ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Время желанное уж приближается,
Близок и час провожанья икон:
Быстро на площадь народ собирается,
Мерно гудит колоколенный звон.

Вот выступает на паперть соборную
Крестный, в главе с архипастырем, ход:
Вмиг оживил он всю массу народную - 
Крестится, молится русский народ.

Масса хоругвей, одежды священные
Стройно идущих служителей в ряд,
Ризы на ликах святых позлащенные
Солнцем облитые - словно горят.

Движется тихо процессия людная,
Вот и на берег спустилась она.
Там у помоста давно лодка чудная
Для переправы икон подана.

Кончено пенье молебна обычное,
В лодку иконы поставлены в ряд,
И уж берется за дело привычное
Ловких гребцов разнаряженный ряд.

Тронулась лодка... И образ Святителя
Поплыл тихонько в назначенный путь...
Замерло сердце у вятского жителя,
Слезы разлуки теснят его грудь.

Долго еще он со брега высокого
В путь провожал его взором своим,
И под влиянием чувства глубокого
Долго прощался молитвенно с ним.

Он уж далёко! И вятские жители
Все разошлись по домам отдохнуть,
А чудодейственный образ Святителя
Ночью и днем совершать будет путь.

Так путешествуя к месту явления
Он посетит много сел, деревень.
Там же, на месте - его с умилением
Встретят любовно в назначенный день.

-----

Из поэмы Петра Дрягина "Великорецкий крестный ход" (1901 год).

Аватар пользователя Fra Евгений.
Fra Евгений. ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Да, всё почти так же, как на картине. Трибуна посреди площади. Дети, облепившие постамент памятника. Знамена и лозунги - на древке с перекладиной, в виде хоругви, как делали в то время. Гостиный двор и Воскресенский собор. Только на фотографии - ракурс другой, фотограф был правее и выше - на третьем этаже губкома (бывшей консистории).

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Шляшор (Васенки)
9 лет 1 месяц назад

На карте Глазовского уезда 1888г. называется "Ширяй"

vikt0r ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Картинку тут не выложить, можно вместо изображения вставить гиперссылку на уже выложенную картинку в интернете, либо сначала картинку выложить на свой ресурс, а потом сюда так же гиперссылкой.

Аватар пользователя a-musikhin
a-musikhin ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

К картине Фищева:

 

(так и не понял, как тут картинки вставлять)

vikt0r ответил в: 1748 год. Кирчанская волость Великорецкого тяглого стана Хлыновского уезда
9 лет 1 месяц назад

Не знал, что Кырчанская волость входила в Великорецкий тяглый стан.

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Гавшино (Чажинский, Андрея Гавшина)
9 лет 1 месяц назад

На карте Глазовского уезда 1888г. называется "Андрея Гавшина"

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Архипово (Архипа Снигирева)
9 лет 1 месяц назад

На карте Глазовского уезда 1888г. называется "Архипа Снигирева"

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Артеменки (Зяженский, Артемия Сабурова)
9 лет 1 месяц назад

Добавил № КВР. На карте Глазовского уезда 1888г. называется "Артемия Сабурова"

Buranov ответил в: Гусево
9 лет 1 месяц назад

Во второй женщин не было, только в третьей. Выписки по Поповым (вторая и третья ревизии) разместил на странице Перевозной.

Buranov ответил в: Гусево
9 лет 1 месяц назад

Поповы перешли сюда из Перевозной. 

Аватар пользователя Alexender
Alexender ответил в: Владельцы озера Артемьева в первой половине 17 века
9 лет 1 месяц назад

Чего не знаю, того не знаю)..

Аватар пользователя Василий1955
Василий1955 ответил в: Гусево
9 лет 1 месяц назад

Buranov, а разве во второй ревизии писали женщин. У меня есть данные по 1745 году по своей волости, так там женщин не видно,только одни мужчины.

Buranov ответил в: Гусево
9 лет 1 месяц назад

Вы правы, Владимир, спасибо. Правлю свой комментарий.

fktrctq ответил в: Места захоронений Вятского края
9 лет 1 месяц назад

Спасибо!

Аватар пользователя ru-danko
ru-danko ответил в: Котчиха
9 лет 1 месяц назад

Приложил фото статьи из газеты "Наша жизнь" 2002 г. о посёлке Котчиха

Николай Шведчиков ответил в: Путевые заметки: Средняя Тойма
9 лет 1 месяц назад

Тоже благодарю за статью.

yanakman ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Показания родственников начинают расходиться и путаться, а соответственно и я поспешил.

Не буду больше писать, пока точно не проясню

Аватар пользователя ВнучкаДудырева
ВнучкаДудырева ответил в: Жвакинцы (Верхосвятицкая)
9 лет 1 месяц назад

Перед войной , точно не могу сказать год,

 это был год освобождения моего деда, но еще до рождения моей мамы, т.е период 1934 по 1937,
деревня сгорела, остались всего 4 двора.

Это было летом в сенокос.

 

Аленький ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

У Вашего прадеда отчество тоже Ильич?

Аленький ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия    Ялпаев    
Имя    Егор    
Отчество    Ильич    
Дата рождения/Возраст    __.__.1923    
Место рождения    Марийская АССР, Ронгинский р-н, д. Оршанки    
Дата и место призыва    Ронгинский РВК, Марийская АССР, Ронгинский р-н    
Последнее место службы    375 сд    
Воинское звание    сержант    
Причина выбытия    убит    
Дата выбытия    05.08.1943    
Первичное место захоронения    Курская обл., Саженский р-н, д. Шопино
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53405656

Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия    Ялпаев    
Имя    Егор    
Отчество    Ильич    
Дата рождения/Возраст    __.__.1923    
Место рождения    Марийская АССР, Ронгинский р-н, дер. Оршанка    
Дата и место призыва    Ронгинский РВК, Марийская АССР, Ронгинский р-н    
Последнее место службы    305 сд    
Воинское звание    сержант    
Причина выбытия    убит    
Дата выбытия    31.08.1943    
Первичное место захоронения    Украинская ССР, Харьковская обл., Харьковский р-н, с. Гуки
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2467575

мать - Ялпаева Надежда Семёновна

Первый раз, возможно, его ошибочно записали в погибшие.

В учётной карточке воинского захоронения, скорее всего, ошибка в фамилии.

Да и в карточку воинского захоронения, которую Вы нашли, этого человека, судя по второму документу, могли тоже записать ошибочно.

yanakman ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Понятно, значит я ошибся, спасибо.

Но другого с таким ФИО не обнаружил

Аленький ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Этот человек, вероятнее всего, 1923-го года рождения.

yanakman ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Уверенности жаль нет. Косвенные данные только - ФИО, год смерти.

Вы знаете что то больше?

Аленький ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Откуда такая уверенность?

Аватар пользователя Дмитрий Лысов
Дмитрий Лысов ответил в: Места захоронений Вятского края
9 лет 1 месяц назад

Исправил!

yanakman ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

прадед

vikt0r ответил в: Наш город глазами художников.
9 лет 1 месяц назад

Да ничего не косноязычно, все понятно. Я согласен, и как раз про то, что состав участиков Великорецкого крестного хода сильно изменился.  Поэтому в наши дни среди паломников так много приезжих из других регионов и даже стран.

А бабушка жены из Орловского уезда и в 1990-тые годы в крестный ход ходила по старой прямой дороге через Чудиново, там через р. Великую их перевозили на лодках.

Думаю и до революции было так же. Поэтому, очевидно, как Вы выше и написали, крестный ход был тогда не такой многочисленный, как сейчас, но при проводах иконы и в селе Великорецком народу собиралось больше.

Ну а про лапти, азям и ночлег под открытым небом. Это нам и представить сложно, для них же было естественно. Дети по ночам лошадей пасли в поле. Хотя ночи в июне еще холодные.

Аватар пользователя Sentyak64
Sentyak64 ответил в: Гусево
9 лет 1 месяц назад

Buranov
Вероятно Поповы (род Гурьяна Попова ок.1720-1794) пришли из отсюда - из починка Гусева в Перевозное (Переволок) в начале-середине XVIII века.
Вы хотели сказать: перешли из Перевозное в починок Гусева ?

Аватар пользователя Иван Зыков
Иван Зыков ответил в: Боровой
9 лет 1 месяц назад

Судя по спутнику, дорога есть. Можно уточнить у Дениса Логиновского или позвонить в администрацию сельского поселения.

Аватар пользователя Виктория Зеленчук
Виктория Зеленчук ответил в: Боровой
9 лет 1 месяц назад

Моя деревня С трёх лет каждое лето находилась в сказке под названием Боровой . Ребята спасибо за фото, прям до слез. Так хочется туда приехать, но наверное туда дороги уже нет 

fktrctq ответил в: Места захоронений Вятского края
9 лет 1 месяц назад

Добрый день, Дмитрий.

Уверен. Очень древнее место захоронения, возможно, еще

до завоеваний этих территорий при  Иване Грозном находится

примерно по  56.87431 С.Ш. и  50.12076 В.Д.

С уважением, Алексей Захаров

Перо ответил в: Ардашев
9 лет 1 месяц назад

ГАКО РС 1795 год 176-2-24 Село Гольяны Сарапульского уезда

Священник Лаврентий Афанасьев сын Красноперов 57 лет, ум. в 791 году, жена Феодосья Гаврилова 53 лет, ум. в 787 году, у них дочь, написанная в прежнюю пред сих ревизию, Елена 17 лет, выдана в замужество сей же церкви за дьячка, что ныне дьякон, Захара Ардашева.

Аленький ответил в: Ямаев Егор Ильич
9 лет 1 месяц назад

Почему Вы создали страничку на этого человека? Он Ваш родственник?

Аватар пользователя Дмитрий Лысов
Дмитрий Лысов ответил в: Места захоронений Вятского края
9 лет 1 месяц назад

Прошу меня простить, видимо повторно добавил. Однако почему на топо карте стоит знак кладбища, вы уверены, что там не было древнего захоронения?

Аватар пользователя Дмитрий Лысов
Дмитрий Лысов ответил в: Церкви и молитвенные здания Вятки
9 лет 1 месяц назад

Ксаныч, к сожалению, давно уже не заходит на сайт и не сможет ответить на ваши замечания. Как я помню, он составлял карту по конкретному документу 18хх года, поэтому не все церкви отмечены.

Аватар пользователя s_rabbit
s_rabbit ответил в: Наполняя мелочами…
9 лет 1 месяц назад

Александр Федорович, всё таки усреднённые значения не так интересны, как конкретная корова в подворье прадеда. Пусть она и кормилась там сто лет назад :) А с блогом Вашим знаком. За его содержание моя Вам отдельная благодарность.

Страницы