Вотяки в метрических книгах Башкирской земли

1 сообщение / 0 новое
alex_zhiv
Аватар пользователя alex_zhiv

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 5 дней назад
Регистрация: 16.09.2015 - 20:37

Изучая метрики Вятской и Башкирской земель и сопоставляя данные между собой, обнаружил, что все мои предки вотяки, которые родились и жили в Глазовском уезде (Нижнеуканская/Юрская волость, починок Новиковский), указаны везде и всегда в метриках со своей этнической принадлежностью - "крестьянин/крестьянка из вотяков". Однако при переселении в Башкирский край, буквально через три-четыре года, все они указываются уже просто как "крестьяне", без отнесения себя к вотякам. Как это интерпретировать? Ведь известно, что, скажем, в районе г. Благовещенска РБ есть до сих пор деревни, по своему происхождению являющиеся марийскими, основанные переселенцами из марийских поселений Яранского уезда. Почему не сложились вотяцкие поселения? Ведь с Глазовского уезда в Башкирию переселялось очень много кретьянских семей.

И еще сохранилось одно семейное воспоминание, которое меня заинтересовало в этнографическом плане - может, кто-нибудь поможет разъяснить.
Наша прабабушка Анна Федоровна Новикова (чьи родители-вотяки переселились как раз с Глазовского уезда в Уфимский уезд) была очень верующей православной женщиной - от нее нам досталось много старых икон, книг и воспоминаний. Однако когда один из ее сыновей попал в молотилку, и ему оторвало ножку, то она эту ножку повесила в сенях на стену, а самого мальчика отец увез в Благовещенск в больницу. Было это где-то в 1917-1918 году. Какое-то время эта ножка была цвета живого человека, но в какой-то момент побледнела и стала синеватого оттенка, и прабабушка Анна сказала: "Вот и умер Павлик". А отец еще не вернулся из больницы. Но когда он приехал с плохим известием, то Анна Федоровна о нем уже знала...

Есть ли в народных поверьях или мифологии вотяков подобное?