Кладбище села Селезениха.
О чем свидетельствует традиция устраивать поминальные столы из досок прямо на могиле??? Так сделано на многих захоронениях этого кладбища. Так похоронен мой прадед Останин Кузьма Савватеевич.
Кладбище села Селезениха.
О чем свидетельствует традиция устраивать поминальные столы из досок прямо на могиле??? Так сделано на многих захоронениях этого кладбища. Так похоронен мой прадед Останин Кузьма Савватеевич.
Спасибо. Есть версия, что предки наши из бесермян, поэтому такие у них захоронения. Хотелось уточнить.
Запросто может быть. Но могилки у них устроены по русской традиции. Хотя, если честно, бесермянскую я просто не знаю...., но если к примеру она схожа с татарской - то нет, никаких столов не должно быть, категорически.
Насколько можно проследить историю заселения этой части Филиповой слободки по переписям, то бесермяне здесь не числятся даже в 1678 г. И по Каринской волости среди деревень и починков чепецких бесермян, удмуртов и татар нет ни одного в этом месте в округе с. Селезениха.
Т.е., конечно можно предположить, что деревни основаны русскими, которые являлись в каком-то колене потомками крещеных бесермян, например исходя из распространеной здесь фамилии Чувашевы. Но тогда, процесс их христианизации произошел еще гораздо раньше, до переписных книг.
А что за версия о предках-бесермянах?
Это наш дядя Сережа - Сергей Иванович Останин - постоянно нам твердил, что мы бесермяне, ибо вот такие у предков захоронения. Основаны ли его слова на чем-то еще, кроме его личных предположений, я не знаю - тогда этой темой не интересовалась. А сейчас его уже нет - не спросить. Наверно, ему просто так хотелось думать.
В ГАКО есть Анкетные сведения о приходах за 1882 год (ГАКО ф. 574, оп. 1, д. 950). В них по каждому приходу лежат отчеты священников, в т.ч. и с описанием местных легенд, особых народных традиций и т.п. Вот один из отчетов: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1944/115655
Если народное предание о предках-бесермянах имелось, то священники могли его записать.
В середине 90-х, в августе, довелось ехать через всю область, наивно пологая напрямую проехать из Ижевска в Архангельск... Ехали тупо прямо, по атласу автомобильных дорог СССР, т.е. по всему знаменитому кировскому бездорожю. Когда приехали в Лузу (на шестой день пути), местные были удивлены, что мы смогли до них доехать, и популярно обьяснили, почему мы не сможем дальше ехать также тупо-прямо (мы спрашивали дорогу на Котлос)... Но это предыстория...
Примерно на на 4-й день пути довелось ехать через какую-то деревню. Когда в нее вьехали, первое, что бросилось в глаза - могилы..., прямо перед каждым домом, в полисадниках..., с крестами, очень похожими на провославные. Деревня, по всей видимости, состояла из единственной прямой улицы, достаточно длинной (ехали по ней минут 15). Дома (да и вся деревня) в очень ухоженном состоянии, по всей деревне кучками тусовалось достаточно много молодежи..., т.е. деревня не заброшенная..
С тех пор пытаюсь выячнить, что эта за традиция - могилы перед домом... Рылся в интернете - ничего не нашел. Бывая в области задавал вопросы старожилам, но никто с подобным не сталкивался.
Может быть кто-то знает, где мы примерно были, что за традиция и чья...
Заранее признателен.
Тоже впервые слышу о таком. Если бы Вы не были очевидцем, не поверил бы. И так слабо верится. Все-таки в ближайшем прошлом такие захоронения, и в СССР в т.ч., были запрещены. Причем, это не какая-то глухая деревенька, а довольно крупный населенный пункт и т.к. на 4 день, то находится где-то в центре Кировской области.
Расстояние Ижевск - Луза по современным автодорогам 802 км. На 6 дней пути (без стоянок и поломок) не тянет.
Повторяюсь, ехали по атласу дорог СССР. Обозначеные в атласе дороги по факту оказались лесными колеями, сплошь заросшим грибами и черникой. Через реки и речушки - вброд, который еще надо было найти. Только в одном месте был паром. Целых, неразрушенных, мостов небыло вообще. Перед вышеуказанной деревней вообще пришлось ехать по гати, завязли по уши (ехали на ГАЗ-3307), часов через 8 вытащил случайно проезжающий мимо болотник Т-74. На всем протяжении встретился только один сельский магазин и одна колхозная АЗС. Если бы не везли с собой 3 по 200 л бочки бензина - не доехали бы. Похоже, где-то в самом начале, мы сбились с дороги... Опять же повторюсь, в атласе была прорисована дорога от Лузы до Котлоса, причем как федеральная, по факту (как нам обьяснили местные) это зимник, по которому даже лесовозы не всегда рискуют ехать - очень много речушек.
На время буксировки трактором, а тащил он нас до твердой дороги километров 10, я пересел к трактористу. Тракторист - молодой, лет 25 парень, рассказал, что в деревне магазина нет, был очень рад, когда я ему отдал пачку Примы. Рассказал, что примерно раз в месяц приезжает автолавка, привозят табачку, соль, сахар, крупы, порох..., это если дорога позволяет проехать...
Как-то так..., забавное вышло приключение...
В интернете атласы автодорог СССР выложены. Можно найти тот самый и посмотреть маршрут. От Лузы до Котласа дорога есть, только она железная).
Пир на могиле (тризна) - это старинная традиция большинства индоевропейцев (арийцев). Смысл связан с языческими верованиями, поэтому если ваш вопрос касается этого - изучайте матчасть (книгу Рыбакова "Язычество древних славян", например)