Официальное именование Вятской земли до 1708 года

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
vvk121
Аватар пользователя vvk121

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 день назад
Регистрация: 22.01.2019 - 23:09

Известно, что в 1708 году территория Вятской земли вошла в состав двух губерний - Сибирской и Казанской. Открытым является вопрос о том, являлась ли до этого Вятская земля официальным административно-территориальным образованием в составе Русского царства или это традиционное условное именование соответствующей исторической территории. Термин "Вятская земля" используется в ряде источников, например у П. Н. Луппова в его труде "Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков". Полагаю, что этот вопрос является принципиальным с точки зрения полного описания административно-территориальной принадлежности вятских населённых пунктов до 1708 года.

Очевидно, что искать ответ на этот вопрос следует прежде всего в официальных документах Русского царства. Пока могу привести следующие.

1. Указ царя Алексея Михайловича от 17 (27) июня 1667 года, см. с. 708: "А в Вятке прежде благословенного Епископа укрепихом и впредь Епископу быти" (ссылка http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=5&regim=3, после перехода по ссылке введите страницу 708). Казалось бы, что речь идёт не о городе Вятке, который тогда именовался Хлыновым, а об административно-территориальном образовании. Но есть основания полагать, что Вятка упоминается в этом тексте именно как город.

2. Указ Петра 1 от 18 (29) декабря 1708 года, которым при первом делении России на губернии северная часть Вятской земли была включена в состав Сибирской губернии: «ныне приписана вновь Вятка, и того 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов». Ссылка: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=19&regim=3, после перехода по ссылке введите страницу 438. Казалось бы, и здесь речь идёт не о городе Вятке, который тогда именовался Хлыновым, а о регионе. Однако внимательное прочтение соответствующего раздела указа показывает, что Вятка  здесь упоминается именно как город, поскольку в тексте приводится общее количество указанных городов Сибирской губернии - 30, а без Вятки 30 никак не получается.

3. В указе от 12 (22) ноября 1698 года "О сборе в Сибирских и поморских городах с товаров таможенных пошлин" Вятка однозначно фигурирует именно как город, см. здесь: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=15&regim=3, с. 493.

Таким образом, попутно выясняется, что общепринятое утвеждение о том, что Вятка с 1457 по 1780 год именовалась Хлыновым, не соответствует действительности. Более того, с 1649 по 1780 год  (когда Екатерина II переименовала Хлынов в Вятку), Хлынов ни разу не упоминался ни в одном нормативно-правовом акте Русского царства и Российской империи - это следует из алфавитного указателя к Полному собранию законов Российской империи (впрочем, составители указателя могли проявить невнимательность), см. здесь: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=198&regim=3, с. 478. 

4. В трактате от 29 января (8 февраля) 1697 года, а также во многих иных подобных документах в титуле Петра I присутствует формулировка "Великий Князь Вятский" (см. здесь: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=15&regim=3, с. 274). Это даёт основание предположить, что Вятская земля имела статус княжества, но основание весьма сомнительное.

5. В указе от 31 октября (10 ноября) 1699 года речь идёт о Вятских городах, то есть Вятка упоминается как регион, см. здесь: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=15&regim=3, с. 657, п. 47.

В Полном собрании законов Российской империи с 1649 года мне не удалось найти упоминания Вятской земли или иного официального именования Вятского региона. А ведь как-то эта территория должна была официально именоваться?

А теперь ещё и открытым является вопрос о том, когда после 1457 года Хлынову было возвращено имя Вятки, используемое в официальных документах XVII века, и когда до 1780 года Вятка опять стала Хлыновым, переименованным затем опять в Вятку.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 6 дней назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Насколько я понимаю, в указанный период названия Вятка и Хлынов существовали параллельно.

Отсюда и появилась версия у некоторых краеведов, что Хлынов и Вятка - два разных города, даже на некоторых иностранных картах они встречаются вместе.

И в официальных актах назывался как Вятка, так и Хлынов, уезд так же либо Хлыновский, либо Вятский. А иногда  и так: "г. Хлынов Вятского уезда".

Может быть, причина тому - особое российское отношение к нормативным актам.

 

Для примера можно просмотреть адресат в царских грамотах на Вятку (в Хлынов) или вот к примеру ниже выдержки из Переписи 1710 г. Пусть это уже после 1708 года, но, как видно, мало что изменилось.

 

 

ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА 1710 ГОДА ГОРОДА ХЛЫНОВА И ВЯТСКОГО УЕЗДА ПЕРЕПИСИ СТОЛЬНИКА СТЕПАНА ДАНИЛОВИЧА ТРАХОНИОТОВА.

(РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098)

           

(л.1) Лета 1710-го  […] стольнику и воеводе Степану Даниловичю Трахониотову на Вятке и в Вятском уезде переписать всякого чину людей мужеска и женска полу […] и по той великого государя грамоте на Вятке на посаде и в Вятском уезде мужеска и женска полу до самых малых младенцов переписал [...]

 

(л.2) [В городе] Хлынове на посаде [Моско]вская улица...

 

Переписная книга 1710 года Вятского пригорода Орлова и уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова...

 

Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Вятский уезд: Каринская волость...