Ошибка переписей или Ваня - сын самого себя

5 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
vvk121
Аватар пользователя vvk121

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 5 месяцев назад
Регистрация: 22.01.2019 - 23:09

В деревне Качкашурской согласно переписи 1747 года умирают братья Иван Богданов сын Семенов, Федор, Останя, Зяндерыш и Завьял: https://ibb.co/VM0bnWm.

В ревизии 1719 года все они присутствуют в той же деревне: "Иван Богданов сын Семенов 55 лет, у него дети Василей 25 лет, Илья 15 лет, Тимофей 7 лет, у Василья сын Дмитрей 3 лет, брат ево родной Федор 50 лет, у него сын Степан 23 лет, брат ево родной Останя 25 лет, у него сын Усей 3 лет, брат же их Зяндериш 35 лет, у него сын Азман 20 лет, брат Зяндеришев родной Завьял 30 лет", см. https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/1/1-0214.

Однако в переписи 1710 года в деревне Качкашур читаем: "Во дворе Богдан, Федор, Зяндерыш, Завьял, Остафей Ивановы дети Семеновы, Богдан 50 лет, Федор 40 лет, Зяндерыш 35 лет, Завьял 25 лет, Остафей 20 лет", см. https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/5/5-0146. С удивлением обнаруживаем, что вместо Ивана Богданова сына Семенова указан Богдан, возраст которого соответствует возрасту Ивана Богданова, и все братья оказываются Ивановыми.

В переписи 1678 года находим единственное соответствие вышеуказанным лицам в займище у Чюзи речки: "Сенка Шудегов сын Бердычев, у него дети Богдашка 7 лет, Федка 2 лет", то есть Богдан родился в 1671, а Федор - в 1676 году.  

В переписи 1646 года в деревне Жабьей: "отяк Максимко Бырдычев сын Иванова с братьями: с Шудешком да с Сабешком да с Сенкою". Здесь ссылка на прародительское имя Иван, которая повторяется в 1710 году. Здесь Шудег указан как брат Максима.

Но в той же переписи 1646 года Шудег указан и как глава двора в деревне Жабинской: "отин Шудешко Бырдычев сын Иваков поставил во 164-м [1646] году, у Шудешка сын Токташко отошел от брата своего Сенки". Означает ли это, что указанный здесь Сенка (Семен Шудегов) проживал в этом же дворе вместе с отцом Шудегом?

В переписи 1629 года в деревне Кушмане: "Шудек Бирдинев" и пятеро его братьев. В той же переписи в деревне Жабиной "Бердычко Иванов да дети ево Баженко да Тренка".

В переписи 1615 года в деревне Кушмане: "Шудешко Бердин". В той же переписи в деревне Жабиной "бобыль Бердычко Иванов". Весьма странный статус бобыля, поскольку в переписи 1629 года фигурирует 8 его детей мужского пола - весьма редкое количество выживших для того времени.

Гипотеза: составители ревизий ошибочно указали Ивана Богданова вместо Богдана Семенова, поскольку мифический Иван для того, чтобы родить Василия (которому в 1719 году было 25 лет), должен был родиться практически одновременно со своим отцом Богданом. Прошу подтвердить или опровергнуть.

Отредактировано: ru-danko 14.05.2019 - 19:38
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 46 минут 34 секунды назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Да, именно так. Перепутанные имя-отчество - обычное дело. У вас несколько более сложный случай: имя перепутано с фамилией, но поскольку вы имеете последовательность переписей - разобраться не составляет труда. Но не "составители ревизий", а всего 1 "пищик" перепутал, а именно в 1719 году.

Что Токташ отошёл от брата Семёна - это возможно указание на то, что хозяином на момент переписи был всё же Семён, а не отец его Шудег (хотя раньше был Шудег, который и "поставил" двор). 

А почему "весьма странный статус бобыля"? В чём странность?

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vvk121
Аватар пользователя vvk121

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 5 месяцев назад
Регистрация: 22.01.2019 - 23:09

Что Токташ отошёл от брата Семёна - это возможно указание на то, что хозяином на момент переписи был всё же Семён, а не отец его Шудег (хотя раньше был Шудег, который и "поставил" двор). 

   Хотя раньше был Шудег - не совсем получается. Шудег поставил двор в год переписи и сразу уступил его сыновьям? А Сенка, чтобы быть хозяином двора, должен иметь возраст хотя бы лет 20 в 1646 году, при этом младший сын Сенки - Федка родился в 1676 году, когда Сенке уже под 50 лет. Хотя, в принципе, возможно.

А почему "весьма странный статус бобыля"? В чём странность? 

   Странность в том, что бобыль формально не имел земельного надела, но при этом Бердычко Иванов в 1615 году указан как бобыль и хозяин двора, с которым не живёт ни один из его многочисленных сыновей. А в 1629 году  он в той же деревне Жабиной уже не бобыль - с ним живут двое его сыновей, а каждый из остальных шестерых его сыновей является хозяином двора в Кушмане. То есть вполне состоятельное и работоспособное потомство оставило в 1615 году своего отца бобылём?

  

 

vvk121
Аватар пользователя vvk121

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 5 месяцев назад
Регистрация: 22.01.2019 - 23:09

Уточнение предыдущего ответа.

Хотя раньше был Шудег - не совсем получается. Шудег поставил двор в год переписи и сразу уступил его сыновьям? А Сенка, чтобы быть хозяином двора, должен иметь возраст хотя бы лет 20 в 1646 году, при этом младший сын Сенки - Остафей, согласно переписи 1710 года родился в 1690 году, когда Сенке было уже под 65 лет. Хотя, в принципе, возможно. Отцу известного полководца Брусилова было примерно столько же при рождении сына, причём не последнего.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 46 минут 34 секунды назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ну так у бобылей же тоже были дворы. И дети рождались.

Что же касается того, как Сенён стал хозяином двора: самый типичный путь к этому - смерть предыдущего хозяина. Шудег вполне мог умереть в том же году, когда "поставил" двор, и новым хозяином автоматически стал старший из проживавших с ним сыновей, независимо от возраста. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин