- Всем добрый день! Хочу рассказать о книге, которую издала наша семья Это мемуары нашего предка, который родился в Вятском крае в деревне Коровкино. Решила опубликовать небольшой отрывок из книги здесь и перечислить географические места и фамилии, указанные в книге. Автор мемуаров Афанасий Яковлевич Пушкарев. Населенные пункты: Коровкино, Курчум, Филимонцы, Рогозки, Порез, Суна, Власовцы, Белогорье, Верховье, Боровляны, Рогожкино, Уржум, Нолинск, Татарцы. Указанные фамилии: Пушкаревы: Яков Федорович; его дети -Иван, Степан, Андрей, Николай, Александра и Зоя; брат Якова -Поликарп Федорович, дети Поликарпа- Иван, Игнат, Александр. Фельдшер Дрямин, Степан Лущиков, Петр Иванович Бортников,учитель Шулятьев, Николай Мокрецов, Иван Михрюков, Саня Гордымов, Сергей Трухин, Василий Гришин, Семен Маркин,Прасковья Александровна Раззадорская - Винокурова, Афанасий Митихин, Тарас Ефимович Шуклецов, Владимир Мишин, Михаил Васик, Василий Ерошкин, братья Грачи, Иван Тирошин.
Небольшой отрывок из книги.
СЕЛО КУРЧУМ
Это старинное село. Когда идешь из Коровкино, его очень долго не видно и поднимаясь от Татарцев из низины и идя уже километра 3 по курчумскому полю, потом только увидишь сначала кладбище, а потом верхушку церкви. И так идешь до самого Курчума. А если идти с обратной стороны, со стороны Горбуново, Курчум видно из далека, так как село построено на горе, особенно если идти из Суны. Находилось в Курчуме дворов 100, дома были с кирпичным основанием и много покрытых железом. У нас в деревне не было ни одного дома с железной крышей. Центр Курчума располагался в районе церкви. Была там площадь, на которой располагались несколько «лавок» - мануфактура, скобяные изделия, продовольствие, рядом соседствовали керосин и рыба (причем рыба была исключительная: маканец – речная рыба не очень соленая, но с полным животом чудесной икры и еще было несколько сортов сушеной рыбы, которую я ел с жадностью и которою, прожив всю жизнь, ни где больше не встречал). По воскресеньям в Курчуме количество жителей увеличивалось за счет приезжих и приходящих. У каждого были свои заботы и тревоги, и на людях их лучше, если не разрешить, то хотя бы, поговорив со знакомыми, наметить пути их разрешения. Курчум был для меня «городом», особенно по престольным праздникам, где людей собиралось не менее тысячи. Из Вятки приезжали карусели и за пятак катали. А сколько к таким праздникам было наплетено лаптей, что даже сейчас никакая электро-счетная машина их не сосчитает. Только у нас в деревне, особенно к пасхе, занимались возделыванием глиняных игрушек и изделий из дерева. Занимались этим 5-6 хозяйств, всей семьей. На базаре стояла целая симфония. Вот продавец из нашей деревни Иван Тирошин. Перед ним на каком-то половике выставлено полсотни свистулек: куры, петухи, утки, коровы, лошади и другие животные. Все кричат по-разному, окрашены в разные цвета, разные по размеру. И стоимость разная. Ну какой ребенок пройдет вместе с родителями, чтобы не заметить то, что ему понравилось из этих тысяч. Ему разрешают выбрать, он показывает на понравившуюся вещицу, родители ощупывают ее и начинается торг. Продавец сбавляет 5 копеек, и все расстаются довольные. Это был не базар, а симфонический оркестр. А сколько было поделок из дерева: кадушки для засолки огурцов, фантастические жбаны для кваса, всевозможные корзины для продуктов, а сколько серег, браслетов и всякой всячины для девушек.
КУРЧУМ – это мое детство. Там меня крестили. В Курчуме у меня расширился кругозор, и я узнал, что на земле есть не только Коровкино. И еще я узнал, что за Курчумом и за Суной тоже есть земля и она не кончается! Мозг увеличивался. Курчум для меня имеет еще и притягательную силу, так как там похоронены мои деды и прадеды, сестры – Клавдия и Мария, отец и мать, а сколько двоюродной родни?
Осталось несколько книг. Временной период 1925-1941. В книге о быте, праздниках, школе, колхозах, голоде. Книга помогает представить жизнь той поры. Формат А5, 200 страниц. Может найдутся Пушкаревы из Вятки.