вероисповедание: от католика в православные

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Witold_Kucminski

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 07.10.2022 - 00:42

Удивительная для меня подробность в записи о рождении моей бабушки:

"КОГБУ "ЦГАКО"
АРХИВНАЯ СПРАВКА
21.12.20...

   В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрической книге
Больничной церкви г. Вятки за 1909 г. под порядковым номером 119 имеется
актовая запись о том, что 18 февраля 1909 г. родилась девочка Вера, крещена
20 февраля 1909 г. (даты рождения и крещения указаны в документе по старому
стилю).
   Родители: "Дворянин Витольд Антонович Кучминский римско-католического
вероисповедания
и законная жена его Клавдия Александрова; оба православные"
(отчество матери - так в документе).
   Восприемница при крещении: "Почетная гражданка Анфиса Евсигниева
Вадиковская".
   Обряд крещения совершили: "Священник Петр Жилин с диаконом Михаилом
Добрыниным"."

Как это? Отец римско-католик, про вероисповедание жены ничего, но оба православные! :)

Этому есть объяснение?

Я интересуюсь фамилиями:
Кучминский Лютовский Оконский
Witold_Kucminski

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 07.10.2022 - 00:42

И в эту же тему в https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/2292/1/176:

"Архивный шифр: ЦГИА СПб ф.2292 оп.1 д.176
Крайние даты документов: 01.01.1907–31.12.1907
Количество листов: 12
Индекс ЕКДИ:
32.02.02.00. Католическая церковь
Оцифровано полностью: эл.образов 15 Православные
"

Как это? :)

Я интересуюсь фамилиями:
Кучминский Лютовский Оконский
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

По опыту работы с МК губерний со смешанным населением (Витебской, Минской. Лифляндской), могу сказать, что в это время участие католиков в православных обрядах не ограничивалось. Даже жениться можно было католику на православной, и детей иметь православных. Так что первая запись, может быть необычная для Вятки, для других губерний - в порядке вещей. Про вторую запись я просто ничего не понял - о чём вопрос? 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Witold_Kucminski

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 07.10.2022 - 00:42

"... в это время участие католиков в православных обрядах не ограничивалось. Даже жениться можно было католику на православной, и детей иметь православных."

Вероятно, родители решили, что дочь будет православной. Но как может быть, что "оба православные", если отец католик?

Может быть архивисты, готовя ответ, как-то неверно прочитали запись? Копии записи к сожалению у нас нет.

"Про вторую запись я просто ничего не понял - о чём вопрос?"

Вопрос в том, что делает на странице о католическом костеле кнопка "Православные"?

Я интересуюсь фамилиями:
Кучминский Лютовский Оконский
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 5 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Не знаю точно, как решался этот вопрос после указа о веротерпимости 1905 г. Но по 19 веку я Вам ссылку на работу А.А. Машковцева "Католики Вятской губернии во второй половине xix - начале XX В. : численный состав и размещение" уже давал. Это оттуда: "Конечно, поляки заключали браки с местными девушками православного вероисповедания, однако согласно тогдашнему законодательству дети, рождённые в подобных браках, считались православными."

А запись "оба православные", скорее всего написана священником автоматически, по-привычке.

Witold_Kucminski

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 07.10.2022 - 00:42

"запись "оба православные", скорее всего написана священником автоматически, по-привычке"

Наверное. Описки в метрических выписях даже мне встречались, хоть я их видел меньше десятка. Например, о рождении одного из детей записано "КуЗминские" вместо "КуЧминские".

Возможный ли вариант - допустим, Витольд, крещенный римско-католик, принял перед рождением ребенка православие? Но в метрике подробно не вписали? (Кстати, даже девичью фамилию жены не вписали).

Я интересуюсь фамилиями:
Кучминский Лютовский Оконский
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 5 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Девичью фамилию жены в метрику ее ребенка никогда не вписывали.

Допускать можно всё, но если бы он перешел в православие, тогда бы не указывали его римско-католическое вероисповедание.

Еще, что интересно, запись сделана в больничной церкви. Я считал, что у больничных церквей не должно быть приходов. Почему именно в больничной?

Какая из больничных церквей имеется ввиду? Их в Вятке было несколько. Я знаю о двух: в городке Земской губернской больницы и в женском Преображенском монастыре. Так же больничной считалась Трехсвятительская церковь Трифонова монастыря.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 5 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Нашел.

больницаСкорбяще-Богородицкая церковь при губернской больнице

Протоиерей Жилин Петр

Диакон в. п. Добрынин Михаил

Источник: Список священнослужителей и церковнослужителей Вятской епархии на 1 января 1917 года/ ЦГАКО, рукопись.

А Анфиса Евстигнеевна Вадиковская была начальницей Мариинского приюта в городе Вятке.

Witold_Kucminski

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 07.10.2022 - 00:42

"Девичью фамилию жены в метрику ее ребенка никогда не вписывали"

Я видел только единичные выписи о рождении - эту, моей бабушки, и детей А.И.Кучминского, и про всех его детей в книге Казанского костела была фамилия жены, например:

"Ветеринарного врача надворнаго советника Антона Ивановича и Паулины Каетановны урожденной Лютовской, Кучминских..."

Может быть это только в костеле было так заведено?

"Почему именно в больничной?"

Возможно, что отец девочки, Витольд Антонович Кучминский уже лежал в этой больнице - он был тяжело болен, и вскоре умер молодым...

А могла в этой больнице работать его сестра, учившаяся на медика. Но это предположения.

Спасибо за открытку. :)

Я интересуюсь фамилиями:
Кучминский Лютовский Оконский
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 5 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

У католиков с МК я не работал. Да, выражусь точнее. В МК православных церквей девичью фамилию матери обычно не записывали. Как исключение - могли, если мать родила вне брака и т.п.

Можно так же допустить, что роды произошли в больнице и мать эти 2 дня там и лежала, в больничной палате и могли окрестить.

Таня Водолей
Аватар пользователя Таня Водолей
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 52 минуты 48 секунд назад
Регистрация: 17.01.2017 - 22:51

"Почему именно в больничной?"

По-моему, ответ прост: ребенок появился на свет в родовспомогательном отделении данной больницы, а не дома. Семья то все же не крестьянская...)

Вот еще информация о данной больнице и фото есть 

https://kokbkirov.ru/%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D...

Приходилось листать МК католических церквей, и там, да, девичью фамилию матери всегда писали.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 5 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Да, Татьяна Анатольевна, уже внес правку выше, согласен, вполне вероятно.

Михаил68

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 3 часа назад
Регистрация: 16.02.2019 - 18:17

В документах по Воткинску много случаев перехода в православие связи с бракосочетанием. Это нормальное явление в те времена.

Я интересуюсь фамилиями:
Пермяков
Annastasia2992
Аватар пользователя Annastasia2992

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 38 минут назад
Регистрация: 10.10.2022 - 05:10

Здравствуйте! Да, это особенность записей в католических метрических книгах - указывать девичью фамилию матери, а при браке - имена родителей жениха и невесты. В разделе «об умерших» о тех, кто был женат и/или имел детей, писали: кто остался вдовствовать и кто дети.

А к вопросу вероисповедания - если один из супругов своей веры, а второй - православный, иноверец давал расписку, что обязуется воспитывать ребёнка в духе православной церкви и не чинить препятствий в этом. А в МК просто описка священника, про «оба православные». Переход в православное вероисповедание был необязателен.